Предприятие, как хозяйствующий субъект рыночной экономики
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Оглавление
Введение Глава 1. Исследования эффективности хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики Предприятие, как хозяйствующий субъект рыночной экономики Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов Зарубежный опыт в формировании эффективной системы хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов Глава 2. Повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов в условиях рыночной экономики Эффективная инвестиционная политика, как важнейшее условие экономического развития предприятий строительных материалов Современные методы эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов Перспективы развития предприятий строительных материалов Заключение Списоки спользуемой литературы
Введение
Нынешний этап развития экономики Азербайджанской Республики, предъявляет качественно новые требования к проблемам развития и повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов. Дело в том, что в период перехода к рыночной экономике в республике не были созданы необходимые условия для эффективной хозяйственной деятельности предприятий промышленности, в том числе предприятий строительных материалов, прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действия в хозяйственной деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий. Исторический опыт развития зарубежных стран свидетельствует и доказывает, что хозяйственная деятельность предприятий строительных материалов наиболее эффективна в условиях рыночной экономики, для которой характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, свободное ценообразование, преимущество потребления по сравнению с производством.
Не секрет, что рыночные отношения расширили экономическую самостоятельность предприятий строительных материалов республики и их экономическую ответственность, что способствовало развитию хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Однако болезненный процесс адаптации их к новым условиям хозяйствования не закончился до сих пор. Причины этого кроятся как в рамках самих предприятий строительных материалов, так и во внешней среде. Оказавшись в рыночной среде и лишившись государственной поддержки, предприятия строительных материалов столкнулись с рядом проблем. К числу наиболее характерных из них, следует отнести: • Незначительная доля инвестиций в предприятия строительных материалов, которая является причиной серьезного ухудшения финансового положения большинства предприятий. • Насыщенность республики импортными строительными материалами и незащищенность отечественных предприятий строительных материалов. • Низкая конкурентоспособность продукции, а также бесхозяйственность и несамостоятельность предприятий строительных материалов; • Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятий строительных материалов для акционеров, потенциальных инвесторов и кредиторов. Неэффективная система управления на многих предприятиях строительных материалов. Перечисленные проблемы свидетельствуют, что, несмотря на имеющуюся в Азербайджане острую необходимость в продукции предприятий строительных материалов, большинство предприятий еще находятся в кризисном состоянии. Однако, роль предприятий строительных материалов на современном этапе структурных преобразований и переориентации экономики на рыночные рельсы развития высокая. Для реконструкции и развития имеющихся предприятий строительных материалов в Азербайджане необходимо стимулировать привлечение иностранных и частных инвестиций.
Цель работы - показать состояние предприятий строительных материалов в новых условиях хозяйствования и в основных чертах тенденции и направления их дальнейшего развития. Работа основана на изучении литературы и статистических материалов Государственного Комитета Азербайджанской Республики по Статистике. В работе раскрывается сущность и содержание экономической категории "предприятие", применительно к рыночной экономике; исследована методика оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий, а также на основе зарубежного опыта, обоснована система принципов и направлений формирования эффективной системы хозяйственной деятельности предприятия, следуя которым каждое предприятие может выработать свою собственную стратегию хозяйственной деятельности. Глава 1. Исследования эффективности хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики Предприятие, как хозяйствующий субъект рыночной экономики
В условиях рыночной экономики, предприятие должно обеспечить интересы, как потребителей, так и производителей. На основе этого, можно дать следующее определение предприятию: Предприятие - это основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий свою деятельность, которая включает в себя четыре стадии: производство продукции, реализация продукции, оказание услуг с целью удовлетворения потребностей покупателей, получение прибыли производителем. Различают несколько специфических характеристик современного предприятия. . самостоятельность: имеет право распоряжаться обособленным имуществом по своему усмотрению, свободен в принятии решения, что и сколько производить, как реализовать; . независимость: обладает правами юридического лица, т.е. способен выступать на рынке от своего имени;
. обособленность: все решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются в соответствии с его внутренними возможностями; . организационное единство: определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления; . коммерческий расчет: самостоятельно сопоставляет результаты и затраты, проводит свою учетную, инновационную, инвестиционную, социальную и другую политику, организует бизнес-планирование, маркетинговые исследования; . ориентация на максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей: выпуск продукции, пользующего спросом и получение прибыли с учетом своих возможностей; . экономическая заинтересованность: получение максимально возможной прибыли, может обеспечить его техническое и экономическое развитие и выполнять обязательства налогоплательщиков; . стабильность в деятельности: экономичность, финансовая устойчивость и прибыльность; . ответственность за результаты хозяйственной деятельности и хозяйственный риск: само получает прибыль и несет убытки за счет прибыли. Перечисленные важнейшие характеристики предприятия взаимосвязаны и действуют одновременно. Практическая их реализация осуществляется с помощью особого вида деятельности - хозяйствования. По мнению экономиста В.П. Грузинова, под хозяйствованием следует понимать "деятельность, которая направлена не на изготовление продукции как таковой, а на создание возможности для ее производства, обмена и получения прибыли от реализации". Хозяйственная деятельность предприятия, направлена на организацию производства продукции у себя, для себя и ради себя и включает определенные виды деятельности. Рассматривая предприятие как единый организм для любого предприятия характерно наличие шести видов деятельности: техническая деятельность (производство); коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен); финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); деятельность безопасности (защита собственности людей);
эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль). Усложнение взаимодействия с внешним окружением позволяет сегодня говорить о большом количестве общих видов деятельности современного предприятия: производственная, маркетинговая, финансовая, управленческая, инновационная, бизнес-планирование, учетная, информационная и деятельность социального развития. Эти виды деятельности характеризуют предприятие как производственно-хозяйственную единицу. Однако необходимо учитывать тот факт, что на начальных стадиях своей деятельности каждое предприятия сталкивается со многими проблемами: ► найти себя в хозяйственном пространстве: 'предстоит изучить состояние рынка, предложения и спроса на ту или иную продукцию, предусмотреть всевозможные препятствия и ограничения, изучить возможность получения льгот. Таким образом, определяются общие условия инвестирования средств; ► установление специализации предприятия: предстоит оценить возможности будущих потребителей, получить всевозможные сведения о конкурентах, решить вопросы о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция; ► выбор формы хозяйствования: индивидуальная или коллективная. При индивидуальной форме (один владелец) предприятие действует на свой страх и риск, в случае неудачи несет полную ответственность по обязательствам, расплачивается своими средствами, своим имуществом; при коллективной (разделен на акции, паи) ответственность делится между партнерами предприятия, что позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы; ► формирование производственной базы: предстоит приобрести или взять в аренду помещение, оборудование, инструменты, приобрести материалы, привлечь рабочую силу: ► привлечение финансовых средств: учитывая, что собственных средств для развития предприятия недостаточно, дефицит преодолевается за счет выпуска акций, выпуска собственных долговых обязательств, получение кредитов в банках. ► создание управляемого звена: концентрация внимания на рынке, финансовое предвидение, своевременное создание высшего управленческого звена и умение определять участки наиболее эффективного применения сил и способностей. Помимо того, предприятие - это, прежде всего объединение людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность предприятия, а следовательно, должны быть учтены: ► собственники предприятия, создающие, приводящие в действие и развивающие предприятие для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности предприятия решать свои жизненные проблемы;
► сотрудники предприятия, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность предприятия, создание и реализацию продукции, и продвижение продукции, извне, получающие от предприятия за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы; ► покупатели продукции предприятия, отдающие ей свои ресурсы (деньги) в обмен на продукцию, предлагаемый им предприятием, и удовлетворяющие с помощью этой продукции свои потребности; ► партнеры предприятия, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие предприятию услуги и получающие аналогичные услуги со стороны предприятия; ► местное сообщество, находящееся с предприятием во взаимодействии, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания предприятия; ► общество в целом, в первую очередь в лице государства, взаимодействующее с предприятием в политической, правовой, экономической и других сферах внешней среды, получающее от предприятия часть создаваемого ею богатства для обеспечения благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется государство. Предприятие в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов, степень проявления которых принципиально зависит от того, какие размеры имеет предприятие, где оно расположено. Перечисленные особенности присущи и промышленным предприятиям. В условиях рыночной экономики каждое предприятие принимает самостоятельное решение по большому числу вопросов: определение ассортимента выпускаемой продукции; какие технологии использовать при производстве продукции; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству продукции; на какой рынок выйти с этой продукцией и др. Из многих этих направлений необходимо установить, какие можно считать стратегическими. Ведь действительно, предназначение предприятия, как хозяйствующего субъекта, выражается в его конечной цели, которую он ставит перед собой и которая обещает успех. Исходным пунктом в определении конечной цели предприятия является установление существующих и потенциальных возможностей предприятий. В данном случае речь идет как бы о диагностирование предприятия, которое может осуществляться двумя путями. Выбор пути зависит от концепции функционирования предприятия. В экономической литературе сформулированы 2 вида концепций функционирования предприятия: выживания и лидерство. Обеспечение выживаемости предприятий - это главная цель предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичной продукцией. Лидерство - цель, состоящая в достижении и сохранении предприятием преимущественного положения на рынке в области технологии, качества продукции и др. Исходя из поставленных целей, внимание уделяется выявлению того, что нужно изменить в формах и методах хозяйственной деятельности предприятия. Однако предприятия могут иметь и другие цели. Наиболее распространенными направлениями, по которым в предприятиях устанавливаются цели, являются следующие: ► обеспечение устойчивости положения предприятия на рынке: завоевание и удержание доли на рынке для определенной продукции или по всему ассортименту; ► обеспечение прибыльности: получение прибыли от хозяйственной деятельности и обеспечение ее роста, рентабельность, доход на акцию; ► повышение качества своей продукции: применение наиболее эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации; ► максимальное увеличение сбыта продукции: применение наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта продукции применительно к требованиям конкретного рынка ► достижение преимущества в качестве продукции: обеспечение покупателей продукцией нового качества, особых потребительских свойств или нового послепродажного обслуживания; ► производительность: обеспечение эффективного использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов; Из указанных целей, на первое место выдвигается цель прибыльность, т.