Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VIII. Труд как средство удовлетворения потребностей




Глава VIII

ТРУД КАК СРЕДСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

Та степень, в которой удовлетворяются потребности наличным количеством сбереженной энергии, нахо­дится в зависимости от нескольких факторов, кото­рые мы и должны рассмотреть в отдельности. Глав­ными из них являются: запас превратимой энергии на земной поверхности, число людей, величина их потребностей, производительность их труда, т. е. спо­собность его увеличивать количество сбереженной энергии.

Мы уже рассматривали распределение энергии на земной поверхности во время появления на ней человека и пришли к тому заключению, что сбере­жение и рассеяние ее к тому времени пришли при­близительно к равновесию. Еще ранее, когда живот­ная жизнь не достигла высокого развития, может быть, под влиянием чересчур значительного содержания углекислоты в атмосфере, вследствие преобладания растительной жизни, произо­шло довольно значительное накопление энергии; но так как эта за­пасная энергия лежала под землей в виде каменного угля, то ни жи­вотные, ни первобытные люди не могли ею пользоваться; она как бы не принадлежала земной поверхности и не входила в ежегодный бюд­жет органической жизни, ее покрывающей. Количество этой жизни находилось в прямом отношении с количеством солнечной энергии, сберегаемой в данное время живущими растениями. В сумме можно сказать, что и тогда животная жизнь до известной степени отставала от растительной, т. е. не рассеивала всей энергии, сберегаемой растения­ми. Причина этому понятна. И теперь еще часть восстановленного вещества сберегается в лесах, на больших болотах, в виде толстых слоев полуперегнившего листа, торфа и тому подобных продуктов, не потребляемых животными. Растения, не служащие животным в пи­щу или, по крайности, не гибнущие от этого, должны были выживать при борьбе за существование, и потому всегда должен был сохранять­ся некоторый запас растительной жизни, ее избыток над жизнью жи­вотной. Этим запасом человек, как только сумел, тотчас же восполь­зовался таким способом, каким животные не могли им воспользо­ваться, т. е. не как пищей, а как материалом для постройки жилищ, для выделки орудий и оружия, как топливом и т. д.

Нам кажется очень важным факт существования запасов энергии в форме растений в момент появления человека на земной поверхно­сти, потому что запас этот очень облегчил человеку победу в борьбе

 


за существование с дикими животными, более сильными, чем он, и добывавшими благодаря своей силе и быстроте пищу с большей легкостью, нежели человек. Умение пользоваться огнем, т. е. опять-таки солнечной энергией, сберегаемой растениями, оказало весьма значительную помощь человеку при одержании первых и самых трудных его побед.

Таким образом, если человек одержал эти победы, находясь еще на очень низкой ступени развития и не обладая физическими преиму­ществами многих животных, то это, главным образом, потому, что и тогда уже запас энергии, находившейся в распоряжении человека, был больше, чем у самых сильных из диких зверей. Животные могли противопоставить человеку в борьбе только энергию своего собствен­ного тела, поддерживаемую пищей, добытой с немалым трудом, при всеобщей конкуренции. Человек, более слабый от природы, шел про­тив них с целым запасом орудий, правда, еще очень первобытных, но представлявших в сумме больший запас живой силы, чем могу­чие мышцы пещерного медведя или острые когти королевского тигра. Таким образом, если человек в первые времена своего существования еще не увеличивал общего количества энергии на земной поверхно­сти, то есть еще не трудился полезно, сообразно нашему определе­нию, то он все-таки сумел очень скоро поставить за счет найденных запасов свой энергийный бюджет на гораздо высшую норму, чем у сильнейших животных, и это обстоятельство решило борьбу в его пользу.

