Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опо­средствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно тренироваться, хорошо понимая целевые установки каждого упражнения, зная результат, к которому надо стремиться.

2. Составить индивидуальный "блок голосо-речевой разминки", направленной на исправление недостатков дыхания, голосоведения,

дикции.

"Блок голосо-речевой разминки" составляется в следующей после­довательности:

Дыхательная гимнастика: упражнения, тренирующие три вида выдыхания.

Формирование голоса на мягкой атаке: упражнения, построен­ные по типу "стона".

Опора звука: упражнения, построенные по типу "подлаивания".

Дикционный тренинг: серия упражнений, тренирующих четкое произнесение отдельных звуков речи, во всевозможных сочетаниях, в словах, фразах, стихотворных текстах.

Исправление голосо-речевых недостатков: свистящих з и с, дзяканья и тсяканья, смягчения шипящих согласных; снятие на­пряжения, обогащение индивидуального тембра грудным резони­рованием, прикрытие "белого" звука и т. д.

Упражнения каждый отбирает себе сам, меняя их на другие в процессе тренировки.

3. В целях развития фонематического слуха,[14] воспитания чувства фонетического состава слова систематически вести "полевые записи", фиксируя услышанные слова, фразы, звуковой состав которых искажен говорящим (выпадение или замена согласных звуков и их групп, выпадение гласных, целых слогов и даже частей слова изсловесного комплекса). Ежемесячно записывать не менее 25—30 слов в "Антисловарь" (так образно названы "полевые записи"').

 

Речевая выразительность.

Мелодика речи. Среди всех средств речевой выразительности главное место принадлежит фонетическим средствам. Именно го­лос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психо­логические паузы, различный характер произнесения звуков речи— все, что входит в понятие "интонирование речи", играет пер­востепенную роль в речевом действии. Из всех перечисленных составных интонаций самого пристального внимания требует ме­лодика речи. Если языковое выражение мысли должно быть понятным, то голосовое — ярким и точным. Значит, необходимо развивать природную способность голоса к модуляции, звуковысотным изменениям тона.

Изменение основного тона — настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека.

Звуковысотные сигналы несут различную информацию: передают интонацию предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного...), выделяют ударное слово в предложении, указывают на смысловое значение различных компонентов речи (например, движение тона вниз выделяет вводное предложение), выражают эмоциональное отношение к предмету разговора.

Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они — основа общественного воздействия в речевом общении. За них "цепляется" наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысливаем речь говорящего и даем оценку ему.

Речь человека индивидуальна, неповторима. Интонации рож­даются в процессе выполнения конкретной задачи, в конкретных условиях общения, конкретным человеком (кто, кому, где, зачем, с каким отношением...). Однако неповторимый строй интонаций отдельного человека проявляется на основе общих закономерностей звучащего слова. Поэтому и надо тренировать существующие определенные модели, схемы предложений русской речи.

Передавая содержание, актер чаще всего пользуется конструкцией повествовательного предложения. Для ее конструкции характерна восходяще-нисходящая линия звучания Л. Она позволяет спокойно, убедительно "вкладывать" в сознание слушателей свои мысли:

добро,

Сделав

Центр голоса

не хвались.

Чтобы научиться легко понижать тон голоса в конце фразы, надо начинать говорить на среднем тоне ("центре" своего голоса), обязательно несколько повышая тон голоса в середине фразы, "чтоб мысль развить, не оборвать, не уронить", а затем опуская его к точке. Тогда фраза будет иметь начало, вершину и конец. Оказывается, не так просто опустить тон голоса в конце фразы. Обратите внимание на распространившуюся сейчас манеру говорить с интонацией, не свойственной русской речи, как бы "задирая" концы фраз:

не хвались

добро,

Сделав

 

фраза с "задранными" концами приближается к вопросительной, создает впечатление неуверенности, звучит с интонацией удивления,

Очень важно обратить внимание на характерное для русской речи «деление ударного слова путем понижения тона голоса. Это вносит в речь говорящего покой, убедительность, усиливает впечатление уверенности говорящего в своих суждениях, вносит дополнительный оттенок значения.

Но не всегда так получается, потому что существует определенная трудность. Дело в том, что при выделении главного слова, которое содержит наибольшую информацию, мы его не только несколько растягиваем, выделяем мелодически, но и усиливаем звучание. А при усилении голос стремится к повышению (если им не владеть). И тогда вместо утверждения слышится неуверенный вопрос, снижается значимость сказанного.

