Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монастырское хозяйство - особый экономический организм




 

Монастыри и монастырские хозяйства сыграли важную роль в становлении и развитии русской экономики, в создании духовно-нравственных предпосылок эффективного труда.

Впервые христианское монашество возникло в Византийской империи, в ее египетской провинции в III веке нашей эры. Основателем монашества считается преподобный Антоний Великий, который прожил в уединении двадцать лет, пользуясь для проживания только пещерой, ручьем и плодами финиковой пальмы. Молва о необыкновенной жизни Антония распространилась по всему Египту. К отшельнику стали приходить христиане, желающие поселиться около него. В итоге, вокруг Антония образовалось целое общество учеников-подвижников. Так была образована первая монашеская община.

Но здесь надо заметить, что Антоний основал отшельнический тип монашества. А основателем общежительного типа считается преподобный Пахомий Великий (292-348).

Вместе со своим братом Иоанном он построил на одном из островов Нила монастырь, который не смог вместить всех желающих проживать в нем. Тогда Пахомий основал еще несколько новых монастырей, расположив их на берегах Нила вблизи друг от друга.

Именно Пахомий устроил и женский монастырь, первой жительницей которого стала сестра Пахомия.

В своих монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это был, по сути, первый иноческий устав.

Жизнь в монастырях Пахомия была строго регламентирована. Все общество монахов, разделенное Пахомием по степени развития их духовной жизни на 24 класса, находилось под управлением одного аввы. Авве (его роль при жизни своей исполнял Пахомий) принадлежал надзор над всею братиею.

Кроме того, каждый монастырь имел своих начальников, которые назывались настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении у аввы и доносили ему о состоянии своих монастырей.

В монастырях были еще экономы с помощниками, заведовавшие хозяйственной частью. Монастырь делился на несколько общин, состоящих из трех или четырех домов. В каждом доме было по нескольку келий, в которых жили по два-три монаха и частный надзиратель, подчиненный настоятелю монастыря.

Начальствующие лица должны были быть образцами строгой жизни для остальной братии.

Под руководством своих начальников монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, и трудах. Они возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, мельницах, кожевнях, плотничали, валяли сукна, плели корзины и циновки.

Послушание, от которого зависел весь порядок монашеской жизни, предписывалось монахам самое строжайшее. Без позволения начальников никто из братии не мог не только выйти из монастыря, но и начать новой работы или перейти с одного места на другое.

Одежду иноки носили одинаковую и самую простую - льняной хитон без рукавов, кожаная накидка, волосяная шапочка-кукуль и сандалии. Одежда никогда не снималась, даже во время сна. Постелью инокам Пахомия служила рогожа, положенная на седалища с наклонным задником и двумя загороженными стенками.

Вставали иноки задолго до рассвета. В пищу употребляли хлеб, маслины, сыр, овощи и плоды. Причем, однажды в сутки, обыкновенно в полдень. А в субботу и воскресенье была еще и вечерняя трапеза.

Монахи не имели ничего собственного. Считалось преступлением, если кто-то из братии сберегал у себя в келии деньги, хотя бы самую малую монету. Все необходимое для жизни - пищу, одежду - иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий.

Чтобы все эти строгие правила выполнялись, Пахомий установил принимать в общину новых людей только после годичного испытания.

При жизни Пахомия общество монахов, основанное им на таких началах, возросло до семи тысяч человек а через сто лет после него - до 50 тысяч.

И отшельническое, и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и даже перешло отсюда в другие страны. Несмотря на то, что император Константин Великий объявил христианство государственной религией, монастыри еще долго возникали "снизу", то есть без поддержки со стороны властей.

В большинстве случаев они принимали устав Пахомия Великого. Однако существовало и немало обителей со своим собственным уставом и хозяйственным строем, что свидетельствовало об отсутствии единой системы монастырского хозяйства в тот период.

Идеология монашества складывалась примерно на протяжении трех столетий, параллельно с бурным ростом числа монастырей. Нынешний состав Священного Писания тогда еще не сложился. Не всем инокам был известен полный Новый Завет, сегодня признанный каноническим. Имели хождение многие апокрифы, впоследствии Церковью отвергнутые. Еще только начиналась эпоха Вселенских Соборов, многие догматы еще не были раскрыты, шли споры о природе Христа, почитании Богоматери, поклонении иконам. А еще во многих областях Византийской империи ощущалось влияние буддизма и других культов Востока, где подобие монашества развилось раньше, чем в христианской Византии.

