Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСЕДА. - Хорошо вам в вашем домике? - Да. . -А не скучно в нём жить одному?- Скучно. . Посиделки




БЕСЕДА

ТЕМА: «СЕМЬЯ».

Цель: Взаимоотношения старших и младших. Семья как единый организм. Как преодолевать трудности семейной жизни. Воспитание детей; Как научиться любить и жалеть самых маленьких и самых старых.

-Хотите в таком домике жить? - Да.

- Хорошо вам в вашем домике? - Да.

-А не скучно в нём жить одному? - Скучно.

-Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?

Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.

-А вы маму свою любите? - Да.

- А за что вы любите маму?

Дети (перечисляют). Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.
-Значит, мама у вас, какая?

Дети (перечисляют). Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.
-А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? - Да.

-Ребята, а кто в вашей семье водит машину? - Папа.
-А вы папу своего любите? - Да.

-А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?

Дети (перечисляют). Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.
-Значит, папа у вас какой?

Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.
-Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите?

-Ребята, а кого в семье живёт бабушка?
Дети отвечают.

-А бабушку вы любите? - Да.

-За что?

Дети (перечисляют). Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.
-А дедушку вы тоже любите?

-Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья!
Физкультминутка

-Какое время года сейчас на дворе? - Зима.

-А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?

Дети отвечают.

-А снеговика вы лепили? - Да.

-Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу лепили у дома

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе! »

-Ребята, а вас любят в семье? - Да.
-Как вы догадались, что вас любят?

Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.

-Ребята, а за что вас любят в семье?
Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.

-Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!
А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

-У наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьёй пальчиков.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

БЕСЕДА

ТЕМА: «СШЕЙ ТЫ МНЕ, МАТУШКА, КРАСНЫЙ

САРАФАН»

Цель: Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства

Практикум: модель традиционного народного костюма; рисунок «Современна костюм в Фольклорном стиле»; костюм- копия народного костюма или отдельных элементов костюма (реконструкция).

В настоящее время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности – это вопросы, занимающие приоритетные позиции в российском дошкольном образовании. Данное занятие построено на совместной театрализованной, игровой, словесной деятельности воспитателя и детей.

-А какие русские имена вы знаете? (Ответы детей).
-Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: « Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, сама как лебёдушка…». А хороводы как любили водить.

Хоровод «Не шей ты мне, матушка! »

-Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать. Сударь и сударыня, подойдите к нам!
Скажите, Настенька, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая). Что на голове у Настеньки? (Лента в косу вплетена). Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?

Девочка: Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.

-А какой ещё головной убор носили девушки? (Кокошники).
Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж.
Посмотрите на репродукцию с картины Ивана Аргунова «Портрет русской женщины». Скажите, почему мы видим, что это именно русская женщина? На ней сарафан, кокошник, кофта.
-А чем украшали кокошники?
Девочка: Бисером, тесьмой, лентами.

-Во что одет сударь Андрей? ( Рубаха, пояс-кушак, штаны, сапоги).
А кто знает, как назывались штаны раньше?
Мальчик: Штаны назывались порты, и заправлялись они в сапоги.

-Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?
Андрей: Это шляпа с козырьком и цветком.

-Сударь и Сударыня, что за узор вышит на одежде?
Андрей: Орнамент.

-В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак – засеянное поле (квадраты, а в них точки), означает богатство и плодородие.
Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру поиграть.

Народная игра «Ручеёк».
-Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).

-Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наши гости Андрей и Настенька. Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Андрей и Настя: (преподносят каравай) По русскому обычаю
Гостей мы угощаем
Круглым, пышным караваем!

Дети: До свидания!

БЕСЕДА

ТЕМА: «Эх, лапти мои, лапти липовые… »

Цель: Физическое, речевое, познавательное, художественное - эстетическое. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Лапти – самый распространённый вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Даже в зажиточных губерниях, жители которых утверждали, что они «лаптей не нашивали», лапти плели повсюду. Как правило, это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу. Мастеров по изготовлению лаптей, называли лапотниками. В работу вовлекались семьями - дела хватало и старому, и малому. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар.

На сельских базарах и ярмарках им отводились целые ряды. Торговля шла довольно бойко, доставляя одним возможность приобрести дешёвую обувь, другим – пополнить скудный семейный бюджет.

В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Широкое распространение плетёной обуви породило невероятное разнообразие ею сортов и фасонов, зависевших, прежде всего, от сырья, используемого в работе.

Обычно лапти плели из лыка, липы, вяза, ракиты, вереска, реже – из бересты. В зависимости от материала, плетёная обувь называлась по- разному: берестянки, вязовики, дубовики, ракитники. … Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, а самыми плохими – ивовые.

