Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов




стройматериал инновация сбыт конкуренция

Для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий в исследуемой области необходимо использовать:

анализ факторов внешней среды, который позволяет выявить косвенное воздействие таких факторов внешней среды на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и экология, социальная и культурная составляющие общества, научно-техническое и технологическое развитие общества.

анализ факторов непосредственного взаимодействия, который позволяет выявить прямое воздействие таких факторов внешней среды на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, как потребители, поставщики, конкуренты.

анализ факторов внутренней среды, который позволят выявить состояние внутренней среды на основе таких факторов, как кадры, финансы, маркетинг, технология, организация управления.

Для удобства, каждое из направлений факторного анализа в исследовании эффективности хозяйственной деятельности предприятий представлено в таблице 1.1. Как видно из таблицы 1.1, в основу выше перечисленных направлений факторного анализа лежат огромное множество различных факторов внешней среды и факторов непосредственного взаимодействия, которые могут так или иначе воздействовать на состояние внутренней среды каждого предприятия и которые требуют управленческих решений для обеспечения наибольшей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, а именно: достижения намеченных целей и получение желаемых конечных результатов. Поэтому, целесообразно разъяснить подход в исследовании воздействия каждого из факторов на величину эффективности хозяйственной деятельности предприятий.

 

 

Таблица 1.1 - Основные направления факторного анализа в исследовании эффективности хозяйственной деятельности предприятий

Направления факторного анализа Факторы, используемые в анализе Показатели факторов
1.Анализ факторов внешней среды. 1.1 Экономические 1.1.1.динамика национального дохода; 1.1.2. темп инфляции; 1.1.3. уровень безработицы; 1.1.4. уровень инвестиций; 1.1.5. структура экспорта и импорта продукции.
  1.2 Правовые 1.2.1. наличие законов, регулирующих хозяйственную деятельность предприятий; 1.2.2. совершенствование налогового законодательства; 1.2.3. обеспечивающих гарантии сохранности собственности; 1.2.4. развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; 1.2.5. защита предприятий друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.
  1.3. Политические 1.3.1. состояние политической обстановки внутри страны; 1.3.2. степень стабильности общества; 1.3.3. экономическая политика государства.
  1.4.Социальные и культурные 1.4.1. демографическая ситуация в стране; 1.4.2. доходы населения; 1.4.3. наличие трудоспособного и квалифицированного потенциала; 1.4.4. уровень образования, мобильность людей; 1.4.5. нравственные нормы, определяющие образ жизни
  1.5.Научно-технические и технологические 1.5.1. уровень развития науки и техники; 1.5.2. уровень технологии производства, замена технологии; 1.5.3. ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии; 1.5.4. защищенность от устаревания продукции, внедрение новой продукции; 1.5.5. технология использования вторичного сырья.
  1.6.Природные и экологические 1.6.1. наличие сырьевых ресурсов; 1.6.2. климатические условия; 1.6.3. состояние окружающей среды; 1.6.4. использование вторичного сырья.
2.Анализ факторов непосредственного взаимодействия 2.1.Потребители 2.1.1 степень зависимости потребителя от предприятия; 2.1.2. объем закупок, осуществляемых потребителем; 2.1.3. уровень информированности покупателя; 2.1.4. наличие замещающих продукций; 2.1.5. чувствительность потребителя к цене.
   2.2.Поставщики 2.2.1. стоимость поставляемых товаров; 2.2.2.гарантия качества поставляемого товара; 2.2.3.пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки.
  2.3. Конкуренты 2.3.1.конкурениця среди предприятий продавцов однородной продукции; 2.3.2.конкуренция со стороны предприятий, предлагаемых новые товары, которые могут заменить существующие; 2.3.3.угроза появления новых конкурентов; 2.3.4.конкуренция со стороны поставщиков, их экономические возможности и торговые способности.
З.Анализ факторов внутренней среды 3.1. Организация управления 3.1.1. разработка стратегии предприятия, планирование; 3.1.2.оптимальный тип организационной и производственной структуры управления; 3.1.3. система управления; 3.1.4. стиль управления; 3.1. 5. наличие кадров по профессиональности и квалификации; 3.1.6. качество руководящего персонала, компетентность, оперативность и степень управляемости; 3.1.7.социальная ответственность.
  3.2. Кадровые 3.2. 1. взаимодействие менеджеров и работников; 3.2.2.состав работников, уровень их квалификации; 3.2.3. отношение работников к собственности, условиям труда, материальная и моральная заинтересованность; 3.2.4. эффективность стимулирования труда.
  3.3. Финансовые 3.3 1. отношение с другими предприятиями, связанные с поставками сырья, топлива 3.3.2.отношение внутри предприятия с его дочерними предприятиями, филиалами, цехами по поводу финансирования расходов, участие в распределении прибыли; 3.3.3. отношение с работниками предприятия по выплате заработной платы, дивидендов по акциям, удержанию налогов; 3.3.4отношение с банковской системой за банковские услуги; 3.3.5. отношение с государственными финансовыми органами при уплате налогов в бюджет; 3.3.6.отношение со страховыми компаниями по страхованию имущества отдельных категорий работников, предприятий от коммерческих и финансовых рисков.
  3.4. Маркетинговые 3.4.1. стратегия продукции; 3.4.2. стратегия ценообразования; 3.4.3.стратегия продвижения продукции на рынке и система распределения.
  3.5. Технологические 3.5.1.уровень технологической оснащенности предприятия; 3.5.2.состав оборудования и технологии производства; 3.5.3.уровень прогрессивности технологии.