Книги, дошедшие до нас от первых веков христианского монашества, содержат как изложения принципов жизни монахов, так и обличения различных неустройств, которые можно было наблюдать в обителях иноков той поры. Причем, главные противоречия касались экономической сферы.

Ведь труд, особенно земледельческий, даже если он нацелен на общее благо обители, незаметно может затягивать и отвлекать от того главного дела, ради которого инок отверг мир и ушел в монастырь. Поэтому еще Нил Синайский счел нужным поставить вопрос: "А кто печется о волах, ежедневно пересчитывает стадо овец, непрестанно ухаживает за виноградниками, рощами, нивами и садами, тот - где и когда будет иметь время вспомнить о Боге? Когда ему заняться псалмопением? Какое время посвятить упражнению в богомысленном созерцании?"

Важнейшую роль в становлении православного понимания сущности и целей хозяйственной деятельности человека вообще и монастырского хозяйства в частности сыграли преподобные Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Василий Великий (около 329-379) создал новый тип общежительного монастыря, лишенного аскетических крайностей и играющего также социальную роль. В его обители иноки, кроме своего молитвенного делания, занимались ремеслами - ткацким и сапожным. Святой Василий полагал, что цель труда монаха есть не высокая производительность и не извлечение прибыли, а исполнение заповеди Божией в поте лица добывать хлеб свой, а также здоровье и проявление любви к ближнему. Поэтому его монастырь отличался широкой благотворительностью, а также обучением и воспитанием детей из окружающих селений. При монастыре святого Василия был построен и странноприимный дом.

Вообще первая система социального обеспечения в древнем мире была создана Церковью, и святитель Василий своим монастырским уставом и практикой благотворительности положил первый камень в основание системы социального обеспечения.

Григорий Богослов (около 329-389) продолжал дело Василия Великого, в монастыре которого он некоторое время подвизался. Главная тема проповедей святого Григория - милосердие. Он пытался пробудить человеколюбие у тех, кто больше других преуспел на поприще приобретения житейских благ, осуждал безоглядную погоню за богатством, праздность и благословлял всякий труд, особенно физический ("Труд до усталости - сам по себе награда").

Иоанн Златоуст (347-407), ставший архиепископом Константинополя, обличал корысть и бесчеловечность во всех их проявлениях, не останавливаясь даже перед публичным осуждением недостойных поступков императрицы, бичевал и корыстолюбивых, и нерадивых священнослужителей, а особенно бродячих монахов, которых много было в столице империи.

Большое влияние на развитие взглядов на монастырское хозяйство оказали труды преподобного Максима Исповедника (около 580-662). В его учении христианское понимание смысла хозяйства достигло в Византии своей высшей точки.

Если Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст рассматривали хозяйственную деятельность человека в связи с евангельскими заповедями и моральным кодексом, то в учении преподобного Максима о хозяйственной деятельности человека исходной стала категория воли.

Если бы человек всякое свое хозяйственное деяние совершал с Богом в сердце и с пониманием своей миссии превратить всю землю в рай, его цели были бы благословенны и приводили бы к улучшению условий жизни людей без вреда для природы. Но после грехопадения человека на людей ложится тяжелый покров хозяйственной нужды, исполнением приговора Божия: "в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой взят".

Над человечеством стал властвовать "закон себялюбия", из которого вытекают "закон убийства" и "закон тирании". Тогда, естественно, и в хозяйственной деятельности, человек, стремясь лишь к собственной выгоде и действуя в отрыве от воли Бога, не достигает ничего, кроме опустошения.

На монастырское хозяйство мысли преподобного Максима оказали заметное влияние - стало заметным стремление многих монастырей к красоте благоустройства, к тому, чтобы обитель действительно напоминала "райский уголок".

Основоположниками русского монашества стали преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Первый основал отшельническое монашество, а второй - общежительное.

Феодосий (около 1036-91) и собравшиеся вокруг него монахи создали мужской общежительный монастырь, ставший впоследствии Киево-Печерской лаврой. В деятельности Феодосия, который стал игуменом этой православной обители, ярко проявились черты национально-русского подвижничества, в особенности стремление не замыкаться только на личном самоусовершенствовании, но и активно воздействовать на мир. Это было уже проявлением нового русского христианства, оказавшим огромное влияние на национальное самосознание.

