Эффективная инвестиционная политика, как важнейшее условие экономического развития предприятий строительных материалов
Преобладающая роль инвестиций в регулировании экономического развития предприятий промышленности, в том числе предприятий строительных материалов, в условиях рыночных отношений, определяется спецификой инвестиционных ресурсов. Инвестиции являются главным средством структурной перестройки предприятий строительных материалов, создания новых прогрессивных производств. Направления инвестиций, их потоки, размещение по предприятиям строительных материалов, эффективность предопределяет экономический и технический уровень производства строительных материалов в перспективе. Следует отметить, что за время рыночных преобразований финансовое положение большинства предприятий строительных материалов республики серьезно ухудшилось, а инвестиционная политика государства не претерпела значительных изменений. Между тем, к важнейшим задачам инвестиционной политики государства в отношении предприятий строительных материалов, можно отнести: ► максимально возможное удовлетворение потребности республики в продукции предприятий строительных материалов и сокращение ее зависимости от внешнего рынка; ► привлечение частных инвестиций для развития и расширения наиболее перспективных предприятий строительных материалов; ► направление государственных инвестиции в те предприятия строительных материалов, которые по каким-либо причинам не привлекают частные и которые могут служить созданию общих благоприятных экономических и технических условий для развертывания хозяйственной деятельности. В настоящее время новые подходы в инвестиционной политике являются важнейшим инструментом проведения структурных преобразований в развитии предприятий строительных материалов [схема 3.0]. Одним из таких подходов является необходимость создания технической, административной и экономически жизнеспособной Программы инвестирования предприятий строительных материалов, которая включала бы конкретные мероприятия по стимулированию вложений в предприятия строительных материалов.
В настоящее время основными направлениями инвестиционной политики в деле улучшения развития предприятий строительных материалов должны быть следующие: . Создание государством благоприятных условий для стимулирования инвестиций в предприятия строительных материалов; . Поиск альтернативных источников финансирования предприятий строительных материалов; . Совершенствование форм привлечения иностранных инвестиций. В условиях рыночной экономики, государство, прежде всего, должно обеспечить упорядочность и согласованность различных мер и средств, способствующих позитивному развитию предприятий строительных материалов республики. При этом, необходимо учитывать тот факт, что основной задачей является освобождение его от функций основного инвестора и создание таких условий, при котором частный сектор был бы заинтересован в финансировании инвестиций в предприятия строительных материалов. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не только в том, чтобы найти средства для предприятий строительных материалов, но и в том, чтобы сделать их работающими, эффективными, приносящими доход. Общим направлением стимулирования инвестиций в предприятия строительных материалов является сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с доходностью от их использования в других сферах и повышения надежности инвестиций. Для этого государство, в первую очередь, должно обеспечить стабильность в экономике и ее предсказуемость в развитии.
В самом общем виде, государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: налоговой политики, предоставление самых различных льгот инвесторам, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производств; финансово-кредитной политики; бюджетной политики; антимонопольного регулирования; политики ценообразования; научно-технической политики; амортизационной политики; структурной политики; создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Все эти рычаги представляют собой единое целое. Одним из мощных стимулов к привлечению инвестиций на предприятия строительных материалов является реализация Комплексных целевых экономических программ промышленного развития. Речь идет о приостановленных предприятиях строительных материалов. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших программ по приорететным направлениям научно-технического развития. Однако, попытки финансировать такого рода программы за счет средств государственного бюджета не приведут к успеху, так как в экономике республики крайне низка эффективность расходования бюджетных средств. Хронический дефицит государственного бюджета и связанные с ним "жесткое налого-облажение" не делают привлекательным инвестиционный климат. Поэтому, одним из важнейших методов реализации приорететных Программ развития предприятий строительных материалов должно стать привлечение средств частных инвесторов. Кроме того, решение проблемы привлечения средств как отечественных, так и иностранных инвесторов, вкладываемых инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий строительных материалов, лишь предоставления им налоговых, кредитных, таможенных и других льгот являются не достаточным. Наиболее мощным стимулом имеющимся у государства, является наличие достаточного количества объектов государственной собственности, которые могут выступить в качестве оплаты за достижение заранее зафиксированных результатов по приоритетным направлениям государственной программы. При этом все финансирование и связанный с ним риск по реализации мероприятий ложится на инвестора, а окончательный результат за авансирование им капитала производиться государственными органами по достигнутому результату.