Для русской речи характерна так называемая прогрессивная после­довательность, когда ударное слово стоит в конце речевого такта.[15] Это объясняется тем, что слово, которое стоит перед паузой, находится как бы на вершине, отличается наибольшей напряженностью и воспринимаемостью. Ударные слова во фразах чаще всего так и располагаются:

 

Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать.

(А. П. Чехов)

Однако членение на речевые такты происходит не только при помощи пауз (перерыва в звучании), но и интонационно, что сиг­нализирует о конце одного и начале другого речевого такта фразы. В потоке речи мы чаще пользуемся интонационным оформлением. Оно воспринимается слушателями как перерыв в звучании и позволяет понимать смысл.

Часто бывает, что ударное слово в такте стоит "не на своем месте" (то есть не на последнем слове такта), тогда оно называется логическим или эмфатическим (эмоциональным) и требует особого искусства его выделения. Если бы мы прочитали, допустим, такую фразу: "Если можешь не быть актером, то не смеешь им быть " (И. Н. Певцов), то ударными словами были бы подчеркнутые нами (актером, быть). Но если мы эту фразу скажем с определенным действием, убеждением, то логические центры будут иными:

Если можешь НЕ БЫТЬ актером, | то НЕ СМЕЕШЬ им быть. Эти наиболее динамически выделяемые во фразе слова являются "информационным центром" высказывания, т. е. несут наибольший объем информации. Их называют еще "коммуникативным ядром", "логическим ядром мысли". Они цементируют всю фразу. Надо воспитать в себе чувство перспективы, центростремительности речи к логическому центру, чувствовать перспективу слова, ког да все слоги "бегут под ударный слог", фразы, когда все слова стре­мятся к главному слову, мысли когда все фразы устремляются к логическому ядру всего произведения.

Для успешного овладения мелодикой русской речи, логикой фра­зы, логической перспективой высказываемой мысли и целого материала следует развивать свой звуковысотный слух: способность слышать и воспроизводить мелодику речи, различную высоту ее звучания.

Надо учитывать то, что ярко выделяя логические, эмоциональ­ные ударные слова фразы, можешь значительно ослабить звучание других слов в предложении. Поэтому надо уметь сохранять необходимый уровень звучания голоса до конца каждой фразы: не заваливать их концов.

Значит, тренировать надо и физический слух — способность слышать и воспроизводить звучание речи на различных уровнях громкости. Такая тренировка поможет избежать распространенного недостатка, при котором зрители часто слышат только полслова, полфразы. Дело в том, что русская речь отличается ярким выделением ударного слова во фразе, или слога в слове. Это сопровождается спаданием звучности на неударных слогах, словах. И если не следить за ровностью звука, то, выделив ударное слово, "зава­лишь" начало, середину или конец фразы. Физический слух помогает контролировать наше умение держать единый уровень звучности голоса на протяжении всего выступления.

Надо обратить внимание на то, что в русской речи и мелодика вопросительных предложений носит восходяще-нисходящий характер звучания. Только в трех случаях восходящая линия звучания вопроса; 1) когда центр вопроса заключен в последнем слове:

 

атр?нрнвился?

в тепо

литакль

Вы пошВам спек

 

2) в неполных предложениях (6ез сказуемого) с союзом а:

теры?пьеса?

А акА

3) в предложениях, начинающихся со слова "разве":

дали?знали?

вас не прпедупреж вы не

РазвеРазве

Но если во фразе есть какое-либо обстоятельство, то она прини­мает восходяще-нисходящий характер:

праздник

не

Разве это былдля зрителей

Ко второму типу вопросительных интонаций (с восходяще-нис­ходящим рисунком) относятся:

—- фразы с вопросительными словами, стоящими в начале:

равились

вам пон

Какие вам спектакли?

— фразы с вопросительными частицами "ли", "неужели":

жели не понмаете ли

Неуравился спекПони вы ис

такль?кусство?

— фразы с соединительным союзом "или":

маетедумаете

ПониилиЕщёили ре

нет?шли?

Не все умеют после голосового повышения опустить тон голоса в вопросительной фразе и снимают тем самым действенность речи. Прислушайтесь к тому, как убедительно звучит фраза, когда в конце ее тон голоса понижается в вопросительной интонации:

да чело

В чём смыслКогвек

его жизни?счастлив?