Из "Жития преподобного Феодосия Печерского" и дошедших до нашего времени его произведений, а также из "Киево-Печерского патерика" можно составить представление об образе жизни в этом древнем монастыре.

Братия монастыря выполняла все работы, необходимые для ее жизни. При этом игумен Феодосий был примером для всех. На работу он выходил прежде всех, и в храм являлся раньше других, и последним из него выходил. Когда его просили послать кого-нибудь из свободных монахов носить воду или колоть дрова, игумен отвечал, что он свободен, брал ведро или топор и делал то, что требуется. Другие монахи, видя, как трудился их наставник, тут же бросались на помощь ему, и работы выполнялись быстро. Игумен охотно помогал пекарям месить тесто и выпекать хлебы.

Настоятель носил ветхую одежду, и вряд ли кто-нибудь из монахов решился бы щеголять красивым платьем. Еда была простой и скудной: в будни - хлеб и вода, в субботу и воскресенье - каша или овсяный суп. Другие потребности иноков также были сведены к минимуму.

Монахи вели полевые работы, ухаживали за скотом, ловили рыбу, имели пасеку. Некоторые продукты обители приходилось приобретать за деньги, поэтому ремесленники монастыря плели лапти и шляпы на продажу. На вырученные деньги монахи закупали зерно, которое сами и мололи.

В Киево-Печерском монастыре зародилось и русское летописание.

Чернец Илларион - искусный книгописец - дни и ночи переписывал книги в келье Феодосия, а тот тихо распевал псалмы и вил нитки для сшивания листов или прял шерсть. Книги тогда писали на выделанных шкурах животных и стоили они очень дорого. Возможно, книгописание служило одним из источников дохода монастыря и средством его просветительской деятельности.

По образцу Киево-Печерского монастыря стали создаваться и другие обители. Причем, не только в Киеве, но и в других местах Древней Руси.

В ХII веке прежде единое государство - Киевская Русь - распалось на ряд самостоятельных удельных княжеств, и в конце 30-х годов ХIII века Русь сотрясло нашествие монголо-татарской Орды. Потом понадобились многие десятилетия, чтобы начался процесс политической и хозяйственной консолидации.

Подъем русского монашества оказался связанным с деятельностью преподобного Сергия Радонежского (1314-92) и возникновением "монастырей-пустыней".

Сергий, будучи отроком Варфоломеем, вместе со старшим братом Стефаном удалился в глухой лес. Здесь братья, кормясь плодами со своего огорода, терпя голод, холод и всевозможные лишения, предались аскетическим подвигам. Стефан не выдержал и ушел, Варфоломей, принявший при пострижении имя Сергий, остался один. Постепенно к нему присоединились еще несколько иноков, и образовался монастырь.

По существу это был уже иной, более высокий уровень христианского подвижничества. Сергий, совершенствуясь в своей духовной жизни, в своем внутреннем делании со ступени очищения души поднялся на ступень духовной просветленности, стал первым русским мистиком и достиг высших ступеней духовности.

Сергий строго оберегал монашеское общежитие как основу монастырской жизни - носил "худые ризы", а во время богослужения - простые льняные одеяния, причащался из деревянных сосудов. О бедности монастыря в начале его существования свидетельствовало то, что порой богослужебные книги в нем писали на бересте. Поэтому монастырское хозяйство по степени сложности мало отличалось от обычного крестьянского хозяйства.

Однако уже при первом преемнике Сергия монастырь получил движимое и недвижимое имущество, и монахам приходилось исполнять послушания в миру.

ХV век стал на Руси "золотым веком монашества". Новые монастыри возникали десятками и охватывали все новые территории, преимущественно на Севере, многие из них были основаны учениками преподобного Сергия. Быт новых обителей оставался строго аскетическим, монастырское хозяйство - весьма простым: огороды, скотные дворы, сенокосы, рыбные ловли, небольшие мастерские по изготовлению утвари, переписка книг, написание икон (в женских монастырях занимались вышиванием).

Однако к концу ХV века положение во многом изменилось.

В 1453 году под напором турок-османов пала Византия, и Русь как единственное из Православных государств оставшееся независимым, была провозглашена преемницей Византии и мировым центром Православия. К тому же, Московское княжество, достигнув больших успехов в собирании русских земель, превратилось в могущественное государство. Особый вес Руси на европейской арене придала и женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.

