Теоретический анализ средств развития самоорганизации. Социально-психологический тренинг, как средство развития самоорганизации.
В параграфе о сущности и содержании понятия самоорганизации было сказано, что в психологии успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности. Значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда, самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем). Элементы технического подхода используются во всех других направлениях самоорганизации для повышения уровня организации человеком собственной деятельности. Техники, приёмы, методы и методики и являются средствами развития самоорганизации. Далее, более подробно мы рассмотрим некоторые средства, предлагаемые авторами, эти и другие средства внесены в таблицу ниже. Джулия Моргенстерн предлагает свою методику «Изнутри наружу». Самоорганизация по принципу "изнутри наружу" — это создание системы, основанной на особенностях вашей личности, на ваших потребностях и целях. Она сосредоточена на том, чтобы определить, кто вы и что для вас важно как для личности, а потом создать систему, которая этому соответствует. Это — процесс обучения, который помогает выявить то, что для вас действительно важно, и сделать это более доступным, а не говорить о необходимости выбросить все, что только можно, и организовать оставшееся. Самоорганизация по принципу "изнутри наружу" заставляет как следует рассмотреть препятствия, не позволяющие вам стать организованным человеком, а потом устранить их раз и навсегда. Еще она позволяет овладеть определенными стратегиями для ускорения и упрощения процесса самоорганизации, чтобы вы были уверены, что дойдете до финиша, а не остановитесь на полпути. Метод «изнутри наружу» соответствует индивидуальности, потребностям, ситуации и целям. То есть учитывает личностные индивидуальные особенности людей, не заставляет их меняться, а помогает научиться самоорганизации, учитывая свои особенности. С помощью таких шагов как:
1.Анализ. Это означает необходимость отстраниться, чтобы критически оценить текущую ситуацию и определить, где вы сейчас находитесь, куда движетесь, что вам мешает и почему необходимо туда попасть. 2.Планирование. Создание плана действий по физической трансформации пространства, а также разработка реалистично- го графика, который гарантирует, что это произойдет. 3.Действие. Методично устраняем хаос, сортируем вещи и приводим их в порядок, чтобы отразить ваши индивидуальные особенности и убедиться, что процесс работы приводит к видимым, значительным результатам [18]. И.С. Халан в своей работе раскрывает методику правильной постановки цели. Раскрывает особенности построения различных планов (на день, год, долгосрочные планы) и их корректировки. Предлагает различные приёмы для эффективного управления временем[25]. Олег Лялик считает лучшим средством развития самоорганизации – тренинг. Но так же в своей книге для повышения уровня самоорганизации предлагает некоторые задания, социально – активнее методы. Одно из таких заданий - чистка ближнего круга (так как автор считает, что ближний круг общения сильно влияет на человека). Задание включает 3 шага: Шаг 1. Выписка 10 человек, с которыми вы чаще всего общаетесь. Шаг 2. Выбор из этого списка человека, который плохо управляет своим временем. Не держит обещания, постоянно опаздывает, часто отвлекается. Прекращение общения с ним или общение в 2 раза меньше. Шаг 3. Выбор из списка человека, который обладает очень хорошими навыками тайм-менеджмента. Увеличение общения с этим человеком[16].
Авторы предлагают различные методики, но мы для развития самоорганизации у студентов выбрали социально – психологический тренинг. Первый социально – психологический тренинг был разработан М. Форвегом в 1970 году. Первые социально – психологические тренинги в нашей стране были тренинги общения. Это отразилось в определениях социально – психологического тренинга: Ю. Н. Емельянов: «Тренинг — это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89). В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении»[22, с.11]. Но эти определения направлены на более узкую область. Социально – психологический тренинг в более широком понятии это психологическое воздействие на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям, так же это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида[17,21]. Самым эффективным средством для развития самоорганизации у студентов мы считаем социально – психологический тренинг, так как в нём используются различные методы (приёмы, упражнения, задания и др.) и эти методы применяются в комплексе. При разработке программы тренинга на развитие компонентов самоорганизации мы изучили подходящую литературу, собрали необходимую информацию и составили примерную программу. Программа тренинга представлена в параграфе 2.3.
Мы рассмотрели различные средства развития самоорганизации, но самым эффективным средством для развития самоорганизации у студентов мы считаем социально – психологический тренинг, так как в нём используются различные методы (приёмы, упражнения, задания и др.) и эти методы применяются в комплексе. Выводы по первой главе В соответствии с первой задачей нашего исследования мы рассмотрели ключевое понятие – самоорганизация, в работах: А.Ю. Киселёвой, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Н. А. Заенутдиновой, И.С. Халана и др. Мы считаем наиболее полным определение самоорганизации, которое даёт Заенутдинова Н.А.: «Самоорганизация - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя». Самоорганизация включает шесть компонентов: 5 функциональных (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия). В соответствии со второй задачей мы рассмотрели возрастные особенности старшего юношеского возраста, взаимосвязанных с развитием самоорганизации в работах Л.Ц. Кагермазовой, И.Ю. Кулагиной. Развитие самоорганизации зависит от возрастных особенностей юношеского возраста, таких как самоопределение, становление самостоятельности, а так же развития самосознания и учебно-профессиональной коммуникации. В соответствии с третьей задачей мы рассмотрели разные средства развития самоорганизации в работах: Джулии Моргенстерн, И.С. Халана и др. Для развития самоорганизации различные авторы предлагают разнообразные методы. Но мы, учитывая возрастные особенности студентов, считаем наиболее подходящим для повышения уровня самоорганизации социально-психологический тренинг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|