К. С. Станиславский очень образно и точно по рисунку сравнил вопросительную интонацию с "кваканием":

квА- квА-

квА? квА?

Если текст состоит из ряда вопросов, то они должны звучать осязательно по-разному: каждый последующий вопрос окрашивается более ярким мелодическим рисунком, звучит все более интенсивно.! В речи мы прибегаем к форме полного вопроса (или, как назвал К. С. Станиславский, "многоколенному кваканию"), когда вопросительной интонацией окрашивается каждое слово фразы. Такую форму вопроса рождает высшая степень удивления, изумления, недоумения, возмущения и т. п.

нятно??

Вам? непоэто???

Как?!

Одной из распространенных мелодических конструкций, исполь­зуемых в живой речи, является конструкция перечисления. Приводя ряд фактов, аргументов, доводов, примеров, мы помогаем слушателям следить за логикой развития мысли. При перечислении создается восходящая линия звучания слов, фраз. Надо научиться ступенчато двигаться вверх, при этом уметь опускать тон голоса на перечисляемых словах. Это понижение подчеркивает эмоциональное отношение говорящего, фиксирует внимание на значении мысли. Часто перечисление играет роль усилителя речи:

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга...

(А. Н. Некрасов)

Перечисления бывают неограниченные при восходящем рисунке звучания мысли (/). Можно именно так прочесть эти строки Некрасова, повышая слегка каждое слово (но выделяя его понижением) и, не закончив перечислять многозначность оттенков чувств, отразившихся на лице несчастного, поставить после последнего слова многоточие.

При ограниченном же перечислении конструкция фразы восхо­дяще-нисходящая: предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон голоса понижается (моленья

и испуга)

Мелодике обособленных членов предложения, вводных слов и предложений характерно падение тона голоса, более ровная низкая мелодия, более быстрый темп произнесения. Ярче подчеркивается вводный характер слов, если их выдерживать в паузах.

Мелодика противопоставления требует яркого, контрастного зву­чания, при котором резко повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй. И чем смелее используется диапазон голоса, тем ярче противопоставляется одно другому (при сопоставлении же слышится скорее разность тембров голоса, которыми рисуются сопоставляемые предметы). 52

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

(Н. А. Некрасов)

Пой лучше хорошо щегленком,

Чем дурно соловьем.

(И. Л. Крылов)

Мелодика восклицательных предложений очень разнообразна. Любое повествовательное, вопросительное предложение можно сказать с восклицанием: Ты меня понял. Ты меня понял!

разница между повествовательным и восклицательным предло­жениями заключается в том, что восклицательное предложение про­износится в более высоком регистре; с меньшим падением тона голоса на последнем ударном слоге; с большей интенсивностью произнесения.

Чтобы уметь хорошо "рисовать" голосом мысль, надо развивать

диапазон голоса.

 

Диапазон голоса

Понятие "диапазон" включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять качество звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, ряд звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех регист­рах: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или грудном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном—и нижний. Этому способствует наш прием "подлаивания".

Упражнение "Трап".

Диапазон свой разовью,

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой,

"Подлаивать" не забывать.

И все три трапа можно "взять".

Вот первый трап. Он не высок.

Все тело делает прыжок:

трап! С трапа

С травы нана траву.

Второй трап выше? Ничего. Сейчас "возьмем" мы и его:

трап!С трапа

С травы нана траву.

Ого! А третий как высок!

Ну что же! Проверим "потолок".

Посмотрим, крепки ли "верха"?

Иль голос пустит "петуха"?

Нет голос мой не подведет.

От "петуха" нас "лай" спасет:

трап! С трапа

 

С травы нана траву.

Теперь уже без лишних слов Подряд три трапа "взять" готов:

Трап! С трапа

С травы на на траву

 

трап! С тр ала

С травы на на траву.

 

трап! С трапа

С травы нана траву.

 

Прибегайте к помощи руки, которая активно "прыгает" на воображаемый трап. За рукой, которая легко "вспрыгивает" на видимую Внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.

Упражнение "Этажи": Шагайте (мысленно) по этажам, отсчи­тывая пройденные:

и шестой этаж...

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

И первый этаж,

Проверяйте опору звука, "подлаивая" слово "этаж". Слова "и первый, и второй, и третий..." как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Теперь спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

и первый этаж.

