Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 2. Употребление слова. В соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием. • устаревшие слова. • иностранные слова




Таблица 2

УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА

В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО КОММУНИКАТИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

  Правило   Неправильный вариант Правильный вариант

2. 1. Не следует неуместно и необоснованно использовать слова с ярко выраженной стилистической окраской в чуждом им контексте:

 

   

• термины в ненаучном тексте (псевдонаучность изложения);

Некоторые певцы исполняют русские народные песни с элементами подражательства иностранной манере звукоизвлечения Некоторые певцы при исполнении народных песен подражают иностранной манере  

• разговорные слова и выражения в строгих стилях

Результаты проверки, проведённой нашей комиссией, позволяют сделать вывод: в деле газификации районных центров работы непочатый край Результаты проверки, проведённой нашей комиссией, позволяют сделать вывод: в деле газификации районных центров предстоит много работы  

элементы официально-делового стиля ( канцеляризмы ) в текстах других стилей

Мы очень обеспокоены недокомп-лектом педагогических кадров в нашей школе Мы очень обеспокоены тем, что в нашей школе не хватает педагогов  

• устаревшие слова

Спонсоров в театре привечали гостеприимно   Спонсоров в нашем театре встречали гостеприимно

• неологизмы,

Передача идёт в несмотрибельное время, отнюдь не в прайм-тайм.   Передача идёт в дневное время, поэтому её смотрит небольшое количество зрителей

• иностранные слова

Я очень люблю модуляции её голоса Мне нравится её пение    

2. 2. Профессиональная лексика может использоваться только в сфере профессиональной деятельности

 

  Считаем, что необходимо установить точные сроки внесения органики в почву   Считаем, что необходимо установить точные сроки внесения органических удобрений в почву

3. 3. Не допустимоупотребление

• просторечных слов

• жаргонизмов

• диалектизмов

  Художник Дали совсем офонарел     Паровоз мчался по первопутку   Создана необычная скульптура художника Дали – в виде светильника   Паровоз мчался по запорошенным снегом рельсам  

 

 

Приложение 4. Точка зрения и языковые средства её выражения

                                                                                                                                                     Таблица 1

разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности

Разновидность Примеры1
Своя (принадлежащая субъекту речи) ♦ Вероятно, нет необходимости подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле ♦ Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Этот день мне запомнится надолго

Чужая

индивидуальная

 

или

 

коллективная

 

♦ Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания ♦ Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде
♦ Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка ♦ Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церкви к апокрифической литературе было сложным
Обобщённо-неопреде- лённая ♦ Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью ♦ Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают  

 

                                                                                                                                                    Таблица 2

                             ЯЗЫКОВЫЕ Способы выражения точки зрения

Языковые способы

Примеры

 

 Местоимения (личные, определительные и др. )

Мывовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта?

Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением

♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целомУ многих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд ♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения ♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» < …> лице лектора

Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой

♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности? ♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста < …> порождается вместе  с ним и его восприятием

Окончание табл. 2

Вводные слова и выражения

Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз ♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно?

 Прямая речь, цитирование

♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные спо-собы убеждения относительно каждого предмета» ♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного? »

 

Ссылки

♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать (Аристотель. Риторика. 1358 в. 10) ♦ ф. Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1 ---------------------------------------------------------------------------------                   1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333.

 

Слова и

выражения

с семантикой

  восприятия Видимыйнам мир изменчив и непостоянен. Вещи < …> со временем приобретают различный облик ♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку
  оценки Разумное и правильное слово всегда ценится высокоЦивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться
  знания- мнения В сознании говорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения ♦ Филологической науке известныдвадцать четыре источника изобретения речи
  речи ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых? ♦ Споров, которые ведутся вокруг этого места древней рукописи, немало
  модальной ♦ Слово может иметь много значений, и они должныбыть закономерно связаны между собой ♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надоприслушиваться
эмоциональной   ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищаетмиллионы читателей своей необычной проницательностью ♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык

Суффиксы и приставки, передающие субъективно-эмоциональную оценку

♦ Квартира у вас большущая         ♦ Ну и вредная старушенция! ♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно

Связочные глаголы в составном именном сказуемом

♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считается Иван Фёдоров  ♦ Понятия именуютсясловами языка

Вставные конструкции

♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное ♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле слова) эксперименты

Междометия, частицы с соответствующей семантикой

Ну что вы, господь с вами, какой роман! ♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой?

Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие

♦ В то же время Афины были «большой деревней» ♦ Было проведено более 5000 (! ) опытов ♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат

Интонация

♦ Ты его больше слушай! (может выражать поощрение, иронию, осуждение и др. )

Приложение 5. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА

                                                                                                                                       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...