Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретический анализ развития самоорганизации у студентов вуза.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и профессиональной педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиля «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования»

 

Развитие самоорганизации студентов вуза психолого-педагогического направления в процессе внеучебной деятельности.

Выполнил студент:

Третьякова Анна Юрьевна

академическая группа ПО-401, курс 4

очной формы обучения

________________________________

(подпись)

«____» ____________ 2017г.

 

 

ДОПУЩЕН(А) К ЗАЩИТЕ Протокол заседания кафедры от «___» ___________ 2017г. №__ И.о.заведующей кафедры: Евстафеева Евгения Александровна ________________________________ (подпись) «___» _________ 2017г.       Научный руководитель: Акмалов Альберт Юрьевич Должность: доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Ученая степень: кандидат педагогических наук, доцент __________________________________ (подпись) «___» _________ 2017г.    

 

 

Челябинск

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретический анализ развития самоорганизации у студентов вуза……. 5

1.1. Сущность и содержание понятия самоорганизация………………....……... 5

1.2. Теоретический анализ и раскрытие возрастных особенностей старшего юношеского возраста, взаимосвязанных с развитием самоорганизации..…12

1.3. Теоретический анализ средств развития самоорганизации…………………16

Выводы по первой главе……………………………………………………………. 20

Глава 2. Экспериментальная проверка эффективного развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.……………………….. 21

2.1. Цели, задачи и методы экспериментальной проверки развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления….…………………………………………………………………….… 21

2.2. Ход и результаты экспериментального исследования по констатации развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления….. 25

2.3. Социально-психологический тренинг, как средство развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.…………………..…. 29

Выводы по второй главе……………………………………………………………. 33

Заключение…………………………………………………………………………… 34

Список литературы…………………………………………………………………... 35

Приложения………………………….……………………………………………..... 38

Введение

Среди сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики высшего образования – проблема развития личности студента. Успешность учёбы в высшем учебном заведении во многом зависит от личностного развития студента, овладения им культурой самоорганизации [2]. Решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности, иначе говоря, личностной самоорганизации [14].

Как отмечает Т.Ф. Акбашев: «Самоорганизация каждого - это и есть механизм суверенности, свободы и автономности. В прошлые века такой необходимости просто не было. На Земле не было для этого ни экономических, ни политических предпосылок. К концу же нашего XX века, необходимость каждого жить на основе самоорганизации стала экономической и экологической необходимостью. Если в прошлом превращение огромного количества людей в исполнителей, «винтиков», было необходимым, нормальным (экономически и политически), то сегодня это стало тормозом во всех отношениях. И поэтому, сколько бы, скажем, лет 40 - 50 назад педагоги не говорили, что нужно учить детей учиться, - это было их иллюзорной задачей, ибо такой необходимости просто не существовало в реальной жизни того времени. Ведь идеи САМО (образования, воспитания, определения) - это есть вариант Жизни, ее самоорганизация» [1].

Исследование развития самоорганизации у студентов, на наш взгляд, является очень актуальным в данное время. Так как происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности студента. Сейчас важным и очень значительным условием получения высшего образования является способность к самообразованию студента, а эта способность на прямую зависит от самоорганизации личности. Это и обусловило выбор темы данной курсовой.

 

Цель работы: выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективного развития самоорганизации студентов вуза психолого-педагогического направления.

Объект исследования: процесс развития самоорганизации студентов вуза психолого-педагогического направления.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития самоорганизации студентов вуза психолого-педагогического направления.

Гипотеза: развитие самоорганизации студентов вуза будет эффективно, если мы будем использовать следующие психолого-педагогические условия в процессе внеучебной деятельности:

- если будут учитываться возрастные особенности старшего юношеского возраста в процессе психолого-педагогической деятельности, взаимосвязанные с развитием самоорганизации;

- если мы применим социально-психологический тренинг, направленный на развитие основных компонентов самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и содержание понятия самоорганизация;

- теоретически проанализировать и раскрыть возрастные особенности старшего юношеского возраста, взаимосвязанные с развитием самоорганизации;

- теоретически проанализировать и обосновать средства развития самоорганизации студентов вуза;

- разработать программу тренинга для развития компонентов самоорганизации;

- экспериментально проверить условия развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.

