Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Подведение итогов занятия.




II. Подведение итогов занятия.

– С каким праздником мы познакомились?

Масленица – зиму провожает, а весну встречает.

Прощай, зимушка!

Здравствуй, Весна-красавица!

Ребенок. Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.               А. Плещеев

 

 

Занятие «НАРЯД РУССКИХ КРЕСТЬЯН»

Цель:

приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям.

Оборудование:

иллюстрации крестьянских нарядов, шаблоны крестьянских нарядов для росписи, карандаши, краски.

Ход занятия

I. Основная часть занятия.

– Скажите, ребята, какой был любимый цвет русского крестьянина. (синий, васильковый. )

– Почему? Подумайте.

Дети вспоминают цвета Государственного флага РФ.

Поэтому для особого торжественного случая женщины шили себе и своим близким праздничную одежду, используя материю синих оттенков. Небогато жили русские крестьяне, но всё же для большого праздника в каждом доме всегда был заготовлен наряд.

Показ иллюстраций крестьянских нарядов (желательно, если будут эти наряды в готовом изделии).

Васильковая рубаха-косоворотка была у каждого русского парня. Это такая рубашка, которая надевается через голову и застёгивается с боку на несколько пуговиц.

Васильковый сарафан для девушек – это удлинённое платье, книзу расклешённое в виде колокольчика, без рукава, на тонких бретельках, расшитое различными узорами.

II. Практическая часть.

Раздать детям готовые вырезанные шаблоны из картона и предложить разукрасить, расписать наряды:

• рубаху с застежкой на боку, воротник-стойка, пояс;

• сарафан с карманами, украшенный вышивкой (узором), используя основной васильковый цвет.

III. Подведение итогов занятия.

Организовать выставку крестьянских нарядов.

 

 

Занятие " Праздничное колесо. "

Цель:

Продолжить знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Уточнить знания детей о празднике Пасха, идеи, главного смысла этого праздника. Закрепить традиции, обычаи, связанные с праздником. Дать представление о символе праздника - яйце, его росписи. Формировать интерес к истории своего народа. Воспитывать уважение к традициям своего народа. Воспитывать желание знать больше и лучше, беречь всё это. Учить детей делать шкатулки для яйца своими руками.

Материал:

  плакат «Пасха»; открытки, посвящённые празднику Пасха; расписные яйца (открытки, иллюстрации), деревянные яйца «хохлома», «Городец»; колокольчики, Валдайский колокол.

 Для работы: заготовки шкатулок, наклейки на каждого ребёнка.

 

  Ход занятия:

 - Ребята, скажите, а какое у нас время года?

 - А какой сейчас месяц?

 Послушайте загадку:

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это?

(май)

 -А, что мы можем сказать про Май?

 -Кто нам прочитает стихотворение о Весне?

 Стихотворение.

 Вы, деревья, просыпайтесь,

 Расправляйтесь, улыбайтесь.

 И тянитесь в вышину.

 Почки нежные, раскройтесь

 И в восторге удостойтесь

 Встретить милую весну.

 -Молодец! (дети садятся на стульчики)

-Скажите, а что у нас происходит с природой в мае?

 -Да, в мае кругом расцветают кроны деревьев, растут подснежники, поднимаются лилии и пионы, и другие весенние цветы. Зацветает верба (показ вербы). Название мая соответствует природным признакам. Кто нам прочитает стихотворение о вербе?

 Стихотворение.

 Верба, верба, наша пальма

 Ты на вид совсем проста.

 Но тобою мы встречаем

 К нам грядущего Христа.

 Потому и отдаём мы

 Каждый год весною вновь

 Белой вербе нашу нежность

 Нашу ласку и любовь.

 -Молодец

 - Чем покрывается земля в мае? - Травой. - В мае лес звенит от птичьих хоров. Пчёлы начинают трудиться.

 -Давайте мы с вами послушаем пение птиц (прослушивание записи птичьих голосов).

 Народ сложил много пословиц и поговорок про Май - месяц. Давайте вспомним, какие мы знаем.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Май холодный — год хлебородный.

Ай-ай, месяц май — тепел да холоден.

Майский мороз не выдавит слёз.

Дождь в мае хлеба подымает.

Майская травка и голодного кормит.

-Молодцы.

 - А, что мы с вами всегда отмечаем весело и радостно.

 -Да, праздник, а кто скажет « Что такое праздник? »

 -Праздник – это день торжества, это праздный день, выходной.

 -Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют праздники).

 -Праздники можно разделить на группы;

 1) Личные или семейные. Как вы думаете, какие это праздники? Какие праздники к этой группе относятся?

 -К этим праздникам можно отнести; день рождения, свадьба, Новый год…..

 2) Праздники бывают профессиональными. Как вы думаете, почему ни так называются? Какие сюда относятся праздники? ( День милиции, учителя, шофёра…. )

 3) Ещё праздники бывают календарными (9 мая, 8 марта…)

 - Вот сколько много праздников мы с вами отмечаем.

 - А какой праздник мы с вами отмечаем в данный момент?

 -Это праздник Пасха.

 Пасха.

 В воскресения день мир ликует кругом,

 Светит радость везде и стучит в каждый дом

 Своё сердце Христу ты скорее открой

 Чтоб познать красоту радость Пасхи святой.

Пасха – это главный христианский праздник, весенний, длиться он неделю. Считалась Пасха всегда « праздником праздников» и всегда отмечалась весело и торжественно. Большое место в Пасхе занимает обрядная еда. - Скажите, а что мы готовим на Пасху?