Произошедшие перемены не могли не сказаться на Русской Православной Церкви, в которой не первую роль вышел настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий, ставший ближайшим советником Ивана III.

Иосиф захотел сделать основанный им монастырь политическим и нравственным центром всего общества, а важнейшей практической задачей монастыря - подготовку высших кадров для управления Церковью.

Для вовлечения в монашество образованных людей - бояр - Иосиф создал соответствующие условия. Он благоустроил и украсил монастырь, службы в нем сделал пышными, создал условия для интеллектуальных занятий, а высокопоставленных иноков освободил от тяжелых и грязных работ.

Для выполнения последних были назначены монастырские слуги - конюхи, пастухи, рыболовы, бортники и другие работники.

Иосиф охотно принимал вклады состоятельных людей - вещи, деньги, земельные угодья. Он также брал села с крестьянами, которые ему дарили и которые располагались не только вблизи монастыря, но и в других частях страны.

В итоге его монастырь превратился в процветающее хозяйство, имевшее сотни сел и половину города Осташкова, а также монастырские слободы в ряде других городов. Земли монастырь сдавал в аренду крестьянам, ремесленники слобод работали на монастырь. Все эти города, слободы и поселения были освобождены от податей в пользу государства и приносили монастырю большой оброк деньгами и натурой. В самом монастыре жили более 100 ремесленников - плотников, каменщиков, столяров, бочаров, кузнецов, портных, шорников, золотых и серебряных дел мастеров и др. ремесленников, которые выполняли необходимые монастырю работы, шили одежду и обувь для монахов.

Иногда монастырь получал землю при условии, что в нем будет построена крепость или размещена воинская часть. Благодаря своему превращению в крепость выдержали длительную осаду в Смутное время Троице-Сергиев и Псково-Печерский монастыри. Соловецкий же монастырь устоял даже при бомбардировке его военными кораблями противника в Крымскую войну.

Если хозяйство монастыря времен Сергия Радонежского можно было уподобить крестьянскому хозяйству, то хозяйство такого монастыря, как Иосифо-Волоколамский, скорее походило на хозяйство крупного помещика, владевшего имениями в разных частях страны.

Другие монастыри пошли по тому же пути, что и Иосифо-Волоколамский, а некоторые, например, Троице-Сергиев, даже превзошли его в размерах земельных владений и накопленного богатства. Располагая крупными денежными капиталами, монастыри вели крупные торговые операции, торговали хлебом, солью, рыбой, икрой, медом, воском, содержали в торговых городах свои подворья. Принимали земельные владения в заклад, давали, несмотря на строжайшие запреты, деньги взаймы под проценты.

Линии Иосифа противостояли так называемые "нестяжатели" - последователи преподобного Нила Сорского, который полагал, что монастыри не должны владеть селами и крестьянами, а обязаны трудиться и кормиться от трудов своих. В скитах его подвижников хозяйственная деятельность была сведена к минимуму, а главное внимание уделялось воспитанию души, борьбе со страстями.

Иосиф же доказывал, что при таких порядках невозможно будет оказывать материальную помощь нуждающимся, заниматься благотворительностью, православным просвещением, вовлекать в монашество состоятельных и образованных людей высших сословий.

В итоге, линия Иосифа победила. И к рубежу ХVI - ХVII веков монастыри почти повсеместно перешли от общежительного к особножительскому устройству монастырской жизни.

Все это привело к обмирщению монашества. В его среде получили распространение грехи земного обогащения, пьянства и другие.

Серьезные последствия для судеб русского монашества имел церковный раскол ХVII века. Многие монахи участвовали в расколе как зачинщики оппозиции против реформ патриарха Никона. Таким образом, они противопоставили себя государству, и это впоследствии дало основание Петру I относиться к монашеству с подозрением.

При Петре государство стало вмешиваться в дела Церкви. Сокращалось количество монастырей и их штат, на пострижение в монахи требовалось особое разрешение. В монастыри направлялись сироты, больные, душевнобольные, инвалиды войны. Монахам запрещалось держать в кельях перо и бумагу. Неудачное для России начало Северной войны, когда была потеряна вся артиллерия, заставило Петра снять колокола храмов и перелить их на пушки.

Гонения на Церковь и монашество продолжились и после смерти Петра I.

Екатерина II отобрала у монастырей землю. Монастырям назначалось скудное денежное содержание. Монастырские здания ветшали, во всем ощущался упадок.

