Зарубежный опыт в формировании эффективной системы хозяйственной деятельности предприятий строительных материалов
В условиях рыночной экономики, достижение необходимого повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, как было сказано выше, зависит, с одной стороны, от условий и факторов, возникающих во внешней среде, независимо от деятельности конкретного предприятия, но оказывающих или могущих оказать воздействия на ее функционирование; а с другой стороны, от факторов внутренней среды, которые требуют управленческих решений для обеспечения нормального функционирования предприятия. Естественно, что наилучшие результаты от своей хозяйственной деятельности будут иметь те предприятия, управленческий аппарат которых сумеет ограничить действия внешней среды в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность хозяйственной деятельности предприятия на конкретном этапе, а также выявить характер и степень воздействия факторов внутренней среды и принять решения, направленные на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия, а именно: достижения намеченных целей и получение желаемых конечных результатов. Опыт развитых зарубежных стран (США, Япония) свидетельствуют, что процветающие зарубежные фирмы и компании, чтобы достичь наибольшей эффективности от своей хозяйственной деятельности, максимизирует все свои возможности, которые отличают их от конкурентов. Прежде всего, они гибко используют свои внутренние возможности на основе технологической политики. Так, японские фирмы и компании благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством одержали в современных условиях победу на многих мировых рынках технологически сложной продукцией. Преимущество японских фирм и компаний можно оцепить следующим образом:
► постоянное "ноу-хау" в технологию производства и образ своей продукции, что позволяет им стать лидером в выпуске продукции; ► обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, благодаря применению эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации; ► обеспечение высокого уровня качества продукции в значительной степени обусловлен привлечением к управлению качеством сего персонала фирмы, в том числе и через кружки качества; ► осуществление крупных инвестиций в новые технологии и быстрое развертывание производства новой продукции; ► внедрение информационных технологий в производство; ► внесение изменений в управление производственными процессами в сторону гибкости, внимание к качеству; ► поставку продукции высокого качества в срок. Как видно из вышесказанного, японские фирмы для достижения высокой эффективности от хозяйственной деятельности ориентируются на выпуск продукции высокого качества. При этом они используют тактику постепенного "терпеливого" расширения рыночной доли и создания технологического преимущества, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Следует отметить, что японские фирмы строго придерживаются принципа, что характеристика продукции (форма, цвет, материал, надежность в работе) должны строго отражать потребительскую полезность продукции в целом. Отсюда, огромное значение, японские фирмы придают дизайну как средству удовлетворения, причем, главным образом, эстетических потребностей покупателей. Иными словами, японские фирмы обеспечивают наилучшие технологические и экономические условия предложения. Следует отметить, что в современных условиях существуют достаточно четко выраженные различия в управлении производством в фирмах США и Японии, которые относятся как к вопросам расширения предприятия (методы расширения размеров предприятия), так и к вопросам повышения эффективности хозяйственной деятельности. Причем, расширение предприятий в этих странах может осуществляться различными способами, среди которых:
► дополнительные капитальные вложения в оборудование и новое строительство с ориентацией на собственные финансовые ресурсы; ► аренда необходимого оборудования или производственного предприятия; ► приобретение оборудования вместе с лицензией; ► поглощение или слияние с другими фирмами; ► создание совместных предприятий и объединение производственных ресурсов. Однако американские фирмы всем другим способам расширения предприятия предпочитают поглощение или слияние, в то время как японские фирмы практически не прибегают к способу при обретения чужих компаний в силу особенностей управления персоналом. Кроме того, покупка и продажа фирм в Японии считается аморальным. Японские фирмы предпочитают всем другим способам расширения предприятия совместную хозяйственную деятельность путем создания смешенных по капиталу фирм. В таком случае, в партнеры привлекается зарубежная фирма, которая берет на себя обеспечение новейшей технологией, а японская фирма - производственными мощностями и системой сбыта. Когда в качестве партнера выступают две японские фирмы, они обычно предлагают лучшее, чем располагают, чтобы взаимно дополняют друг друга. В результате они обеспечивают высокую эффективность совместной деятельности. Можно выделить следующие наиболее важных особенностей В управлении производством в фирмах США: ► менеджеры выбирают и устанавливают стабильные связи с теми поставщиками, которые способны осуществить своевременные и качественные поставки ресурсов; ► менеджеры устанавливают с поставщиками взаимоотношения, основанные на долговременных обязательствах; ► в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели; ► менеджер, осуществляя управленческую деятельность, широко использует современные технические средства: персональный компьютер др.
