Повествование о поступках людей (персонажей) и мотивах этих поступков; об их умонастроении, судьбах и т. д. ведётся от 3-го или 1-го лица
Изображение носит наглядно-описательный характер.
Изображаемые события представлены как имевшие место в прошлом и абсолютно завершённые
Текст представляет собой сплав речи повествователя и персонажей.
Объём текста ограничен его жанровой принадлежностью
Эпопея
Роман
Повесть
Рассказ
Новелла
Очерк
Эпическая поэма
Драма
Воссоздает события, поступки людей, их взаимоотношения как бы непосредственно совершающиеся в настоящем времени перед глазами читателя или зрителя.
Между изображаемым и читателем (слушателем) нет посредника-повествователя.
Текст представляет собой цепочку высказываний (реплик и монологов) персонажей.
Предназначается для постановки на сцене в форме спектакля. Объём текста ограничен временными рамками спектакля
Трагедия
Комедия
Драма
Мистерия
Исторические хроники
Водевиль
Мелодрама
Трагикомедия
Фарс
Лирика
Предметом изображения является внутренний мир человека, состояние его сознания: его ощущения, мысли, чувства, переживания, устремления и т. д.
Событийность не является главным объектом изображения и может вообще отсутствовать.
Переживания представлены как принадлежащие субъекту речи (лирическому герою) и не столько изображаются, сколько выражаются в субъективно-эмоциональной форме.
Объём текста относительно небольшой
Ода
Элегия
Песня
Дума
Лирическое
стихотворение
Лирическая поэма
► Всегда ли художественное произведение вызывает у Вас эстетическое чувство?
► Может ли художественный текст выступать в качестве источник информации?
► Чтение каких художественных произведений Вы рассматриваете как способ приятного времяпрепровождения?
► Какие художественные произведения Вам хотелось бы перечитать? С какой целью?
Рекомендуемая литература
1) Введенская Л. А., 2002
Гл. 2, § 4
Функциональные стили литературного языка
2) Голуб И. Б.
Гл. 2
Использование языковых средств в функциональных стилях
3) Данцев А. А.
Гл. 5, § 4
Специфика разговорного стиля
4) Невежина М. В.
Гл. 12
Разговорная речь
5) Сидорова М. Ю., 2005
Лекция 10
Разговорная речь
6) Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Разговорная речь»
Приложение 1. ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Таблица 1
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ и гласных ЗВУКОВ
Правило
Написание слова
Правильное
произношение слова
I. ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОГЛАСНЫХ
1. 1. Звук [г] является взрывным
другой
дру[г]ой
Слова-исключения:
бухгалтер, ага, Бог
бу[γ ]алтер, а[γ ]а, бо[х]
1. 2. Звуки [ч] и [ш, ] всегда являются мягкими
точка, ещё
то[ч]ка, е[ш, ]о
1. 3. Звуки [ц], [ш] и [ж] всегда являются твёрдыми
цепь, машина,
женский
[цэ]пь, ма[шы]на,
[жэ]нский
II. Правила изменения произношения согласных
2. 1. Парный звонкий согласный на конце слова оглушается
напротив, парад,
сапог, сугроб
напроти[ф], пара[т],
сапо[к], сугро[п]
2. 2. Парный звонкий перед парным шумным согласным оглушается
Слова-исключения:
сказка, сладкая,
ложка, улёгся
ска[с]ка, сла[т]кая, ло[ш]ка, улё[к]ся
легкое, мягкий
лё[хк]ое, мя[х, к]ий
+ однокоренные с ними слова
2. 3. Парный глухой перед парным звонким согласным озвончается
Исключение: Перед [в] согласные не озвончаются
просьба, отбежать,
вокзал, сделал
про[з, б]а, о[дб]ежать,
во[гз]ал, [з, д, ]елал
творец, квадрат
[тв]орец, [кв]адрат
2. 4. Согласные перед [j] произносятся мягко
пью, лисья, рьяно
[п, j]ю, ли[с, j]я, [р, j]яно
2. 5. Согласный [н] перед [ш, ] произносится мягко
женщина, сменщик
же[н, щ]ина, сме[н, щ]ик
2. 6. Согласные перед мягкими [т], [д], [н] произносятся мягко
мо[с, т, ]ик, ле[с, н, ]ик, о[д, н, ]и, у[з, д, ]ечка,
ба[н, т, ]ик, по[д, д, ]еть
мостик, лесник,
одни, уздечка,
бантик, поддеть
2. 7. Согласные [т] и [д] перед [ц] или [ч] произносятся как [тц] и [тч]