Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа. Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. Ведь правда, вкусная картошка.




Беседа

Тема: «Традиции и обряды русской кухни»

Цель: За крестьянским столом. «Щи да каша — пища наша». «Хлеб-батюшка»; История картофеля. Детские лакомства и старинные напитки.

Щи насчитывают огромное количество вариантов приготовления от " богатых" с грибами, мясом, разнообразием овощей, зелени, специй и заправки, до " пустых", состоящих из капусты и лука, щи никогда не приедались. Щи варили кислые, полные (богатые), сборные, зелёные, а так же серые (рассадные), рыбные, суточные и царские.
Самые вкусные щи - из квашеной капусты. Так же это национальное русское блюдо готовят из свежей капусты, щавеля, крапивы на основе бульонов из жирного мяса (свинины, копченостей) или сала. По древней традиции щи подают с картофельными запеканками, гречневой кашей, расстегаями, кулебякой, пирогами. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты, либо самой капустой, щавелем, разваром антоновских яблок, солеными грибами, а так же сметаной в щах из свежей капусты.
Щи часто готовили в Пост. Это назывались пустые щи. Но пустые щи не значит бедные. В пустые щи добавляли коренья, капусту, зелень, помидоры.
А вот хлеб надо выпечь. Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает. ) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб — из пшеничной, черный — из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом — изображения пакетов с мукой.
- Взгляните, — говорит педагог, — это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше — добыть их из колючих колосков — обмолотить колоски. Повторите, что сделать.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю — так говорят: хлебное поле — комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.
Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеваторы — это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?
Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.
«Хочешь есть калачи — не сиди на печи», — гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу. ) Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей — трудись!
А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Какие блюда можно приготовить из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

А вот любимый картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут. Какие блюда можно приготовить из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель? Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Беседа

Тема: «Беседы о чае»

Цель: Откуда пришел к нам чай. Традиции русского чаепития и гостеприимства; «О самовар родной, семейный наш очаг! » История самовара -Чайный этикет. Кто, как и с чем пил чай. Чай как средство общения. Целебные и травяные чаи. Чай и чаепитие. История кондитерских изделий (конфеты, торты, шоколад).

Практикум: Как правильно устроить чаепитие: заварить чай, подать, угостить. Чем отличаются званые чаи и деловое чаепитие. «Чайные» истории.

Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями.
Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.
В это время в каждом доме кипели самовары. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и " просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтоб губы жег. Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее".

В современном мире чаемания набирает новые обороты. Уже поступили в продажу чайная газированная вода и чайные шипучие вина, чайное мороженное.
А в Японии теперь чай предпочитают не пить, а есть! Красные и зеленые чаи в виде измельченной крошки добавляют ко всевозможным пищевым продуктам – от хлеба до конфет. Например, в Токио большой популярностью пользуется ресторан французской кухни, где обязательный компонент каждого блюда – сушеные чайные листья.

Восточное изобретенье —
К нему желательно варенье.
Но, если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит Вашу душу,
Согреет зимнею порой.

***

Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет и с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг

Беседа

Тема: «Волшебная дудочка»

Цель: Речевое, художественное – эстетическое. Приобщить детей к музыкальному искусству. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русским народным инструментам.

Балалайка.

Отгадайте загадку:
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).
К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).
Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.
О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться».
Домра.

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент.
На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.

Гусли.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».
А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Кто же играет на гуслях? Гусляр.
Колокола.

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)
Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.
Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.

Гармонь.
«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)
Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

Беседа

Тема: «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

- Ребята, вы любите сказки? (Любим. ) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей. )

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда! ) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.. назовите сказки которые вы знаете. ( Дети перечисляют знакомые сказки. ) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… ( дети называют сказки. )

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей)

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)

- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

- У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…

- Ребята, читая сказки, мы должны научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.

-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок». )

- А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

- Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису премудрую и т. д. )

- Есть еще одна игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят поговорить, тихо шепчут имя каждого из нас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка – норушка, Русалочка, Баба –Яга, Илья Муромец…)

- Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?

- Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д. ) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают. ) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой. ) Дети ее дразнят:

Баба – Яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба – Яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает. )

- Самая добрая Баба – Яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает совета, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Игра в пальчиковые игры: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».

Беседа

Тема: «БЕЗ ЧАСТУШЕК ПРОЖИТЬ МОЖНО,
ДА ЧЕГО-ТО НЕ ЖИВУТ»

Цель: Приобщить детей к народному музыкальному искусству, умению обыгрывать частушки, игре на ложках.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

-Ребята, а что я спела: частушку или песню? (Дети отвечают. )

- Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.

Послушайте несколько частушек.

Не хотела выходить,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла–

Я не удержалася.

Если б не было воды –

He было бы кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большая –

Берегитесь, женихи!

Топится, топится

В огороде баня,

Женится, женится

Мой милёнок Ваня.

Не топись, не топись

В огороде, баня,

Не женись, не женись,

Мой милёнок Ваня!

А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

Ой, подруженьки, беда!

Ребят поела мошкара.

Только те осталися,

Что дустом посыпалися!

Частушки сочиняют и в наши дни: Наша Таня намудрила:

Космонавта полюбила,

А подруга Танина –

Инопланетянина!

Как у наших у ребят

Голова из трех частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей!

-Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Давайте повторим эту частушку. (Дети поют. )

-Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.

Раздайся, народ,

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу!

Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску с частушками и подыгрыванием на ложках.

Беседа

Тема: «Игрушка — не балушка»

Цель: Познавательное, речевое, художественное – эстетическое. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками). Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству

- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их. (Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки и т. д. )

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушными, они вносят в нашу жизнь тепло и праздник, красоту и веселье. )

- А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.

Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей – ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.

- Вести о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города, где жили эти мастера; часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново – филимоновская игрушка, село Дымкова – дымковская игрушка, село Каргополь – каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети – всего невозможно перечислить.

- Богородские мастера тонкой резьбой по дереву. (Воспитатель ведет детей по выставке игрушек. ) а вот перед вами дымковские барышни. Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. какие они нарядные и красивые!

Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергеевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергеевопосадские, майдановские.

Когда наша матрешка появилась на Всемирной Парижской выставке, они сразу завоевали признание и любовь и стали символом России. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.

Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русского искусства сохранились и не поддаются моде.

(Детям предлагается нарисовать любую понравившуюся игрушку)

Беседа

Тема «Театр кукол»

Цель: Игра - драматизация. Театрализованная область. Чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Посиделки в горенке. Разыгрывание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», используя предметы быта в избе.

Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка». )

Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.

(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов. )

Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька? » – спрашивает.

«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».

Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.

(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке». )

Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:

– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...

(Звучит русская плясовая «Смоленский гусачок». )

Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.

В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.

(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».

После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку. )

А дудочка всё играет и приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Меня, бедную, загубили,

Молодую убили

За серебряное блюдечко,

За наливное яблочко!

Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:

Играй, играй, дудочка,

Играй, тростниковая,

Достань, батюшка,

Хрустальной воды

Из колодца царского.

Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.

Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку.

Беседа

Тема: «Наша изба – на славу хороша»

Цель: Художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

 

На предшествующих занятиях были проведены беседы, экскурсии, посиделки, в которые вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получались насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На всех занятиях поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм, и плетение на коклюшках кружево.

Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятий старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызывала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

 

Список литературы

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010. № 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008. -4. -с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http: //www. tc-sfera. ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...