Сравнительный анализ констатирующего и формирующего этапа эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Для сравнения констатирующего и формирующего экспериментов мы провели методики на второй группе студентов из 20 человек, с которыми проводились мероприятия по созданию условий для развития профессиональной направленности. Анализ проведенных мероприятий показал, что в целом поставленные задачи нам удалось решить. Чтобы оценить эффективность предложенной системы воспитательных мероприятий и комплекса использованных методов по развитию профессиональной направленности студентов 1 курса был проведен контрольный срез, в ходе которого были выявлены позитивные изменения в развитии профессиональной направленности студентов, которые наиболее активно участвовали в проведенной нами работе. Результаты исследования представлены в таблице 2.5.
Сравнительный анализ уровней профессиональной направленности студентов 1 курса
На данном этапе работы с помощью диагностик, использующих на констатирующем этапе исследования, мы выявляли сформированность профессиональной направленности студентов. Контрольный срез показал динамику развития профессиональной направленности у студентов 1 курса. На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что после проведенной нами работы число студентов с низким уровнем профессиональной направленности незначительно. Также повысилось количество студентов с высоким уровнем профессиональной направленности на 8,1%. Анализ материалов констатирующего этапа исследования и результатов формирующего эксперимента показал, что предложенная нами методика способствовала повышению уровня профессиональной направленности студентов 1 курса вуза.
На констатирующем этапе было выявлено преобладание студентов с высоким уровнем развития профессиональной направленности - 9 студентов, 8 человек было на среднем уровне, и 3 студента на низком уровне. У студентов на среднем и низком уровне не в полной мере была сформирована мотивация обучения в вузе и чтобы изменить эту ситуацию были разработаны мероприятия, способствующие повышению уровня профессиональной направленности. Это микровыступления по теме «Я и моя профессия», в ходе которых студенты имели возможность вычленить разнообразие мотивов выбора профессии: интерес к профессии, любовь к детям, не смогли больше никуда поступить, по совету. Следует отметить, что в начале совместной работы студенты проявили себя пассивно, у них отсутствовало желание взаимодействовать с экспериментатором. Об этом свидетельствовали высказывания: «Что это такое? Что мы от этого получим? Зачем нам этим заниматься?» Но после объяснения мы может говорить о том, что был установлен эмоционально-положительный контакт с группой студентов и у них наметился интерес к сотрудничеству в целях их профессионального развития. Также у студентов среднего и низкого уровня не было достаточного понимая профессионально-важных качеств профессии. Но в ходе экскурсии в ОУ преподаватель рассказала какими качествами, навыками, умениями должен обладать преподаватель колледжа. Студенты узнали, что в профессии педагога можно реализовать все свои умения и способности. Студенты получили возможность задать свои вопросы гостю «Требования к качествам личности и здоровью», «Объем работы» и др. В ходе завершающей беседы (см. приложение 7) мы отметили, что студенты узнали много нового для себя. Стали понимать специфику работы педагога. Достижению цели и решению задач завершающего этапа способствовал выход в детский дом с целью постановки кукольного театра. Что способствовало овладению нормами профессионального общения, этическими нормами профессии, духовному обогащению личности. У студентов было желание вступать в контакты, вызвать интерес у детей. Они были позитивно настроены на взаимодействие с детьми - сиротами. Студенты приняли активное участие в постановки кукольного театра, общались с детьми.
Анализ проведенных мероприятий показал, что в целом поставленные задачи нам удалось решить. Чтобы оценить эффективность предложенной системы воспитательных мероприятий и комплекса использованных методов по развитию профессиональной направленности студентов 1 курса был проведен контрольный срез, результаты которого показали динамику в развитии профессиональной направленности у студентов 1 курса.
Заключение Проведенное исследование убедило нас в актуальности данной проблемы. На современном этапе развития общество делает заказ на педагога с высокой профессиональной направленностью. Ее развитие обеспечивается уже в процессе овладения профессией, в ходе профессионального обучения. Профессиональная направленность - это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения [2]. Критериями оценки являются желание иметь профессию, заинтересованность в обучении, мотивация обучения в вузе, намерение работать по профессии, знание ее условий и особенностей, уровень проф. знаний и умений, готовность к самостоятельному труду. Исследование показало нам, что профессиональная направленность формируется в течение всей жизни человека и обладает рядом особенностей: доминирующим мотивом является выбор профессии; успешность обучения зависит от профессиональной направленности. В процессе изучения литературы мы подобрали методики, которые позволили определить нам уровень развития профессиональной направленности у студентов 1 курса. После распределения студентов по уровням развития профессиональной направленности, нами была представлена поэтапная работы со студентами.
Цель формирующего этапа состояла в развитии профессиональной направленности студентов 1 курса вуза в процессе создания положительного социально-психологического микроклимата в группе, развития у студентов профессионально-значимых качеств, создания интереса к будущей профессии и др., посредством тренинговых упражнений, ролевых игр, экскурсий, бесед и т.д. По результатам работы была выявлена динамика развития профессиональной направленности. Результаты, полученные нами, позволяют считать, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза получила подтверждение - развить профессиональную направленность у студентов возможно при соблюдении следующих условий: . Создания положительного социально-психологического микроклимата в студенческой группе; . Развития положительной мотивации у студентов к процессу профессиональной подготовки. . Создания интереса к будущей профессии. Исходя из проведенного нами исследования мы предлагаем рекомендации по развитию профессиональной направленности студентов. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Среди профессионально важных качеств преподавателей в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, психологическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, психологическое предвидение, рефлексия. Можно рекомендовать систему мероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения в вузе. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации.
Список литературы профессиональный студент педагогический самооценка 1. Человек и его работа [текст]/под ред. Здравомыслова А.Г. - М.: 1999 2. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М.: Воронеж, 1996. . Ильин, Е.П. Психология Индивидуальных различий [текст]/ Е.П. Ильин.-Спб.: Питер, 2004 - 701 с. . Человек и его работа [текст]/под ред. Здравомыслова А.Г. - М.: 1999 . Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - №2. - С. 82-86 . Большая Советская Энциклопедия [текст]/ 2 изд. - М.: 1955. - Т. 35. - 567 с. 7. Правильный выбор профессии - основа будущего успеха [электронный документ]. - Режим доступа: http://cjcity.ru/news/partners/pochitaem/pravilniy-vibor-professii.php - загл. с экрана. 8. Клищевская, М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [текст]/М.В. Клшищевская, Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. - 1999. - №4. 9. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности [текст] / Н.В. Кузьмина. М., 1967, - С. 98. . Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - №2. - С. 82-86 . Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во урал. гос. проф. ун-та, 1999, - 244 с. . Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 192 с. 13. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореферат дис. … д-ра психолог. наук / Ю.А. Афонькина. - СПб, 2003. -33с 14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1989. 15. Слободчиков, В.М., Исаев, Е.И. Психология развития человека: учебное пособие для вуза. - М.: Школьная пресса, 2000 16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный 17. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: ИПП, Воронеж: МОДЕК, 1996. - 246 с. 18. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда М., 1970. С. 137 19. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Просвещение, 1998. -350 с. . Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|