Обувь из лыка имела тоже разнообразную форму и своё назначение. Это и лапти, и более глубокие бахилы, а также сапоги. Как правило, в каждой местности существовал свой способ плетения. Скажем, где – то лапоть плелся с носка, а где – то с пятки. У одних был более широкий носок, у других более узкий. Где – то плели лапти одинаковыми, как на правую, так и на левую ногу, а где – то разными. А в наших местах, где произрастал вяз, лапти украшались цветными, красноватыми лычками из него. Такие лапти назывались «красными» или «выходными». Их одевали по праздникам, да в редкие выходные дни. А уж лапти заплетённые вязом особым образом (их называли «писанными») одевались по самым большим праздникам и плелись они редко. В такой обуви девушки шли под венец, и хранили её, как правило, всю жизнь.
Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетёные лапти.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетённые из них лапти прозывались коренниками.

Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли «плетёшками». Лапти делали и из пеньковой верёвки – курпы или крутцы, из конского волоса – волосяники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

В зависимости от количества лыковых полос использованных в плетении, лапти именовали: пятерики, шестерики, семерики. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые верёвки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подмётку (подковырку).

Сначала необходимо заготовить и обработать необходимый материал.

Лыко заготавливали весной, в период сокодвижения. Упоминание лаптей можно встретить во многих русских народных сказках. Самая моя любимая – это сказка «Лапоть, Пузырь и Соломинка».

Есть также и много пословиц и поговорок, где упоминаются лапти или материалы, из которых они сделаны:

" Мы тоже не лыком шиты". — Знаем дело и имеем достоинство.

" Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

" Лыка не вяжет". — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Сейчас лапоточки используются, как обереги жилища. Обычно ими украшают кухню, от этого наш дом становится уютнее и теплее.

Посиделки

Тема: «Краса ненаглядная»

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия. Кружевное искусство.

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России. ) А как нас с вами называют? (россияне, русские. ) А что вы знаете о нашей России? (ответы детей)

- Ребята, а кто из вас знает название старинных русских городов? Откуда, собственно, наша Русь пошла?

Предлагается отправиться в путешествие или на выставку картин, с изображением старинных русских городов - Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. С детьми рассматривают картины с изображением быта старых русских городов.

- Ребята, люди всегда жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки и т. д. Они всегда стремились усовершенствовать свое мастерство. А для чего? (ответы детей)

- Ребята, древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам – от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Все было неповторимо. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Показать детям картину с изображением ярмарки.

- Ребята, раньше не было магазинов, выставок, а все свои изделия, товары, мастера приносили на ярмарки. Ярмарки славились по всей Руси. Там люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все. Посмотрите, что можно было купить на ярмарке (ответы детей. )

- Давайте с вами поиграем, как будто мы попали на ярмарку. Вы будите разными народными умельцами, которые предлагают свой товар. Только расписывать свой товар мы будем жестами и мимикой.

(Звучит музыка, дети имитируют распродажу своих изделий на ярмарке. )

- Молодцы! Ай да умельцы! Как интересно вы рекламировали свои товары!

- Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свои дома, свой быт. Природа дала людям главный материал, она была для людей самым главным учителем на пути к совершенствованию народных промыслов.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней сохранялись на севере России (дети подходят к карте) традиционные промыслы – резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Древнейшие изделия народной культуры археологи находили и в Карелии, и в Новгороде, и в Курске, и в Воронеже. То, что делали на севере, можно было увидеть и на юге. А то, что делали на юге, можно было увидеть и на севере. И все потому, что изделия поражали своей красотой. Люди покупали их и увозили к себе на родину.

- Посмотрите, (показ иллюстраций) из кости вырезали целое кружево украшений для женщин. Чего только не увидишь из кости: шкатулки, гребни, острые ножи, крестики и даже образа (иконы).

- А вот мастера сплели кружево из нитей. На Руси издавна славились кружевницы Елецкой области, Рязанской области, но самое знаменитое – вологодское кружево. Посмотрите, какое разнообразие кружева. И где только не нашлось ему применение: воротники, манжеты, скатерти, салфетки, покрывала, шали, отделка на одежде и др.

- Глина – один из самых распространенных природных материалов. Что делали люди из глины? (ответы детей) До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из-под Новгорода. А вот под Москвой, в селе Гжель, еще в 14 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасники, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом по всей Руси.

- Чем же отличаются гжельские изделия от других керамических изделий? (ответы детей)

- Да, правильно, их всегда можно отличить: сделаны они из белой глины, расписаны голубовато – синими мазками.

- Ребята, какой еще материал природа подарила человеку? Это дерево, оно всегда было любимым и легкодоступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву – самые древние виды русского народного творчества. (показ иллюстраций) Какие красивые кружева украшают дома: резные двери, наличники, крыши, ворота и т. д. Лучшие породы деревьев для помысла – липа, осина, береза, ольха, дуб. И, конечно же, береста. Очень много изделий из бересты. Молоко, хранимое в берестовом туеске, долго не скисало. Ягоды и грибы не мялись и долго оставались сухими. А если делались украшения из бересты на голову, то голова не болела. Вот так: и красота, и польза! А вот и роспись по дереву. Одно из самых ярких явлений в искусстве роспись – это Хохлома.

- Ребята, посмотрите, как хохломские узоры украсили наш детский сад: стулья, столы, панно. А как красива посуда: ложки, половники, стаканчики. (предлагает выставку хохломских изделий. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...