Эмоциональная функция мелодики
Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, горечь, радость и т. п. Любое вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств. Для выражения эмоции существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересованно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, воодушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка..). Но все эмоции, заключенные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого действия. Интонация может придать противоположный смысл словам: «мерзавец» - может прозвучать с любовью, обожанием, радостным укором и т. д. Большую выразительность речи придают и такие частицы, как НУ, КА, ЖЕ и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же! Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттительно! Ввидеть не хочу!). Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю! Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется благодаря наличию дополнительных к основному тону призвуков—обертонов. Разнообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сменяющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоционального тембра мы обходимся условными словесными обозначениями: "Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли".[19]
Искусство тембрирования В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким Резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко "распускаемся" в различных ситуациях бытового общения. Вот почему проблема воспитания культуры речевого общения, воспитания высокой культуры чувств человека является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. "Помните, что ваша интонация, - пишет один из авторов,— это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания'". Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Упражнение "Тембрирование". Произносите, например, слово "пришла" с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом) Пришла?! А самолюбье где? За ним как "верный пес" везде! (С осуждением) Пришел?! Так обмануть меня! Ты не мужик, а размазня! (С презрением) Пришёл?! Вот и попался, друг! Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
Пришла! Знать так тому и быть: Нам друг без друга не прожить. (С радостью) Ушёл?! Придёт иль нет? Загадка… Я поступила с ним так гадко! (С тревогой) Ушёл! Гора свалилась с плеч! Избави бог от этих встреч! (С чувством радостного облегчения) Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть, доброта-жестокость; смелость-трусость… Упражнение «Контрасты» Как притягательно красива: В ней всё гармония, всё диво! (Красота) Она урод Он жаден —всесебе, все в дом. Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том? Когда душа скупа и холодна? (Жадность) Жизнь жадного бедным-бедна. А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает— тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями. (Доброта) Уж если его что за сердце забрало. (Смелость) Идет он в атаку "с открытым забралом" Трусливый же смелостью хоть поражен Скорее "в кусты", чтобы "не лезть на рожон" (Трусость) (Вера) Пришел?! Вот и попался, друг! Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством) Пришла! Знать так тому и быть: Нам друг без друга не прожить Ушел!? Придет иль нет? Загадка. Я поступила с ним так гадко! (С радостью) (С тревогой) Ушел! Гора свалилась с плеч (С чувством радостного Избави бог, от этих встреч! облегчения) Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жестокость; смелость-трусость... Упражнение "Контрасты". Как притягательно красива: В ней все гармония, все диво! (Красота) Она уродлива не от природы. То - порожденье экстра-моды И жизни, протекающей беспечно: Не девушка, не юноша, а "нечто"! (Уродство) Он глуп, "как пробка", хоть красив. От глупости еще спесив. (Глупость) Он честен, и умен, и одержим. Нельзя не преклоняться перед ним! (Ум) 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М.; Высшая школа, 1980, с. 206. Как трудно б ни было — молчит. И знает; За днями трудными и светлые мелькают. Он - оптимист. Честь и хвала ему! Он злого не желает никому. А нытик, нигилист все видит в черном свете. Как трудно жить ему на свете (Безверие)
Не зная радости, озляся на весь мир За то, что он — не гений, не кумир. Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для чего? С каким отношением, чувством? Упражнение "Луна". Восприятие действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, даёт возможность услышать, понять глубочайшую зависимость малейших изменений в окраске голоса от внутренней жизни человека. В разведке
Луна! О, черт возьми, луна! (Восприятие опасного предмета с чувством досады Эх, как некстати нам она! и тревоги.) Теперь вдвойне опасней путь. Внимательней и осторожней будь.
В лесу Какая темень. Пропадем. (Восприятие нужного предмета с чувством радостной Дорогу к дому не найдем. благодарности.) Луна! Ура! О, лунный свет, Тебя дороже в мире нет! Ну, выходи скорей, свети! Путь к дому помогай найти! В чужом огороде
Хорошо, что ночь темна — (Восприятие нежелательного предмета с чувством Нам союзница она. досады, тревоги и даже ужаса.) Черт возьми, луна выходит! Нас "под монастырь подводит": Засекут и... "крышка нам". В рассыпную по домам!!!
Лицо луны Взгляни на небо — на луну. (Восприятие невиданного ранее явления природы с Вот это диво! Ну и ну! чувством изумления и радости открытия) Мне видится лицо луны: И нос, и рот, и подбородок, Веселый рот. Черты ясны. О, как причудлива природа! Скептик Луна?! Подумаешь, луна? (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии На кой же черт она дана? и пренебрежения.) Вся скорчилась, вся сморщилась, Не стоит ни рожна! И свет "на фу-фу". Тьфу! Влюбленные
Луна! Волшебница луна! (Восприятие счастливого предмета с чувством О, как божественна она! благовейной благодарности.) Любовную раскинув сеть. Она дала сердцам узреть, Что в глубине их жар пылает, В одно двоих соединяет! Тоска Без нее мне счастья нет. (Восприятие предмета, еще более углубляющего
Грусть, тоска меня снедает. чувство тоски и безысходного одиночества.) И луны печальный свет Сердце холодом сжимает. Отчаянье Я в отчаянье, луна! (Восприятие предмета как последней надежды, Ты во всех краях бываешь, к которому обращаешься с мольбой и отчаянием) Так открой же: где она? С кем? Жива ли?Ты ль не знаешь?! Я молю, луна! Молчишь? Злую думу ты хранишь. В родном краю Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного предмета с чувством Оттого на душе тишина и покой. радостного покоя.) А луны голубое сиянье Воскрешает весны обаянье.
Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков, окрашенных бесконечно богатой палитрой чувств,эмоций, желаний, действий (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и др.). Искусству тембрирования поможет натренированный тональный способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок. Однако надо подойти к произведениям поэтов, владея в какой-то степени средствами речевой выразительности. Для этого - тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах.
Упражнение "На дне речном"*. Как-то раз на дне речном Спорил Окунь с Карасем. Скука в речке — вот проблема. Всех волнует эта тема. Окуня так спор увлек — Отдышаться он не мог. Чтоб одышки избежать, Стал рывками выдыхать: —Фу-фу! Фу-фу! Фу! И снова — (Тренировка третьего вида выдыхания, В продолженье разговора... подвижности диафрагмы.) Слушал Окуня Карась Лишь один открывши глаз: Боязлив он очень был И крамолу не любил. Приоткрыв глаза, лениво Простонал он тут плаксиво: — Слушай, Окунь! Бестолково (Тренировка формы речи № 1 в состоянии Переделывать все снова, релаксации — мышечной расслабленности.) Только сил пустая трата, Все меняется когда-то, И учти: твой громкий бас Вмиг нагонит Щук на нас. Замолчи. Не возникай! Жить спокойно не мешай! Окунь был так оскорблен, Так унижен, поражен, Что дар речи потерял, Будто лая отвечал: (Тренировка опоры звука в междометиях.) —Ох-ты! Эх-ты! Вот те на?! Ну и ну! Вот это да?!.. Окрылен Карась победой. Мягко пробасил соседу: (Тренировка звучания речи в различных —Ладно, Окунь! Брось ершиться! регистрах.) — Щук ведь нет. Давай лениться. Ой, люблю на теплом дне Поваляться на спине! — В ухо Окуню фальцетом: —Как подумаю про это, Сразу Щук я забываю, Прелесть лени предвкушаю! Окунь, выслушав все это, Не замедлил тут с ответом: (Тренировка темпо-ритмической подвижности — От таких, Карась, как ты и тембральных изменений.)
Нет в реке живой воды. Всё ты ленью отравляешь, Скукой души насыщаешь. Лень твоя вредней, чем Щука. Мой же хлыст — тебе наука: НА же! НА же! Еще раз! (Тренировка темпо-ритмического диапазона Места нет таким у нас! свободного звучания голоса при Вся общественность речная эмоциональной речи.) Карася лупила, зная Что сверхленью заражен И труслив не только он. И лупила,и галдела: — Лупим Карася за дело! БУдет! БУдет! БУдет знАть! Как беспечно чушь болтать! —Тут Пескарь премудрый скупо Вымолвил: —Не так уж глупо, (Тренировка владения крупным, Применять и хлыст к иному!... «увесистым» словом) Слов не тратя по-пустому, Быль иль небыль? Ну и что же!? Небыль эта нам поможет Говорить легко, речисто, Как положено артистам.
Вы заметили, что в мелодике речи - начало мысли, в темпо-ритме -начало жизни, энергии, воли, а в тембре - начало чувства? И если бедна мелодика, то речь бессмысленна; беден темпо-ритм - она безжизненна; при бедном тембре - бесчувственна... Только единое понятие "формосодержание" делает звучащую со сцены речь эмоционально-воздействующей и целенаправленной на достижение поставленной задачи.