► в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принять меры; ► в результате расширения участия персонала в управлении фирмой уменьшились конфликты между менеджерами и работниками; Итак, опыт американских фирм свидетельствует о том, что только при обеспечении тесного взаимодействия между менеджерами и работниками удается решать сложные проблемы на предприятии. Однако, необходимо отметить и отрицательные факторы, оказывающие воздействие на эффективность хозяйственной деятельности фирм США. Среди них: ► трудности с внедрением новых методов управления предприятием; ► ориентация на получение краткосрочных прибылей; ► низкий уровень накоплений; ► снижение объема инвестиций; ► предпочтение узким специалистам по сравнению со специалистами широкого профиля. Важнейшими особенностями в управлении японских фирм следует отметить: ● поддержка работниками высшего руководства фирмы; ● удачная организационная структура: солидный исследовательский потенциал и широкие возможности в области маркетинговой деятельности; ● ориентация на разработку новых видов продукции в связи с потребностями рынка, как важнейшего критерия успеха, для чего необходимо тщательное изучение всех условий рынка; ● наличие сильного организатора процесса разработки новой продукции; ● уникальность новой продукции. Кроме того, в японских фирмах, в отличие от американских фирм, первостепенное значение придается управлению непосредственно на производственных цехах. Поэтому, в японских фирмах ноу-хау, накапливаемые в цехах, влияют на эффективность хозяйственной деятельности фирмы в целом. Следует отметить, что эффективности хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависит от уровня управления персоналом. Так, в японских фирмах существует своя специфика в управлении персоналом, которая основывается на следующих особенностях: пожизненный найм работников, или найм на длительный срок; повышение заработной платы с выслугой лет; участие работников в профсоюзах, которые создаются в рамках фирмы.
Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления персоналом: ► переплетение интересов фирмы и работников: высокая зависимость работников от своей фирмы, предоставление ему значительных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы; ► поощрение коллективизма внутри фирмы: атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов; ► поддержка баланса влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, работников и инвесторов; ► формирование деловых партнерских связей между фирмами, в том числе; '' между поставщиками и покупателями продукции. Как видно из вышесказанного, в японских фирмах система управления персоналом предполагает гарантии занятости; привлечение новых работников, их подготовку; оплату труда в зависимости от стажа работы; гибкую систему заработной платы. Следовательно, японские менеджеры используют "коллективизм" для повышения эффективности хозяйственной деятельности, между тем для американского менеджера характерен более "индивидуализм". Основные принципы управления персоналом в американских фирмах: индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью; индивидуализация в оплате работников, стабильность занятости для постоянных работников; привлечение временных работников в период циклического подъема: маневрирование трудовыми ресурсами в рамках фирмы; переквалификация работников и обучение их новым специальностям; сокращение рабочей недели в период ухудшения конъюнктуры. В целом, опираясь на зарубежный опыт, нужно создать новый путь повышения эффективности хозяйственной деятельности, который позволил бы каждому из предприятий республики создать свою собственную высокоэффективную форму хозяйственной деятельности. Этим условием является разработка принципов, определяющих эффективность хозяйственной деятельности. Опыт хозяйственной деятельности процветающихся зарубежных компаний и фирм (США, Японии) показал, что такими принципами могут быть следующие: ► Постоянная адаптация к изменяющейся внешней среде. Предприятия находятся в нестабильной экономической среде, состояние которой часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью, поэтому они должны постоянно адаптироваться к ней: в политике, праве, экономике, обществе и технологии. Если предприятия не будет этого делать, то они станут жертвой данных изменений. Следовательно, чтобы выжить в период таких изменений, предприятия должно приспосабливать к ним свою деятельность. Предприятия прежде всего, должны правильно оценить происходящие изменения, уметь прогнозировать их последствия и в соответствии с ними спроектировать свою деятельность.
