Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НОВАЯ ВОЛНА (2002—2005 годы)




В первые годы нового столетия начинается «массовое» издание книг по рунам. Продолжают переводиться и издаваться западные авторы (и интересные, и не очень), но главное отличие «новой волны» в литературе по рунам — это появление большого числа русскоязычных авторов.

В 2001 году в ростовском издательстве «Феникс» выходит пер­вая книга Сергея Батюшкова — «Амулеты и Талисманы. Практическая Магия Рун». Книга примечательна уже тем, что Батюшков стал первым российским автором этой самой «новой волны». Создавать собственную книгу на фоне уже опубликованных трудов мэтров — это очень непросто, особенно когда ты идешь первым. В остальном — процитирую обзор Сигвальда Годи:

«В своей книге Сергей Батюшков кратко излагает собствен­ный опыт в качестве пособия для начинающих практиков амулето- и талисманостроения. Книга написана простым и доходчи­вым языком, порой не без юмора, что еще более упрощает усвое­ние и без того нехитрого материала. Жаль только, что автор не снисходит до обоснования собственных утверждений, кроме разве что упомянутых вскользь Старшей и Младшей Эдд. Основная заслуга автора разработка ритуала освящения рунического амулета в трех вариантах: малый, большой и походный ритуал. Разумеется, данный материал не имеет ниче­го общего с древней Традицией, однако, во-первых, он в целом не противоречит ей (разве что вызывает смущение присутствие четырех стихий), во-вторых, он отвечает на столь распро­страненный вопрос новичков о том, как " включить" созданный предмет Силы или от чего плясать при разработке собственно­го ритуала».

В 2002 году питерская «Евразия», известная многими замеча­тельными книгами, перевела и выпустила в свет книгу Эдмунда Вебера «Руническое искусство». Можно только порадоваться и самому выходу на русском языке этой книги, и качеству перевода, и тому, что редактировать книгу взялся А. А.  Хлевов, обеспечив высокое качество подготовки издания.

Впервые книга была опубликована в фашистской Германии в 1941 году. Вебер не был, в отличие от некоторых других немецких рунологов того времени, офицером СС, но, конечно, время и место написания книги не могли не сказаться на ее «настроении». Тем не менее, книга написана абсолютно корректно, и политические воззрения автора никак не сказались на его объективности.

По структуре книга представляет собой ряд небольших вза­имосвязанных очерков, в совокупности своей достаточно полно характеризующих руническую традицию. Отлично охаракте­ризовал книгу в своем предисловии к русскому изданию А. А. Хлевов: «Подобно педантичному, но увлекающемуся и знающему школьному учителю опять же, учителю именно немецкому, Вебер ведет читателя от вопроса к вопросу [... ] Два образа возникают, когда размышляешь над страницами этой книги: первый — образ экскурсовода в строгом черном костюме, аккуратно показывающего длинной указкой на наи­более интересное из разложенного в витринах большого музея. И второй образ человека, предлагающего взглянуть на рабочий стол исследователя... »

Автор не дает привычных для книг «эзотериков от рунологии» пространных трактовок значений рун, но вопросы о сакральном значении и магическом применении рунических знаков, разуме­ется, затрагивает.

В 2003 году «Фаир-Пресс» перевел и издал «Руны и мисте­рии северных народов» Фрейи Асвинн, достаточно известного на Западе автора. Правда, в исходном варианте книга называлась существенно иначе — «Northern Mysteries and Magick: Runes and Feminine Powers», но про «женские силы» или «женское могуще­ство» издатель решил не упоминать, дабы, вероятно, не терять мужскую часть потенциальных покупателей. (К слову, можно отметить употребление специфического термина magick, введен­ного некоторыми викканскими и неоязыческими объединениями для различения с классическим англ. magic, сейчас принявшим — особенно в США — значение «фокус». )

«Руны и мистерии» — любопытная книга, несколько удивляю­щая избыточным феминизмом, но привлекающая широтой рас­сматриваемого материала. Не все утверждения автора могут вызвать стопроцентное согласие (но так вообще редко бывает в области рунологии), но в любом случае книга интересна, полезна и содержательна.

В период с 2002 по 2005 год в издательстве «Велигор» выходят в свет три книги Леонида Кораблёва, интереснейшего исследо­вателя исландской культуры:

«Графическая магия исландцев» (2002),

«Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев» (2003),

«Рунология Йоуна Оулафс-сона из Грюнна-вика. Исландские трактаты XVII века» (2005).

