Педагогические исследования по проблеме развития профессиональной направленности студентов
Проблеме развития профессиональной направленности студентов вуза исследовали Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова, Н.П. Маркова, Л.П. Кудрявцева А.П. Акимова, Л.М. Митина, А. Ковалев, Н.А. Исаев, Ю.А. Кореляков, И.В. Морозова, В.И. Попова, А.Г. Гайбайдулина, Г.Н. Дьяченко и др. Всестороннее рассмотрение мотивов учения и профессиональной направленности позволяет все более сближать процессы обучения и воспитания, конечным назначение которых является формирование личности будущего специалиста, воспитание его мировоззрения. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить основные условия развития профессиональной направленности. Г.К. Крюкова и В.И. Кустова считают важнейшим условием формирования профессиональной направленности применение активных методов обучения. А. Ковалев и В. Минеев предлагают научно-исследовательскую работу студента в качестве действенного условия формирования профессиональной направленности личности. Такой же точки зрения придерживается и Н.С. Вяткина, отмечая, что огромная роль в профессиональном становлении студентов принадлежит научно - исследовательской работе в различных кружках, студенческих научных обществах. По мнению В.А. Маркова, все составляющие профессиональной направленности формируются в процессе выполнения студентами дипломных работ. В формировании профессиональной направленности студенчества учебно-исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест. Л.Т. Кутнева рассматривает проблемное обучение как действенное условие развития профессиональной направленности. Суть проблемного подхода в обучении состоит в моделировании противоречий между новыми и приобретенными ранее знаниями, умениями, навыками и опытом студентов при помощи проблемного вопроса, рассказа, беседы, ситуации, эксперимента. Благодаря этому подходу поддерживается стойкий интерес к знаниям, формируется потребность в новой научной информации, развивающей творческое мышление студентов.
Т.А. Воронова пришла к выводу о том, что профессионально - педагогическая направленность может формироваться путем самообразовательной деятельности студентов. В процессе самообразовательной работы меняются планы и цели жизни, оценка и самооценка, представление о профессии, с которой студенты связывают свою дальнейшую жизнь. Все это способствует и изменению профессиональной направленности. Т.В. Горбунова считает, что развитие профессиональной направленности обеспечивается не только общими профессиональными дисциплинами, но и в преподавании специальных предметов. Г.А. Томилова разработала систему специального обучения и рассматривала его как условие формирования профессиональной направленности личности у студента вуза. Специальное обучение заключается в выполнении определенной системы упражнений, направленной на формировании профессионально-значимых качеств личности учителя, и содействуют развитию навыков и умений, соответствующим основным структурным компонентам педагогической деятельности. Также в качестве важнейших условий рассматриваются разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, диспуты, вечера, встречи, собрания, тренигни, игры и т.д. Профессиональная направленность формируется здесь наряду с другими свойствами личности будущего специалиста, рассматривается как важнейшее звено формирования личности активной, энергичной в достижении высоких результатов учения, профессионального мастерства, убеждения в необходимости овладения профессией во имя общественных идеалов и целей.
Например, B.C. Викторова считает, что успех формирования профессиональной направленности студентов зависит от усилия воли всего вузовского коллектива. Очень важно уже с первого дня пребывания в учебном заведении вести систематическую воспитательную работу по развитию интереса и любви к профессии. B.C. Викторова выделяет следующее: пропагандистская работа преподавателей и студентов среди школьников; знакомство первокурсников с историей факультета и оформление летописи; профессионально - педагогическая направленность работы кураторов групп. А.Н. Шевцов исследовал проблему формирования педагогической направленности первокурсников. Он пришел к выводу о том, что проблема формирования педагогической направленности остро встает вопрос перед преподавателями первых курсов. Профессиональную направленность формируют посещение школы, написание педагогических миниатюр об увиденном и услышанном, создание «педагогических копилок». Также большое значение имеют диспуты и вечера, подготовленные самими студентами. Немаловажную роль для формирования профессиональной направленности играет обсуждение книг, спектаклей и кинофильмов на темы воспитания. В.П. Шуман считает, что система по формированию профессиональной направленности студентов вуза должна включать: активизацию познавательной деятельности студентов; самостоятельную работу студентов; проблемный и исследовательский подходы в вузовском обучении; формирование у студентов потребности в самовоспитании и самообразовании; воспитание у студентов интереса к знаниям; научная организация педагогического труда в вузе; организация разноплановых воспитательных мероприятий по формированию профессиональной направленности у студентов. Не маловажным условием формирования профессионально-педагогической направленности у студентов является наличие у преподавателей авторитета. Он не может развиться без любви к педагогической деятельности и преподаваемой науке, без уважения и доверия к студентам, принципиальности и справедливости. Очень важно, чтобы студенты видели увлеченность каждого преподавателя своей профессией, творческий подход к своей работе, постоянное стремление к самообразованию и самосовершенствованию, активное участие в общественной жизни вуза.
Особое место в развитии профессиональной направленности студентов отводится внеучебной деятельности. Она включает: конкурсы профессионального мастерства, олимпиады по специальности, выставки методических копилок и пособий, презентации, выставки творческих работ, конференции; деловые игры, мастер-классы, поездки; волонтерское движение (организация и проведение праздников для учащихся школ, детей-инвалидов, совместные акции, работа в клубах по месту жительства, участие в работе педагогических отрядов). Также В.А. Сластенин и другие считают правильным формировать профессионально-педагогическую направленность через изучение предметов психолого-педагогического цикла; В.И. Ульянов считает основным условием для ее формирования педагогическую практику; Ю.Д. Железняк в качестве основного средства предлагает научно-исследовательскую работу, а С.Д. Неверкович - психотренинг и ролевые игры. В процессе вузовского обучения проблема формирования профессиональной направленности у студентов чрезвычайно важна. А так как сензитивным периодом для ее развития является первый год обучения в вузе, то уже на первом курсе должны быть созданы условия, при которых эта направленность формируется. Обобщая результаты многочисленных исследований по проблеме формирования профессиональной направленности, мы можем сделать вывод, что данный вопрос исследован недостаточно полно и подробно. Даны лишь некоторые попытки представить процесс развития профессиональной направленности в динамике, что, безусловно, подтверждает актуальность нашего исследования. Авторы предлагают различные условия развития профессиональной направленности: изучение предметов психолого-педагогического цикла; педагогическая практика; развитие мотивации у студентов, посредством тренингов и упражнений; создание интереса к будущей профессии, посредством ролевых игр; развитие у студентов профессионально-значимых качеств, посредством беседы и ролевых игр; включение самоконтроля и взаимоконтроля студентов в учебный процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|