Князь: Божественный Человек
sar Прочтение этой формулы как с учетом особенностей построения трехчастных рунических заклинаний[181], так и без такового дает нам: «Странствие под водительством богов в поисках Силы». Это Странствие-поиск, как уже говорилось, не имеет цели, только направление. И это направление — Святой Грааль, познав который рыцарь становится Князем. Князь: Божественный Человек Многие исследователи сходятся в том, что в артуровской традиции реальность исторического Артура, военного вождя и кельтского короля, противостоявшего натиску германских племен с востока, отходит на задний план по сравнению с архетипическим образом Повелителя Мира, единственного Истинного Короля, каким выступает Артур в сказаниях. Точно так же историческая реальность Владимира Святого не играет никакой роли в былинах киевского цикла, рисующих великое царство солнечного Владыки. Оба этих образа являют собой отражение традиционных представлений о божественном Князе[182], человеке, принадлежащем третьей ступени развития, обладающем дивья-бхавой, используя терминологию Тантры. Нордическая мифология отражает дуальность пути человека, поднявшегося на эту ступень. Так, сам Один, верховный бог скандинавского пантеона, выступает перед нами как божественный Князь и как божественный Маг. О той же дуальности говорят буддийские сказания, говорящие, что Сиддхартхе (будущему Будде Шакьямуни) было предсказано стать либо буддой, пробуждённым учителем, либо чакравартином—«тем-кто-вращает-колеса [бытия]», Повелителем Мира. Таким образом, второй путь человека, достигшего третьей ступени традиционного нордического посвящения, — это путь великого Мага, какими были, вероятно, Мирддин Эмбрэйс Вледиг (Мерлин), Аполлоний Тианский и другие.
... С образом короля Артура связано еще одно пророчество, дополняющее пророчество Старшей Эдды (заколосятся хлеба без посева). ARTHURUS REX QUODAM REXQUE FUTURUS — «Артур, Король Былого и Грядущего» — так называют легендарного короля источники...
Приложение 7 К вопросу о рунической письменности у балтов: несколько памятников Данная небольшая заметка не имеет цели всестороннего рассмотрения вопроса, вынесенного в её название; напротив, она, скорее, предназначена для того, чтобы всего лишь обозначить сам данный вопрос и кратко обсудить некоторые связанные с ним исторические памятники. В целом, проблема существования дохристианской письменности у балтских народов не является новой; она обсуждалась, хотя и не так жарко, как проблема славянских рун. Предположение о наличии у балтов эпохи позднего железа и раннего Средневековья некоей сакрализованной системы письма имеет ряд «теоретических» предпосылок, среди которых необходимо отметить, например, принадлежность балтов к североевропейской группе индоевропейских народов, для которой характерно использование рунического письма, и их вовлечённость в культурную жизнь циркум-балтийского региона, в рамках которого формировалась и развивалась руническая письменность. И то, и другое, разумеется, — именно «теоретические предпосылки». Несколько большее значение имеет факт наличия у литовских и латышских племен развитой системы руноподобных сакральных символов — именно системы. Возможно, одно из поздних «отражений» этой системы мы видим на так называемом «скипетре Гедимина» — деревянном литовском календаре XIV века, описанном еще М. М. Гусевым[183]. В отличие от более поздних деревянных календарей Литвы (XVII век и позднее), на которых использованы знаки, несомненно, восходящие к Младшим скандинавским рунам[184], знаки, обозначающие месяцы на «скипетре Гедимина», не могут быть соотнесены с германским руническим письмом. Но и это — не более чем пример использования определенной системы знаков.
