Перспективы развития предприятий строительных материалов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В настоящее время хозяйственную деятельность предприятий строительных материалов республики невозможно представить без вмешательства государства. Поэтому, перспективы их развития, нами рассмотрена на уровни: государства и предприятий. Необходимо отметить, что хозяйственная деятельность предприятий строительных материалов и управление ими регулируется государственными органами республики, так как, любая хозяйственная деятельность осуществляется только с разрешением государственных органов и ведется под их контролем. Следует заметить, что без должной экономической самостоятельности и правового статуса, невозможно говорить об истинном развитии предприятий строительных материалов. Поэтому, изменения как в процессе хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов, так и в процессе рыночных отношений взаимообусловлены общей стратегией и политикой государственных органов. В настоящее время основными перспективными направлениями в развитии предприятий строительных материалов на уровне государства являются: . Создание жизнеспособной программы инвестирования предприятий строительных материалов. . Проведение эффективной инвестиционной политики по финансовой поддержке наиболее перспективных предприятий строительных материалов. . Разработка и реализация механизма перепрофилирования и санация убыточных предприятий строительных материалов. . Определение основных направлений экологической защищенности республики. Необходимо отметить, что создание технической, административной и экологически жизнеспособной Программы инвестирования предприятий и строительных материалов очень актуально. Эта программа, должна быть направлена на привлечение эффективных стратегических инвесторов с одновременным обеспечением экономической безопасности республики, то есть на создание равных условий для отечественных и иностранных инвесторов. В этой связи государству необходимо формировать систему правового, финансово-инвестиционного, организационного и информационного обеспечения.
Эффективная инвестиционная политика на поддержание предприятий строительных материалов должна строиться на принципах, что государство, при ограниченных финансовых и других ресурсов, должна оказывать финансовую и другую поддержку предприятиям строительных материалов, которые служат созданию общих благоприятных и технических условий для развертывания хозяйственной деятельности, а также привлекать частный капитал к наиболее перспективным предприятиям строительных материалов. Важным также является организация инвестиционных конкурсов, аукционов, отбор объектов в программу инвестирования предприятий строительных материалов. Одним из важных направлений развития предприятий строительных материалов является разработка и реализация механизма перепрофилирования и санации убыточных предприятий. Этот механизм призван, с одной стороны, блокировать дальнейшую деградацию производства строительных материалов путем активной поддержке предприятий, деятельность которых является условием преодоление кризиса, с другой стороны, данный механизм должен работать в направлении свертывания неэффективных производств строительных материалов, углубляющих кризис. К числу основных направлений экологической защищенности следует отнести: учет возможных негативных последствий от функционирования предприятий строительных материалов для природной среды; учет выбросов в атмосферу различных отходов предприятий, учет требований к чистоте природной среды. Решение проблемы экологического состояния республики невозможно без проведения природоохранных мероприятий на каждом из предприятий строительных материалов.
Следует заметить, что присутствие в перспективных подходах привлечение финансовых средств требует прежде всего жесткой системы государственного контроля, потому что, нельзя забывать о финансовой безопасности республики. При этом основные пути совершенствования системы финансовой безопасности республики в современных условиях должны включать: ► установление пределов иностранного участия в капитале отечественных предприятий; ► разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований. На уровне предприятия, перспективы развития каждого из предприятий строительных материалов будет зависит от системы множества смежных целей. При этом, рассмотрим подсистемы управления, формирующие потенциал предприятия и критерии целей. Маркетинговый потенциал: обеспечение выживания и развития, изучение новых рынков, потенциальных потребителей; изучение спроса старых рынков, завоевание новых рынков, удовлетворения спроса и потребностей рынка. Кадровый потенциал: действенность, качество работ, эффективность управленческих решений, экономичность системы управления, повышение уровня организационной культуры и социальной ответственности, повышение уровня жизни коллектива, профессиональный рост. Финансовый потенциал: обеспечение финансовой стабильности и надежности деятельности предприятия, минимизация издержек производства, повышение эффективности и результативности деятельности, Информационный потенциал: повышение уровня информационной оснащенности, повышение уровня эффективности принимаемых решений, обеспечение эффективного взаимодействия предприятия с внешней средой. Производственно-технический потенциал: удовлетворение потребностей рынка конкурентоспособности продукции, обеспечение качества и заданных спросом объемов производства, совершенствование технологии производства, обеспечение диверсификации и инновационного развития, минимизация издержек производства, рациональное использование сырьевых и природных ресурсов, установление норм и нормативов, обеспечение безопасности труда.
