Ход и результаты экспериментального исследования по констатации развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.
На первом этапе нашего исследования мы провели диагностику с помощью пятифакторного опросника личности 5PFQ в адаптации А.Б. Хромова. В этом опроснике нас интересовала шкала самоконтроля. Результаты по ней представлены в Таблице 1. Результаты диагностики Пятифакторного опросника личности 5PFQ в процентах %. Таблица 1
По полученным результатам мы можем сказать, что у большей части выборки уровень самоконтроля средний, это значит, что большей части свойственна средняя волевая регуляция поведения, ответственность и добросовестность в делах. Высокий уровень самоконтроля у 18,2% исследуемых, у них ярко выражены такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах. У 27, 3% испытуемых низкий уровень самоконтроля, это значит они редко проявляют волевые усилия им свойственна беспечность и они могут недобросовестно относится к работе. Наглядно результаты диагностики по этой методики представлены на Рисунке 1. Рис.1 Результаты диагностики Пятифакторного опросника личности 5PFQ в процентах %.
Далее с помощью диагностики стилевых особенностей саморегуляции поведения «ССП-98» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз мы определили общий уровень саморегуляции студентов и её компонентов. Результаты методики представлены в Таблице 2. Результаты диагностики ССП-98 в процентах %. Таблица 2
Из таблицы мы видим, что данные компоненты саморегуляции в выборке имеют различные уровни проявлений, но по показателям у большинства студентов выраженность уровня саморегуляции средняя. Общий уровень саморегуляции у половины выборки средний. Наглядно результаты по уровню выраженности саморегуляции представлены на рисунке 2.
Рис.2 Результаты диагностики ССП-98 в процентах %. На следующем этапе нашего исследования мы с помощью опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» Милорадовой и Ишкова выявили уровень самоорганизации и её компонентов (одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) у студентов психолого-педагогического направления. Результаты диагностики представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты «Диагностики особенностей самоорганизации» в процентах%.
Из таблицы мы видим, что компоненты самоорганизации и её уровень имеют разный уровень выраженности. Анализ результатов по шкале «Целеполагание» показал, что 36,4%, 27,2%, 9,1% испытуемых имеют средний, выше среднего и высокий уровень развития этого компонента самоорганизации соответственно. Что говорит о среднем близком к высокому развитии навыков принятия и удержания цели. Однако 27,3 %, испытуемых имеют уровень ниже среднего, следовательно, у них возникают трудности с постановкой целей принятием решений по их реализации. Результаты по шкале «Анализ ситуации» следующие: 18,2 % имеют уровень ниже среднего, 63,6% средний уровень, 18,2 % имеют уровень выше среднего. Следовательно мы можем говорить о том, что большинство испытуемых имеют навыки выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели, но 18,2 % испытуемых имеют трудности в анализе препятствий и обстоятельств по реализации поставленной цели.
Результаты по шкале «Планирование» следующие: 9,1 % уровень ниже среднего, 81,8% средний уровень, 9,1% имеют высокий уровень соответственно. Следовательно, в целом испытуемые не плохо планируют свою деятельность – на среднем уровне. Результаты по шкале «Самоконтроль» следующие: 36,3 % средний уровень, 9,1 % и 9,1 % имеют уровень выше среднего и высокий соответственно. Мы можем сказать, что испытуемые имеют достаточные навыков контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний. Но 45,5 % имеют уровень ниже среднего, то есть они испытывают затруднения в контроле и оценке собственных действий и поступков. Анализ полученных результатов по шкале «Коррекция» показал, что 9,1 % испытуемых имеют средний уровень, 45,5 % имеют уровень выше среднего и 27,2 % имеют уровень высокий. Мы можем сказать, что большинство испытуемых адекватно корректируют свои цели, если они первоначально были не четко поставлены, могут изменять способы их достижения, планы действий и критерии оценки. Однако 9,1 % имеют низкий уровень по данной шкале и 9,1 % уровень ниже среднего, то есть, представлена слабая выраженность навыков анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом. По шкале «Волевые усилия» 27,3 % испытуемых имеют средний уровень, 27,2 % имеют уровень выше среднего и 18,2 % имеют уровень высокий. Мы можем предположить, что испытуемые вполне успешно регулируют собственные действия, психические процессы и состояния. Проявляют волевые качества, умения по преодолению возникающих на пути к поставленной цели препятствий, а также активно мобилизуют свои физические и психические силы, концентрируют свое внимание на приоритетной деятельности, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана. Однако 18,2 % испытуемых имеют низкий уровень по данной шкале и 9,1 % уровень ниже среднего, то есть они не применяют достаточных волевых усилий к достижению поставленной цели и преодолению препятствий возникающих в процессе деятельности.
В целом по выборке лишь четверть испытуемых имеют уровень выраженности самоорганизации выше среднего. Половина студентов, принявших участие в исследовании имеют средний уровень развития самоорганизации, а ещё у четверти уровень – ниже среднего. Следовательно мы можем сказать, что испытуемые способны организовать процессы своей деятельности и поведения, но не на самом высоком уровне. Из этого мы можем сделать вывод, что уровень самоорганизации необходимо развивать. Наглядно результаты по уровню выраженности самоорганизации представлены на рисунке 2. Рис.3. Результаты диагностики ДОС в процентах %.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|