Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки к развитию профессиональной направленности у студентов 1-го курса




Сензитивным периодом в развитии профессиональной направленности
студента являются первые курсы вузовского обучения.

Процесс подготовки студента в вузе совпадает с юношеским этапом в его жизни.

Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью [14]. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20.

В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане, главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.

Исследователи по-разному характеризуют место, занимаемое юношеским возрастом в общем цикле развития личности: «важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения» (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); «период самоопределения, решения вопросов «кем быть» и «каким быть» тревожного поиска гражданского идеала и признания профессиональной деятельности» (Е.А. Михайлычев); «Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы» Л.И. Божович считала его центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте.

Центральным психическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. Оно приобретает особое значение как условие становления индивидуальности и в результате происходит открытие своего внутреннего мира, своего «Я». Благодаря развитию сознания у юноши формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода юности является учебно - профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев определяют юность как ступень индивидуализации личности. Индивидуальность юноши и девушки - это не только неповторимость их жизни, но и жизнь, выстроенная в соответствии с их ориентацией на будущее, с избранными ценностями, с направленностью их личности [15].

Главные мотивационные линии этого возраста, связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, И.С. Кон и т.д.).

Б.Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентации личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности.

Главное в студенческом возрасте - это профессиональная направленность на подготовку к выбранной профессии, которая очень индивидуальна и вариативна. Именно в этот период идет становление человека.

Н.А. Зимняя считает студенчество - центральный период становления личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, в том числе и профессиональных.

В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления.

В этот период жизни профессиональная направленность является центральным личностным новообразованием (Т.В. Кудрявцев, Л.И. Рувинский), именно в юношеском возрасте она выступает ярко, выпукло, определенно и становится стержнем данного возрастного этапа.

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий [16], характеризуя юность, выделяют и обстоятельно описывают линии онтогенеза, связанные с направленностью личности. Авторы выделяют три типа направленности личности: гедонистический, эгоистический и духовно-нравственный.

Первый тип - гедонистический. Он вообще не предполагает профессионального и личностного самоопределения. Жизненный путь реализуется как культ наслаждения потребностями, как потребительское существование.

Второй тип - эгоистический. И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий считают, что у юношей и девушек эгоистической направленности есть вполне сформированная иерархическая система ценностей, но при этом их профессиональное самоопределение подвержено влиянию конъюнктуры, моды, престижа, значимости, достижения цели. Поэтому жизненный путь, профессиональное самоопределение непосредственно связывается с престижной деятельностью, со стремлением продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха. К типу эгоистической направленности авторы относят также предпочтительный выбор профессии, связанный с мотивами властью над людьми, обогащения и накопления материальных ценностей.

Третий тип направленности личности - сущностный, духовно-нравственный. Он предполагает «в юности поиск призвания, выбор профессии, наиболее отвечающий склонностям». Авторы доказывают, что если призвание найдено, то трудности, как при освоении профессии, так и при ее выполнении, преодолеваются с упорством и настойчивостью, вызывая удовлетворение, а сама деятельность приносит личности успехи.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что юность - период взросления и выбора своего будущего жизненного пути: ведущей является учебно-профессиональная деятельность, направленная на теоретическое и практическое освоение будущей профессии; социальной ситуацией развития является концептуальная специализация как переход от зависимого детства к самостоятельности овладения профессией и выбора жизненного пути. Ведущим новообразованием возраста является социальное и профессиональное самоопределение, индивидуализация человека как субъекта собственной жизни.

Юношеский возраст является сензитивным для развития профессиональной направленности личности;

Именно в юношеском возрасте профессиональная направленность выступает ярко, определенно и становится стержнем данного возрастного этапа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...