Упражнение «Кто сильнее?».
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку "противника", свободно ли сидите? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого "уложит", чья рука коснется стола тыльной стороной ладони? Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с "противником", надо владеть изолированным сокращением мышц, не допустить распространения мышечного напряжения рук на голосовой аппарат. Следовательно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Соревнуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно "рисовать" мысль. Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного напряжения организма. Помните об установке? Ведите диалог: Один говорит: Напряжен — борюсь с тобой, Но свободен голос мой, Другой продолжает: Говоришь свободно? Что же. Я умею делать то же: «Аппарат» раскрепостить И свободно говорить. Один говорит чистоговорку, делая в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слово. Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу. Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу... И так далее.
Упражнение «Штанга» *. Штангу буду поднимать
И «опору» развивать Руки надо закрепить, Штангу чтоб не уронить. Вот от пола отрываю, Быстро, быстро поднимаю, На груди ее держу. Все ж свободно я дышу. Раз! Рывок! Над головой! И свободен голос мой! В напряженье тело было, Звук мой не закрепостило!
Упражнение «Чемодан» *. 1-й: Ох, тяжелый чемодан! Но снесу его я сам, Груз громоздкий у меня И иду я семеня. Он действительно тяжелый. Понеси его попробуй! 2-й: Да, тяжел он не на шутку, Мышцы все напряжены. Уф, передохну минутку. Мы вдвоем нести должны! Оба: Вместе чемодан несем, Песню весело поем: Ать-два! Левой! Ать-два! Правой! Мы идем походкой бравой, Петь легко, легко идти, Если верный друг в пути!
Упражнение «Скакалка». Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом: сО скакАлкой Я скачУ, НАучИться ЯхочУ ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы ЗвУк держАть онО моглО бы, ГлУбокО, ртмИчно бЫло ИменЯнепОдводИло. Я скачУ без пЕредЫшки И не чУвствуЮ одЫшки, ГОлос звУчен. льЕтся рОвно, И не прЫгаЮя слОвно. РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!.. МОжно прЫгать цЕлый чАс... Кончил прыгать, вижу я: Речь легко звучит моя.
В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи. Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме «подлаивания», обеспечивающим опору звука.
Упражнение «Зарядка» *. Чтобы голос был в порядке, Проведу сейчас зарядку. Влево — вправо поворот. А теперь наоборот. Приседаю, поднимаюсь. Пригибаюсь, наклоняюсь, Пол руками достаю, Но свободно говорю! А теперь прыжки на месте. Прыгну хоть сто раз, хоть двести И двумя ногами сразу, И на левой, и на правой, На одной и на другой - Нет одышки никакой!
Упражнение «Петухи»*. 1-й петух: Кукареку! Кукаре? 2-й петух: Почему ты во дворе? Буду здесь хозяин я, 1-й петух: Кукареку! 2-й петух: Куд-куда? Самозванец! Проучу Лезть в начальство отучу! (наступает на первого петуха, завязывается драка). 1-й петух: Кука-ре... Сдаюсь, сдаюсь! В рядовых я остаюсь! 2-й петух: Кукарекать не умеешь, А мечтать о власти смеешь! Где «опора»? Где басок? «Петушиный» голосок Мой же голос за реку Полетит: Кукареку! Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом "выбрасывания" воздуха.
Упражнение "Мушкетеры"*. 1 -й Вас вызываю я на бой! 2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой! 1-й Укол! 2-й Отбил. 1-й Укол! 2-й Отбил, 1-й Укол!!! 2-й Не тратьте столько сил. Вот мой укол! 1-й Ой-ой! Попал! 2-й Сдаешься? Драться пыл пропал? Поди, дружочек, охладись, И фехтоваться подучись! Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.