Все три книги интересны прежде всего тем, что созданы на основе богатейшего исландского этнографического и письменного материала, который благодаря Кораблёву стал доступен русскому читателю. Книги несколько хаотично структурированы, но это с лихвой искупается ценностью их содержания. Нет никаких сомнений, что все три эти книги должны быть частью библиотеки любого человека, серьезно интересующегося рунами.

Галина Бедненко («Руническая магия», 2003; «Школа рун: техника гадания и магический комментарий», 2006), несомненно, человек в сообществе российских эзотерических рунологов незаурядный. Так, например, первым ее появлением на литературно-рунологическом поприще стала изрядно злобная статья «О рунах: не веря, не любя. Германская магия в американ­ском исполнении», опубликованная еще в 1998 году[14]. В этом не очень большом тексте Бедненко не только успела «размазать по стенке» Эдреда Торссона, но и помянула Найджела Пенника, а заодно — и меня самого объявила автором «компиляций статей Е. А. Мельниковой»... Дело даже не в конкретных нападках (тем более что русское издание «Северной магии» Торссона дей­ствительно не лишено грешков), а в самом тоне статьи...

Но... вернемся к книгам. Скажу честно, я не очень верю в то, что можно эффективно использовать руны, не погружаясь в исто­рический и культурный контекст Северной Традиции. Я знаю, что Бедненко с этим контекстом прекрасно знакома, но... «Школа рун», например, включает едва десяток страниц, посвященных истории рун, и не содержит ни одного примера древних руниче­ских артефактов. Собственно говоря, непосредственно рунам посвящено лишь около трети книги; остальная часть — это рас­сказ о скандинавских богах, описание техник мифодрамы, прин­ципов скальдической поэзии и... «современной обрядовой кулина­рии». Эта последняя часть книги особенно любопытна; в ней можно найти, например, такие обрядовые блюда, как «десерт Муспелльхейм и Нифльхейм» из ванильного мороженого и конья­ка или «отрезвляющий напиток " Враги сожгли родную хату" »...

Впрочем, книги Галины Бедненко, несомненно, будут полезны для практика, особенно если он рассматривает руны, прежде всего, как инструмент самоанализа и психологической работы.

В 2004 году увидела свет книга Олега Шапошникова «Руническое Таро» (СПб., издательство «Невский проспект»). В анализе данной книги я полностью разделяю мнение Сигвальда Годи и потому, дабы не повторяться, снова процитирую его обзор:

«Олег Шапошников довольно уважаемый в среде рунологов теоретик и практик, автор множества исследований на тему рун, Северной Традиции, шаманизма и биоэнергетики. Не так давно он изложил в книге " Руническое Таро" часть своих исследо­ваний, до того представленных лишь на его Интернет-сайте. Как и у многих других авторов, большинство материалов этой книги являются результатом личной практики Шапошникова, а некоторые из них имеют довольно сомнительное отношение к древнему искусству, как, например, соотношение рун и карт Таро (впрочем, столь часто встречающееся у современных исследователей). Однако вызывает уважение стремление авто­ра совместно с коллегами по ремеслу постоянно развиваться, проверяя на прочность все предлагаемые теории.

Основная часть данной книги представляет собой компиля­цию из описаний значений отдельных рун различными известны­ми исследователями, а также коллегами автора по рунической работе и самим автором, включая его соображения касаемо соответствий рун камням, деревьям, цветам и руническим позам. Также приводится описание рунического оракула с ориги­нальными техниками, включая так называемое " руническое Таро". Излагается собственное мнение автора о " Заклинаниях Одина" и весьма интересная техника работы с Валькнутом в руническом круге. Завершают книгу примеры рунических формул на разные случаи жизни, основная часть которых построена на авторской технике связи рун с переходами между мирами в структуре Мирового Древа.

Книга полна интересных и свежих мыслей, многие из кото­рых хоть и не являются наследием древности, но вполне способ­ны приоткрыть завесу над многими тайнами рун разумеется, для тех, кто не устает искать. Наибольшая ценность этой книги состоит в множественности изложенных мнений по каж­дой из рун, что позволяет читателю, не ограничиваясь мнением одного автора, более полно увидеть то, что скрывают руны».

