Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБРАЗОВАНИЕ и употребление ГЛАГОЛьных форм




ОБРАЗОВАНИЕ и употребление ГЛАГОЛьных форм

Правило Неправильный  вариант Правильный  вариант
5. 1. Не употребляются формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других   Я убежу его   Я смогу убедить его
5. 2. Соответствующими норме являются следующие формы повелительного наклонения:   взгляни, выйди, выставь, высунь, высыпь, закупорь, лакомься, откупорь, положи, почисть, уведомь, не морщь, не корчь, не кради, не порть положь на место едь быстрее ехай спокойно ездий медленнее езжай положи на место поезжай быстрее поезжай спокойно поезжай медленнее      поезжай  
5. 3. Не употребляются формы повелительного наклонения от глаголов типа видеть, мочь, хотеть и некоторых других     Не моги брать вещи без спроса   Не бери вещи без спроса
5. 4. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, совершаемое «подлежащим», поэтому не может быть употреблен: • в безличном предложении (Посмотрев этот фильм, мне стало непонятно…); • в предложении, выраженном страдательной конструкцией (Приехав в госпиталь, больные будут осмо-трены);   Услышав эти слова, стало горько   Получив ранение, солдат был спасен   Услышав эти слова, я расстроился   Получивший ранение солдат был спасен  
 • если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (Возвращаясь домой, меня застиг дождь) Войдя в комнату, меня охватил страх Когда я вошёл в комнату, меня охватил страх или Войдя в комнату, я испугался
5. 5. Деепричастные формы не образуют некоторые односложные глаголы типа ткнуть, печь, бить, лить и др.   Режа хлеб, я поранила палец   Когда я резала хлеб, то поранила палец
5. 6. Однородные сказуемые должны быть выражены одной частью речи. Однородные сказуемые, выраженные глаголами, должны быть, как правило, одного времени и вида Река полноводна и протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказывает в нём о своей новой работе Река полноводна, она протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказал в нём о своей новой работе

Таблица 6

УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ

Правило Неправильный вариант Правильный вариант
6. 1. Нельзя объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические структуры. Например: Необходимо купить мебель ком-пактную и которая подошла бы нам по цвету   Они въехали в дом, недавно построенный и который располагался на окраине города   Они въехали в недавно построенный дом, который располагался на окраине города
6. 2. Ошибочна постановка рядом двух равнозначных (синонимичных) союзов. Например:  Мама считает, что будто мы не опоздаем     Мальчик отвернулся, словно как будто обидевшись     Мальчик отвернулся, словно обидевшись
6. 3. В сложноподчинённом предложении недопустим повтор союзов (союз-ных слов), если они не соединяют однородные придаточные предложения. Например:  Мы посмотрели пьесу, которая недавно была поставлена в ТЮЗе, спектакли которого нам нравятся     Он сознался в том, что забрал ту рукопись, что была уже отредактирована   Он сознался в том, что забрал ту рукопись, которая была уже отредактирована
6. 4. Составными сопоставительными[45] союзами соединяются только однородные члены предложения. Например: Поздравить учителя пришли как коллеги, так и ученики. Нельзя нарушать состав сложного союза (типа Поздравить учителя пришли не только коллеги, а также ученики)   Мы не только посетили музеи, но и театр   Мы посетили не только музеи, а также театр   Мы посетили не только музеи   Мы посетили не только музеи, но и театр   Мы посетили музеи, а также театр
6. 5. Предложение с прямой речью оформляется как бессоюзное сложное предложение.  Например: А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»   Больной признался, что: «Я не полоскал горло».   По мнению Грибоедова: «Злые языки страшнее пистолета»   Больной признался: «Я не полоскал горло»   По мнению Грибоедова, «злые языки страшнее пистолета»
6. 6. Придаточная часть предложения с косвенной речью должна включать информацию о третьем лице. Например: А. С. Пушкин писал, что он «памя-тник себе воздвиг нерукотворный»   Ахматова пишет, что «шаги мои были легки»   Ахматова пишет, что шаги её «были легки»

 Приложение 3. ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Таблица 1

УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА

В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ И СОЧЕТАЕМОСТЬЮ

  Правило   Неправильный вариант Правильный вариант  

1. 1. Слово должно употребляться в соответствии с его лексическим значением, указанным в Толковом словаре

Его карьера в театре началась с незаметной должности амплуа.   Мне не нравится фонетика слова «видак» Его карьера в театре началась с амплуа героя-комика   Мне не нравится звучание слова «видак»                     или Слово «видак» неприятно звучит  

1. 2. При употреблении слова необходимо учитывать его способность сочетаться с теми или иными словами его лексическую сочетаемость.