Конечно, единственным однозначным доводом в пользу существования письменности могут служить только памятники письменности. Такие памятники на землях, искони и по сей день занимаемых балтскими народами, существуют; в большинстве своем — это надписи на литовских священных камнях, описанные в работах, например, П. Тарасенки[185] и Р. Матулиса[186] (см. рис. ). Необходимо отметить, что, говоря о памятниках дохристианской письменности из балтских земель, мы — в данном контексте — намеренно оставляем в стороне целую группу памятников, заведомо определяемых как скандинавские или созданные под скандинавским влиянием. Однако, и отобранные таким образом памятники, как можно видеть и на приведённых прорисовках, во-первых, — совершенно явно представляют несколько разных систем письма, а во-вторых, — лишь очень немногие из них могут быть атрибутированы как рунические. Для того, чтобы делать какие-либо выводы — даже самые предварительные, — необходимо доскональное исследование происхождения и истории каждого из этих камней с надписями. Литовские священные камни с надписями являются важной отправной точкой в изучении вопроса о дохристианской письменности балтов — важной, но не единственной. Существует и ряд других примеров использования балтами письма, предположительно рунического, два из которых мы кратко охарактеризуем, постаравшись остаться беспристрастными в отношении степени их актуальности. Первый из этих примеров — известное «знамя Вайдевута» («Видевута» — в немецкой транскрипции). Его описание приводится Симоном Грунау в «Прусской Хронике», составленной в конце первой четверти XVI века; не имеет смысла лишний раз комментировать изображение на знамени, приведем лишь мнение В. И. Кулакова, считающего, что данное полотнище, несущее изображение триады высших богов пруссов, могло представлять собой храмовую завесу святилища Ромувы[187]. Старейшая прорисовка «знамени Вайдевута» — как предполагается, на основании описания Грунау — сделана в 1585 году Каспаром Хенненбергером, знаменитым немецким ученым и картографом (в частности, создавшим первую полноценную с современной точки зрения карту Пруссии). Позднее прорисовка «знамени» была опубликована Кристофом Гарткнохом в 1684 году в его труде «Старая и новая Пруссия»[188]. Приводимая им гравюра (см. рис. ) содержит описываемые Симоном Грунау изображения богов и — неидентифицируемую надпись вдоль края «знамени».
В отношении данной надписи несомненный авторитет в прусской археологии и истории В. И. Кулаков пишет: «Надпись на " знамени Видевута" находит аналогии как в англо-саксонской, так и в тюркской рунических системах»[189]. На мой взгляд — если говорить о гравюре в издании Гарткноха — ни о какой аналогии с англо-саксонскими рунами речи идти не может; более того, надпись вообще не является рунической. Однако это не единственная прорисовка «знамени»; на гравюре, опубликованной Теодором Нарбуттом в первой книге его девятитомного труда «История древнего народа Литвы»[190], надпись не просто отличается, но имеет совершенно иной характер, и оказывается явно рунической. Вероятно, на настоящее время любые выводы относительно значения надписи на «знамени Вайдевута» будут безосновательны. Прежде всего, необходим подробный анализ тех источников, которыми могли пользоваться — помимо собственно описания, приводимого Симоном Грунау, — К. Гарткнох и Т. Нарбутт при составлении своих прорисовок, а также — рассмотрение всего комплекса таковых[191]. Ещё один памятник, который должен быть здесь упомянут, это печать князя Миндовга (середина XIII века), изображение которой опубликовано Вацлавом Ластовским в1910 году[192]. Центральная часть печати содержит известное гербовое изображение, называемое современными беларусами «Погоней»; по двум краям ее идет надпись. В. У. Ластовский писал о данном памятнике: «Печать эта находится в частных руках и принадлежит собранию редкостей, назначенных в белорусский научный музей. Букв, вырезанных на этой печати, до сих пор никто не мог ещё прочитать». Судьба самого памятника сейчас неизвестна.