2005 год принес нам сразу несколько хороших книг по рунам, и первая из них, которую необходимо упомянуть, это работа Гезы фон Неменьи «Священные руны. Магические символы Севера», вышедшая в издательстве «Велигор».

Фон Неменьи — руководитель одного из языческих объедине­ний Германии. В июне 1998 года он представлял свою организа­цию и свою страну на I съезде WCER (World Congress of Ethnic Religions) в Вильнюсе; жаль, что мы так и не встретились на этих съездах: меня не было на первом, а позднее, когда я уже участвовал в работе WCER, туда не добирался он. Думаю, нам было бы о чём поговорить.

Книга фон Неменьи могла бы послужить примером того, как стоит строить книгу, посвященную рунам. Я прекрасно вижу и то, что структура «Священных рун», на мой, по крайней мере, взгляд, не идеальна, и то, что этот труд не лишен целого ряда недо­статков (их не лишена любая из наших книг). Но здесь я имею в виду сам подход автора к рассказу о рунах: фон Неменьи говорит сначала о Традиции и лишь во вторую очередь — о практике. Увы, это редкое достоинство.

Из недостатков книги следует отметить, например, очень местами странные выводы о происхождении формы рун (напри­мер, руны Райдо — от изображения изгибов дороги) и иногда не допустимые (на мой взгляд) трактовки их значений.

Не подлежит сомнению, что книга фон Неменьи — «не для всех» (всем порекомендую, например, брошюры Лизы Пешель). Но те, кто серьезно стремится к постижению рун, эту книгу, несо­мненно, оценили.

В том же 2005 году вышла книга Сергея Кормилицына «Тайны Рун. Наследники Одина» (Москва, издательства «Яуза», «Эксмо»). Это нужная, хорошая книга, но: а) она состо­ит из трех очень разных материалов, которые не стоило пытать­ся слить в одно целое, и б) она абсолютно неверно позициони­рована.

Основная часть книги — это новый русский перевод «Тайны рун» Гвидо фон Листа; мне было очень интересно сравнить его с нашим переводом, сделанным четырьмя годами раньше. Не знаю, почему Кормилицын не ссылается на наше издание, но — это его личное дело. Гораздо непонятнее другое: почему книга не была позиционирована как новое русское издание знаменитого труда фон Листа? У меня есть некоторые замечания и к переводу, и к трактовкам, но это уже совсем другой вопрос, — значимости рабо­ты это никак не снижает.

Две другие части книги — неравноценны. Первая представляет собой очень интересный очерк использования рун в Германии первой половины XX века. Эту часть — возможно, несколько рас­ширенную, — было бы удовольствием видеть отдельно изданной книгой.

А вот третью часть — свод трактовок значений рун разными авторами — можно было и вообще не печатать. Автор сам указы­вает, что часть информации скачал из Интернета, и даже приводит веб-ссылки. Можно было и ограничиться публикацией этих ссы­лок на пиратские сайты: кому нужно — сам скачает...

2005 год разродился еще одной книгой по рунам: это «Магия рун: Футарк классический и арманический» Евгения Колесова и Александра Торстена (издательство «КСП+»). Необходимо сразу сказать, что попытки связать воедино жестки­ми соответствиями все известные символические системы, чтобы создать некую великую «надсистему», не вызывают у меня серьезного доверия. Подобные системы вообще далеко не всегда сопоставимы (даже когда число элементов в них близко), неред­ко они используют разные «базы». А уж сопоставить «всё со всем»... В рамках данной книги авторы попытались сделать именно это — увязать (жестко увязать! ) между собой руны, астрологические образы, буквы еврейского алфавита, арканы Таро, алхимические символы, христианские и иудаистские пред­ставления, «архетипы артурового цикла». Так, например, руна f оказывается связана с «великой триадой Алеф-Мем-Шин», со словами Иисуса про «да любите друг друга», с образом Саваофа, с «путем Диониса», с арканом «Первосвященник» и с «артуровым архетипом ЯН». Дело не только в изрядной мешанине (что это, например, за артуров «архетип» с китайским названием, да и вообще такие концепции, как Ян или Инь, не являются архе­типами — ни в юнговском, ни в элиадевском смыслах), но и в том, что связывать северные руны с ветхозаветными образами или с мистикой еврейского алфавита, на мой взгляд, бессмыслен­но, да и опасно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...