Следует заметить, что для осуществления конкретных программ государству необходимо создать специализированные фонды, которые должны были бы выполнять следующие функции: аккумулировать финансовые средства; реализовать текущие финансовые программы; осуществлять трастовое управление государственной собственностью, переданной для реализации программ, так и общим объемом льгот, предоставляемых их участником. Именно такой подход, по мнению многих экономистов, должен определить отношение к приватизации неиспользуемой государственной собственности, что позволило бы снизить нагрузку на государственный бюджет, обеспечив необходимый ноток финансирования важнейших экономических программ, с одновременным использованием средств инвестора. В целом, налоговые льготы, а также отмена ряда налогов улучшит инвестиционный климат в республике, создаст серьезный стимул для иностранных инвесторов, для притока инвестиций в развитие производства строительных материалов. Следует заметить, что с помощью финансово-кредитной политики государство целенаправленно управляет банковским процентом, денежной массой и кредитами. Поэтому, расстройство системы денежного обращения и кредита может оказаться важным источником инвестиционного кризиса. Следовательно, необходимо осуществить следующие мероприятия: ● ввести индексацию средств в расчетах за доходы Национального Банка; для укрепления платежной дисциплины и повышения ответственности Национального Банка Азербайджана за организацию денежно-кредитного оборота; ● ввести особый режим банковских счетов под амортизационные отчисления предприятий, средства которых должны расходоваться строго по целевому назначению; ● устранить ограничения на приобретение балками реальных активов, включая контрольные пакеты акций предприятий строительных материалов;
● создать дополнительные стимулы для расширения производства и предложения строительных материалов путем использования различных мер по поощрению инвестиционной активности, рационализации спроса. Не менее важным рычагом является целенаправленная амортизационная политика. Устанавливая кормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство, тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов. Кроме того, амортизационная политика Должна способствовать ускоренной амортизации основных фондов, установке нового и модернизации существующего оборудования, замене устаревшего производственного потенциала. Поэтому, проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым может позволить предприятиям строительных материалов иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов. Еще одним рычагом воздействия государства на инвестиционную активность является политика ценообразования. Используя ее, государство регулирует спрос и предложение, воздействует на перераспределение доходов и ресурсов, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государство направлении. Кроме того, государство проводит политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабилизации, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема производства. При помощи внешнеэкономической политики (таможенный тариф, протекционизма, принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода национальных производителей на мировой рынок и другие) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта строительных материалов, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественных строительных материалов, привлечь инвестиции в предприятия строительных материалов республики, а также получить значительную выгоду, что в свою очередь, является основой для стабилизации и развития предприятий строительных материалов. В последние годы особое значение приобретает структурная политика. Структурная политика направлена на перестройку предприятий строительных материалов в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом потребностей общества. Основным направлением реализации структурной политики в современных условиях Правительство республики считает, переключение ресурсов государства с поддержки старых, бесперспективных производств на стимулирование роста более эффективного частного сектора, в том числе приватизированных предприятий строительных материалов. Это возможно следующими путями: сокращения дотаций, субсидий, льготных кредитов и замещение их инвестициями в высокоэффективные проекты, направление возрастающего объема инвестиций на долевое участие в реализации инвестиционных проектов совместно с частными инвесторами; стимулирование частных инвестиции, мобилизация средств мелких вкладчиков, населения через различные категории институциональных инвесторов, включая инвестиционные фонды, страховые компании, поддержка усилий предприятий строительных материалов путем вторичной эмиссии акций, а также выпуска иных ценных бумаг.