 

 

В анализе факторов внешней среды экономические факторы позволяют понять, формируются и распределяются ресурсы. Показателями воздействия экономических факторов являются величина валового внутреннего продукта, темп инфляции, уровень безработицы, инвестиций, изменение в структуре экспорта и импорта продукции предприятий. Экономическая среда не находиться в покои и активно воздействует на эффективность хозяйственной деятельности каждого предприятия, причем это воздействие может быть как негативным, так и позитивным. Гарантией успешной хозяйственной деятельности предприятий могут быть умение их вовремя приспосабливаться к изменениям.

Правовые факторы выражают отношение государства к предприятиям через законодательные акты. Учитывая, что государство является главным регулирующим, защищающим и руководящим звеном для предприятий, оно устанавливает правовые нормы их функционирования. Показателями воздействия правовых факторов на эффективность хозяйственной деятельности предприятий служат наличие государственных законов, регулирующих хозяйственную деятельность предприятий, совместную деятельность с привлечением иностранного капитала, обеспечение гарантий сохранности собственности, защита предприятий друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.

Политические факторы позволяет выявить настроение законодательных органов и судов в отношении предприятий, в области налогооблажения доходов, установление налоговых льгот, законодательство по защите потребителей, контроль цен, а также состояние политической обстановки в стране, от которого зависит приток иностранных инвестиций из-за рубежа. Показателями воздействия политических факторов являются состояние политической обстановки в стране, степень стабильности общества и экономическая политика государства в отношении предприятий.

Социальные и культурные факторы позволяют выявить влияние на эффективность хозяйственной деятельности предприятий таких социальных

процессов, как: демографическая ситуация в стране, Доходы населения, наличие трудоспособного и квалифицированного потенциала, уровень образования, мобильность людей и другие, отражают нравственные нормы, определяющие образ жизни. Социальные процессы изменяются относительно медленно, однако, если они происходят, то приводят к существенным изменениям в окружении предприятий.

Научно-технические и технологические факторы позволяют своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства и усовершенствования новой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Показателями воздействия научно-технических и технологических факторов являются уровень развития науки и техники, уровень технологии производства, замена технологии, ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии, защищенность от устаревания продукции, внедрение новой продукции, наличие технологии использования вторичного сырья

Природные и экологические факторы обуславливают влияние природной и состояние окружающей среды на эффективность хозяйственной деятельности предприятий. Показателями воздействия природных и экологических факторов являются наличие сырьевых ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды, использование вторичного сырья.

Анализ факторов непосредственного взаимодействия предполагает выяснения характера отношений предприятий с потребителями, поставщиками, конкурентами.

Исследование потребителей позволяет лучше уяснить то, какая продукция и услуги в наибольшей мере будет иметь спрос у покупателя, и по какой цене, на какой объем может рассчитывать предприятие, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукцию в будущем. Существует целый ряд показателей, определяющих торговую силу потребителя: соотношение степени зависимости потребителя от предприятия; объем закупок, осуществляемых потребителем; уровень информированности покупателя; наличие замещающих продукций, чувствительность потребителя к цене. Следовательно, от степени воздействия этого фактора зависит способность предприятий находить потребителя своей продукции и удовлетворять его запросы.

Исследование поставщиков позволяет выявить те аспекты в деятельности субъектов, снабжающих предприятие материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами, финансами, от которых зависит эффективность хозяйственной деятельности предприятий, себестоимость и качество производимой предприятиями продукции. Существует целый ряд показателей, определяющих, важное значение поставщиков: стоимость и гарантия качества поставляемого товара; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки.