 

Дойдя до "первого этажа", не "сажайте голос на горло", а обя­зательно держите его в высокой позиции—на "опоре" (к на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Упражнение "Чудо-лесенка". Чтобы не забыть об "опоре" при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:

-Чу-др-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)

-Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)

-Шаг-на-го-ры, (выше)

-Шаг-на-ту-чи... (еще выше)

-А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)

-Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)

-Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз по­пробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение "Авиамоделист"*. Кисть руки — это сконструиро­ванная вами "авиамодель". Вы искусно управляете ею: "модель" набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает "мертвую петлю", мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки ("модели") тянущимся звуком АААА... Голосом "рисуйте" путь следования "модели", которая легко маневрирует в воздухе.

Затем делайте упражнение с включением такого текста:

Сажусь пилотом в самолет,

Включаю двигатель и — взлет...

На сонорном звуке М набирается высота от нижнего до верхнего регистра:

Вот высота предельная

И звонко голос льется.

Пусть этим упражнением

Мой голос разовьется!..

На звуке А рисуются всевозможные движения самолета.

Пошел снижаться самолет

И голос сверху вниз идет...

Звучит он низко, густо!

Посадка-верх искусства;

Не снят с "опоры" голос мой. собой!

Не снят с "опоры" голос мой

Могу гордиться я собой!

Упражнение "Прыгун". Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем "внутреннем экране" - в воображении) «линиюпрыжка", рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:

Голосовой "загиб" кручу.

И вот "лечу... Теперь мне надо

Прыжок... опуститься.

Резбег... Чтоб ставить

точку

научиться.

На слове "загиб" загните голос кверху. Затем спокойноопус­кайте его вниз и положите на "дно".

Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

А теперь убыстрите темп речи, легко "взбегая на вышку" с таким текстом:

Вот оборот!..

взлетаю! И

Как птица я... вниз

Прыжок! стрелой.

взбегаю

я легко Скрываюсь быстро

На вышкупод водой

 

 

Упражнение "Колокола". Для того, чтобы звук был качественно однородным во всех регионах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем гул

На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дои! Динь-дон!

И все звенит,

Гудит им в тон:

Динь-дон!

Бум-бом! (Быстрое переключение с грудного

Динь-дон! в головной регистр.)

Бум-бом!

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем "доме" (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.

Упражнение "Регистры". Идите голосом за текстом, помогая звуча­нию рукой.

Головной регистр (голос звучит высоко).

И средний регистр (голос звучит на "центре"),

И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже "цент­ра»),

Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму),

И тут говорить (показываете на грудь),

И там говорить (рука выше головы),

И здесь говорить! (на диафрагме). 58

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений, придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий

верного звучания.

Упражнение "Спор". Тренируйтесь не только в постепенном повышении, но и понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую "рабочую" ноту ("потолок") и самую низкую ("дно").

Первый: Чем шире наш диапазон.

Тем больше выразит нам он.

Давай поспорим. Заодно

Проверим "потолок" и "дно".

Второй: Широк ли твой диапазон?

Пе р в ы й: Широк ли? В две октавы он.

Мой!.. (первый)

Мой шире! (второй)

Мой! (Первый)

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно

повышая тон голоса.)

Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой-утвердительной интонации (переходя от "стона" к "лаю") говорит:

Твой шире! Вот мой "потолок".

Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно

Мой! понижая тон голоса.)

Мой шире!

Мой!..

Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:

Твой шире! Вот мое и "дно".

Второй: И я закончу заодно.

Не забывайте о сонорном согласном М в слове "мой". Помните о "стоне". Произносите слова "мой шире" как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разговорно-утвердительной интонации перед "потолком" и "дном" не забывайте о подлаивании. Оно позволяет проверить "рабочие" высокие и низкие тона голоса.

Упражнение "Скалолаз".

Очень нужно из лощины

Мне добраться до вершины.

Постепенно вверх идти,

Страховаться по пути.

Методично поднимаюсь

И с "опоры" не срываюсь.

Выше...

Выше...

Цель близка,

Хоть скала и высока.

До вершины я добрался (Проверяйте голосовую гибкость в

И с "опоры" не сорвался. верхнем регистре)

Потому и не кричу

А легко, легко звучу!

 

Упражнение "В лесу".

Диапазон чтоб свой развить,

Люблю с утра я в лес ходить.

