Таблица 5. Концовка
Таблица 5 Композиционные элементы текста публичного выступления
► Следуя заявленной выше композиционной структуре, используя представленные в таблице приемы, рекомендуемые клише, составьте свой текст публичного выступления на одну из следующих тем: «Эта вечная проблема отцов и детей», «Почему не любят отличников», «Все мы родом из детства», «Незабываемое путешествие». 9. 5. Логические основы речи. Аргументация Несмотря на всю значимость начала и концовки речи, ее основное содержание, в том числе и вся аргументация, всё же содержится в основной части. Пути раскрытия темы могут быть различны, поскольку зависят от целей и задач дискурса ( текста, рассматриваемого в совокупности с нелингвистическими факторами, в первую очередь, коммуникативной ситуацией). Но в любом случае изложение материала должно быть последовательным и логичным. Структурная организация, используемые примеры – все должно «работать на идею», соответствовать намерениям оратора. В устной речи не следует прибегать к суждениям сложным и громоздким, не стоит злоупотреблять повторами (сказанное касается и повторения отдельных фраз и перефразированных, но близких по смыслу суждений). Важно также заранее продумать переходы от одной части к другой, используя, например, метатекстовые средства (наиболее употребительные из них названы в Приложении 5). Приводя в обоснование своего мнения аргументы, целесообразнее располагать их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала (согласно принципу усиления).
Итак, именно в основной части публичной речи излагаются доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса. Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве, а доказательство требует использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется аргументацией. Различают два вида аргументов: – рациональный аргумент, воздействующим на разум, логику слушателей; – иррациональный (психологический) аргумент, взывающий к чувствам и эмоциям. Хотя психологические аргументы и не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они играют очень важную роль. Почему? Наверное, большинство из нас согласится с тем, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и т. п. Рассмотрим разновидности аргументов подробнее. В таблицах 6 и 7 представлены примеры аргументов, которые могут быть использованы при разработке публичного выступления на тему «Эвтаназия: грех или благо? »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|