Предприятия осуществляет свою хозяйственную деятельность в изменяющейся конкурентной среде, поэтому каждому из предприятий необходимо учитывать конкурентные силы, выявлять их особенности и оценивать их интенсивность. Основные показатели воздействия конкуренции: среди предприятий-продавцов однородной продукции, со стороны предприятий, предлагающие новые товары, которые могут заменить существующие; угроза появления новых конкурентов; со стороны поставщиков, их экономических возможностей и торговых способностей.

Анализ факторов внутренней среды позволяет исследовать внутреннее состояние предприятий и выявить факторы воздействия, тем самым раскрыть сильные и слабые стороны предприятий, возможности улучшения и представляющие угрозу. Проявление влияния факторов внутренней среды обусловлено и порождается хозяйственной деятельностью самих предприятий.

Показатели воздействия факторов организации управления отражают интересы исполнительного директора и аппарата управления (организационная и производственная структура управления, профессиональный и квалифицированный уровень управленческих кадров), от которых зависит, будет ли предприятия процветать или станут банкротами. Показателями влияние факторов организации управления являются: стратегия, структура, система, стиль, качество квалификации работников, качество руководящего персонала, социальная ответственность.

Показателями воздействия кадровых факторов охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и работников, состав работников, уровень их квалификации, отношением работников к собственности, условиям труда, эффективность стимулирования труда.

Показатели воздействия финансовых факторов включают в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии.

Показатели воздействия маркетинговых факторов охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции предприятий: стратегия продукции, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукции на рынке, выбор рынка и система распределения.

Показатели воздействия технологических факторов включают исследование системы технологического оснащения предприятий: состояние оборудования и технологии производства, уровень их прогрессивности.

Перечисленные факторы не исчерпывают всего их многообразия. Здесь приведены лишь наиболее общие факторы, воздействующие на эффективность хозяйственной деятельности предприятий. В целом, зависимость между показателями эффективности хозяйственной деятельности предприятия и измерения воздействия факторов рассматривались многими исследователями в различных аспектах математического моделирования. Так, с целью установления тесноты связей между результативными и факторными признаками, направлениями изменения результативного признака в зависимости от роста или снижения факторного и установления случайная ли это связь или неслучайна, в факторном анализе применяются функциональные и корреляционно-регрессионные модели взаимосвязей.

Однако оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия является чрезвычайно сложным процессом и требует расчета различных показателей экономической эффективности. В таком случае возникает вопрос, какой же показатель более приемлем для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия?

В зарубежных странах, таких как США, для оценки эффективности хозяйственной деятельности применяется своеобразная система показателей, которые можно объединить в три основные группы: оценочные показатели; показатели издержек производства; относительные показатели хозяйственной деятельности. Среди оценочных показателей: товарооборот или объем продаж, валовая прибыль, условно-чистая прибыль, условно-чистая продукция, прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам, прибыль после уплаты налогов, прибыль после выплаты всех дополнительных платежей, ликвидность после осуществления новых капиталовложений, ликвидность после уплаты дивидендов. К показателям второй группы - издержек производства - относятся затраты на оплату труда, амортизация, затраты на материально-энергетическое снабжение и др. Однако важное значение в оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий США имеют показатели третьей группы -относительные, т.е. различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов: индекс отдачи на вложенный капитал, показатели эффективности производства, показатели структурных издержек и индекс совокупной факторной производительности. При этом предприятия учитывают значительное число факторов вероятности, риска, успеха, времени и альтернативной ценности. Использование опыта применения показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий США может оказаться полезным для предприятий нашей республики. К тому же в условиях рыночных отношений, в условиях нестабильности рынка, инфляции, особенно предприятия республики нуждаются в новых подходах исчисления эффективности хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что проведенный анализ различных точек зрения ученых-экономистов по методологическим аспектам оценки эффективности хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, позволяют сформулировать, что отсутствует единый подход в определении единого оптимального показателя эффективности хозяйственной деятельности. Рыночные структуры имеют как различные стратегии развития, так и многообразные формы организации. В зависимости от цели и задач стратегий предприятий, предпочтение отдается тому или иному показателю определения эффективности хозяйственной деятельности.

В свете затронутой нами проблемы и с целью определения, по какому из направлений развивались предприятия строительных материалов Республики, целесообразно провести анализ эффективности использования форм хозяйствования. В целом, как свидетельствует мировая практика, эффективность хозяйственной деятельности предприятий способствует обеспечению эффективности экономики страны, так как в каждой национальной экономике имеются неисчерпаемые резервы повышения эффективности на уровне предприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...