Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное программирование




На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определяется перечень стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамику. Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ — набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами.

Государственное программирование возникло впервые в России. Первой перспективной программой (которая одновременно выполняла функции перспективного индикативного плана) был ГОЭЛРО — государственный план электрификации. В дальнейшем разрабатывался ряд программ оборонного, промышленного, территориального характера, они включались в пятилетние планы.

С 70-х годов получили распространение целевые программы — народнохозяйственные (энергетическая, продовольственная и др.), научно-технические, экологические, в рамках СЭВ и др. Однако идея программирования была во многом дискредитирована из-за множественности слабо обеспеченных ресурсами программ, отсутствия действенного механизма их реализации (кроме программ в сфере обороны).

С середины 90-х годов опять возобладал количественный подход к программированию, составляются, но практически не выполняются множество программ федерального уровня, что снижает эффективность управления.

В чем преимущество программ, и в каких случаях к ним необходимо прибегать?

Во-первых, программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов (а они всегда ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.

Во-вторых, программы служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.

В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный синергический (системный) эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва (с последующим его расширением), согласования проектов программы и взаимодействия сопряженных программ, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.

В силу указанных преимуществ, программирование получило широкое распространение в деятельности большинства государств, крупных предприятий и транснациональных корпораций, оно стало важнейшим инструментом стратегического управления.

5.2. Виды программ

Классифицировать программы можно по разным критериям - по объектам, характеру, срокам действия, территориальным масштабам.

По объектам программирования можно выделить:

сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны, крупных экономических районов, субъектов Федерации по основным показателям. В качестве примера можно привести программу социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемую правительством и ежегодно уточняемую, а также аналогичные региональные программы;

государственные программы по отдельным направлениям деятельности (государственная инвестиционная программа, программа конверсии, космическая программа и т.д.);

федеральные целевые программы по отдельным проблемам - социальные, научно-технические, инновационные, экологические, региональные, отраслевые и т.п. Некоторым особо важным программам придается статус президентских (например, программы «Дети России», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока», «Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации», «Российские верфи» и т.п.);

отраслевые и проблемные программы, принимаемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе федеральных программ (например, программы, утверждаемые Миннауки России в рамках федеральной научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения»);

региональные целевые программы, принимаемые законодательными исполнительными органами субъектов Федерации или муниципальными органами (например, в крупных городах);

межгосударственные программы в рамках СНГ или Союза Белоруссии и России;

международные программы, в которых Россия принимает участие в качестве инициатора или одного из исполнителей;

целевые программы, разрабатываемые и реализуемые государственными и негосударственными предприятиями, холдингами, банками и т.д. во исполнение программ более высокого уровня (например, программы конверсии по отдельным предприятиям в рамках федеральной программы "Реструктуризация и конверсия обороной промышленности") или по собственной инициативе и за счет своих средств.

По характеру программ их можно подразделить на сводные, социальные, экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По срокам действия различают программы краткосрочные (на год-два), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (на 8-10 и более лет).

По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные.

Таким образом, программирование охватывает все направления деятельности и все уровни управления современного государства. В 2008 году в нашей стране действовало 46 федеральных целевых программ и 36 подпрограмм с общим объемом финансирования около 800 млрд. руб. Действующие программы и подпрограммы группируются по следующим направлениям:

- развитие социальной инфраструктуры: 7 программ и 18 подпрограмм, с объемом финансирования около 200 млрд. руб.;

- развитие транспортной инфраструктуры 2 программы и 7 подпрограмм, с объемом финансирования около 240 млрд. руб.;

- новое поколение: 5 программ и 3 подпрограммы, с объемом финансирования около 20 млрд. руб.;

- безопасность и экология: 5 программ и 8 подпрограмм, с объемом финансирования более 90 млрд. руб.;

- развитие науки и технологий: 11 программ и 5 подпрограмм, с объемом финансирования более 150 млрд. руб.;

-развитие регионов: 10 программ и 2 подпрограммы, с объемом финансирования более 70 млрд. руб.;

-развитие государственных институтов: 3 программы и 1 подпрограмма, с объемом финансирования около 20 млрд. руб.

Республика Башкортостан участвовала в 2008 году в реализации мероприятий 20 федеральных целевых программ с объемом финансирования более 5 млрд. руб.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...