► Лечение финансовых проблем предприятий. В современных условиях, основная проблема предприятий является состояние новой сферы. Ее обычно связывают с нехваткой капитала и решают путем обращения в банк за получением кредита. Однако, лечение финансовой проблемы состоит не в получении кредита, а в становлении причин недостатка финансовых средств. Поэтому, основное внимание каждого предприятия должно быть сосредоточено на прогнозировании и планировании финансовых ресурсов, что позволяет определить предбанкротное состояние и возможность восстановить платежеспособность хозяйствующего субъекта, а следовательно, и выход из кризиса. ► Определение идеалов развития предприятий. На этом принципе основываются процветающие предприятия Запада, Японии, Южной Корее и США, девизами которых являются: "обеспечение высокого качества продукции и постоянное расширение ассортимента на основе базовых моделей", "лидерство через качество" и др. Такие девизы мобилизует предприятия на достижения своих идеалов, росту имиджа и усиления их стабильности на рынке. ► Установление стратегии по продвижению продукции до покупателя. Предприятия, как известно, при выборе производства продукции исходят из имеющегося спроса. Однако они не всегда учитывает каналы продвижение продукции покупателю. Поэтому, на наш взгляд, внимание предприятия должно быть сосредоточено на установлении возможности доведения продукции до покупателя, так как это позволит сократить издержки производства, тем самым осуществить сбыт продукции с максимальной выгодой. ► Установление внутренних возможностей предприятий и принятие решений. К внутренним возможностям предприятий относятся: ● трудовые ресурсы - умения, знания и профессиональный опыт работающих. Они оценивать с позиции их способности воспринимать и воплощать в деятельность предприятия требования потребителей и технологические законы производства продукции. ● материальные ресурсы - сырье, материалы, топливо и др. Их надо оценивать с точки зрения их доступности, качества, безотходности или вторичной переработки сырья. ● основные фонды - здания, оборудования, механизмы и др. Их надо оценивать с точки зрения их технического состояние, уровня развития и использования, прогрессивности, формы владения (аренда, частная, акционерная). ● технологические ресурсы - уровень технологии изготовления продукции, ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии, обеспечивающие качество продукции. ● организационные ресурсы - уровень прогрессивности организации производства и труда на предприятии. Установив возможности предприятия, необходимо принять решение в максимизации сильных и улучшение слабых сторон деятельности предприятия, тем самым усовершенствования в производстве осуществлять на постоянной основе. ► Постоянное повышение квалификации работников. Неизменное требование практически во всех американских, японских и западноевропейских фирмах является постоянная переподготовка и повышение квалификации работников. Каждая фирма практически имеет свою собственную систему переподготовки. Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция "гибкого работника". Ее цель является отбор и подготовка работника не по одной, а по крайне мере, по двум- трем специальностям, а за тем повышение квалификации на протяжении всей жизни. В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию работника. Американские специалисты, как правило, профессионалы в узкой области знаний и поэтому повышение их квалификации осуществляется только по одной специальности. Системами повышения деловой квалификации работников в США являются: краткосрочные курсы при школах бизнеса, вечерние курсы, американская ассоциация менеджмента, внутрифирменные курсы повышения квалификации, центры повышения квалификации при университетах, переподготовка на рабочем месте. В настоящее время, развитие новых технологий требует более совершенных знаний и умений. Следовательно, необходимо использовать механизм постоянного повышения квалификации всех занятых в процессе перехода от одного набора требуемых знаний и навыков к другому. ► Постоянное усовершенствование имеющихся технологий изготовления и выпуска продукции. Здесь возможны 2 типа моделей развития предприятий: Модель А (США) - в направлении улучшения продукции и в направлении улучшения процесса производства. В основу этого направления положен тип развития предприятий - использования новых методов, создание новых технологий, создание новой продукции. Однако этот процесс сложен и требует больших финансовых вложений, поэтому многие предприятия терпят неудачу при первых попытках внедрить в производство новшества. Модель В (Япония) - в направлении постоянного обновления внешнего вида продукции, согласно требованиям моды и покупательскому спросу. В основу этого направления положен тип развития предприятий - долговременная жизнеспособность продукции на потребительском рынке. Этот процесс дает большую экономическую эффективность удовлетворения потребительского спроса и совершенствования труда, вложений в машины и оборудования. Следовательно, предприятие постоянно должна искать пути усовершенствования технологии изготовления продукции, в соответствии с имеющимися потребностями рынка. ► Повышение производительности труда. Если