Лишь при Николае I, когда быстро богатели купцы, монастыри стали получать большие пожертвования. В XIX веке улучшение материального положения монастырей продолжилось. Как и в "золотом веке монашества" духовные достижения старцев сочетались с успешной хозяйственной деятельностью. Наиболее привлекательными были обители преподобного Серафима Саровского, в Соловецком монастыре и в Оптиной Пустыни.

Например, монастырское хозяйство Оптиной Пустыни включало в себя леса, поля, луга, фруктовый сад, пасеку, скотный двор, конюшню, птичник, лесопилку, кирпичный и черепичный заводы, иконописную и иконостасную мастерские, паром через реку Жиздру, ряд гостиниц и столовых с разным уровнем комфорта и другое. Территория монастыря была благоустроена, покрыта цветниками.

ХХ век принес монашеству в России новые испытания - диктатуру атеизма, репрессии, Великую Отечественную войну, гонения, запреты, разрушения храмов. Таких утрат, людских и материальных, какие Русская Православная Церковь понесла в годы советской власти, она не знала за свою историю никогда.

И только в последнее десятилетие ХХ века РПЦ, а вместе с нею и монастырская жизнь, начала возрождаться. Причем, завидными темпами. К концу 1988 года - пику так называемой перестройки - на территории СССР было 22 монастыря, через десять лет, в 1998-м, - 478 монастырей (рост почти в 22 раза!), к концу 2000 года - около 500, а по состоянию на 2005-й год - более 600!

"В 1991 году Русская Православная Церковь имела более 12000 приходов, 117 монастырей, 2 духовные академии, 7 духовных семинарий, 12 духовных училищ, 4 регентские школы, 1 аспирантуру. Это общецерковное возрождение коснулось и Ивановской, Владимирской и Костромской епархий, начался активный процесс открытии и реставрации поруганных в годы советской власти православных святынь - храмов и монастырей"1.

Минуло еще десять лет, и стало ясно: возрождение состоялось. Летом 2002 года в московском Выставочном зале "Манеж" на открытии выставки "Монастырская экономика в прошлом и настоящем" было подчеркнуто, что сейчас в России действуют около 560 монастырей, что в последнее десятилетие все силы были отданы их восстановлению и строительству. "Теперь, по-видимому, начинается новый этап развития монашества в России. Одной из главных задач монастырей становится социальное служение. При монастырях создаются бесплатные столовые для нуждающихся, паломнические центры, центры помощи наркозависимым, крупные современные издательства, организован промышленный сбор лекарственных трав и другое".

Таким образом, история экономической жизни показывает, что монастырские хозяйства неизменно существовали в любой экономической системе, оставаясь вполне жизнеспособными даже в условиях экономических кризисов.

В чем же истоки такой живучести? Что дает нам право утверждать, что монастырское хозяйство есть особый экономический организм?

Думается, ответы на эти вопросы лежат все-таки за пределами политэкономических категорий.

Во-первых, - это цель. Труд в монастырском хозяйстве направлен не на выполнение заказа клиента, не на достижение наивысшей выработки, а на совершенствование внутреннего мира человека во время труда.

Из этого вытекает и вторая особенность - в монастырском хозяйстве нет понятий "передовик производства", "лучший по профессии", нет трудовых званий. Здесь чрезмерное выделение одного или нескольких работников чревато негативными последствиями для всей общины.

В-третьих, монастырское хозяйство есть в некоторой степени замкнутый, отгороженный или даже удаленный от светского мира участок производства. Людям, которые трудятся в нем, комфортнее ощущать себя в некотором уединении, в среде очень близких по духу соратников.

В-четвертых, труд в монастырском хозяйстве сопровождает ритуальность. Работник здесь начинает свою деятельность не с "большого перекура", а с обращения к своему Высшему Я.

В-пятых, монастырское хозяйство - это не узкоспециализированное, а многопрофильное предприятие, поскольку оно вынуждено производить то, что необходимо для жизнеобеспечения монастыря.

В-шестых, работников монастырского хозяйства отличает добросовестное отношение к порученному делу или, по-другому, труд по совести.

И, в-седьмых, если монахи берутся за какую-то отрасль хозяйства, то развивают ее так, что добиваются лучших образцов.

Более подробно некоторые из данных аспектов мы рассмотрим ниже, в следующем параграфе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...