 

Глава 1. Теоретический анализ развития самоорганизации у студентов вуза.

1.1.Сущность и содержание понятия самоорганизация.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к определению самоорганизации существует несколько подходов, разрабатывающих ее отдельные аспекты. Авторы, предлагающие те или иные определения самоорганизации, подчеркивают те особенности самоорганизации, которые с их точки зрения являются наиболее существенными. Самоорганизация в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов. Это управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов [5, с.60].

В определении сущности понятия «самоорганизация» исследователи выделяют четыре подхода: личностный, деятельностный, интегральный (личностно-деятельностный) и технический.

Сторонники личностного подхода понимают самоорганизацию как личностное образование. При этом, соответственно, приоритетным для них является изучение свойств личности или «комплекс личностных свойств», которые являются предпосылкой возникновения такого психологического качества как организованность (личностная самоорганизации). Личностный подход к исследованию самоорганизации, исходит из того, что характеристики системы самоорганизации человека существенно зависят от общего уровня его психического развития – интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного, и направленный на изучение личностных предпосылок самоорганизации, в психологической теории представлен довольно широко [14]. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают самоорганизацию личности как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения [7, с.45]. Они считают самоорганизацию показателем личностной зрелости, а в качестве основного признака высокой самоорганизации выделяют активное самосознание себя как личности. При этом одним из показателей развития самоорганизации, по их мнению, является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Тогда как несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, – все это признак отсутствия или слабой самоорганизации личности [8].

Деятельностный подход рассматривает самоорганизацию как процесс, состоящий из совокупности операций, функций, умений и навыков. Целью данного направления исследований является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности [11, с.72].

В практической психологии успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности. Значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда, самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем). Так, В.И. Андреев полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время»[3,4]. И.С. Халан – «Самоорганизация – управление временем»[25]. Элементы технического подхода используются во всех других направлениях самоорганизации для повышения уровня организации человеком собственной деятельности.

Мы придерживаемся точки зрения представителей интегрального подхода (Амирова С.С., Заенутдинова Н.А., Попова Н.П. и др.), которые рассматривают элементы процесса самоорганизации в одном ряду с личностными характеристиками, детерминирующими самоорганизацию как психологическое качество, то есть при рассмотрении самоорганизации деятельности учитывают еще и личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности. Л.В. Фалеева определяет самоорганизацию как деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремлённости, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [24, с. 267]. М.А. Пахмутова определяет самоорганизацию личности «как процесс упорядочения и активизации качеств, необходимых для оптимальной реакции на вызовы внешнего мира» [20]. Наиболее полное определение самоорганизации даёт Заенутдинова Н.А.: «Самоорганизация - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя. Самоорганизация проявляется в познавательной активности личности; в творческом отношении к любому виду деятельности; ответственности за себя и свою деятельность, в рефлексивности; в стремлении личности к самосовершенствованию и развитию, к свободе; и ориентации личности на САМО» (развитие, образование, воспитание, управление, познание) [9, с.6].

Описание любого процесса как деятельности предполагает выделение в нем всех существенных компонентов. Это относится и к описанию процесса самоорганизации, представляющего собой деятельность, направленную на преобразование самой организующей, управляющей структуры.

Процесс самоорганизации, как и любая деятельность, является процессом, по крайней мере, двухуровневым, содержащим акты преобразования объектов и акты управления преобразованием на основе психического отражения объекта, продукта, средств и самих актов преобразования. Эта схема разработана в основном советскими авторами и в трактовке И.И. Ильясова выглядит следующим образом. Каждая деятельность включает предмет преобразования, продукт преобразования (являющийся предметом потребности субъекта деятельности), средства, акты преобразования предмета в продукт, которые называются исполнительными действиями (операциями) или исполнительной частью действия по П.Я. Гальперину и по С.Л. Рубинштейну. Неотъемлемым компонентом каждой деятельности является отражение предмета, продукта, средств и исполнительных актов деятельности, их состава и последовательности, выступающее в виде программы или плана деятельности. Соответственно в деятельности имеются акты, создающие вновь или повторно данное отражение. Указанные акты П.Я. Гальперин определил как ориентировочные действия или ориентировочная часть действия, а С.Л. Рубинштейн – как планирующие действия или познавательная часть действия. Кроме исполнительных и ориентировочных актов в деятельности выделяются также акты слежения и контроля за выполнением действий преобразования, которые П.Я. Гальперин назвал контрольными операциями и контрольной частью действия, а С.Л. Рубинштейн – исполнительной регуляцией. В работах Б.Ф. Ломова и В.Д. Шадрикова в деятельности выделяются такие компоненты, как мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий. По содержанию эти компоненты соответствуют более ранним описаниям общего состава деятельности в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и других советских психологов. Так, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения являются ориентировочными актами деятельности, действия – исполнительными актами, проверка результатов и коррекция – контрольными актами [11].

