Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретический анализ и раскрытие возрастных особенностей старшего юношеского возраста, взаимосвязанных с развитием самоорганизации.




На протяжении истории человечества процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.), предъявляемых к члену социума. Юношеский возраст выделился исторически недавно, а универсальным феноменом, охватывающим и мальчиков, и девочек, все слои общества, стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность [12,с. 158].

Старший юношеский возраст (от 17 до 20—23 лет) - это время выбора жизненного пути.

На рубеже школьной и новой взрослой жизни возникает кризис (17 лет). Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие — на поиски работы. Достижение поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Выпускники должны выбрать профессию, хорошо сдать экзамены, чтобы выдержать конкурс и поступить на желаемую специальность, и поэтому они испытывают стресс. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей [15, с.132].

В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — «аффективный центр» жизни юноши. Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста [12]. «В молодости все силы души направлены на будущее, будущее принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста» [23, с. 22].

Очень важен на данном этапе выбор профессии – профессиональное самоопределение. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:

— осознание ценности общественно полезного труда,

— общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

— осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

— общая ориентировка в мире профессионального труда,

— выделение дальней профессиональной цели (мечты),

— согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),

— знание о выбираемых целях,

— знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими.

Молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима помощь в самоопределении, но в виде разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их[12].

Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Так же мы считаем, что самостоятельный выбор профессии (выбор жизненного пути), может быть с небольшой помощью родителей или школьного психолога, будет способствовать лучшей самоорганизации. Так если вчерашний выпускник школы отправлен в вуз родителями, то его детство продлевается, а выбор жизненного пути отсрочивается. При таком раскладе учебная деятельность будет менее продуктивной, чем если бы он выбрал чем ему заниматься сам. И уровень самоорганизации будет ниже. Но если студент пришел в вуз с желанием учиться, если он нашел свое призвание или, выдержав конкурс, стремится получить максимум знаний, чтобы потом «выйти в люди», он будет поглощен учебной работой и на развлечения, отдых будет выделять не слишком много времени. И самоорганизация будет значительно выше [15].

Обучение в ВУЗе связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. Такой уровень требований даёт толчок для более продуманной, качественной самоорганизации. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. В процессе учебной и трудовой деятельности свое развитие получает профессионально-личностное общение, т.е. идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. В общении, у юношей и девушек развиваются коммуникативные способности - умение вступить в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.

В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность не только в решении задач, но и в целом личности. И самостоятельность, конечно, положительно сказывается на самоорганизации. Но всё же юноша сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.

В этот период происходит развитие самосознания. У юношей уже, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Самосознание развивается, развивается и самоорганизация. Так как молодой человек хорошо себя знает, строит планы и ставит перед собой цели более реалистичные для себя.

Мы рассмотрели основные особенности юношеского возраста, связанные с самоорганизацией. Главной особенностью юношеского возраста является самоопределение, выбор жизненного пути, профессии. Этот выбор оказывает влияние на самоорганизацию. Если молодой человек сам определяет своё будущее, ставит цель, строит планы, самостоятельно выбирает профессию, то это положительно влияет на самоорганизацию. Особенно на такие её компоненты как целеполагание и планирование. Так же на самоорганизацию влияют такие особенности юношеского возраста как: становление самостоятельности, а так же развития самосознания и учебно-профессиональной коммуникации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...