Организация и экономические аспекты управления монастырским хозяйством
Жизнь в современной России уже предоставляет примеры ведения хозяйства монахами за пределами монастырских стен. И хотя, надо признать, этих примеров еще немного, но и реалии наших дней не позволяют пока их преумножать. Аграрно-промышленный комплекс страны, а ведь именно его объекты являются для монастырских хозяйств точкой приложения сил, переживает сейчас очень трудные времена. Поэтому те успехи, которые удается достичь монастырским хозяйствам, воспринимаются как своего рода чудо. Есть случаи, правда, пока немногочисленные, когда обители оказывали местной администрации содействие в решении вопроса занятости населения за счет привлечения в свои хозяйства сельчан. Потерявших работу. Известны случаи, когда монастыри получают разрешение у государства и берут в хозяйствование целые агропромышленные предприятия, оставшиеся разоренными в ходе реформ. И что особенно ценно, развитие монастырского хозяйства благотворно влияет на местных жителей: изменяется их быт, появляется надежда на будущее, восстанавливается нравственный строй жизни. Полномочный представитель президента в Центральном округе Г. Полтавченко, открывая вышеназванную выставку в московском "Манеже" "Монастырская экономика в прошлом и настоящем", привел опыт преобразования одного из колхозов, который расположен в Рязанской области. "В нашем округе уже второй год действует колхоз с символическим названием "Воскресении". Попечение об этом хозяйстве взял на себя один из московских монастырей. К тому времени, как он возглавил это хозяйство, колхоз практически прекратил свое существование, люди, которые там работали и жили, не получали зарплаты на протяжении 5-6 лет, мужское население почти все спилось. Сегодня же, спустя всего год, это хозяйство является одним из лучших в районе, люди регулярно получают зарплату, практически все бросили пить. Но самое главное - люди поверили в себя, очень многие пришли в храм, стали жить церковной жизнью"
Вероятно, Г. Полтавченко имел в виду монахов московского Сретенского монастыря, которым удалось поднять производство и наладить нормальную жизнь в доведенном властями до полного разорения рязанском колхозе. Бывший колхоз "Восход" достался монахам в 2001 году в абсолютно разрушенном виде и был возрожден. А в 2003 году даже получил государственную Столыпинскую премию как "самый эффективный землепользователь в России". "Воскресению" удалось расширить посадки озимых с 1500 до 4500 га и поднять удои с 1,8 литра в день с одной фуражной коровы до 10 литров. Объем инвестиций, которые пришлось Сретенскому монастырю вложить в бывший колхоз, Полномочный представитель президента не раскрыл, зато использованный монастырем метод секретом не является. "Мы запретили пить на работе, - объяснил настоятель Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов. - После работы - пожалуйста, а вот на рабочем месте все должны быть трезвыми. И заработную плату за четыре года ни разу не задержали". Другой пример - на всю Мордовию славится хозяйство Санаксарского мужского монастыря, монахи которого отлично управляются с самой современной техникой и добиваются высоких показателей и в земледелии, и производстве такой промышленной продукции, как стройматериалы, одежда и обувь, молочные продукты и прочее. А в Курской области крупнейшим землевладельцем уже является монастырь города Рыльска. Да и Троице-Сергиева Лавра, этот духовный центр Православия, имеет крепкое хозяйство, экономические связи которого простираются от Дальнего Востока до Прибалтики. Монастырь полностью обеспечивает себя картофелем и овощами, имеет животноводческую ферму, пасеки, и некоторые соседние колхозы просились под его опеку.
А министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев заявил, что государство должно всячески поощрять передачу земли монастырям, потому что в нашей стране эффективно работают только церковные хозяйства. "Монахи очень образованны, они быстро начинают разбираться в технических новинках, стараются приобрести качественные семена, скот", - рассказывал в конце марта 2005 года министр. По его словам, Минсельхоз будет позиционировать монастыри "как сельхозпроизводителей" и показывать их продукцию на специализированных выставках. "Оказывается, за последние десять лет монастыри освоили практически все направления растениеводства, животноводства, а также пчеловодство, производство хлебобулочной продукции и заготовку различных лекарственных растений. Стоит отметить, что колхозы и совхозы, перешедшие несколько лет назад под контроль РПЦ, не только "поднялись", но и в большинстве своем расширились территориально". На чем же основаны успехи монастырских хозяйств, почему Минсельхоз надеется на них? Мы считаем, что ответ на этот вопрос находится в способах организации и экономических аспектах управления монастырским хозяйством. Ведь труд монаха имеет главной целью не достижение наивысшей выработки в штуках, метрах, объемах или килограммах продукции, а - совершенствование души. Монастырское хозяйство по сути своей находится ближе к многопрофильному комбинату, чем к узкоспециализированному предприятию. На комбинате отходы одного производства могут служить сырьем для другого, что в итоге дает общее снижение отходов. А это повышает и экономическую, и экологическую эффективность производства. Монахов, как правило, отличает и сознательное отношение к труду. Начальника можно обмануть, а всевидящего Бога нельзя. Не случайно в последний период советского строя в ряде районов СССР, когда местное начальство просило настоятелей монастырей оказать колхозам и совхозам помощь в уборке урожая, оно ежегодно вынуждено было признавать, что лучших работников, чем монахи и монахини, нет.
То есть, труд по совести, как было замечено еще в древности, способствует достижению высокого качества продукции. Классическим является пример, рассказывающий о том, как Великий князь Киевский Изяслав, когда отведал яства у преподобного Феодосия Печерского, спросил его, отчего монастырский хлеб вкуснее того, какой пекут слуги в княжеском дворце. Преподобный объяснил ему, что в монастыре все работы делаются по благословению, в обстановке дружелюбия, тогда как во дворце слуги часто бранятся между собой и интригуют один против другого. И уже издавна повелось: если монахи брались развивать какую-то отрасль хозяйства, то делали это так, что добивались самых лучших образцов. Большой знаток русского сельского хозяйства 70-х ХIХ века, помещик и публицист А.Н. Энгельгардт отмечал, что лучший скот в России - монастырский. В Соловецком монастыре, располагавшемся у Полярного круга, выращивали в теплицах и оранжереях ананасы (!) и другие экзотические южные фрукты. На Соловках были проведены громадные работы по возведению храмов и крепостных стен, сложенных из многотонных валунов, по проведению каналов, соединивших в общую сеть все внутренние озера острова. А московский Симонов монастырь имел свой флот в Архангельске и вел торговлю с Англией. Причем, более эффективно, чем миряне-купцы. Из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что монастырские хозяйства относятся к коллективно-ассоциированным хозяйствам конфессионального типа. В успешном функционировании таковых можно выделить целый ряд политэкономических причин, связанных с организацией и управлением. Мы выделяем следующие причины. Определяющими для общинников являются не материальные, а моральные стимулы к труду. Экономические потребности членов общины, обычно жестко регламентируемые религиозной идеологией, довольно незначительны, и вполне удовлетворяются даже при невысоком уровне эффективности экономики религиозной общины. Религиозные общины строятся, во многом, на принципах наиболее управляемых и долговечных организаций - семейных, крестьянских хозяйств, военных организаций, городского и государственного хозяйств.
В хозяйстве религиозной общины достаточно широко используется крайне недорогой труд, что позволяет заметно снижать себестоимость продукции и сэкономленные денежные средства вкладывать в улучшение материально-технической базы. Источники финансирования коллективно-ассоциированных хозяйств конфессионального типа удивительно разнообразны. Кроме того, религиозные общины имеют и высокий уровень благотворительной поддержки - своего рода безвозмездных субсидий. Большинство религиозных общин - особого рода "свободные экономические зоны", освобожденные от уплаты целого ряда налогов государству, от платы за землю. Членом религиозной общины, а значит, и монастырского хозяйства, может стать представитель любого социального и профессионального класса общества. И это обстоятельство позволяет религиозной общине не испытывать острую нужду в каком-нибудь профессионале. Неизменным принципом практически всех религиозных общин есть обязательность физического труда для каждого члена общины, включая даже руководство общины. В случае необходимости все члены общины превращаются в простую неквалифицированную рабочую силу, работающую ненормируемый рабочий день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|