Сосна первая. Имена Одина. Сосна вторая. Конь Одина. Сосна третья. Два Одина?. Сосна четвертая. Путь Одина
Сосна первая. Имена Одина Wodan, id est furor («Один, иже есть экстаз»), — так в своем знаменитом труде охарактеризовал этого бога Адам Бременский (XII век), имея, вероятно, в виду и самого бога, и его имя. Латинское furor имеет весьма широкий спектр значений (восторг, ярость, вдохновение, гнев и т. д. ), но все они сводятся к характеризации того или иного экстатического состояния. Так же и само имя Один (Водан), восходящее к общегерманской основе wud, wuoth, odh, передающей спектр значений ярость-бешенство-дух, характеризует этого бога как носителя священного безумия, священного экстаза. Средневековые северные тексты изобилуют описаниями священного безумия «подданных» Одина — поэтов-магов, для которых оно становится источником экстатического вдохновения; воинов-берсерков, в состоянии экстаза обретающих сверхъестественные физические возможности; наконец, пророков, в состоянии священного безумия рассказывающих людям о природе Мира и богов или открывающих будущее. Сосна вторая. Конь Одина У Одина немало имен, и многие из них, этимологически не связанные с основой odh, тем не менее, возвращают нас к тому же смысловому оттенку, о котором мы только что говорили. Одно из таких имен — Игг, «ужасный». От этого имени, в частности, образовано и имя Мирового Древа в скандинавской Традиции — Иггдрасиль, что в переводе означает «Скакун Игга», т. е. Одина. Но мы помним, что, согласно мифологии, скакун Одина — Слейпнир, восьминогий конь, на котором Всеотец (еще одно имя) путешествует между мирами. А ведь Древо Жизни действительно пронизывает все миры Традиции... Говоря вообще, ритуальное залезание на дерево — классика шаманских практик, обратитесь ли вы к коренным народам Сибири и Дальнего Востока или к аборигенам совсем уж далеких земель. Дерево, вертикально установленный столб, различные образы «лестницы-на-небеса» весьма характерны для шаманизма, а мотив путешествий между мирами (в том числе — осуществляемых с их помощью) вообще является определяющим для шаманских культов.
К слову, с этой точки зрения многие связанные с Одином мифы можно рассматривать как «классику» шаманской мифологии. Так, Один спускается в мир мертвых, Хель, чтобы разбудить мертвую Вельву, которая рассказывает ему о судьбах мира (см эддическую песнь «Прорицание Вёльвы»). Сосна третья. Два Одина? Итак, мы заговорили о шаманизме. Вот, Большая советская Энциклопедия, например, пишет. «Шаман (эвенкийск. возбужденный, исступленный человек), служитель культа, наделенный способностью вызывать у себя состояние экстаза... » Ничего не «режет ухо»? «Человек», «служитель культа»?.. Вообще-то мы говорили о боге. Или... уже нет? Сага об Инглингах, Сага о Вельсунгах, «Деяния датчан» Саксона Грамматика — неполный список древних источников, которые говорят об Одине, как об одном из древних королей. Два древних европейских королевских рода — Скьельдунги и Вельсунги — ведут от него свой род. Должны ли мы предположить, что где-то по ходу разговора перед нами возник совсем другой, второй Один — уже человек? Вообще, это заманчиво. Уже хотя бы потому, что годы его жизни, определяемые — пусть и условно — по названным текстам (первые века нашей эры), действительно совпадают со временем возникновения Футарка. И ещё потому, что это позволило бы объяснить строки «Речей Высокого»:
Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину... Однако Традиция диалектична Противоположности в ней далеко не всегда являются альтернативами. Помните, как там, в «Речах Высокого», дальше:
... пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же... И это, к слову, уже не совсем шаманский момент... Совсем не шаманский. Противоположный. Сосна четвертая. Путь Одина Ну, и еще одно. Давайте обратим внимание на последние строки из процитированных строф Эдды. «Поднял я руны... » В других русских переводах можно встретить трактовку «собрал», — суть не меняется. Где именно Один мог собрать, поднимая с земли, руны? Очевидно — на своем пути через миры Иггдрасиля. Но ведь речь явно не идет о деревянных плашках с нанесенными на них руническими знаками. Тогда о чем? ... Сейчас известно несколько подобных рунам систем, называемых иногда «замкнутыми ассоциативными системами принципов». Один из примеров — Старшие Арканы Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы древнего еврейского алфавита, и 64 гексаграммы китайской Книги Перемен. Понятие «замкнутой системы принципов» употреблено здесь в том смысле, что, пользуясь этими и только этими принципами, можно описать любую возможную ситуацию и любой сценарий ее развития... Так что поднимал Один на своем пути? Ситуации? Возможности? Сценарии развития? Так вот, Футарк — не набор символов, Футарк — последовательность. В конечном итоге — описание Пути, который прошел Один. А значит — и Пути, который лежит перед нами. Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги и Один их вырезал. Речи Высокого, 142 Мастера рун Стремясь проникнуть в сущность рунического Искусства, мы не можем не задумываться о людях, которые владели этим Искусством до нас. Мастера рун назывались в древней Скандинавии эрилями, а в средневековой германской Европе — рунемейстерами. Первые упоминания о них мы встречаем в III—IV веках в надписях на рунических артефактах; последние — в сказочных и околофольклорных исландских текстах XVII—XIX веков. Происхождение слова эриль (рун. erilaR ) неоднозначно, но весьма интересно. Еще в начале XX века его пытались связать с этнонимом герулы, обозначающим соответствующее древнегерманское племя. Мне это предложение представляется необоснованным, хотя и допустимым. Позднее Линдквист предполагал, что это может быть имя собственное, со временем ставшее нарицательным, — тоже допустимо, но очень маловероятно. Некоторые исследователи прямо сопоставляли слово эриль с исландским jarl, «ярл», но такое мнение «в чистом виде» тоже не прижилось.