Упражнение «Вальс». Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:
Раз-два-три! Раз-два-три! Снова заданье: В медленном вальсе кружиться легко И, сохраняя свободу звучанья, Надо пытаться дышать глубоко. Как непрерывны и плавны движенья, Так же и речь мелодично звучит. С музыкой слиться - одно наслажденье: В ритме живешь ты, и чувство не спит. Знаю одно: если вылилось чувство
В голосе сильном и гибком моем, Значит, владею дыханьем искусно, Значит, могу быть уверена в нем. Вальс увлекает, и чувства прекрасны, Радость кружит все быстрей и быстрей... Вихрем несет... И становится ясно: Голос, дыханье во власти моей! Кончился вальс. Как дыханье? Ритмично. Значит, справляюсь с заданьем отлично. Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, в ритме, но слитно, сохраняя логику мысли, голосовую подвижность. Убыстряя темп движения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит добились "мирного сосуществования" физиологического и речевого дыхания. Приведенный текст, который специально предназначен для (фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трехсложной стопой с ударением на первый слог). Упражнение «Пожар»*. 1-Й: Глянь, пожар! 2-Й: Да ну! 3-Й Да где? 4-Й: Полыхнул огонь в окне. 5-Й: Правда. Гляньте-ка, горит! 6-Й: И народ туда бежит. 1-Й: Ну а мы то что стоим? 2-Й: Что стоять? Айда! Бежим! 3-Й: Стоп! Несите: ты —лопату! 4-Й: Я — топор, багор крюкатый. 5-Й: Я возьму огнетушитель — Не руками же тушить нам! 6-Й: А теперь все марш — бегом! И поборемся с огнем! Целевая установка упражнения: голосовая подвижность, способность голоса выразить конкретность видений, передать чувства, оценку происходящего, действие каждого и всех вместе; Умение скоординировать речь с движениями, активностью позы; Владение "действенной эстафетой" - умением подхватывать и развивать действие. Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в "боксе" (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движения определенным текстом), "тяните канат", поднимайте "тяжести", стойте вниз головой на руках и тому подобное, ведя диалог во время всех этих физических движений. Контрольные вопросы 1. Какова роль мелодики речи в речевом действии? 2. Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения? 3. Какой характерный признак мелодического выделения ударного
слога в русской речи? 4. Что надо знать о "прогрессивной последовательности" в русской речи? 5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи? 6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове? 7. Каким приемом можно добиваться совокупности работы резонаторов? 8. Что надо знать об относительности пиано и форте? 9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи? 10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции? 11. Каковы условия звучания сценической скороговорки? 12. Что надо знать об эмоциональной функции мелодики? 13. Какова роль искусства тембрирования в актерском и чтецком исполнительстве? 14. Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовании речевого мастерства? 15. Какой прием сохраняет мышечную свободу фонационных путей при неудобных для звукопроизводства положениях тела и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение? 16. Каким приемом можно избежать одышки во время активных физических движений и действий? 17. Почему в искусстве должно владеть координацией речи и движений? Задания для самостоятельной работы Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании. Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы. Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского: Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет. Жена, да квартирка, да счет текущий — вот это — отечества райские кущи. Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный "блок голосо-речевой разминки". Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка: 1 цикл—Дыхательная гимнастика. 2 цикл—Свобода звучания. 3 цикл—Опора звука. 4 цикл—Собранность и звонкость голоса. 5 цикл—Дикционная четкость. 6 цикл—Диапазон голоса. 7 цикл—Сила голоса. 8 цикл—Темпо-ритм речи. 9 цикл—Мелодика и логика речи. 10 цикл—Эмоциональный тембр. В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. "Блок разминки" более полный создается для ежедневной тренировки. В сокращенном варианте упражнений - для того, чтобы приводить "в рабочее состояние" голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова. Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи. Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса. Помогают: найти "центр" голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, "эховое" и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость. Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром. Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохраняющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица...); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения. Объем книги не позволил осветить такие важные элементы техники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.). Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, голосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи... Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь»1 — писал Микеланджело, подчеркивая этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно. Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла»1 — говорил Н.К. Черкасов.
Рекомендуемая литература Вербовая И., Головина О., Урнова В. Искусство речи. — М.: Искусство, 1977. Дмитрии Л. В. Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979. Комякова Г. В. Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976. Савкова 3. В. Как сделать голос сценическим.—М.: Искусство, 1978. Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982. Савкова 3. В. Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979. Савкова 3. В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981. Савкова 3. В. Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984. Савкова 3. В. Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985. Савкова 3. В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995. Савкова 3. В. Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми тт. - М.: Искусство, 1954-1961. Топорков В. О. О технике актера. — М.: ВТО, 1958. Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика - СПВГИЭА. 1997.
СОДЕРЖАНИЕ Введение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|