Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход и результаты экспериментального исследования по констатации развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.




На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику с помощью пятифакторного опросника личности 5PFQ в адаптации А.Б. Хромова. В этом опроснике нас интересовала шкала самоконтроля. Результаты по ней представлены в Таблице 1.

Результаты диагностики Пятифакторного опросника личности 5PFQ в процентах %.

Таблица 1

Уровни Низкий Средний Высокий
Самоконтроль 27,3 54,5 18,2

 

По полученным результатам мы можем сказать, что у большей части выборки уровень самоконтроля средний, это значит, что большей части свойственна средняя волевая регуляция поведения, ответственность и добросовестность в делах. Высокий уровень самоконтроля у 18,2% исследуемых, у них ярко выражены такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах. У 27, 3% испытуемых низкий уровень самоконтроля, это значит они редко проявляют волевые усилия им свойственна беспечность и они могут недобросовестно относится к работе. Наглядно результаты диагностики по этой методики представлены на Рисунке 1.

Рис.1 Результаты диагностики Пятифакторного опросника личности 5PFQ в процентах %.

 

Далее с помощью диагностики стилевых особенностей саморегуляции поведения «ССП-98» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз мы определили общий уровень саморегуляции студентов и её компонентов. Результаты методики представлены в Таблице 2.

Результаты диагностики ССП-98 в процентах %. Таблица 2

Уровни Низкий Средний Высокий
Планирование 9,1 27,3 63,6
Моделирование 18,2 45,5 36,3
Программирование 27,3 45,5 27,2
Оценивание результатов   81,8 18,2
Гибкость 18,2 54,6 27,2
Самостоятельность 18,2 63,6 18,2
Общий уровень саморегуляции 9,1 81,8 9,1

Из таблицы мы видим, что данные компоненты саморегуляции в выборке имеют различные уровни проявлений, но по показателям у большинства студентов выраженность уровня саморегуляции средняя. Общий уровень саморегуляции у половины выборки средний. Наглядно результаты по уровню выраженности саморегуляции представлены на рисунке 2.

Рис.2 Результаты диагностики ССП-98 в процентах %.

На следующем этапе нашего исследования мы с помощью опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» Милорадовой и Ишкова выявили уровень самоорганизации и её компонентов (одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) у студентов психолого-педагогического направления. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты «Диагностики особенностей самоорганизации» в процентах%.

Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Целеполагание   27,3 36,4 27,2 9,1
Анализ ситуации   18,2 63,6 18,2  
Планирование   9,1 81,8 9,1  
Самоконтроль   45,5 36,3 9,1 9,1
Коррекция 9,1 9,1 9,1 45,5 27,2
Волевые усилия 18,2 9,1 27,3 27,2 18,2
Уровень самоорганизации   27,3 45,5 27,3  

Из таблицы мы видим, что компоненты самоорганизации и её уровень имеют разный уровень выраженности. Анализ результатов по шкале «Целеполагание» показал, что 36,4%, 27,2%, 9,1% испытуемых имеют средний, выше среднего и высокий уровень развития этого компонента самоорганизации соответственно. Что говорит о среднем близком к высокому развитии навыков принятия и удержания цели. Однако 27,3 %, испытуемых имеют уровень ниже среднего, следовательно, у них возникают трудности с постановкой целей принятием решений по их реализации.

Результаты по шкале «Анализ ситуации» следующие: 18,2 % имеют уровень ниже среднего, 63,6% средний уровень, 18,2 % имеют уровень выше среднего. Следовательно мы можем говорить о том, что большинство испытуемых имеют навыки выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, но 18,2 % испытуемых имеют трудности в анализе препятствий и обстоятельств по реализации поставленной цели.

Результаты по шкале «Планирование» следующие: 9,1 % уровень ниже среднего, 81,8% средний уровень, 9,1% имеют высокий уровень соответственно. Следовательно, в целом испытуемые не плохо планируют свою деятельность – на среднем уровне.

Результаты по шкале «Самоконтроль» следующие: 36,3 % средний уровень, 9,1 % и 9,1 % имеют уровень выше среднего и высокий соответственно. Мы можем сказать, что испытуемые имеют достаточные навыков контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний. Но 45,5 % имеют уровень ниже среднего, то есть они испытывают затруднения в контроле и оценке собственных действий и поступков.

Анализ полученных результатов по шкале «Коррекция» показал, что 9,1 % испытуемых имеют средний уровень, 45,5 % имеют уровень выше среднего и 27,2 % имеют уровень высокий. Мы можем сказать, что большинство испытуемых адекватно корректируют свои цели, если они первоначально были не четко поставлены, могут изменять способы их достижения, планы действий и критерии оценки. Однако 9,1 % имеют низкий уровень по данной шкале и 9,1 % уровень ниже среднего, то есть, представлена слабая выраженность навыков анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.

По шкале «Волевые усилия» 27,3 % испытуемых имеют средний уровень, 27,2 % имеют уровень выше среднего и 18,2 % имеют уровень высокий. Мы можем предположить, что испытуемые вполне успешно регулируют собственные действия, психические процессы и состояния. Проявляют волевые качества, умения по преодолению возникающих на пути к поставленной цели препятствий, а также активно мобилизуют свои физические и психические силы, концентрируют свое внимание на приоритетной деятельности, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана. Однако 18,2 % испытуемых имеют низкий уровень по данной шкале и 9,1 % уровень ниже среднего, то есть они не применяют достаточных волевых усилий к достижению поставленной цели и преодолению препятствий возникающих в процессе деятельности.

В целом по выборке лишь четверть испытуемых имеют уровень выраженности самоорганизации выше среднего. Половина студентов, принявших участие в исследовании имеют средний уровень развития самоорганизации, а ещё у четверти уровень – ниже среднего. Следовательно мы можем сказать, что испытуемые способны организовать процессы своей деятельности и поведения, но не на самом высоком уровне. Из этого мы можем сделать вывод, что уровень самоорганизации необходимо развивать. Наглядно результаты по уровню выраженности самоорганизации представлены на рисунке 2.

Рис.3. Результаты диагностики ДОС в процентах %.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...