предприятие будет постоянно прибегать к закупке и внедрению новой техники (обычно дорогостоящей), то фактически лишь увеличат общие издержки производства. Проблема состоит не в целесообразности расходов, а в том насколько система организации производства готова к использованию нового оборудования. Опыт работы зарубежных преуспевающих фирм и компаний США свидетельствует, что они, прежде чем внедрять новую технику, осуществляют перестройку методов организации и управления производством, подготовку кадров, чтобы техническая модернизация не обернулась убытками. ► Повышение качества продукции. Качество выпускаемой продукции является своеобразным символом преуспевающих зарубежных предприятий и фирм. Работа по повышению качества продукции очень трудоемкая работа для предприятия, так как практически затрагивает все его подразделения без исключения. Как отмечал американский менеджер Э.Деминг: "основа качества продукции - это качество труда и управления на всех уровнях, при котором каждый работник получает удовлетворение от своей работы". Таким образом, необходимо создание и постоянное совершенствование системы управления качеством. Работу по повышению качества состоит в участии высшего руководства предприятия в обеспечении качества, обучении персонала предприятия на всех уровнях менеджменту качества, создание обеспечивающих высококачественный труд мотивации и морального климата на предприятии. ► Постоянное повышение объема продаж продукции, прибыли. Как свидетельствует зарубежный опыт, если предприятия будут постоянно стремиться к росту объема продаж продукции и рост прибыли только за счет снижения издержек производства, то он недолго сохраниться на потребительском рынке. Необходимо, чтоб каждое предприятие стремилось дать потребителю продукцию более высокого качества или обладающий каким-то новыми свойствами, но за те же издержки производства. Однако это можно сделать, если, постоянно проводить маркетинговые исследования и только тогда можно определить, в какой продукции они нуждаются. ► Наличие у предприятий маркетинговой стратегии. Стратегия предприятия должна быть направлена не на создание продукции, а и потребителя. На практике это означает, что предприятие должна создать продукцию самого высокого качества и наибольшей возможной ценности для покупателей, чтобы их ожидания оправдались Именно такое сочетание позволит создание продукции, и удовлетворить потребителя. ► Определения финансового состояния потенциальных потребителей и объема платежеспособного спроса. Не исключен тот факт, что' предприятие может выпустить продукцию, а финансовое положение большинства потребителей не позволяет расплачиваться в приобретение необходимого для нормального функционирования объема и номенклатуры продукции. Следовательно, предприятия должны учитывать платежеспособный спрос потребителей. ► Контрактная дисциплина поставщиков исходных ресурсов. Чтобы своевременно изготовить и реализовать продукцию, предприятия должны в сроки и качественно получать от поставщике! исходные ресурсы (сырье, материалы, топливо). Следует отметить, что спецификой американских предприятий и фирм является наличие не одного, а нескольких конкурирующих между собой поставщиков одних и тех же исходных ресурсов. Причем, с целью сокращения объемов материальных запасов фирмы-производители конечной продукции вынуждают своих поставщиков держать у себя эти запасы, не уменьшая их объемы. Поскольку стоимость их хранения и транспортировки все равно включается в издержки производства и отражается на цене конечной продукции, эффективность производства от этого не повышается. Новыми во взаимоотношении американских фирм со своими поставщиками является: привлечение поставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания продукции; заключение с поставщиками долгосрочных контактов, обучение поставщиков новым методам управления, такими, как "поставка в срок". Следовательно, тесные контакты с ограниченным числом поставщиков позволяют повысить надежность поставок, снизить затраты на входной контроль. ► Рассредоточение риска как условие выживания предприятия. В настоящее время предприятия функционируют в условиях неопределенности и риска. Поэтому, они должны сосредоточить выпуск не на одном виде продукции, а на нескольких и не на одном рынке, а на нескольких. ► Постоянная взаимоувязка объемов продаж- и финансовых поступлений. Предприятия должны обеспечить постоянный оборот денежных средств. Только при таком условии возможно эффективное функционирование предприятия. Таким образом, приходим к выводу, следуя этим принципам, определяющим эффективность хозяйственной деятельности, каждое предприятие может создать свою собственную конфигурацию хозяйственной деятельности. Вместе с тем, создание эффективной системы хозяйственной деятельности решает проблему экономического роста предприятия. В условиях рыночной экономики, она во многом будет зависеть от правильности выбора организационно-правовых формы хозяйственной деятельности, т.е. с одной стороны, насколько они будут способствовать развитию трудовой активности работников, а с другой, создадут благоприятные условия для привлечения финансовых средств на развития предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|