Следует заметить, что для структурной перестройки предприятий строительных материалов республики особое значение имеют иностранные инвестиции, хотя климат для них остается крайне неблагоприятным. Иностранные инвестиции, без которых республика не сможет обойтись, необходимо использовать прежде всего для поднятия технико-технологического уровня производства строительных материалов. Иностранные инвестиции служат источником капитала для вложений в производство новых видов строительных материалов, новых технологий. В отличие от займов и кредитов, они не ложатся налоговым бременем на внешний долг, а способствуют получению средств для погашения. Кроме того, наша республика обладает огромным потенциалом привлекательным для инвесторов. К ним можно отнести уникальные минерально-сырьевые ресурсы, емкий рынок, большие ресурсы квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Государство для создания благоприятных условий для инвестирования предприятий строительных материалов приняла законы: "Об инвестиционной деятельности", "О защите иностранных инвестиций", направленные на привлечение и эффективное использование иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. На начальном этапе экономических преобразований в провозглашенный суверенитет Азербайджан, эти законы имели прогрессивный характер. В после дующие годы они были дополнены рядом нормативных актов, конкретизирующих и развивающих условия инвестирования дня отечественных и иностранных инвесторов - Указами Президента Республики Необходимость их разработки и принятия была обусловлена тем, что вовлечение различных источников и схем инвестирования требует стройной законодательной системы по организации и регулирования государственных и частных инвестиций. В целом, принятые нормативные акты, несмотря на различия в Механизме их действия, можно объединить в три основные группы: ► создающие условия для смешенного финансирования и привлечения частных инвестиций для реализации государственных инвестиционных программ; ► формирующие новые организационные структуры для обеспечения государственных гарантий частным капиталовложениям; ► предоставляющие инвесторам налоговые льготы для активизации их инвестиционной деятельности. Принятые государством ряд мер в целях улучшения инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов включают льготы налогообложения, прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, освобождение от НДС и спец-налога импортируемого технологического оборудования, а также кредитов в иностранной валюте, полученных налогоплательщиками от иностранных банков и кредитных учережений, отмена ограничений в расчетных счетах предприятий. Однако, в современных условиях, инвесторам необходимо обеспечение защищенности личности и эффективность, безопасность функционирования их капитала; совершенствование правовой базы для инвесторов в финансовом в валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании, обеспечение стабильности законодательства; создания системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, механизм операций в связи с частными отечественными и иностранными инвестициями. Подводя итоги, следует подчеркнуть, что основными направлениями в области обеспечения государством благоприятных условий для инвестирования предприятий строительных материалов должны быть следующие: . Стимулирование накоплений. В этом направлении важное значение будет имеет реформа предприятий строительных материалов, поскольку она предусматривает меры по защите прав собственности, повышению прозрачности предприятий строительных материалов для инвесторов. Стимулом для инвестирования является налоговая политика, развитие рынка капитала, облигаций, институт финансовых посредников, банковские институту™, инвестиционные фонды, страховые компании. . Содействие повышению эффективности инвестиций, разработка и реализация преференциальных мер для инвесторов и объектов инвестиций. Все это будет осуществляться через приоритет частным инвестициям, как более эффективным, учитывая высокие инвестиционные риски. 3. Увеличение объемов государственных инвестиций. Государственные инвестиции должны распределяться только на конкурсной основе. . Развитие инвестиционной политики на следующих принципах: поощрение предприятий строительных материалов, производящих реально и потенциально конкурентоспособную продукцию; поощрение предприятий строительных материалов, приводящих к появлению на рынке принципиально новых и с улучшенными потребительскими характеристиками строительных материалов, поощрение ввода мощностей; ликвидация бесперспективных предприятий строительных материалов на основе государственной программы; совершенствование правовой базы, регулирования цен на строительные материалы. В связи с этим, представляется приоритетным добиться значительного повышения результативности хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов на основе эффективной системы государственного воздействия, создания устойчивого механизма к долговременному вложению средств. Приоритетным является также формирование благоприятной рыночной среды, в которой экономика восприимчива к инвестициям, а у предприятий строительных материалов появляются не только потребность, но и возможность обновления производственного потенциала. В этом случае справедливо мнения о том, что государство призвано выполнять функции гаранта стабильности инвестиционного климата, осуществляя гибкую налоговую, амортизационную, финансово-кредитную, ценовую и внешнеэкономическую политику. Таким образом, задача привлечения и эффективность инвестиций всех уровней на предприятия строительных материалов Республики, нерушима без формирования благоприятного инвестиционного климата, которая была бы достаточно стабильной к различным политическим и экономическим рискам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|