Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологический тренинг, как средство развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления.




В рамках проведенного исследования, представим программу тренинга на развитие компонентов самоорганизации. Тренинг рассчитан на месяц, одно занятие в неделю длительностью около двух часов. Тренинг состоит из четырёх блоков, направленных на развитие основных компонентов самоорганизации. Программа тренинга представлена в таблице.

Название занятия Длительность занятия Цель занятия Содержание Названия упражнений
1.Что такое самоорганизация? Постановка цели, планирование. 3 часа Освоить: правильную постановку цели; построение планов на день, неделю, месяц; постановку задач, выделение из них приоритетных;   Вводная лекция с элементами дискуссии по самоорганизации. Постановка ясной цели(+SMART) и задач. Правило планирования. Задание на расставление приоритетов(важность - срочность). *Постановка цели, которую нужно осуществить за месяц (план и задачи). «Золотая рыбка», «Отметка мелом», 3 упражнения на постановку конкретной цели, «Масштабная цель», «Уборка после праздника», «Ремонт в домике Винни пуха», «5 шагов», «10 заповедей».
2. Анализ внешних и внутренних обстоятельств, коррекция планов в связи с новыми обстоятельствами. 2 часа Научиться анализировать различные обстоятельства и ситуации, существенные для достижения поставленной цели; уметь корректировать планы в связи с новыми обстоятельствами. Задания на анализ возникших ситуаций, на анализ более общий, на чувство времени. Корректировка в связи с новыми обстоятельствами планов. Обсуждение решения. *Корректировка своих намеченных планов. Обсуждение. «Эпитафия», упражнение на анализ ситуации, «Если бы..., то я стал бы...» «Согнать со стула», «Калибровка», «Хронометраж», «Оценка периодов».
3.Самоконтроль. Волевые усилия над собой, на пути к цели.   1,5 часа Научиться осуществлять более точный контроль своего поведения, действий; Закон принудительной эффективности. Правило 80/20, или принцип Парето. Упражнение на правило. Решение задач по отдельности. Внешний вид, рабочее пространство. «Расстановка приоритетов», «Проект», «Дела слоны, лягушки», домашние задания на тренировку силы воли, самоконтроля.
4.Соотнесение целей и результатов.   1час Научиться оценивать результаты своей деятельности Решение задач на оценку результата. *Оценивание результатов (что получилось, что нет и по какой причине). «Автобиография», «Сообщение в прошлое», «Цепочка ассоциаций».

 

 

Выводы по второй главе

 

В соответствии с задачами исследования мы подобрали диагностический инструментарий для выявления уровня развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления. Это такие методики как:

1. Опросник диагностики стилевых особенностей саморегуляции поведения «ССП-98» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз.

2. Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) Милорадовой и Ишкова;

3. Пятифакторный опросник личности 5PFQ в адаптации А.Б. Хромова.

Так же мы определили репрезентативную выборку для выявления уровня развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления. Организовали и провели диагностику уровня развития самоорганизации и её компонентов. Провели анализ полученных данных и их интерпретацию. Полученные результаты по опросникам показали, что в целом по выборке уровень выраженности самоорганизации средний. Из этого можно сделать вывод, что уровень развития самоорганизации следует развивать. В этих целях мы разработали программу социально-психологического тренинга для развития компонентов самоорганизации.

 

Заключение

В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в самом начале исследования. Мы рассмотрели ключевое понятие самоорганизации в работах: А.Ю. Киселёвой, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Н. А. Заенутдиновой, И.С. Халана и др. Наиболее полное определение самоорганизации даёт Заенутдинова Н.А.: «Самоорганизация - это процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленной на организацию и управление самой себя». Самоорганизация включает шесть компонентов: 5 функциональных (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия).

Так же мы рассмотрели: возрастные особенности старшего юношеского возраста, взаимосвязанных с развитием самоорганизации в работах Л.Ц. Кагермазовой, И.Ю. Кулагиной; средства развития самоорганизации в работах: Джулии Моргенстерн, И.С. Халана, Лотар Зайверт и др. Для развития самоорганизации различные авторы предлагают разнообразные методы. Но мы, учитывая возрастные особенности студентов, для повышения уровня самоорганизации выбрали социально-психологический тренинг.

Для констатации уровня развития самоорганизации у студентов вуза психолого-педагогического направления были подобраны методики. После чего с их помощью была проведена диагностика и проанализированы результаты. Полученные результаты по опросникам показали, что в целом по выборке уровень выраженности самоорганизации средний.

Делая вывод исследования, можно сказать, что цель исследования достигнута, а гипотеза теоретически обоснована и требует проверки на практике при формирующем эксперименте.

 

Список литературы

1. Акбашев, Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни» / Ростов-на-Дону, 1994.

2. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974.

3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / Казань: Изд-во КГУ, 1988.

4. Андреев, В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера / Казань: СКАМ, 1992.

5. Афанасьева, Н. А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2008. №2.

6. Брайан, Т. Управляй своим временем и удвой результаты: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006

7. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Самоорганизация / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Хэлтон, 1998. – 399 с.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза). – Минск: Изд-во БГУ, 1978

9. Заенутдинова, Н. А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Н. А. Заенутдинова; Магнитогор. гос. ун-т. - Магнитогорск, 2000. - 22 с.

10. Зайцева Т.В.Теория психологического тренинга, психологический тренинг как инструментальное действие СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002

11. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: / Ишков А.Д. — Москва: Флинта, 2013.

12. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология электронный учебник.

13. Киселёва, А. Ю. Развитие самоорганизации как одна из целей обучения менеджеров организации [Текст] / Материалы II Всероссийской интернет- конференции "Культура и взрыв" – 2010. [Электронный ресурс] http://socio.my1.ru/load/2010/razvitie_samoorganizacii_kak_odna_iz_celej_obuchenija_menedzherov_organizacii/1-1-0-11 дата обращения 5.04.2015

14. Князькова О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» [Текст] / О. Н. Князькова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 428-432.

15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

16. Лялик О. Книга – тренер по тайм менеджменту [Электронный ресурс] http://qame.ru/book/time/book_coach/_Лялик%20О.А.,%20Книга-тренер%20по%20тайм-менеджменту.pdf дата обращения 4.05.2015

17. Мельник С. Н. Теоретические и методические основы социально - психологического тренинга Издательство Дальневосточного университета 2004 Владивосток 2004 г.

18. Моргенстерн Д. Сомоорганизация по принципу «изнутри наружу». Система организации пространства, предметной среды, информации и времени / Пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2006. – 352 с.

19. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. № 1.

20. Пахмутова, М.А. Субъектная сторона процесса самоорганизации личности. Тез. докл. XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», секция «Психология» [Электронный ресурс]: URL:http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2011 дата обращения 24.05.2015

21. Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг Смысл Москва 2007г.

22. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2007.-224 с

23. Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985.

24. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий// Современные проблемы науки и образования. – 2012. № 4.

25. Халан И. С. Управление временем. / Пер. с англ. – Спб: «Издательство Диля», 2006. – 96 с.

26. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с

 

Приложения

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...