Например: чёрствый хлеб – правильно;

                  чёрствая конфета – неправильно

  Он изучает заморские языки   Мы твёрдо верили в неминуемую победу   Он изучает иностранные языки   Мы твёрдо верили в победу / неминуемое поражение  

1. 3. Нельзя взаимозаменять:

• паронимы – однокоренные слова с разным лексическим значением.

Например:  невежа и невежда, узнать и признать, роспись и подпись;

•парономазы – звукоподобные, но неоднокоренные слова

Например: нары, нарты и  нарды, брезжить и  брюзжать

 

    Он чувствовал нетерпимую боль   Детям нравится кататься на экскаваторе в метро   Он чувствовал нестерпимую боль     Детям нравится кататься на эскалаторе в метро  

1. 4. Не следует употреблять в пределах одного предложения:

•близкие по смыслу слова → тип ошибки – плеоназм

Например: главная суть, глубокая бездна;

однокоренные слова или иноязычное слово и русское, дублирующее его значение тип ошибки – тавтология  

Например: местные аборигены, народный фольклор

  Я поселилась жить в городе     В организации есть свободные вакансии   Это моя автобиография   Я поселилась в городе     В организации есть вакансии     Это моя биография  

1. 5. При употреблении слов нужно учитывать время их появления, связь с определённой исторической эпохой тип ошибки   анахронизм  

Например: Н. В. Гоголь объездил всю Россию на автотранспорте

 

    Последние годы жизни А. А. Ахматовой связаны с Петербургом     Последние годы жизни А. А. Ахматовой связаны с Ленинградом  

Окончание табл. 1

1. 6. При противопоставлении необходимо использовать слова с противоположным значением, одной части речи – антонимы.

Например: Эта сумка не дешёвая – она дорогая

 

  Ребята, посещающие наш клуб не равнодушны, а любопытны.   Он не лентяй, а много делает   Ребята, посещающие наш клуб, не равнодушны, а любознательны.   Он не ленивый, а трудолюбивый  

1. 7. Нельзя сопоставлять

• несопоставимые понятия

Например: Окраска степной лисы отличается от лесной лисы;

• родовые и видовые понятия

 Например: Нужно заготовить корма для животноводства;

• конкретные и обобщённые понятия, подменяя одно понятие другим, → тип ошибки – алогизм

Например: Мы искупались в водоёме

 

  Композиция «Мёртвых душ» имеет много общего с «Божественной комедией»   Гостей потчевали разнообразным набором блюд     Посещать больного в шляпе, пальто, сапогах не разрешается   Композиция «Мёртвых душ» и «Божественной комедии» во многом сходна   Гостей потчевали разнообразными блюдами     Посещать больного в головном уборе, верхней одежде и уличной обуви не разрешается  

1. 8. Не следует сознательно (из ложной деликатности) и немотивированно смягчать в речи отрицательную оценку, используя эвфемизмы типа: Оннедостаточно много занимается

 

    Арестован чиновник, который принимал подарки         Арестован чиновник, бравший взятки  

1. 9. Употребляя фразеологизмы, не следует

•нарушать состав фразеологизма

Например: Это у меня вырвалось с языка;

•смешивать два разных фразеологизма → тип ошибки – контаминация

Например: Зал был набит до отвала

 

  Мы начали работать скрепя сердцем   Чаша моего терпения лопнула   Мы начали работать скрепя сердце   Чаша моего терпения переполнилась                                      или Моё терпение лопнуло    

1. 10. Случайный пропуск слова может привести к искажению смысла высказывания тип ошибки двусмысленность

Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трёх лет, будут выкладываться в архив

 

  Владельцы без намордников и прививок не будут допущены к соревнованиям   Владельцы собак без намордников и прививок не будут допущены к соревнованиям      

1. 11. Следует учитывать тот факт, что при употреблении многозначного или омонимичного слова такжеможет возникнуть двусмысленность

Например: Мы побывали на дне науки

    В кустах Выксунского района прошли собрания трудовых коллективов     На предприятиях Выксунского района прошли собрания трудовых коллективов    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...