Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента




Цель: выделить особенности в развитии профессиональной направленности у студентов 1 курса.

Задачи данного исследования:

.   Апробировать систему диагностических методик;

.   Распределить студентов по уровням сформированности профессиональной направленности;

.   Интерпретировать полученные результаты.

Для диагностики нами были использованы следующие методы:

.   Наблюдение;

.   анкетирование;

.   тестирование.

В исследовании принимали участие студенты первого курса ВСГАО института педагогики в количестве 39 человек.

Для диагностирования были использованы следующие методики:

.   Анкетирование, разработанное на основе методики исследования профессионально - педагогической направленности личности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева

Цель данной методики:

выявить мотивы выбора профессии,

выявить отношение студентов к будущей педагогической деятельности

выявить самооценку профессионально - значимых качеств.

Инструкция: студентам предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты.

Способы обработки: для обработки данных исследования использовали количественный и качественный анализ. По результатам анкетирования студентов определили в группы.

.   Дифференциально-диагностический опросник (Е. Климов). Цель: методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Инструкция: испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий.

Способы обработки: по результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация студента на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова. Подсчитывается число знаков «+» в каждом ряду, полученное число плюсов записывается к одному из пяти видов профессий.

.   Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Цель: увидеть доминирующий мотив, который был учтен студентом при выборе профессии.

Инструкция: студентам предлагалось отметитьсогласие знаком «+» или несогласие знаком «-» с представленными утверждениями. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Способы обработки: использовался количественный анализ, где подсчитывалось количество баллов, набранное студентами в результате ответов. Далее была определена ведущая мотивация каждого студента.

 

2.2
Анализ результатов диагностического обследования

 

. Результаты анкетирования, разработанного на основе методики исследования профессионально - педагогической направленности личности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева, представлены в таблице 2.1.

 

Доминирующие мотивы при выборе профессии

Доминирующий мотив Студенты, чел.
1 группа: доминируют профессиональные мотивы 4 (23%)
2 группа: доминируют профессиональные и познавательные мотивы 7 (28%)
3 группа: доминируют личностные и общественные мотивы 4 (22%)
4 группа: неопределенная мотивация 5 (27%)

 

1 А. По результатам проведенного анкетирования мы распределили студентов на 4 группы. Из таблицы мы видим, что у 4 человек доминируют профессиональные мотивы, у 7 доминируют профессиональные и познавательные, у 4 студентов - общественные и личностные, и у 5 - неопределенная мотивация.

Далее мы распределили студентов по уровням развития профессиональной направленности. К высокому уровню отнесены 51% студентов (1 и 2 группа). Данное количество студентов привлекает работа с детьми и молодежью, они убеждены в своих способностях к данной специальности. Они видят в выборе профессии педагога перспективу занятия любимым предметом.

На среднем уровне оказалось 22% (3 группа) студентов, которые считают труд педагога общественно важным, но, тем не менее, у них отсутствуют профессиональные мотивы выбора профессии.

Студенты с низким уровнем мотивации, выбор которых был определен лишь сложившимися обстоятельствами и стремлением получить высшее образование, составили 27% (4 группа).

Особенностью является то, что у большей части студентов - 51%, на 1 курсе вуза преобладает высокий уровень развития профессиональной направленности.

1 Б. Результаты анализа отношений студентов к получаемой профессии представлены ниже.

Результаты распределились следующим образом:

. «Если бы Вам снова пришлось поступать в институт, выбрали бы Вы снова педагогическую деятельность?

·   Да-55% (11 чел.)

·   Нет-10% (2 чел.)

·   Не знаю - 35% (7 чел.)

2. «Как вы относитесь к профессии педагога?»

·   Профессия очень нравится - 60% (12 чел.)

·   Профессия скорее нравится, чем не нравится - 35% (7 чел.)

·   К профессии отношусь безразлично - 5% (1 чел.)

·   Профессия скорее не нравится, чем нравится - 0%

·   Не могу сказать - 0%

Можно отметить, что у 11 студентов отношения к будущей профессии находится на высоком уровне. Этой группе студентов профессия очень нравится и они не жалеют о сделанном выборе. У 7 отношение к профессии на среднем уровне, то есть, у них еще нет полной уверенности в принятии правильного решения при поступлении. Такая тенденция может быть объяснена тем, что на 1 курсе еще не читаются специальные дисциплины, и студенты не могут до конца определиться в правильности сделанного выбора и отношения к профессии. На низком уровне оказалось 2 студента, которые безразлично относятся к профессии, и при возможности выбора снова не пошли бы по данному направлению. Возможно, эти студенты выбрали профессию не осознанно и с возрастом уровень отношения к профессии повысится.

1 В. Результаты анализа проведенного анкетирования по выявлению самооценки профессионально-значимых качеств представлены в таблице 2.2.

 

Самооценка профессионально - значимых качеств

Высокий Средний Низкий
33% (7 чел.) 49% (10 чел.) 18% (3 чел.)

 

На вопрос «Какими качествами по вашему мнению должен обладать педагог?» студенты выделили наиболее значимые качества для педагога и качества присущие им: любовь к детям, честность, доброжелательность, вежливость, требовательность, толерантность, отзывчивость, коммуникабельность, творчество, эрудиция, ответственность, упорство.

% студентов осознают практически все профессиональные качества, которые необходимы для овладения профессией, и выделяют их у себя, отсюда можно судить о высоком уровне профессиональной направленности.

На среднем уровне оказалось 49% студентов, так как они обозначили не достаточное количество профессионально - значимых качеств.

