II. Подведение итогов занятия.
II. Подведение итогов занятия. – С каким праздником мы познакомились? Масленица – зиму провожает, а весну встречает. Прощай, зимушка! Здравствуй, Весна-красавица! Ребенок. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. А. Плещеев
Занятие «НАРЯД РУССКИХ КРЕСТЬЯН» Цель: приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям. Оборудование: иллюстрации крестьянских нарядов, шаблоны крестьянских нарядов для росписи, карандаши, краски. Ход занятия I. Основная часть занятия. – Скажите, ребята, какой был любимый цвет русского крестьянина. (синий, васильковый. ) – Почему? Подумайте. Дети вспоминают цвета Государственного флага РФ. Поэтому для особого торжественного случая женщины шили себе и своим близким праздничную одежду, используя материю синих оттенков. Небогато жили русские крестьяне, но всё же для большого праздника в каждом доме всегда был заготовлен наряд. Показ иллюстраций крестьянских нарядов (желательно, если будут эти наряды в готовом изделии). Васильковая рубаха-косоворотка была у каждого русского парня. Это такая рубашка, которая надевается через голову и застёгивается с боку на несколько пуговиц. Васильковый сарафан для девушек – это удлинённое платье, книзу расклешённое в виде колокольчика, без рукава, на тонких бретельках, расшитое различными узорами. II. Практическая часть. Раздать детям готовые вырезанные шаблоны из картона и предложить разукрасить, расписать наряды:
• рубаху с застежкой на боку, воротник-стойка, пояс; • сарафан с карманами, украшенный вышивкой (узором), используя основной васильковый цвет. III. Подведение итогов занятия. Организовать выставку крестьянских нарядов.
Занятие " Праздничное колесо. " Цель: Продолжить знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Уточнить знания детей о празднике Пасха, идеи, главного смысла этого праздника. Закрепить традиции, обычаи, связанные с праздником. Дать представление о символе праздника - яйце, его росписи. Формировать интерес к истории своего народа. Воспитывать уважение к традициям своего народа. Воспитывать желание знать больше и лучше, беречь всё это. Учить детей делать шкатулки для яйца своими руками. Материал: плакат «Пасха»; открытки, посвящённые празднику Пасха; расписные яйца (открытки, иллюстрации), деревянные яйца «хохлома», «Городец»; колокольчики, Валдайский колокол. Для работы: заготовки шкатулок, наклейки на каждого ребёнка.
Ход занятия: - Ребята, скажите, а какое у нас время года? - А какой сейчас месяц? Послушайте загадку: В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (май) -А, что мы можем сказать про Май? -Кто нам прочитает стихотворение о Весне? Стихотворение. Вы, деревья, просыпайтесь, Расправляйтесь, улыбайтесь. И тянитесь в вышину. Почки нежные, раскройтесь И в восторге удостойтесь Встретить милую весну. -Молодец! (дети садятся на стульчики) -Скажите, а что у нас происходит с природой в мае? -Да, в мае кругом расцветают кроны деревьев, растут подснежники, поднимаются лилии и пионы, и другие весенние цветы. Зацветает верба (показ вербы). Название мая соответствует природным признакам. Кто нам прочитает стихотворение о вербе? Стихотворение. Верба, верба, наша пальма
Ты на вид совсем проста. Но тобою мы встречаем К нам грядущего Христа. Потому и отдаём мы Каждый год весною вновь Белой вербе нашу нежность Нашу ласку и любовь. -Молодец - Чем покрывается земля в мае? - Травой. - В мае лес звенит от птичьих хоров. Пчёлы начинают трудиться. -Давайте мы с вами послушаем пение птиц (прослушивание записи птичьих голосов). Народ сложил много пословиц и поговорок про Май - месяц. Давайте вспомним, какие мы знаем. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Май холодный — год хлебородный. Ай-ай, месяц май — тепел да холоден. Майский мороз не выдавит слёз. Дождь в мае хлеба подымает. Майская травка и голодного кормит. -Молодцы. - А, что мы с вами всегда отмечаем весело и радостно. -Да, праздник, а кто скажет « Что такое праздник? » -Праздник – это день торжества, это праздный день, выходной. -Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют праздники). -Праздники можно разделить на группы; 1) Личные или семейные. Как вы думаете, какие это праздники? Какие праздники к этой группе относятся? -К этим праздникам можно отнести; день рождения, свадьба, Новый год….. 2) Праздники бывают профессиональными. Как вы думаете, почему ни так называются? Какие сюда относятся праздники? ( День милиции, учителя, шофёра…. ) 3) Ещё праздники бывают календарными (9 мая, 8 марта…) - Вот сколько много праздников мы с вами отмечаем. - А какой праздник мы с вами отмечаем в данный момент? -Это праздник Пасха. Пасха. В воскресения день мир ликует кругом, Светит радость везде и стучит в каждый дом Своё сердце Христу ты скорее открой Чтоб познать красоту радость Пасхи святой. Пасха – это главный христианский праздник, весенний, длиться он неделю. Считалась Пасха всегда « праздником праздников» и всегда отмечалась весело и торжественно. Большое место в Пасхе занимает обрядная еда. - Скажите, а что мы готовим на Пасху? Главная еда на пасху – это кулич (показ), крашеные яйца (показ), и ещё из творога делают пасху (показ), делают её помощью формы (показ пасечницы). Главным знаком праздника являлось окрашенное яйцо. Его едят первым. Яйца и куличи носят в церковь и там их освещают. Раньше был обычай при встречи целовать друг друга и говорить; «Христос Воскрес». Да и сегодня так некоторые делают.