Регистры средний, и грудной

Я разовью, и головной.

Вокруг себя лишь посмотрю

И радостно заговорю:

- Грудной регистр мой

ниже пня -

Такой есть голос у меня.

А средний - словно

тот дубок:

Не низок он и не высок.

А головной —

как та сосна

Стоит стройна и зелена!

Упражнение "Ворона*.

Ворона каркнула и

вверх взлетела –

Так удивил ее Сороки глас! Быстрый «взлёт» голоса, понижение большими

Потом. интервалами до грудного регистра

спустилась,

мягко села,

С укором поглядев на нас:

Ведь по-сорочьи "тр! тр!" мы трещали - средний регистр

Подвижность диафрагмы развивали.

Упражнение "Новогодняя елка".

Ай да елка! Красота! - средний регистр

Широта и высота!

Снизу вверх гляжу, гляжу... - нижний регистр

Глаз от ней не отвожу!

Вот гирлянды, - постепенное повышение тона

Фонари

И шары,

шары, шары...

Поглядите-ка туда: - головной регистр

Что там светится!

Звезда!

Ай да елка! Красота! - постепенное по­нижение голоса.

Я любуюсь неспроста.

Тренируюсь заодно:

Проверяю "верх" и "дно". - грудной регистр.

Упражнение "Батут".

Ловко с силой оттолкнусь -

Вверх стрелою я взовьюсь,

Сальто сделав, - снова вниз,

Но батут бросает ввысь!

Выше, выше все взлетаю –

Голос свой я развиваю.

Все в порядке. "Лай" помог

Укрепить мне "потолок!"

Упражнение "Дельфин".

Мой дом-океан.

мне легко в нем одном:

Я прыгаю вверх и

опускаюсь на дно.

Работает мой резонатор

грудной.

Я долго и ловко

плыву под водой.

Прыжок! Вот еще!

Я уже над водой.

Теперь резонатор звенит

головной.

В полете легко.

И не трудно на дне.

Но лучше всего

отдохнуть на волне.

Упражнение "Легкокрылая пушинка"

Легкокрылая пушинка (Голосом рисовать движения пушинки,

Села елке на вершнику, используя все три регистра звучания.)

Поднялась под облака,

Огляделась свысока,

Охладиться захотела –

Над рекою пролетела.

Над печной трубой метнулась,

Сорок раз перевернулась,

Прокатилась по траве

И пропала в синеве...

Целевая установка упражнений: добиваться совокупности работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верхних в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним видением это движение голоса.

Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить свои низкие тона голоса.

Упражнение «Аквалангист»

Центр голоса Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь "аквалангистом".

Постепенное Все

расчетливое ниже опускаюсь!

понижение Ниже!

голоса А дно морское

ближе!

ближе!. Грудной И вот уж в царстве я подводном!

регистр Хоть "погрузился"глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать "аквалангистом".

Экономно пользуйтесь диапазоном. "Погружайтесь" по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких нотах не снимайте голос с "опоры". Сохраняйте высокую позицию звука, не "сажайте" его на горло. Опять на помощь-руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за "дно". Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки. Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое понижение голоса.

Упражнение "Парашютист". Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, давая себе словесную установку:

Когда начну я опускаться,

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул, и...

стремительно

падаю

вниз...

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!..

Надо мною спасательный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

и ниже...

А земля подо мною все ближе

и ближе...

Продолжаю снижаться...

совсем уже низко...

Опустился еще...

Как земля моя близко!

С голубыми озерами, ширью полей...

Рядом…

Вот она!

Крепко стою я на ней.

Проверьте, на "опоре" ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре. Мысль развивается в диапазоне. И если нет движения голоса вверх или вниз, нет и ясного выражения не только смысла одной фразы, но и всей мысли, складывающейся из нескольких фраз. Вот почему К. С. Станиславский предупреждал о том, что говорить на до "по вертикали", а не "по горизонтали". Только так можно избежать играния "на вольтаже", когда голос напряжен и звучит невы­разительно, становится "прямым, как палка".

Однако следует научиться экономно пользоваться диапазоном голоса. Как нельзя отдавать "всего, что есть внутри", так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Постепенность, скупость, расчет в пользовании диапазоном голоса — непременное условие сценической речи. К. С. Станиславский подсказывает нам прием голосовых "оттяжек", который помогает создавать впечатление широкого диапазона голоса у исполнителя:

"Пять нот — вверх, две — оттяжка!

