Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, принципы, методы и функции управления




 

Основы управления той или иной организацией, построенные на опыте многовековой истории человечества, являют собой отражение важных законов диалектики. Это узнается в следующем определении: управление есть умение добиваться поставленных целей через труд, интеллект, мотивы поведения других людей с помощью специализированных приемов, основанных на разнообразных функциях управления.

Знание целей и принципов управления позволяет выработать методы и функции управления той или иной организацией, в том числе и монастырским хозяйством.

Итак, что же есть цель?

Если коротко, то цель - это вариант удовлетворения исходной потребности, если подробнее, то цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта.

Цели присущи такие черты, как конкретность и измеримость, определенность во времени, адресность, согласованность с другими целями, с возможностями организации, контролируемость. То есть цели должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени. Отсутствие какой-то одной из данных черт сделает формулировку цели расплывчатой, непонятной, нечеткой.

Для формирования целей необходимо располагать достаточным количеством качественной информации об объекте управления и окружающей его среде.

Формирование целей управления есть ответственный процесс, ибо он определяет вид управления организацией.

Кроме целей, в практической деятельности любой организации важны и принципы управления - наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации. Принципы управления определяют структуру управленческой системы, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию у его членов.

Предназначение принципов - повышение эффекта управленческой деятельности.

Принципы управления универсальны, то есть применимы как для воздействия на отдельную личность, так и для управления целым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) и неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

К основным принципам управления относятся научность, системность и комплексность, сочетание единоначалия и коллегиальности, централизация и децентрализация, единство распорядительства в управлении, экономия времени, делегирование полномочий и принцип обратной связи. Некоторые из исследователей дополняют данный список - принципы правовой защищенности управленческого решения, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип одноразового ввода информации, принцип новых задач, принцип повышения квалификации и принцип эффективности организационной структуры.

На принципах строится метод управления - система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Методы управления делятся на три группы: экономические, организационно-административные и социально-психологические.

Экономические методы управления представляют собой совокупность мер, с помощью которых достигается тот или иной экономический эффект. Такие методы обычно проявляют себя в формах планирования, анализа, ценообразования, финансирования. Непосредственной связи руководителя и подчиненного здесь нет, но экономические методы ставят и того и другого в условия зависимости. Эффективность работы административного или управленческого аппарата зависит от исполнительской дисциплины простых специалистов, тружеников или служащих. И наоборот, эффективность последних зависит о правильности, своевременности и умелости действия первых.

Организационно-административные методы управления - это тоже совокупность мер, но уже направленных не на абстракцию, а на конкретные личности или на коллектив. Организационно-административные методы выступают в форме приказов, распоряжений, которые могут отдаваться как письменно, так и устно, в форме прямых указаний и в форме контроля выполнения той или иной команды. Для организационно-административных методов характерна непосредственная связь руководителя и подчиненного.

Социально-психологические методы призваны воздействовать на коллектив не через жесткие директивы, а через психологию общения. Основные формы воздействия - убеждение, внушение, критика и самокритика, корпоративный вечер, пакет социальных услуг, коллективный договор. При социально-психологических методах связь между руководителем и подчиненным осуществляется и при личном контакте, и посредством предоставления выгодных условий.

Управление организацией есть процесс, состоящий из реализации целого ряда функций - прогнозирования, планирования, организационной деятельности, координации, регулирования, стимулирования, анализа, контроля.

Рассмотрим некоторые из них.

Функция планирования подразумевает принятие решений, которые определяют цели организации, средства и методы достижения этих целей в конкретных условиях. Планирование бывает стратегическим и оперативным. Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, на сохранение и развитие его потенциала. Оперативное планирование предполагает развитие организации в краткосрочной (например, в течение года) или среднесрочной (несколько лет) перспективе.

Функция организационной деятельности заключается в распределении полномочий и задач между подразделениями, исполнителями, в формировании внутриорганизационной культуры - принципов и правил взаимоотношений работников или служащих, стилей управления, системы ценностей и убеждений.

Функция координации обеспечивает согласование всех остальных функций. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации через установление рациональных связей между ними.

Функция мотивации связана с процессом побуждения себя и других коллег к эффективной деятельности, к достижению целей организации. В качестве мотивов могут выступать - осознание причастности к компании, к решению значимых задач или проблем, осознание потребности в карьере, потребности в реализации личных возможностей, заинтересованность в коммуникациях и другое.

Функция контроля призвана обнаруживать сам факт нарушения или невыполнения чего-либо, а также причин случившегося. Функция контроля имеет следующие формы - проверка выполнения принятых ранее решений, официальные отчеты, аттестации, неформальные беседы. Контроль может быть как запланированным, так и вне плана.

Функции прогнозирования, регулирования, стимулирования, анализа не менее важны, чем выше обозначенные, и, следовательно, необходимы в организации управления. На прогнозирование и анализ опирается построение бизнес-планов, на регулирование и стимулирование - построение внутрикорпоративных отношений.

Таким образом, основное содержание управления есть деятельность, обеспеченная необходимой информацией и направленная через выработку мотивированного и обусловленного решения, через детальное планирование, через организационную деятельность, регулирование и стимулирование - на достижение намеченной цели.

Управление монастырским хозяйством, включая в себя все вышеперечисленные составляющие, имеет и свою специфику.

Из методов управления в монастырском хозяйстве обычно используются организационно-административные и социально-психологические.

Организация взаимодействия работников монастыря или создание внутренней культуры осуществляется не на базе договоров или соглашений, а на основе главных книг духовной литературы - Священного писания, Священного предания - и святоотеческих традиций.

Но главное отличие монастырской организации от организации светского характера заключается в содержании мотивов деятельности. Если в деятельности представителей светских организаций на первый план выступает мотивация заработка, получения денежных средств и материального вознаграждения, то для представителей монашеской общины на первом плане стоит потребность духовного развития.