Таким образом, общая структура любой деятельности субъекта включает ориентировочные, исполнительные и контрольные (контрольно-коррекционные) акты деятельности. Ориентировочные операции предназначены для получения знаний о том, как осуществлять действия, исполнительные – для осуществления самого преобразования, контрольные – для регуляции и коррекции исполнительных операций путем сопоставления хода исполнительных операций с их образцами, представленными в знаниях о действии. Описание любого процесса как деятельности, отмечает И.И. Ильясов, предполагает выделение в нем всех существенных компонентов и задание их специфического содержания. Это относится и к описанию процесса самоорганизации, представляющего собой деятельность, направленную на преобразование самой организующей, управляющей структуры [11].

Исходя из вышеизложенного можно выделить 5 функциональных компонентов процесса самоорганизации:

1. Целеполагание.

2. Анализ ситуации.

3. Планирование.

4. Самоконтроль.

5. Коррекция.

Выделенные компоненты процесса самоорганизации не дифференцирует

людей, которые обладают развитыми волевыми качествами, которые способны доводить до конца свои планы, преодолевать трудности, и людей, которые прямо противоположны первым – не способных волевым усилием мобилизовать свои физические и психические силы для преодоления препятствий,

возникающих на пути к поставленной цели [11].

Таким образом, можно констатировать, что функциональные компоненты процесса самоорганизации, выделяемые в рамках деятельностного подхода к исследованию самоорганизации, не дают полноценной картины. Поэтому и нужен интегральный подход, а нужен он для того чтобы добавить один личностный компонент. Этот компонент, характеризующий особенности мобилизации человеком своих возможностей и концентрации активности в нужном направлении, которые обеспечивают необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу осуществления (волевые усилия) [11].

Таким образом, по результатам проведенного анализа, итоговая структура самоорганизации включает пять функциональных компонентов (целеполагание,

анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия).

Авторы Содержание Компоненты  
Киселёва А.Ю. [13] Самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении, также это процесс изменения жизненных стереотипов, отработка необходимых умений для действий, сами действия и их контроль. время, планирование, дисциплина и самоконтроль.
Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А.[7] Рассматривают самоорганизацию личности как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения, реализуемую в упорядоченности деятельности и поведения. Воля, интеллект, мотив, поведение
Заенутдинова Н. А.[9] Самоорганизация - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя. Самоорганизация проявляется в познавательной активности личности; в творческом отношении к любому виду деятельности; ответственности за себя и свою деятельность, в рефлексивности; в стремлении личности к самосовершенствованию и развитию, к свободе; и ориентации личности на САМО (развитие, образование, воспитание, управление, познание) потребности (хочу), способности (могу) и решимость (буду).
И.С. Халан[25] Самоорганизация – это управление временем. Установка цели, планирование, познание себя.
  Самоорганизация - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя. целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия.  

 

В соответствии с задачей мы рассмотрели понятие самоорганизации. Данное понятие рассматривалось многими авторами и выделилось несколько подходов к пониманию самоорганизации. Мы придерживаемся представителей интегрального подхода, которые при рассмотрении самоорганизации деятельности учитывают и личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности. Такое определение самоорганизации даёт Заенутдинова Н.А.: «Самоорганизация - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя. Самоорганизация проявляется в познавательной активности личности; в творческом отношении к любому виду деятельности; ответственности за себя и свою деятельность, в рефлексивности; в стремлении личности к самосовершенствованию и развитию, к свободе; и ориентации личности на САМО» (развитие, образование, воспитание, управление, познание)[9,c.6].

Самоорганизация включает шесть компонентов: пять функциональных (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...