 Главная еда на пасху – это кулич (показ), крашеные яйца (показ), и ещё из творога делают пасху (показ), делают её помощью формы (показ пасечницы). Главным знаком праздника являлось окрашенное яйцо. Его едят первым. Яйца и куличи носят в церковь и там их освещают. Раньше был обычай при встречи целовать друг друга и говорить; «Христос Воскрес». Да и сегодня так некоторые делают.

 На Пасху устраивают первые весенние гуляния с играми, хороводами. Любимая весенняя игра «Горелки» - игра эта посвящалась весеннему солнцу. Её разыгрывали ранним утром между кострами на высоких холмах. Также устраивались различные игры с яйцами (катание яиц с горки – чьё укатиться дальше, тот выигрывает, и он забирает яйцо себе). Ещё делали горку, раскладывали под ней различные игрушки. Каждый мог скатить с горки своё яйцо, и если оно задевало какую – либо игрушку, её получали в подарок. Побеждал тот, кто не уронил яйцо. Цель этих игр в том, что наши предки рассматривали яйцо, как начало всех начал, как символ возрождения обновления. Смысл этих игр – пробуждение земли для новой жизни и нового урожая.

 - А как вы думаете, мы с вами сейчас можем устраивать такие игры, соревнования?

 - По обычаю люди ходили по домам и славили.

 А сейчас у нас дети тоже приходят рано утром и говорят; «Христос Воскрес» и дают им яйца, печенья, куличи, пироги.

 Праздничные яйца на Пасху были настоящими; куриными, утиными, голубиными, гусиными. Также яйца делали из дерева, кости, камня, стекла, серебра, фарфора, золота. Их расписывали, раскрашивали, наносили различные изображения (храмы, иконы, роспись в травах птицы, звери, люди) – ( показ открыток в форме яйца). Иногда яйца украшали бисером, драгоценностям, камнями. Делали различные надписи; «ХВ- Христос Воскрес», «Дарю яйцо тому, кого люблю», « Бери ешь и думай обо мне». Также яйца делали из шоколада, сахара и продавали их на базаре. А, мы с вами сейчас красим яйца? Раскрашиваем? А из шоколада сейчас яйца продают?

 (воспитатель читает стихотворение)

 Хорошо на колокольне позвонить в колокола

 Чтобы праздник был раздольней

 Чтоб запеть душа могла, будто ангельское пенье,

 Этот дивный перезвон.

 Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.

 ( включаем запись колоколов)

 - Всю Светлую неделю льётся по всей Светлой Руси радостный пасхальный звон; не молкнет с утра до ночи ни одна колокольня – каждая словно старается перезвонить другую. Разноситься по Светлорусскому простору; льющееся пение; слышат его и поле чистое, и пробуждающийся лес от зимнего сна и только что сбросившая ледяные оковы речка.

 Одни певцы сменялись другими. Всем хотелось хоть один раз да позвонить в эти Светлые дни. По обычаю в эти дни каждый мог забраться на колокольню и позвонить в колокола. Звон стоял весёлый, радостный, он созывал всех людей на Пасхальную службу (показ колоколов).

 - А хотите тоже позвонить в колокола и устроить колокольный звон? (детям даются 3-4 колокольчика и она начинают перезвон)

 Вот так проводят праздник Пасха у православных христиан.

 Ребята, а у татар есть такой обряд, но у него нет названия. Жителей деревни предупреждали заранее о таком дне, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи, и они были коричневого цвета, а зелёные яйца получались, когда их отваривали в отваре берёзовых листьев. Мамы заранее для своих детей сшили красные мешочки для сбора яиц. Рано утром дети начинали обход домов. Заходя в дом, ребёнок говорил; Пусть лёгкой будет моя нога, пусть будет много кур и цыплят. Так дети бегали из дома в дом.

 -Как вы думаете, эти праздники похожи? Что у них общего?

 -Знаете, я очень люблю встречать гостей, люблю, когда ко мне приходят в гости.

 -А вы любите встречать гостей?

Поиграем в игру « Пословицы по кругу».

Пословицы о гостеприимстве.

 -Угощенье от души – слаще мёда.

 -Что есть в печи – на столе мечи.

 -Хоть не богат – а гостю рад.

 -Гость в дом – бог в дом.

 -Гость в дом – хозяину радость.

 -Встречай не с лестью, а с честью.

 -Умей в гости звать, умей и встречать.

 -Доброму гостю – особая честь.

 -Не красна изба углами, а красна пирогами.

 -Нежданный гость лучше жданных двух.

 -Ребята, так как у нас идёт пасхальная неделя, я вам приготовила подарок (воспитатель раздаёт детям пасхальные яйца).

-А что мы можем с ними сделать? (съесть, поиграть, обменяться, подарить, поставит как украшение)

 . -Я хочу вам показать, сейчас у нас в продаже очень много различных сувениров (показ).

 -У меня здесь для яиц подставки, шкатулки, в которые можно положить яйца и подарить).

 -Давайте мы с вами сделаем вот такие шкатулки (дети садятся и начинают складывать из заготовок шкатулки).

 Затем воспитатель предлагает детям украсить шкатулки наклейками.

 -Молодцы!

 Воспитатель спрашивает в конце занятия:

 - Что вы запомнили?

 - Что узнали об этом празднике?

 -За что бы Вы себя похвалили?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...