По своему характеру надпись на «печати Миндовга» вполне может оказаться рунической, но дешифровка ее — в отсутствие оригинала печати — представляется весьма затруднительной. Тем более невозможно что-либо говорить о языке, на котором сделана надпись, хотя само её наличие на печати балтского князя ещё раз заставляет задуматься о существовании в раннем Средневековье дохристианской — возможно, рунической, — балтской письменности, краткий обзор вероятных реликтов которой мы только что совершили. Содержание
Предисловие автора …………………………………………….. 3 Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В РУНЫ.............................................................. ……………4 Введение..................................................................................... ……………4 Слово «руна»............................................................................. ……………7 Руническое письмо.................................................................. ……………9 Руны как знаки силы............................................................. ……………14 Владыка рун........................................................................... ………….... 20 Мастера рун............................................................................ ……………24 Глава 2 ИСТОРИЯ ВОПРОСА............................................................ ……………28 Начало...................................................................................... ……………28 Новая эпоха............................................................................. ……………37 Современность........................................................................ …………... 46 Глава 3 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РУН........................................ ……………63 Происхождение рун............................................................... ……………63 Классическая эпоха.............................................................. …………... 72 Руны «младшей» эпохи......................................................... …………... 90 До нашего времени................................................................ …………... 97 Глава 4 ФУТАРК................................................................................... ……………106 Рунический строй................................................................ ……………106 Триадность Футарка........................................................... ……………110 Имена рун............................................................................... ……………112 Базовые значения.................................................................................... 118 Взаимосвязи............................................................................................. 131 Глава 5 АНГЛОСАКСОНСКИЕ РУНЫ........................................................... 13 5 Бритты, англосаксы, викинги.............................................................. 135 Руны Семи Королевств......................................................................... 139 Описания рун Нортумбрийского строя........................................... 149 Глава 6 СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ.......................................................................... 155 Несколько слов в качестве введения................................................. 155 «Вопрос о рунах у славян... »............................................................... 160
Виндланд, Земли-у-Моря..................................................................... 171 Venda Runis, руны Виндланда........................................................... 175 И о волшебном... (описания рун вендского ряда).......................... 190 Глава 7 РУНЫАРМАНОВ................................................................................... 203 Гвидо фон Лист....................................................................................... 203 Руны Арманов......................................................................................... 210 Немного о последствиях и последователях................................... 220 Глава 8 АРТЕФАКТЫ: ВОПЛОЩЕННАЯ МАГИЯ..................................... 226 Рунические артефакты в истории магии.......................................... 226 Холодное оружие................................................................................... 228 Брактеаты................................................................................................. 246 Волшебные кольца................................................................................ 254 Другие типы волшебных предметов................................................. 269 Глава 9 ТЕКСТЫ И ЗАКЛИНАНИЯ................................................................. 275 О текстах и заклинаниях...................................................................... 275 Магия начертанных рун. Одиночные руны................................... 277 Последовательности рун..................................................................... 282 Рунические сакральные слова............................................................ 290 Триадные заклинания и палиндромы.............................................. 295 Вязаные руны и гальдраставы........................................................... 302 Рунические коды..................................................................................... 317 Руническая нумерология...................................................................... 333 Текстовые заклятья................................................................................ 336 Глава 10 РИТУАЛЫ................................................................................................. 350 Ритуалы руническою Искусства........................................................ 350 Восемь навыков мастера рун.............................................................. 353 Руническая мантика.............................................................................. 361 Несвязанные заклятья........................................................................... 366 Связанные заклятья............................................................................... 370 Послесловие…………………………………………………….. 373 Библиография Монографии............................................................................................. 376 Диссертационные работы.................................................................... 379 Периодика и сборники.......................................................................... 3 80 Приложения Приложение 1 Внеалфавитные руны и субрунические символы......................... 385 Приложение 2 Группы рунической магии................................................................... 393 Приложение 3 Новейшая руническая эпиграфика на территории Приложение 4 Рунические надписи Северной Америки........................................ .. 411 Приложение 5 Древняя Богиня и руна посвящения………….................................. 420 Приложение 6 Путь и три ступени посвящения в Северо-Западной Традиции ………. 423 Приложение 7 К вопросу о рунической письменности у балтов: Научно-популярное издание Сакральная история
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|