Способность более или менее легко побеждать всех своих врагов дала человеку возможность жить охотой и рыбной ловлей, т. е. поль­зоваться самым непосредственным образом энергией, накопленной в животных, но и рассеивать ее так же почти бесполезно, как и они. О пользовании другими родами потенциальной и кинетической энергии, например силой падающей воды, движением ветров, о добывании каменного угля и т. п. в то время не могло еще быть и речи. Сведя к одному все влияние человеческой работы в то время, мы видим, что оно ограничивается небольшими перераспределениями небольших за­пасов энергии, вращавшейся на самой поверхности земли в органиче­ском мире. Работа человека тогда не доходила не только до увеличе­ния общего количества этой энергии, но даже и до пользования мно­гими запасами живой силы, представлявшимися готовыми под видом водных течений, ветров или сбережений растительной жизни прежних периодов.

Понятно, что при таком неэкономном способе пользования запаса­ми энергии, предоставлявшейся людям, общее количеств; ее, нахо­дившееся в их распоряжении, было крайне невелико. Так как мы знаем, что число живущих людей находится в прямой зависимости от этого количества энергии, то понятно, что и оно не могло достигать значительной цифры. Действительно, мы видим, что племена охот­ничьи и даже те, которые живут исключительно скотоводством, нико­гда не бывают очень многочисленны. Обыкновенно только после на­чала земледелия, т. е. после превращения большей части механической работы в полезный труд на увеличение количества энергии, обра­щающейся на Земле, начинается и быстрое размножение населения.

Для того, чтобы понять влияние полезного труда на такое увеличе­ние энергии, а следовательно, и на размножение человечества, мы дол­жны, ознакомившись ближе с понятием о труде, с его специальным характером удовлетворения потребностей, перейти затем к рассмо-

 


трению различных родов труда и показать, как прилагается к ним данное нами определение полезного труда, т. е. какое влияние раз­личные роды труда имеют на распределение энергии.

До какой степени неудобно без применения методов современного естествознания определить характер труда, видно из сопоставления трех следующих изречений о труде, найденных нами в одном большом энциклопедическом словаре 1: «Кэнэ сказал: труд непроизводителен. Адам Смит — один труд производителен. Сэ — труд производителен, естественные агенты производительны и капиталы производительны».

Как примирить подобные противоречия? Очевидно, тут должен быть спор о словах, принятых в различном значении. Действительно, Адам Смит говорит: «Годичный труд нации есть первичный фонд, до­ставляющий для годичного потребления все вещи, необходимые и удобные для жизни; все эти вещи составляют всегда непосредствен­ный продукт этого труда или куплены у других наций за этот про­дукт». Сисмонди прибавляет к этому изречению Смита в примечании: «Мы исповедуем вместе с Адамом Смитом, что труд есть единствен­ный источник богатства, что сбережение есть единственный способ его накопления, но мы прибавляем, что потребление есть единственная цель этого накопления и что национальное богатство растет только с национальным потреблением» 2.

В свою очередь Кэнэ говорит следующее: «Вы должны были за­метить в рассуждениях, о которых вы говорите, что дело не касается подобного производства, то есть простого производства форм, кото­рые ремесленники придают веществу, которое они обрабатывают, но реального производства богатства: я говорю реального производства, потому что я не хочу отрицать, что есть прибавка богатства к сыро­му материалу произведений ремесленников, так как труд действи­тельно увеличивает ценность сырого материала их произведений» и даже «нужно отличать простое сложение богатств от их производ­ства» 3.

Мы в настоящее время можем свести эти противоречия к тому, что, конечно, труд не производит вещества, и потому вся производи­тельность его может заключаться только в присоединении чего-то, также не созданного трудом, к веществу. Это «что-то» есть, по нашему мнению, превратимая энергия. С другой стороны, мы видим, что един­ственное средство, которым человек может в каком-либо случае уве­личить количество превратимой энергии, есть приложение своего труда, то есть потребление в этом случае накопленной в нем механи­ческой энергии. Поэтому Кэнэ прав, говоря, что труд не производит реального богатства, потому что труд не создает вещества. Но точно так же прав и Смит, потому что то, что нам нужно во всяком богат­стве, удовлетворение наших потребностей посредством потребления предварительно сбереженной энергии, совершается только трудом.

