Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Междометия в постановке голоса




Междометия являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуем на его волю и чувства. Междометия служат для самого краткого словесного способа выражения чувств и волевых импульсов человека. Они выражают ужас, гнев, страх, восхищение, возмущение, иронию, жалобу, упрек, похвалу, восторг, поощрение и другие чувства, а также такие волевые импульсы, как угроза, приказ, запрещение, протест, оклик, предостережение, предупреждение, призыв, приглашение и т. д.

Междометия позволяют органично вовлекать в действия нашу душевную природу, потому что они рождаются непринужденно, естественно, неожиданно. Весь организм человека, о том числе и мышцы речеобразующего аппарата, участвуют в рождении междометий, что помогает тренировать естественную "опору" звука, находить естественный тон разговорной речи. Особенно этому способствуют легкие, свободные восклицания, окрашенные приятными эмоциями, эмоциями радостного удивления, восхищения... Положительные эмоции раскрепощают мышцы фонационного аппарата и рождают свободное звучание голоса.

Многие междометия, разные по звучанию, могут выражать одно и то же чувство, если произносятся с одинаковой интонацией, и наоборот - одно и то же междометие может выражать различные эмоции через различные интонации. Поэтому-то на междометиях хорошо тренировать голосовую подвижность, модуляцию голоса, тембральные нюансы, которыми окрашивается одно и то же междометие, выражающее различные чувства.

 

Прием "лая" в развитии голоса и речи

Этот прием требует проверки в личной практике, с тем чтобы, уверовав в его исключительную действенность, широко применять его в работе над голосом и речью. Более чем тридцатилетняя практика автора и многих педагогов художественных вузов и театров (после выхода в свет книги "Как сделать голос сценическим" — М.: Искусство, 1968,1975) подтвердила безусловную пользу этого приема голосо-речевого тренинга. Он поддержан и учеными, занимающимися вопросами психофизиологии речеобразования.

При подлаивании рефлекторно работают все части речеобразующего механизма, максимально и свободно раскрывается глотка, верно рожденный (на мягкой атаке) голос хорошо резонирует в грудном и головном резонаторах. При минимуме усилий получается максимум звучания. Этот прием уникален при тренировке "опоры" звука, при силовых, диапазонных и темповых изменениях речи. Он обеспечивает рефлекторность вдоха, создает условия для гибкости, подвижности голосовых интонаций.

Методика использования этого приема будет описана ниже в разделе практической работы над голосом.

Необходимым условием тренинга является развитие голосо-речевых природных данных не только в статическом положении, но и во время всевозможных движений и мизансцен, вызванных логикой действия.

 

Речь в движении

Развитие голоса в процессе различных движений не только помогает верно формировать навыки звучащей речи, тренировать все свойства и качества художественно-полноценного голоса, но и воспитывать необходимое чувство того, что слово становится орудием действия лишь при настройке всего физического аппарата на выполнение этого действия, а не только «мускулов языка». Объясняется это характерным для работы центральной нервной системы явлением упреждения, раскрытым И.П. Павловым в его учении о стереотипе.

Центральная нервная система упреждает слово — движением, мимикой, жестом. Прежде чем человек заговорит, он повернёт лицо к партнёру, его взгляд и жест будут предшествовать речи. Это и есть явление «упреждения».

Однако в сценических условиях эта естественная в жизни координация речи и движения нарушается или затрудняется. Тренировка речи в движении воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпо-ритмах. Кроме того, воспитывается навык снятия мышечного напряжения в различных частях тела с тем, чтобы это напряжение не передавалось на голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение мускулатуры в любой части тела, особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса. Иррадиация (распространение) мускульного напряжения захватывает и мышцы фонационных путей. Поэтому начальные упражнения по голосу и рассчитаны на то, чтобы освободиться от иррадиации зажимов мускулатуры тела, раскрепостить его, снять мускульное напряжение. Тренировка речи во время танца, «драки», борьбы, неудобном положении тела (нагнувшись или замкнув голову) и тому подобное — это следующий этап в работе над голосом, когда уже достигнута свобода и лёгкость его звучания.

Во время голосо-речевого тренинга применяются и другие приёмы, помогающие достичь искомого результата звучания. Среди приёмов такие, например, как приёмы скандирования, «тататирования», голосовой оттяжки, дирижирования, графического изображения мелодических схем, воспроизведения неправильного звучания, «притягивания звука к себе» при посыле на аудиторию, «многоколенного кваканья», действенной эстафеты и др.

 

Речевой характер упражнений

Не отрицая некоторой пользы тренировки голоса под инструмент, которая при верном методологическом подходе развивает музыкальный слух обучающегося, помогает наблюдать за развитием звуковысотного диапазона голоса и т.д., мы считаем, что основными упражнениями по развитию речевого голоса должны считать упражнения без использования инструмента либо рациональное сочетание тех и других.

Звук речи (если подойти к рассмотрению голоса в физическом аспекте) — это сложное колебательное движение упругой среды при совокупности нескольких одновременных движений, различных по высоте и силе. Поэтому в речи человека одна ударная гласная в слове может звучать ровно, когда тон и сила держится внутри слога на одном уровне «а». Тон и сила могут постепенно повышаться к концу слова: «а», понижаться «а», сначала повышаться, а потом понижаться «а»; наоборот, понижаться, затем повышаться: «а». В отличие от музыкальных звуков, человеческий голос обладает гораздо более мелкими промежуточными интервалами. Чрезмерное увлечение тренировкой голоса под инструмент может привести к исчезновению этих интервалов, к обеднению модуляции голоса, к инструментализации звучания, что мертвит человеческую разговорную речь. Кроме того, тренировка голоса под инструмент не всегда практически осуществима (не везде имеются инструменты), да и требует квалифицированного специалиста-музыканта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...