е. получение прибыли от хозяйственной деятельности и обеспечение его последующего роста, так как именно максимальная прибыль позволит предприятию более полно обеспечивать конкурентоспособность своей продукции. Как свидетельствует мировая практика, в условиях рыночных отношений имеется два основных источника получения максимальной прибыли. Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску уникальной продукции. Для этого необходимо проведение постоянной новации продукции. Однако, при этом следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика и конкуренция со стороны других предприятий. Второй источник непосредственно связан с производственной и маркетинговой деятельностью. Она касается практически всех предприятий, поэтому зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптироваться: от правильности выбора продукции, пользующихся стабильным и высоким спросом; от создания конкурентоспособных условий продажи своей продукции; от объемов производства; от ассортимента продукции и снижения издержек. В том, чтобы предприятие стремилось к максимальной прибыли, заинтересовано и общество в целом. Дело в том, что чем большую прибыль получает предприятие, тем выше доход обществу в форме налога из прибыли. В этом заключается суть концепции "невидимой руки" Адама Смита, которая гласит: "Каждое предприятие-изготовитель и поставщик ресурсов приносит пользу обществу, даже если он и не ставит перед собой такой цели". В таком случае, если прибыль отсутствует, то это сигнал и обществу и предприятию, что ресурсы и усилия следует направлять в другие виды деятельности. Несмотря на то, что обеспечение прибыльной деятельности предприятия является первоочередной среди многих целей, это не означает, что остальные малозначительны. Достижение каждой цели будет возможно, если предприятие обеспечит получение максимальной прибыли от хозяйственной деятельности, так как именно за счет ее, в основном формируются средства развития предприятия. Однако, по мнению некоторых исследователей, целью предприятия является максимализация не прибыли, а объема продаж. Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой предприятия могут только стремиться, но не достигают максимальной прибыли, так как они функционируют в неполной, порою искаженной информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые предприятие не может адекватно реагировать. Хотя цель предприятия и не составляет максимизации прибыли, но последняя сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике. Одной из отличительных особенностей предприятий в условиях рыночной экономики является то, что они в своем стремлении максимализировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы: установление цен, формирование затрат, формирование объемов продукции, выбор номенклатуры и ассортимента продукции. Однако этими степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. Поэтому, предприятия-производители однородной продукции соревнуются за привлечение как можно большего числа покупателей, так как только в этом случае они могут процветать как производители продукции. Нельзя не отметить и такие факторы, влияющие на деятельность предприятий, как: изменение конъюнктуры рынка, проявляемая в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен; изменение политической обстановки в стране; инфляционные процессы; деятельность государства. Многие отечественных и зарубежные экономисты придерживаются того мнения, что в каждом жизненном цикле предприятия можно выделить пять стадий: стадия 1: зарождение - продуманный подход и тщательная подготовка, лежащие в основе создания нового предприятия; стадия 2: развитие - нелегкий процесс реализации идей в сферу производства; стадия 3: бурный рост - стремительное расширение производства; стадия 4: стабильное развитие - сравнительно стабильный объем производства; стадия 5: появление тенденций спада - исчерпание своего потенциала. Следует подчеркнуть, что возникновение спада определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадии. В этом случаи различают стадии: стадия 6: активный спад - зарождение негативного состояния; стадия 7: банкротство - усиление негативных тенденций; стадия 8: ликвидация деятельности - закрытие или принудительная ликвидация. Однако, кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление хозяйственной деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирования этой деятельности в будущем. При этом стадия развития нового вида деятельности должна совпадать со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В таком случае, в переходный период, влияние негативной тенденции на жизнедеятельности предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом, жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности хозяйственная деятельность предприятия всегда связана с риском. В целом, основные этапы процесса развития предприятия являются: ► определения назначения предприятия, постановка идей; ► анализ факторов внешней и внутренней среды, в которой должно работать предприятие; ► принятие решений о назначении предприятия, что производить и в каком количестве; ► формирование целей предприятия, определение рынка сбыта; ► выделение ключевых проблем, от решения которых зависит достижение целей; ► определение путей решения проблем и выбор оптимального варианта конкретных решений; ► уточнение предварительных целей, принятие окончательных целей в соответствии с возможностями предприятия; ► установление срока достижения целей; ► оценка необходимых ресурсов; ► оценка результатов работы предприятия; ► изменение в организационной структуре предприятия в соответствии с принятой целью; ► практическая реализация решений в форме составление долгосрочных планов развития предприятия. Как видно, этапы развития предприятия состоит в формировании главных предпосылок успеха деятельности предприятия при различных воздействий на него со стороны внешней среды и при определенных характеристиках его внутренней среды. Таким образом, в зависимости от этапов развития предприятия можно сформулировать, что: цель развития предприятия - это не только решение проблем предприятия и принятие целей, но и налаживание эффективной хозяйственной деятельности, а также организация маркетинга и сбыта, завоевание и закрепление места на рынке, путем постоянного повышения конкурентоспособности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|