Наиболее интересным мне представляется высказанное де Фрисом предположение о существовании в древности некоей протолексемы, обозначавшей владыку «в целом» (без разделения на сакральную и социальную роли) и соответствовавшей первой функции в известной индоевропейской божественной триаде Ж. Дюмезиля. В более поздние времена, по мнению де Фриса, эта лексема развилась в два независимых слова: *erla - «светский владыка» (отсюда — jarl ) и *erila - «владыка-маг» (отсюда erilaR ). Эта гипотеза прекрасно сочетается с диалектичностью образа самого Одина, владыки рун, — одновременно «Бога Князей» и «Бога Магов». Находит она подтверждение и в эддической «Песни о Риге», процитированной выше: Кон юный, о котором идет речь в приведенной цитате ( Konr Ungr оригинала), чье имя стало нарицательным для скандинавских властителей ( konungr ), становится светским повелителем, одновременно выступая и как маг. Отметим, что отца Кона, ставшего первым конунгом, зовут Ярл. Любопытно, что среди мастеров рун были не только мужчины. Так, в 1979 году в Германии была обнаружена руническая надпись, перевод которой звучит следующим образом: «Блитгунд руны начертала». Блитгунд — женское имя, и это означает, что в раннем Средневековье были женщины, владевшие руническим Искусством. Свидетельства о том, что немало мудрых женщин Севера обладало знанием рун, предоставляют нам и саги, и эддические тексты. Все в той же Старшей Эдде Сигрдрива, подавая Сигурду рог с питьем мудрости, произносит. Клену тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие и радости руны. Речи Сигрдривы, 5 Собственно, именно после этого она и произносит свой знаменитый монолог о магии рун, часть которого была процитирована в предыдущем разделе, и который уже в наше время стал источником дебатов о «Футарках Сигрдривы», «группах рунической магии» и т. д.
Наивысший расцвет мастера рун переживали в ранний — классический — период рунического Искусства, когда использование Старших рун было повсеместным. Многие из надписей, выполненных Футарком, сохраняют для нас не только термин, применявшийся в те времена для обозначения мага, владеющего рунами, — эриль — но и имена этих магов. Это — время безраздельного господства Традиции. Я уже упоминал, что тогда, в течение более чем полутысячелетия, сохранялся не только внешний вид рунических символов, но даже формальный язык составления рунических надписей. Это — время, когда каждый мастер рун считал необходимым, составляя более или менее сложное заклинание, запечатлеть в нем свое имя — ибо принимал на себя личную ответственность за то, что случится с трупом, лежащим под данным камнем, или с человеком, носящим данный амулет. Интересно, что при этом действующим заклинанием могла служить и просто сама надпись, содержащая имя мастера рун: Я, такой-то, руны начертал... Ситуация начала меняться одновременно с вытеснением Футарка Младшими рунами. Если говорить более корректно, — это были последствия единого процесса: деградации Традиции. Руны древности заменялись упрощенными, более удобными для бытового письма Младшими рунами; эрилей сменяли мастера рун, не оставившие нам своих имен в бесчисленных поздних надписях на камнях. И тем не менее эти — раннесредневековые — мастера рун ещё владели и рунической магией, и скальдической поэзией (вспомните того же Эгиля). Но приходит новое время, и мастера рун превращаются либо в деревенских колдунов, помнящих несколько сложных вязаных рун, но уже не умеющих ни писать, ни читать (поздняя Исландия), либо в деревенских же старост, просто фиксирующих рунами рождения и смерти сородичей (поздняя Швеция)... ... Работая в рамках данной книги, мы будем апеллировать, в основном, к первому периоду истории рунического искусства и соответственно к древнейшим мастерам рун. Возможно, нам не хватит знания; возможно, нам не хватит понимания. Мы будем отступать в более поздние времена, чтобы дополнить наши знания тем, что сохранилось через столетия; многое мы будем достраивать сами, не имея иных источников, кроме интуиции и воли богов. Но мы в любом случае будем возвращаться к «классике», чтобы иметь право запечатать созданное заклинание классическим
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|