Итого: только терция!

А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз!

Итого: только две ноты повышения. А впечатление -

четырех!

И так все время.

При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!"[16]

Упражнение "Девятый вал".

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

Прием "оттяжки" применю.

Когда по "лесенке" пойду

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.

Идет волна, еще волна... (очень легкое повышение на слове "еще")

Вот третья им во след (снова небольшое голосовое повышение)

спешит,

За нею, силою полна, (голос немного вниз, чтобы «поднять» слова следующей строки)

Волна четвертая бежит.

Вот пятая о скалы бьется (голос выше)

И отступает далеко... (голосовая оттяжка и опять вверх к «шестой» волне)

Стремителен шестой полет:

Она, взмывая высоко, (держитесь того же тона)

Разбилась в брызги! (звук слегка понизился, чтобы взять разгон вверх, на каждом

И опять слове к седьмой волне)

Пошла на берег наступать

Волна седьмая!

Вслед - восьмая! (ещё выше)

И я слегка звук опускаю, (голосовая оттяжка, поэтому надо подобраться к самой высокой

Волною новою пленен. и самой сильной ноте звучания)

Мне грозный рокот моря

слышен.

Мой голос крепнет! Силы

полн.

Звучит он выше,

выше, (началось повышение)

выше... (легкое понижение перед броском вверх)

Встает огромною волной

Девятый вал... (самая высокая тональность)

передо мной! (голос понизился, заканчивая мысль)

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому, как на море движение волн непрерывно, так и в речи - непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы - ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, "добор" частый).

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением то на голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса.

Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок:

большеамплитуда - сильнее звук. Сила звука определяется и личиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Сила звука в речи артиста - это и сила убеждения, и сила чувства, и сила его желания достичь поставленной цели. Поэтому и бытует такое понятие, что говорить с силой - значит говорить с большим душевным подъемом.

И вот тут-то, когда артист говорит с силой, возникают зажимы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе "мышечного контролера". "...Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность... главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема"[17].

Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение.

Упражнение "Добьюсь цели ". Надо послать "упрямого" друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь этого, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами:

Ну иди же! (просите)

Ну же! (умоляете)

Нут-ка!

Добежать одна минутка! (приказываете)

Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваша чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

Упражнение "Сделать по-моему". Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь,

Яблоко Алле. (Напоминаете. Речь звучит свободно, озвученное

дыхание "само вытекает в природу".)

Яблоко Алле. (Предупреждаете с угрозой. Речь звучит с силой, воздух "выгоняется".)

Алле, яблоко! (Приказываете. Воздух "выталкивается" в рывке.)

Усиливая звучание, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате, завышения тона голоса. "Мышечный контролер" пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания. Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете). Растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной

струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упражнения фиксируйте внимание на действии "дыхательного пояска".

Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Вспомните замечания К. С. Станиславского об относительности таких понятий, как "громко" и "тихо".

"...Forte —понятие относительное. Допустим, что вы начали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее forte.

...В этом постепенном превращении звука из piano-pianissimo в forte-fortissimo заключается нарастание относительности гром кости"[18]- пишет К. С. Станиславский.

Упражнение "Сони". Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

Эй, вы, ну ли! - средний уровень громкости

Что заснули?

Ну и ну!

Ну и ну!

Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! - (усиление звука)

Поднимайтесь,

одевайтесь,

И айда скорей гулять! - (с каждым приказом

Ну-же! растет сипа звука)

Эй,вы!

Хватит спать!

Не посылайте звук далеко. Товарищи - рядом. Они могут по­дыгрывать вам "сон". Конкретность же "адреса" (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи - волевым "приказом", поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро "подпереть" ударные слоги в словах приказах, то голос зазвучит свободно. Снимайте малейшее мышечное напряжение с фонационных путей. Этому помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 15 сонорных звуков).

Затем попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..

Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает "нарисовать" различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную "линию звучания". Ведь дважды повторенное восклицание "Ну и ну!" во второй строчке или два вопроса в третьей и четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала "будите", не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрено не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи (по будут тренировать автоматизм входа, ровность звучания голоса на протяжении всего текста, голосовую гибкость при большой силе звука, умение удерживать звук от повышения.

Упражнение "Народный шквал". Целевая установка упражнения:

Владеть сило

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...