И все же, несмотря на общую основу, каждый монастырь отличают особенности управления хозяйством. Именно здесь мы и должны остановиться на вопросе об организационных структурах и стилях у правлениях организацией.

Организационные структуры

Прежде всего, мы обратимся к определению, которое дал один из исследователей организационных структур управления: организационная структура - это "расставка людей в разных социальных позициях, которые влияют на ролевые отношения между этими людьми". Значит, мы можем утверждать, что организационная структура - это, своего рода, модель взаимоотношений между работниками компании (фирмы, общества, центра и др.) как представителями различных должностей и как просто сослуживцами, коллегами. Организационная структура определяет иерархию отношений, внутрикорпоративную культуру, схему подготовки распоряжений, приказов, постановлений и механизм их распространения, доведения до сведения нужных лиц.

Организационная структура определяет также трудовую загруженность персонала, степень его удовлетворенности достигнутыми или недостигнутыми результатами, уровень экономической эффективности компании.

В организационной структуре заметное место отводится функциям административного аппарата. Именно функции и определяют тип аппарата - консультативный, обслуживающий, личный. Последний иногда рассматривается как вариант обслуживающего. Резкая граница между тремя типами аппарата на практике не выступает.

Обратимся к классификации организационных структур управления (ОСУ).

Исследователи выделяют два типа организационных структур - иерархические и органические. К каждой из них относятся несколько видов. Так, например, к иерархическим структурам относятся такие виды, как линейные организационные структуры, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные, "шахтные". А к органическим структурам управления относятся проектные, дивизиональные, матричные, программно-целевые, бригадные.

Для иерархических структур управления характерны следующие положительные моменты.

В иерархических структурах существует четкое разделение труда и наличие высококвалифицированных специалистов в каждом виде деятельности.

В иерархических структурах каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

В иерархических структурах наем на работу осуществляется в соответствии с технически и квалификационными требованиями.

В иерархических структурах имеет место система формальных правил, которая предопределяет согласованность выполнения различных задач.

Вместе с тем иерархическим структурам присущ и ряд отрицательных моментов: негибкость при изменении системы управления, при реагировании на возникающие непредвиденные обстоятельства, при деловом общении, взаимодействии представителей вышестоящих и нижестоящих структур.

Рассмотрим некоторые из видов иерархических ОСУ.

Линейная (другое название этого вида - механическая, т.е. спроектированная по подобию машинного механизма) - эта организационная структура управления считается самой простой. Она отражает двухуровневое разделение труда: руководитель - исполнитель. В наше время линейные ОСУ используются, как правило, в рамках малого бизнеса.

Функциональная ОСУ. Данный вид отражает взаимодействие руководителей производственных подразделений и исполнителей их распоряжений, которые не выходят за пределы функциональных обязанностей руководителя.

Линейно-функциональная ОСУ сочетает в себе линейные и функциональные принципы взаимосвязи между производственными и управленческими элементами систем. При линейно-функциональной ОСУ группировка производственных звеньев может осуществляться как по функциям управления, так и по простой цепочке взаимодействия: руководитель - исполнитель.

Теперь обратимся к органическим ОСУ.

Органическими называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.

Из органических ОСУ выделим как наиболее распространенные дивизиональный и матричный виды.

Для дивизиональной ОСУ характерны сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением, некоторая гибкость и оперативность в принятии решений, быстрое решение сложных проблем, ориентация на что-то новое в менеджменте. Дивизиональные ОСУ получили развитие в крупных компаниях, где относительно обособленные структурные подразделения наделяются большими правами в осуществлении своей деятельности - нередко и до юридической самостоятельности.

Матричные ОСУ основаны на принципах двойного подчинения. Формально работник имеет одновременно двух начальников с равными правами. Один из них представляет административную часть (продуктовое начало), другой - техническую (функциональное начало). Первый отвечает за планирование работы, управление и оценку результатов, за выполнение операций и за достижение поставленных целей. Второй - за обеспечение работы спецификациями, квалифицированным персоналом, его развитие и за техническое руководство. Такая комбинация функционального и продуктового начал поддерживает баланс технических и административных целей.

Монастырская организация, имея в своем основании православные традиции и патриархальное устройство, действует в рамках линейной организационной структуры управления. Стремление членов монастырской организации к духовным целям предполагает добровольное признание необходимости жесткой иерархии и сознательное отношение к требованиям руководства. Для монастырской организации не свойственен тот дух формализма при выполнении должностных обязанностей, который часто проявляется в светских организациях бюрократического вида.

Деятельность монастырской организации способна высветить преимущества линейной ОСУ - универсальность, предсказуемость, производительность и другое. Ведь те условия, при которых линейная ОСУ предстает в выгодном свете, непременно имеются в работе монастырского хозяйства. Известность целей и задач, относительная простота их выполнения, стабильность коллектива, централизованное планирование, безоговорочное признание власти руководителя - всё это присуще производственной деятельности, которую выбирают монастырские хозяйства.

Нетрудно увидеть, что линейная ОСУ обычно приводит к бюрократии. Негативный оттенок, с которым чаще всего произносится это слово, призван подчеркнуть волокиту, некомпетентность, нелепость и даже жесткость в исполнении того или иного дела. Да, в линейной ОСУ есть предпосылки для проявления этих негативных качеств. Тут-то и наступает момент истины. Если исполнитель не может преодолеть всплеск гордыни и зависти, то в линейной ОСУ он становится бюрократом, если же исполнитель способен подняться над собой, то линейная ОСУ не исковеркает его душу. В монастырской организации от последнего насельников и насельниц спасает ежедневная работа над собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...