Не нужно забывать, однако, что, и помимо труда, земная поверх­ность всегда накопляет известные запасы энергии, которые могут быть потреблены человеком. Но уже старые экономисты понимали,

1 Dictionnaire Encyclopé dique du XIX-me siè cle, Article Travail.

2 Adam Smith. Recherches sur la nature et les causes de la richesse des nations. Collection des principaux é conomistes. T. V, стр. 1.

3 Quesnay. Dialogue sur les travaux des artisans. Collection des principaux é conomistes. Physiocrates II, стр. 187—188.


что эти запасы ничтожны сравнительно с теми, которые доставляются трудом; так, например, Джеймс Стюарт говорит: «Естественные произведения земли, будучи доставляемы землей лишь в небольшом количестве и совершенно независимо от человека, напоминают собой небольшую сумму денег, которая дается молодому человеку с тем, чтобы поставить его на жизненную дорогу и дать ему возможность начать какое-либо промышленное предприятие, при помощи которого он должен постараться сделать сам свое собственное счастье»1.

Таким образом, со всех сторон нам подтверждают, что естествен­ные произведения земли не в состоянии удовлетворить всех потреб­ностей человеческого рода. Для того, чтобы удовлетворить их, нужно увеличить количество этих произведений. Средством для этого слу­жит полезный труд. Итак, непосредственная цель всякого труда есть удовлетворение потребностей. Под потребностью мы понимаем сознание необходимого органического стремления к известному обме­ну энергии между организмом человека и внешней природой. Почему же эти обмены необходимы и для кого они необходимы? На это мы ответим, что они необходимы потому, что в борьбе различнейших стремлений они оказались самыми сильными и потому сохранились, между тем как другие не успели развиться. Они необходимы для размножения и развития человека, потому что, если бы эти стремле­ния были для него вредны, то они, взяв верх над другими стремле­ниями, погубили бы возможность размножения, развития и даже са­мого существования человечества. Так, принимая, что потребность есть стремление известных количеств энергий организма и внешней природы к взаимным обменам, мы сейчас же видим, что труд есть то проявление энергии человеческого организма, посредством которо­го он добывает те количества энергии, которых без его вмешательст­ва недостает в природе для обменов, нужных человеку.

Действительно, мы увидим сейчас, что некоторые потребности удовлетворяются без вмешательства труда человека, т. е. находят в природе всегда готовыми запасы необходимой энергии; другие, напро­тив, могут удовлетворяться лишь при том условии, когда человек своим трудом создает эти запасы. Подвергнем беглому рассмотрению ряд потребностей, причем будем держаться классификации потребно­стей, принятой Летурно в его «Физиологии страстей» 2.

Вот основы этой классификации:

1. Потребность питания. . . .   { Потребность кровообращения. —«—«—«— дыхания. —«—«—«— пищеварения.
2. Потребность ощущения. . .   { Потребность наслаждения. —«—«—«— упражнения специальных органов чувств.
3. Потребности мозговые в собственном смысле слова. . .   {   Потребности аффективные. —«—«—«— интеллектуальные.

1 James Stuart. Principles of Politic. Econ. Edit. Dublin. T. I, стр. 116. Цитирован у Маркса. Капитал, стр. 122.

2 Letourneau. Physiologie des passions. 2-me é dition. Paris. 1878, стр. 7.


Мы не будем здесь говорить о том, как выражаются различные потребности в нашем сознании, а остановимся только на том, каким образом они удовлетворяются. Мы видим, что потребности первого отдела, т. е. питания, удовлетворяются отчасти без труда со стороны-человека, отчасти же требуют с его стороны увеличения запаса энер­гии в окружающей природе.