На Пасху устраивают первые весенние гуляния с играми, хороводами. Любимая весенняя игра «Горелки» - игра эта посвящалась весеннему солнцу. Её разыгрывали ранним утром между кострами на высоких холмах. Также устраивались различные игры с яйцами (катание яиц с горки – чьё укатиться дальше, тот выигрывает, и он забирает яйцо себе). Ещё делали горку, раскладывали под ней различные игрушки. Каждый мог скатить с горки своё яйцо, и если оно задевало какую – либо игрушку, её получали в подарок. Побеждал тот, кто не уронил яйцо. Цель этих игр в том, что наши предки рассматривали яйцо, как начало всех начал, как символ возрождения обновления. Смысл этих игр – пробуждение земли для новой жизни и нового урожая. - А как вы думаете, мы с вами сейчас можем устраивать такие игры, соревнования? - По обычаю люди ходили по домам и славили. А сейчас у нас дети тоже приходят рано утром и говорят; «Христос Воскрес» и дают им яйца, печенья, куличи, пироги. Праздничные яйца на Пасху были настоящими; куриными, утиными, голубиными, гусиными. Также яйца делали из дерева, кости, камня, стекла, серебра, фарфора, золота. Их расписывали, раскрашивали, наносили различные изображения (храмы, иконы, роспись в травах птицы, звери, люди) – ( показ открыток в форме яйца). Иногда яйца украшали бисером, драгоценностям, камнями. Делали различные надписи; «ХВ- Христос Воскрес», «Дарю яйцо тому, кого люблю», « Бери ешь и думай обо мне». Также яйца делали из шоколада, сахара и продавали их на базаре. А, мы с вами сейчас красим яйца? Раскрашиваем? А из шоколада сейчас яйца продают? (воспитатель читает стихотворение) Хорошо на колокольне позвонить в колокола Чтобы праздник был раздольней Чтоб запеть душа могла, будто ангельское пенье, Этот дивный перезвон. Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон. ( включаем запись колоколов) - Всю Светлую неделю льётся по всей Светлой Руси радостный пасхальный звон; не молкнет с утра до ночи ни одна колокольня – каждая словно старается перезвонить другую. Разноситься по Светлорусскому простору; льющееся пение; слышат его и поле чистое, и пробуждающийся лес от зимнего сна и только что сбросившая ледяные оковы речка.
Одни певцы сменялись другими. Всем хотелось хоть один раз да позвонить в эти Светлые дни. По обычаю в эти дни каждый мог забраться на колокольню и позвонить в колокола. Звон стоял весёлый, радостный, он созывал всех людей на Пасхальную службу (показ колоколов). - А хотите тоже позвонить в колокола и устроить колокольный звон? (детям даются 3-4 колокольчика и она начинают перезвон) Вот так проводят праздник Пасха у православных христиан. Ребята, а у татар есть такой обряд, но у него нет названия. Жителей деревни предупреждали заранее о таком дне, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи, и они были коричневого цвета, а зелёные яйца получались, когда их отваривали в отваре берёзовых листьев. Мамы заранее для своих детей сшили красные мешочки для сбора яиц. Рано утром дети начинали обход домов. Заходя в дом, ребёнок говорил; Пусть лёгкой будет моя нога, пусть будет много кур и цыплят. Так дети бегали из дома в дом. -Как вы думаете, эти праздники похожи? Что у них общего? -Знаете, я очень люблю встречать гостей, люблю, когда ко мне приходят в гости. -А вы любите встречать гостей? Поиграем в игру « Пословицы по кругу». Пословицы о гостеприимстве. -Угощенье от души – слаще мёда. -Что есть в печи – на столе мечи. -Хоть не богат – а гостю рад. -Гость в дом – бог в дом. -Гость в дом – хозяину радость. -Встречай не с лестью, а с честью. -Умей в гости звать, умей и встречать. -Доброму гостю – особая честь. -Не красна изба углами, а красна пирогами. -Нежданный гость лучше жданных двух. -Ребята, так как у нас идёт пасхальная неделя, я вам приготовила подарок (воспитатель раздаёт детям пасхальные яйца). -А что мы можем с ними сделать? (съесть, поиграть, обменяться, подарить, поставит как украшение) . -Я хочу вам показать, сейчас у нас в продаже очень много различных сувениров (показ). -У меня здесь для яиц подставки, шкатулки, в которые можно положить яйца и подарить). -Давайте мы с вами сделаем вот такие шкатулки (дети садятся и начинают складывать из заготовок шкатулки). Затем воспитатель предлагает детям украсить шкатулки наклейками. -Молодцы! Воспитатель спрашивает в конце занятия: - Что вы запомнили? - Что узнали об этом празднике? -За что бы Вы себя похвалили?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|