К низкому уровню были отнесены студенты, которые не выделили профессионально - значимые качества вообще или конкретно у себя. Количество таких студентов составило 18%.

Особенностью является то, что большинство студентов группы констатирующего эксперимента (49%) имеет средний уровень развития профессиональной направленности.

. Результаты дифференциально-диагностического опросника (Е. Климов) представлены в рисунке 2.1.

 


 

Из рисунка видно, что у студентов 1 курса преобладает склонность к типу профессии «человек-человек» - 78%, на втором месте в группах преобладает склонность к профессии типа «человек - художественный образ» - 20%, «человек-природа» - 2%.

Результаты распределения студентов по уровням развития профессиональной направленности представлены в таблице 2.3.

 

Уровни студентов по склонности к типу профессии «Человек - человек»

Уровни Студенты (%)
Высокий 33% (7 чел.)
Средний 51% (10 чел.)
Низкий 16% (3 чел.)

 

Мы выделили уровни склонности к типу профессий «Человек - человек»: Высокий уровень - 8 баллов; средний уровень -5-7 баллов; низкий уровень - 1 - 4 балла.

Особенностью является то, что у студентов преобладает средний уровень развития профессиональной направленности, о чем говорит 51% студентов, набравших 5-7 баллов по типу профессии «человек-человек».

4. Результаты методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной представлены в рисунке 2.2.

Мотивы выбора профессии


 

В методике Т.И. Ильиной было обозначено три мотива выбора профессии: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома».

В результате анализа мы выявили, что мотив «овладение профессией» является доминирующим, он представлен у 42% студентов (8 чел.), «приобретение знаний» ведущим мотивом является у 33% (7 чел.), и «получение диплома» у 25% (5 чел.)

Особенностью является то, что у большинства студентов преобладает высокий уровень развития профессиональной направленности - 42% студентов (8 чел.)

На основе выделенных нами критериев: мотивы при выборе профессии, отношение студентов к получаемой профессии, самооценка профессионально - значимых качеств, склонность к типу профессии, мы определили уровни развития профессиональной направленности.

Высокий уровень характеризуется тем, что мотив выбора профессии обуславливается желанием общаться с детьми, интересам к изучаемым предметам. Студент удовлетворен своим выбором, осознает профессионально - значимые качества и выделяет их у себя, считает выбранную профессию делом своей жизни.

Уровень склонности к типу профессии «человек-человек» - 8 баллов.

Средний уровень характеризуется тем, что при выборе профессии студент руководствуется, прежде всего, общественными мотивами, но профессиональные мотивы отсутствуют. Студент не уверен в правильности сделанного выбора. Не в полной мере осознает и выделяет у себя профессионально - значимые качества. Считает выбранную профессию нужной, но допускает возможным для себя заниматься другим делом.

Уровень склонности к типу профессии «человек-человек» - 7-5 баллов.

Низкий уровень характеризуется тем, что мотив выбора профессии как таковой отсутствует, так как он был вызван лишь желанием получить высшее образование или была возможность получить только эту профессию. Студент не испытывает потребности посвятить себя достижению и решению целей и задач своей будущей профессии. Студент больше склонен к другому типу профессии. Уровень склонности к типу профессии «человек-человек» - 4-1 балл.

Студентов по уровням развития профессиональной направленности распределили следующим образом, см. таблицу 2.4.

 

Уровни развития профессиональной направленности

Критерии

Уровни (чел. -%)

  Высокий Средний Низкий
Мотивы выбора профессии 11 -51% 4 - 22% 5 - 27%
Отношение студентов к получаемой профессии 11 - 58% 7 - 35% 2 - 7%
Самооценка профессионально - значимых качеств 7 - 33% 10 - 49% 3 - 18%
Склонность к типу профессии «человек - человек» 7 - 33% 10 - 51% 3 - 16%
Мотивация обучения в вузе 8 - 42% Овладение профессией 7 - 33% Приобретение знаний 5 - 25% Получение диплома
Уровень профессиональной направленности (в среднем) 9 - 43,4% 8 - 38% 3 - 18,6%

 

Как видно из таблицы у студентов наблюдается высокий уровень развития профессиональной направленности. Но все же процент студентов со средним и низким уровнем велик и развитию этого посвящена 3 глава.

В результате теоретического анализа литературы мы выделили критерии развития профессиональной направленности студентов: мотивы выбора профессии, отношение студентов к получаемой профессии, самооценка профессионально - значимых качеств, мотивация обучения в вузе, склонность к типу профессии «человек - человек».

В результате эксперимента студенты были разделены на 2 группы, 21 студент был задействован на констатирующем этапе эксперимента, 19 - на контрольном этапе.

Использование на констатирующем этапе исследования методик изучения особенностей профессиональной направленности студентов 1 курса позволило получить фактический материал. Его анализ свидетельствует, что у большей части студентов компоненты профессиональной направленности сформированы в достаточной степени, что обеспечивает оптимальное развитие профессиональных мотивов и профессиональных потребностей в процессе обучения.

Однако особенностью является тот факт, что у части студентов академии, помимо высокого уровня, объективно и субъективно сложились средний и низкий уровни профессиональной направленности и служит основанием для разработки системы мероприятий, включающей разнообразные формы и методы: упражнения, беседы, игры и др. Это позволит расширить представления студентов о профессии, повысить их уровень профессиональной направленности.

Развитию профессиональной направленности посвящена следующая 3 глава нашей исследовательской работы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...