Речь о движении
Задачи тренинга речи в движении многообразны. Главное же -добиться свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания положениях тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по-пластунски и т.д.), при сопровождении речи активными физическими движениями (пляской, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качестве звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосо-речевой аппарат, значит владеть так называемым "изолированным сокращением мускулатуры"; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, т. е. чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит владеть навыком "сбрасывания" неиспользованного в фонации воздуха; 3) научиться координировать речь и движения, чтобы они помогали друг другу, а не мешали передавать суть происходящего на сцене. - Упражнение "Хватай мяч". Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг: Ай! Ай-ай-ай-ай-ай! Мяч скачет прямо в речку! Держи его! Хватай! Как только "увидели" эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием "Ай!"), отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, "хватаете мяч". Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически. Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, расчлените движения и распределите текст таким образом: -Аи! (Тело слегка вздрогнуло - увидели "мяч".) — Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвалось от спинки стула.) — Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула.) — Держи его! (Бежите.) — Хватай! (Нагибаетесь в броске за "мячом".) Сначала делайте упражнение неторопливо—добейтесь координации движения и речи: движения слегка опережают речь. Затем Убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук "не убегал" в высокие тона - в визг. Держитесь "центра" голоса, особенно в слове хватай". Упражнение «Земляника». Эй, присядь скорей, взгляни-ка: Что за прелесть — земляника! Ах, какая красота! И вот эта! И вот та! Эта, правда, белобока — Пусть немножко подрастёт... Налилась вот эта соком — К нам в лукошко попадет. Стой! А здесь-то, посмотри-ка: Все — одна одной под стать! Что за прелесть земляника — Даже жалко обрывать! Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сборе ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слышать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Свободному рождению звука особенно помогают эмоции радости и удивления. Для чего зовете подругу? Чтобы обрадовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте! Упражнение «В огороде». Ах, какие огурцы! Право слово — молодцы, Душистые, зеленые! Ей-ей! Не зря хваленые! Какой же мне сорвать и съесть!? Вот этот? Тот? Вот этот! Есть! В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, добиваться благозвучия речи. Упражнение «Иголка». Сидите, шьете. Ой, иголка вдруг упала! Как теперь ее найдешь? Стой! Куда же ты пропала? От меня ведь не уйдешь! Здесь, наверно? Нет, не видно! Под столом ты? Нет. Обидно! Верно, спряталась в паркет?. И в паркете тоже нет. Да, как видно, мало толку — Не найти мою иголку!.. Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищите иглу), следите за свободой звучания. Наклонили голову. Нагибаетесь все ниже, ниже. Приседаете.Поворачиваетесь к зрителю спиной... Но зритель должен слышать при любом положении. Если звук "летит", значит, сохранена фонационных путей, есть "опора" звука. Как оправдать активное звучание речи? Допустим, торопитесь на пришиваете последнюю пуговицу к новому платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи - результат активной реакции организма на случившийся факт, активной оценки его. Упражнение «За грибами»*. Я в лесу: грибной сезон. Раз — наклон и два — наклон, Три... Закрыто дно лукошка. Соберу еще немножко... Гриб, еще... И тут... И здесь! Сколько раз пришлось присесть! Вот грибов уже как много, Только... Где ж домой дорога? Есть тут кто-нибудь? А-ууу! Заблудился! Пропаду. Вижу гриб... На мой похоже... И второй... И третий тоже... Дырка у меня в корзине. Растерял грибы, разиня! Но теперь я без опаски Попаду домой, как в сказке! И с дырявою корзинкой Я иду грибной тропинкой!
Приседать, нагибаться, тянуться за грибом и не терять свободы звучания голоса. Уметь, отворачиваясь от зрителей, прибавлять силу звука и убавлять ее, когда поворачиваешься к зрительному залу. Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном положении шеи (запрокинутой голове) в следующем упражнении. Упражнение «Яблочко». Ах, яблочко румяное. Тебя сейчас достану я, Висишь вот только высоко — Сорвать тебя не так легко. Раз!: Недопрыгнул... Два! Опять!.. Нет, должен я тебя сорвать! Три! Есть! Ага, в руке моей!.. Попробуем... Тьфу! Нет кислей! Свобода фонационных путей остается и при запрокинутой назад голове (разглядываете), и при трех прыжках (со словами: «раз! два! три!»), при резком движении рукой или ногой, которые отбрасывают кислое яблоко. Движения все естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том, или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма. Упражнение «Солнце»*.
Задравши голову, стою, С веселым Солнцем говорю: Ах, Солнышко лучистое! Перед тобою выстою! Ты в полдень в небе высоко — Я говорю с тобой легко. Свободен голос у меня, — Законы речи знаю я! Ты слышишь, Солнце, не хриплю! Я "на опоре" говорю!
Упражнение «Березка». Я — что березка тонкая — И гибкая, и звонкая. Вот налетел буран и клонит Мой корпус вниз, теперь направо, Назад, налево... Но не сломит Он гибкий стан березки! Право, Напрасно злится, все сильнее Круговоротит, все быстрее! — У-У! — гудит. О-О! — ревет. — Сломаю ваш упрямый род! И с корнем вырву из земли, Чтоб красоваться не могли! В ответ злодею говорю: — Я землю русскую люблю. Она, родная, не предаст, Погибнуть дочери не даст! Уж так в народе водится, Что гнется, да не ломится Моя березка русская И звонкая, и грустная, Печальная, счастливая, Всегда жизнелюбивая! Не гневайся, буран! Прости, Напрасен труд твой! Прочь лети! Послушай слова моего. — Еще посмотрим: кто кого! Не раз вернусь я, так и знай — Бой не окончен наш! Прощай! Нагибаясь все ниже и ниже, крутя корпус во все стороны все быстрее, "боритесь" с бураном звонким словом, в котором слышна вера в победу. Слова бурана можно воспроизводить "эховым" звучанием, передавая в нем силу, гнев, упрямство сломить березу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|