Сущность основных понятий исследования и их характеристика
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Условия развития профессиональной направленности у студентов 1-го курса
Теоретические основы проблемы развития профессиональной направленности у студентов вуза
Сущность основных понятий исследования и их характеристика
Полнота учебного исследования заключается в осмыслении основных понятий проблемы. Базовым основанием понятия «профессиональная направленность» является понятие «направленность». Оно было введено в научный обиход и впервые стало использоваться С.Л. Рубинштейном в 1940 году. По мнению С.Л, Рубинштейн, направленность - это система потребностей, интересов, тенденций, установок и идеалов личности. По мнению В.Н. Мясищева и А.Г. Ковалева направленность - это избирательная активность личности, проявляющаяся в ее отношениях и деятельности. Е.И. Рогов рассматривает направленность в рамках иерархической структуры. В его понимании направленность - это установки, ставшие свойствами личности. По его мнению, направленность может быть представлена следующими иерархическими формами, являющимися и мотивами деятельности: желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Таким образом, изучив разнообразные подходы исследователей к направленности, сделаем общий вывод о том, что такое направленность. Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, интересов, тенденций, установок и идеалов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, в основе направленности лежат потребности, где они выступают как источник активности человека. Обобщая подходы, ссылаясь на мнения ученых, исследующих направленность личности, Н.М. Борытко приводит следующие ее основные характеристики: - это типологическая характеристика личности, определяющая и иллюстрирующая ее отношения к своим основным социальным ролям и, в целом, социальную сущность человека; - это ядро личности, которое обусловливает своеобразие человека и создает иерархическую структуру личности; - это качество личности, которое обеспечивает и присвоение целей общества, и выработку собственных целей жизнедеятельности; - это система внутренних условий, опосредующих преломление всех внешних воздействий, в результате чего происходит интериоризация социального опыта и сохраняется относительная устойчивость личности; - определяет активность личности по отношению к окружающим и к себе.
К.К. Платонов в рамках рассмотрения направленности личности как одной из важнейших граней выделяет следующие ее свойства: уровень, который определяется общественной значимостью целей; широту интересов, потребностей; интенсивность направленности, связанную с желаниями и стремлениями; устойчивость, которая определяется настойчивостью человека [2, с. 36-37]. Высшей формой направленности личности является мировоззрение - это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [3, с. 294]. Мировоззрение человека и его теоретические знания обосновывают убеждения. Убеждения - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности» [4, с. 555]. С одной стороны, убеждение это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. С другой - это процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов.
В психологической литературе представлены и описаны многие виды направленности: личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Смекал, М. Кучер, М.С. Неймарк), гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Егорычева). Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности, т. к. именно она образует основную форму деятельности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. [5]. Прежде чем раскрыть понятие профессиональной направленности, логичнее раскрыть понятие «профессия». Профессия - это род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ. [6]. Трудовая деятельность может считаться профессиональной, если в ее процессе выполняется, по крайней мере, два условия: во-первых, профессия подтверждается наличием достаточного уровня квалификации, то есть мастерства, умений, навыков и знаний, которые в большинстве случаев подтверждается специальными документами о профессиональном образовании: свидетельствами, дипломами, аттестатами и др. Во-вторых, профессия может выступить в качестве своеобразного товара, который возможно реализовать на рынке труда. Другими словами - профессия является источником дохода для того, кто обладает достаточными профессиональными навыками [7]. Овладевать основами профессии личность начинает в процессе обучения в профессиональном заведении, где она получает статус студента. Студенчество - это мобильная социальная группа, целью которой является подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве, следовательно, студент - это лицо, зачисленное приказом ректора для освоения образовательной программы вуза. В процессе подготовки к профессии, как указывают многие исследователи, у студента развивается профессиональная направленность. На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Особое внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности - как значимого направления развития субъекта труда [8].
Н.К. Кузьмина под профессиональной направленностью понимает, прежде всего, «интерес и склонность к профессии» и считает ее «свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы и эмоциональное отношение к деятельности» [9]. По мнению Л.А. Иовайш профессиональная направленность - это сложная черта личности, отличающаяся не только положительным отношение к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в той или иной профессии [10]. И.А. Зимняя, изучая профессиональную направленность педагога, понимает под ней интерес педагога к учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей [И.А. Зимняя, 1997]. Анализ понятий профессиональной направленности показал, что профессиональная направленность исследователями трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Главными характеристиками профессиональной направленности являются: профессиональное самовоспитание, самообразование, самосовершенствование. Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности, а также она характеризуется профессиональным постоянством, слиянием человека со своей профессией, когда профессиональная деятельность становится его трудовой доминантой. Профессиональная направленность обладает рядом свойств. По мнению Н.В. Кузьминой такими свойствами являются объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщённость, устойчивость. В свою очередь, профессиональная направленность личности имеет свою собственную структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных элементов, влияющих на действия, поступки и поведение человека. По мнению исследователей в структуру профессиональной направленности входят: устойчивый интерес (Климов Е.А., Сластенин В.А.); мотивы, потребности (Кузьмина Н.В., Мерлин B.C.); отношение к деятельности (Кондратьева И.К. и другие); склонности.
В работе Э.Ф. Зеер мы находим следующие компоненты профессиональной напрвленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы); ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.); профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания, готовность к профессиональному развитию); социально-профессиональный статус [11] Исследователи обращают внимание на видовое разнообразие профессиональной направленности. В профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога Е.М. Никиреев выделяет три вида ее сформированности: . Собственно-педагогическая, в основе которой лежат мотивы - «общественная важность труда педагога», «привлекательность работы с молодежью», «убежденность в способности к данной профессии», «подражание или рекомендации любимого педагога», «семейные традиции», «опыт работы». . Направленность на предмет, в основе которой лежит мотив - «возможность заниматься любимым предметом». . Ситуативная направленность, определяемая такими мотивами, как «стремление получить высшее образование», «стечение обстоятельств». На основании видов определяются и уровни профессионально-педагогической направленности: . высокий уровень, характеризующийся оптимальным сочетанием собственно-педагогической и предметной направленности при ведущем значении собственно педагогической направленности; . средний уровень, характеризующийся значительным преобладанием предметной направленности над собственно педагогической; . низкий уровень, характеризующийся наличием двух видов направленности: предметной и ситуативной. Собственно педагогическая направленность отсутствует [12]. Показателями сформированности профессиональной направленности у студентов, по исследованию Кокун О.М., служат следующие критерии: желание иметь профессию, заинтересованность в обучении, намерение работать по профессии, знание ее условий и особенностей, уровень проф. знаний и умений, готовность к самостоятельному труду. Таким образом, направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, интересов, тенденций, установок и идеалов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, в основе направленности лежат потребности, где они выступают как источник активности человека. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии.
Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, профессиональная направленность это динамическое образование, ее формирование и развитие происходит непосредственно в процессе различных, значимых видов деятельности (профессиональной, учебной, бытовой и т.д.). За основу мы берем понятие Ю.А. Афонькиной, профессиональная направленность - это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения [13]. Критериями оценки являются желание иметь профессию, мотивация обучения в вузе, заинтересованность в обучении, намерение работать по профессии, знание ее условий и особенностей, уровень проф. знаний и умений, готовность к самостоятельному труду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|