Потребность кровообращения обыкновенно удовлетворяется самим организмом человека, без всякого участия с его стороны, и в таком смысле не требует от него никакого труда. Понятно, что сокращение сердца, совершающееся бессознательно и непроизвольно, не может быть отнесено к категории труда. Но могут представиться обстоятель­ства, где кровообращение в каком-либо органе задержано. Это быва­ет тогда, когда орган этот подвергся какому-либо продолжительному давлению, например, если рука человека перевязана веревкой или ущемлена в каком-либо неловком положении, — тогда для удовле­творения потребности кровообращения необходима со стороны чело­века известная механическая работа, которая будет полезным трудом во всяком таком случае, где она увеличивает количество превратимой энергии организма или предохраняет ее от рассеяния. Значитель­ная доля труда врачей и хирургов должна быть отнесена к удовле­творению потребности организма в нормальном кровообращении.

Подобным же образом мы можем рассуждать о потребности дыха­ния. В обыкновенное время природа доставляет человеку почти не­ограниченное количество свежего воздуха, и, следовательно, запас энергии, необходимой для удовлетворения дыхательной потребности человека, вообще не нуждается в своем увеличении посредством тру­да человека. Но когда много людей вынуждено жить в замкнутом про­странстве тогда запас чистого воздуха недостаточен для удовлетво­рения всей потребности дыхания, и люди, своим трудом устраивая вентиляцию, вынуждены увеличивать запас необходимой энергии в виде чистого воздуха, удовлетворяющего человеческую потребность в дыхании. В этом случае устройство вентиляции есть полезный труд, потому что этим действием достигается увеличение общей суммы пре­вратимой энергии в виде улучшения здоровья людей или же, по край­ней мере, получается сбережение превратимой энергии при сохране­нии людей от удушья. Таким образом, и тут, как в первом случае потребность в дыхании удовлетворяется или непосредственно обме­ном энергии, предлагаемой природой, или ее увеличением, добытым трудом человека.

Еще более преобладает труд над естественным предложением при­роды при удовлетворении потребности пищеварения. Мы уже указы­вали на то, что число людей, питающихся теперь непосредственно произведениями природы, не очень значительно. Даже те, которые живут охотой и рыбной ловлей, вынуждены работать, т. е. увеличи­вать в значительной степени обмен энергии, для того, чтобы добыть запасы ее, необходимые для удовлетворения их потребности в пище. Все люди, питающиеся произведениями земледелия и скотоводства, при нынешних условиях удовлетворяют свою потребность в пище почти исключительно за счет энергии Солнца, введенной в обмен на поверхности Земли трудом человека. В сумме, значит, и эта потреб­ность удовлетворяется отчасти предложением энергии, находящейся уже в обмене на Земле, но гораздо в значительнейшей степени ее уве­личением посредством труда.


Потребность к наслаждениям, начиная от самых грубых и пере­ходя к самым утонченным, например к наслаждению музыкой, жи­вописью и т. д., все в большей мере требует труда для своего удовле­творения. Между полудикими чукчами, с наслаждением поедающими гнилую рыбу, выброшенную морем на берег, и восьмилетним Гайдном, работавшим по 16 часов в день на своем старом фортепиано и чувство­вавшим себя вполне счастливым, различие, конечно, весьма велико. Но все оно помещается в границах между количеством энергии, достав­ляемой природой для обменов с организмом человека, и тем количе­ством, которое человек посредством своего труда вводит в обмен. Других источников, кроме солнечной энергии, задержанной теми ра­стениями, которыми питались рыбы, выброшенные полугнилыми на берег моря, и той солнечной энергии, которая была сбережена в нерв­ных клетках и мышечных волокнах Гайдна, не участвовало ни при грубом удовлетворении потребности наслаждения дикаря, ни в вос­торгах будущего композитора.

Потребность в упражнении специальных чувств, по нашему мне­нию, вполне подходит к рассмотренным уже нами физиологическим потребностям, с одной стороны, и к потребностям наслаждения, с дру­гой. Нужно, впрочем, заметить, что потребности эти, т. е. зрение, ося­зание, обоняние и пр., в весьма значительной мере удовлетворяются теми обменами энергии, которые существуют в природе, а насколько человек своим трудом принимает участие в их удовлетворении, они скорее могут быть отнесены к потребностям в наслаждении.