Инновационный потенциал - совершенствование потребитель ских свойств продукции, завоевание и расширение существующих рынков сбыта, обеспечение внедрения НТП, обеспечение выживания, развития и лидерства предприятия в условиях конкуренции. Ресурсный потенциал - экономичность фактического использования ресурсов, минимизация издержек производства, повышение экономической эффективности деятельности подразделений. В целом, перспективы развития каждого из предприятий строительных материалов будет зависит от стратегии управления. Причем, не существует стратегии, единой для всех предприятий. Каждое предприятие уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждого предприятия уникален, так как зависит от позиции предприятия на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею продукций, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Подытоживая вышеизложенное считаем целесообразным отметить, что перспективы развития предприятий строительных материалов в условиях рыночных отношений должны базироваться на следующих стратегических подходах: ● предоставить всем предприятиям не зависимо от размеров полную самостоятельность в области развития своей собственной рыночной стратегии. Это возможно через организационные мероприятия, таких как акционирования промышленных предприятий налаживание выпуска новых видов продукции; ● обеспечить более тесное сотрудничество предприятий строительных материалов с иностранными компаниями, с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в виде инвестиций. Для этого было бы целесообразно расширить информационный горизонт предприятий строительных материалов, посредством выхода на глобальную компьютерную сеть Интернет; ● необходимо совершенствовать организационную структуру в строгой координации с объектами управления. При этом необходимо учитывать соответствие предприятия организационной структуре управления, развивать связи между службами, организовывать комплексную службу управления;
● наладить работу по самоконтролю подразделений управления, где одним из вариантов такой работы могла быть деятельность службы надзора за соблюдением правил внутреннего распорядка в аппарате управления; ● изменить применяемые формы и методы управления, использовать зарубежный опыт; ● применение принципа управления стран с развитой рыночной экономикой, позволит предприятиям строительных материалов обеспечить надлежащую эффективность хозяйственной деятельности; ● создать информационные базы данных; ● создать позитивный имидж средствами "паблик рилейшин", взаимодействие со средствами массовой информации; организация пресс-конференций; участие в ярмарках, использование средств рекламы. Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение: - В условиях рыночной экономики концепция развития предприятия включает в себя четыре стадии: производство продукции, реализация продукции, оказание услуг с целью удовлетворения потребностей покупателей, получение прибыли производителем. Помимо концепции развития предприятия существуют несколько специфических характеристик современного предприятия: самостоятельность, независимость, обособленность, организационное единство, коммерческий расчет, ориентация на максимально возможное удовлетворение потребителей, экономическая заинтересованность, стабильность в деятельности, ответственность за результаты хозяйственной деятельности и хозяйственный риск. В целях создания более благоприятных условий для развития и повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов в условиях рыночных отношений предлагается: . использование в республике зарубежного опыта в формировании эффективной системы хозяйственной деятельности. В связи с этим основные направления инвестиционного развития и повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных Азербайджанской Республики в условиях рыночной экономики состоят из: во-первых, создания эффективной инвестиционной политики, как важнейшего условия экономического развития предприятий строительных материалов; во-вторых, в повышении эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов; . рациональное использование всех видов ресурсов, а также привлечение эффективных стратегических инвесторов для обеспечения высокой эффективности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов;
. осуществление полного технического перевооружения предприятий строительных материалов на основе использования достижений научно-технического прогресса и обеспечение на этой основе высокого технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции; . обеспечение маневренности и мобильности, т.е. способности в короткие сроки переключаться с производства одних видов продукций на другие или расширить ассортимент выпускаемой продукции. 5. обеспечение оптимальных условий труда и социального развития коллектива предприятия; 6. создание следующего механизма кредитования для предприятий строительных материалов: предоставления банками республики долгосрочных кредитов; . обеспечение экологичности производства; . формирование новых структур хозяйствования, использование прогрессивных форм управления типа матричной и программно-целевой, создание автоматизированных систем управления; . создание информативных банков для предприятий строительных материалов - необходимая мера защиты местных производителей и проталкивание своей продукции на старые и новые рынки сбыта; . совершенствование форм привлечения инвестиций; . завершение акционирования предприятий строительных материалов, что в свою очередь стимулирует их экономическое развитие; . предоставление всем предприятием строительных материалов полную самостоятельность в области развития своей собственной рыночной стратегии;
Список используемой литературы
. Беа Ф.К., Дихтла Э., Швайтцера М. Экономика предприятий. Пер.с немец. - М.: Инфра, 1999 2. Бухало СМ, Антонец А.В. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия. (Учеб. для экон. спец. ВУЗов), Киев "Выща школа", 1989. 3. Волкова О.И. Экономика предприятий - М, Инфра, 1999 4. Градова А.П Экономическая стратегия фирмы. - С - Пб, Специальная литература, 1995 5. Исмаилов Г.Я. Ахундов З.С Управление экономическим развитием в промышленности Азербайджанской Республики в условиях рыночной экономики, Баку, 1995 6. Кац И.Я. Экономическая эффективность деятельности предприятий. МД 987 7. Мехтиев И, Ширинова Н, Керимова Г, Мехтиев М. Инвестиционная деятельность: основные направления проблемы и факторы развития, ж. Экономика и жизнь, № 1-4, 1997. . Беа Ф.К., Дихтла Э., Швайтцера М. Экономика предприятий. Пер.с немец. - М.: Инфра, 1999 9. Бухало СМ, Антонец А.В. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия. (Учеб. для экон. спец. ВУЗов), Киев "Выща школа", 1989. 10. Волкова О.И. Экономика предприятий - М, Инфра, 1999 11. Градова А.П Экономическая стратегия фирмы. - С - Пб, Специальная литература, 1995 12. Исмаилов Г.Я. Ахундов З.С Управление экономическим развитием в промышленности Азербайджанской Республики в условиях рыночной экономики, Баку, 1995
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|