| Правило
| Неправильный вариант
| Правильный вариант
|
2. 1. Не следует неуместно и необоснованно использовать слова с ярко выраженной стилистической окраской в чуждом им контексте:
|
|
|
• термины в ненаучном тексте (псевдонаучность изложения);
| Некоторые певцы исполняют русские народные песни с элементами подражательства иностранной манере звукоизвлечения
| Некоторые певцы при исполнении народных песен подражают иностранной манере
|
• разговорные слова и выражения в строгих стилях
| Результаты проверки, проведённой нашей комиссией, позволяют сделать вывод: в деле газификации районных центров работы непочатый край
| Результаты проверки, проведённой нашей комиссией, позволяют сделать вывод: в деле газификации районных центров предстоит много работы
|
• элементы официально-делового стиля ( канцеляризмы ) в текстах других стилей
| Мы очень обеспокоены недокомп-лектом педагогических кадров в нашей школе
| Мы очень обеспокоены тем, что в нашей школе не хватает педагогов
|
• устаревшие слова
| Спонсоров в театре привечали гостеприимно
| Спонсоров в нашем театре встречали гостеприимно
|
• неологизмы,
| Передача идёт в несмотрибельное время, отнюдь не в прайм-тайм.
| Передача идёт в дневное время, поэтому её смотрит небольшое количество зрителей
|
• иностранные слова
| Я очень люблю модуляции её голоса
| Мне нравится её пение
|
2. 2. Профессиональная лексика может использоваться только в сфере профессиональной деятельности
|
Считаем, что необходимо установить точные сроки внесения органики в почву
|
Считаем, что необходимо установить точные сроки внесения органических удобрений в почву
|
3. 3. Не допустимоупотребление
• просторечных слов
• жаргонизмов
• диалектизмов
|
Художник Дали совсем офонарел
Паровоз мчался по первопутку
|
Создана необычная скульптура художника Дали – в виде светильника
Паровоз мчался по запорошенным снегом рельсам
|
Таблица 1
Разновидность
| Примеры1
|
Своя
(принадлежащая субъекту речи)
| ♦ Вероятно, нет необходимости подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле
♦ Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно
♦ Этот день мне запомнится надолго
|
Чужая
индивидуальная
или
коллективная
| ♦ Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания
♦ Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде
|
♦ Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка
♦ Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церкви к апокрифической литературе было сложным
|
Обобщённо-неопреде-
лённая
| ♦ Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью
♦ Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают
|
Таблица 2
Языковые способы
| Примеры
|
Местоимения (личные, определительные и др. )
| ♦ Мывовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно
♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта?
|
Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением
| ♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом
♦ У многих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд
♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются
|
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
| ♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения
♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» < …> лице лектора
|
Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой
| ♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности?
♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста < …> порождается вместе
с ним и его восприятием
|
Окончание табл. 2
|
Вводные слова и выражения
| ♦ Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз
♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно?
|
Прямая речь, цитирование
| ♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные спо-собы убеждения относительно каждого предмета»
♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного? »
|
Ссылки
| ♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать (Аристотель. Риторика. 1358 в. 10)
♦ ф. Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1 ---------------------------------------------------------------------------------
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333.
|
Слова и
выражения
с семантикой
|
восприятия
| ♦ Видимыйнам мир изменчив и непостоянен. Вещи < …> со временем приобретают различный облик
♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку
|
оценки
| ♦ Разумное и правильное слово всегда ценится высоко
♦ Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться
|
знания- мнения
| ♦ В сознании говорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения
♦ Филологической науке известныдвадцать четыре источника изобретения речи
|
речи
| ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых?
♦ Споров, которые ведутся вокруг этого места древней рукописи, немало
|
модальной
| ♦ Слово может иметь много значений, и они должныбыть закономерно связаны между собой
♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надоприслушиваться
|
эмоциональной
| ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищаетмиллионы читателей своей необычной проницательностью
♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык
|
Суффиксы и приставки, передающие субъективно-эмоциональную оценку
| ♦ Квартира у вас большущая
♦ Ну и вредная старушенция!
♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно
|
Связочные глаголы в составном именном сказуемом
| ♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считается Иван Фёдоров
♦ Понятия именуютсясловами языка
|
Вставные конструкции
| ♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное
♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле слова) эксперименты
|
Междометия, частицы с соответствующей семантикой
| ♦ Ну что вы, господь с вами, какой роман!
♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой?
|
Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие
| ♦ В то же время Афины были «большой деревней»
♦ Было проведено более 5000 (! ) опытов
♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат
|
Интонация
| ♦ Ты его больше слушай! (может выражать поощрение, иронию, осуждение и др. )
|