Мы не можем здесь с достаточной подробностью заняться нравст­венными и умственными потребностями. Но и здесь мы видим ясно, что другого способа удовлетворения для них нет, кроме обмена энергии, или уже существующей на земной поверхности, или же введенной в ее бюджет деятельностью человека. Чем выше развитие человека, чем сложнее его нравственная и умственная жизнь, тем более труда он вынужден посвящать ее удовлетворению. Возьмем как пример нравственной потребности чувство сочувствия, и мы увидим, что в первые эпохи существования человека оно почти не влияло на ко­личество труда; теперь же, не говоря о повсеместной, более или ме­нее обширной организации благотворительности, чувство сочувствия играет весьма важную роль даже в некоторых социально-политиче­ских движениях, и вообще количество труда, им вызываемое, стало очень значительно.

То же мы можем сказать о потребности научного знания, кото­рую мы возьмем как пример потребности умственной. Удовлетворе­ние этой стороны человеческой жизни, не вызывавшее никакого тру­да у первобытного человека, ведет теперь к постройке университетов с их лабораториями, к организации научных экспедиций и вообще к целому ряду действий, обусловливающих значительное потребление труда.

Из этого беглого обзора удовлетворения человеческих потребно­стей мы видим, что, чем дальше идет развитие человечества, тем большее участие в их удовлетворении принимает труд. Таким обра­зом, количество труда и обусловливаемое им увеличение обмена энергии на земной поверхности должны постоянно возрастать не толь­ко потому, что число людей возрастает, но также и потому, что энер­гийный бюджет каждого человека растет. Таким образом, если, на­пример, в настоящее время отношение механической работы каждо­го человека к его энергийному бюджету равно 1/10, то у первобытного

 


человека это отношение могло быть всего 1/6, а при дальнейшем раз­витии людей может стать 1/12 или еще более. Понятно, что для оди­наковой степени удовлетворения всех потребностей труд человека в первобытные времена мог сберегать на земной поверхности, за ис­ключением естественных произведений земли, всего в шесть раз боль­шее количество солнечной энергии, чем он рассеивал сам при своем потреблении. Нынешний человек должен сберегать в десять раз боль­ше, а в будущем, может быть, ему придется сберегать и в 12 или 15 раз больше. Но и этого мало. Первобытные люди, положим, в числе 100 миллионов человек, обладали тем же количеством получения солнеч­ной энергии, если не большим, что и мы. Поэтому если выразить лишнее количество солнечной энергии, пускаемой в обмен трудом первобытного человека, числом 1, то теперешнее человечество для равноценного удовлетворения потребностей должно сберегать в  раз больше солнечной энергии, чем первобытный человек. В то время, когда число людей возрастет до 2000 миллионов, а экономический эквивалент упадет, положим, до 1/12, то человечество должно будет задерживать в обмене относительно первобытного со­стояния  раз более энергии. Таким образом, если мы обозначим производительность человеческой рабочей машины в, перво­бытную эпоху равной 1, то теперь эта производительность равна 21, 66, а со временем может стать равной 40 и выше. Сравнив рост населения с ростом производительности, мы видим, что при наших числах, как и на деле, производительность растет быстрее. Следовательно: рабочая машина, называемая человечеством, становится не только больше, сильнее, но и совершеннее. Отсюда мы имеем право заключить, что рядом с увеличением потребностей и сопровождающим его падением экономического эквивалента идет увеличение производительности самого труда, т. е. благодаря различным усовершенствованиям мень­шее количество превратимой энергии человеческого труда способно превращать большие количества низшей энергии в высшие формы, чем это делалось прежде. В следующих двух главах мы укажем на причины этого увеличения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...