Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие методические советы




В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки. Так как высота, сила, скорость, тембр, характер произнесения, логика, мелодика, действие выступают в звучащем слоге в ограниченном единстве, они и тренируются в единстве. Меняя установку на формирование того или иного навыка, например, мягкой атаки звука, необходимо следить и за логикой действия, и за силой голоса, его гибкостью и другими свойствами речи.

Метод поэтапности овладения речевыми навыками требует от занятия к занятию из каждого раздела пособия брать упражнения с учётом степени их сложности, природных данных голосо-речевого аппарата и потенциальных творческих возможностей каждого из занимающихся тренингом.

Навыки звучания – это сложный комплекс условных рефлексов. Поэтому совершенство их зависит от частоты воспроизведения временных связей условных сигналов с ответной реакцией организма. Длительные переговоры ведут к угасанию условных рефлексов. Тренирую тот или иной навык, следует к старым упражнениям находить различные внутренние оправдания, приспособления, которые бы вновь вызвали эмоциональную реакцию организма. Потому что новизна и неожиданность приспособлений — активные возбудители чувств. «Слабый новый раздражитель нередко даёт большую реакцию, чем сильный, но ранее применявшийся»[5]. Главное же, надо иметь большой запас упражнений, преследующий одну и ту же цель. При обилии упражнений легче осуществлять индивидуальный подход к занимающимся. И если какое-то упражнение не получается, то надо предложить другие: каждый обретёт для себя наиболее увлекательные, с помощью которых легче добиться нужного результата звучания. А видимый результат в работе непременно вызывает чувство радости, удовлетворение, стимулирует дальнейшую тренировку.

Успех в работе зависит и от того, насколько правильно осуществляется контроль за выполнением творческих и технических задач тренинга. С первых же дней занятий в работу за контролем выполнения упражнений следует подключать самих занимающихся. Это не только воспитывает сознательное отношение к тренингу (понимание целевых установок каждого из упражнений и приемов), но и профессиональное умение слышать и определять причины отклонений от нормы звучания, находить способы их устранения.

Занятия с группой имеют свои преимущества при работе над совершенствованием техники звучащего слова. В условиях коллективного тренинга (обязательно коллективно-индивидуального) все заражаются единым положительным настроем. Это происходит потому, что успех одного передается другим, стимулирует их работу, вселяет веру в свои возможности. А привлечение внимания всех к одному объекту (искомому качеству звучания речи) приводит к более прочному закреплению получаемых знаний, к устойчивости тренируемого навыка. Переключение же внимания с одного занимающегося на другого облегчает восприятие и повышает тем самым эффективность тренинга.

Естественную потребность в коллективном творчестве обусловливают и сами приемы тренинга, осуществляемые в условиях действия, общения, игры, которые воспитывают слово-действие, направленное на партнера, зрителя, то есть подготавливают студийца к публичным выступлениям.

И здесь многое зависит от умения руководителя коллектива увлечь студийцев. Увлеченность - основное условие творческого овладения техникой звучащего слова. Поэтому "всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой... Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции; не согретая теплом его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы".[6]

Отсюда совет: приступать к работе над развитием навыков звучащего слова только после того, как сам поймешь, познаешь, проверишь на себе предложенные приемы тренинга. Для большей доходчивости автор прибегнул к диалогической форме изложения методических советов и рекомендаций к упражнениям голосо-речевого тренинга.

Автор сознательно не включил многие свои тексты упражнений, заменив их текстами, сочиненными учениками-студентами, в разное время окончившими Ленинградский государственный институт культуры. Эти тексты являются убедительным доказательством того, как сами занимающиеся могут создавать для себя и других.

Приемы и упражнения тренинга. В пособии использованы тексты Е. Артомоновой, М. Варкана, Л. Ведерниковой, Л. Глотовой, С. Демина, Е. Захаровой, Е. Зюбровской, Н. Кабанова, В. Куртякова, Н. Макаровой, О. Пономаоенко, Е. Писаревой, Е. Пуховой, О. Салтыкова, Л. Ситникова, В. Соколова, И. Телеевой, А. Ханина, Н. Штриль.[7]

 

ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Дыхание в звучащей речи

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человече­ской деятельности и особенно - в речевой. Связанное со звуком дыхание называют фонационным (от греческого слова "phone" —звук). Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны. Проверить это легко, произнося поочередно, например, гласные А и И: более сильное напряжение в области диафрагмы будет ощущаться при произнесении гласного И, потому что он забирает больше энергии, чтобы не отстать" в громкости звучания от гласного А. Такое выравнивание звуков речи - необходимое условие ее разборчивости.

В фонационном дыхании участвуют многие мышцы — вдыхатели и выдыхатели. Главными же мышцами вдоха являются диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) и группы мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным. Оно позволяет легче пополнять воздух движением одной диафрагмы в процессе речевой деятельности. А это очень важно.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыха­нием - умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения длинное выдыхание ослабевает; голос тускнеет, становится неровным, не способным к разнообразным модуляциям. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно распоряжаться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом, силой...), делают звучащее слово наиболее действенным. Добор воздуха осуществляется автоматически, рефлекторно, не нарушая смысла фразы, ибо физиологическая пауза не воспринимается как пауза в речи. И добор можно осуществлять даже перед одним, важным в логике действия, словом.

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. В ротовое же отверстие выходит только незначительная часть звуковой энергии. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить "коэффициент полезного действия голосового аппарата", то есть при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. А для этого необходимо развить, довести до совершенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования: энергетической (дыхательные мышцы), генераторной (гортань с голосовыми связками), резонаторной (усиливающей звучание голоса). Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования будет действовать безотказно и четко в усложненных условиях публичного выступления.

Воспитание фонационного дыхания возможно лишь в органиче­ском единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируются не только дыхание, но и звучание и дикция. Меняется только установка на различные компоненты речевого комплекса. Меняя установку, можно доминирующим делать то дыхание, то свободное звучание, то четкость произношения, то звуковысотные изменения в речи, то силу звука, то мелодическое оформление мыслей и т. д.

Однако перед тем как начать работу над голосом, полезно "ра­зогреть", подготовить дыхательные мышцы к речевому действию.

Задача тренинга фонационного дыхания заключается в том, что­бы научиться легко, рефлекторно "переключать" дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхание будет способно "обслужить" любой вид речевого действия.

Речь - полководец. А дыханье —

Ее послушный адъютант.

Любое выполнит заданье

С пристрастьем, точно, как педант.

Разнообразно мы звучим.

Коль захотим - услышим:

В трех разных ритмах говорим -

В трех разных ритмах дышим.

Спокойно говорим с тобой,

И каждый замечает,

Что воздух "будто сам собой

В природу вытекает".

Этот первый вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь, достигается упражнением "Звукоподра­жатель".

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ве­тер: ССССССС... Шумит лес: ШШШШШШШ... Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ. Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ. Звенит комар: 3333333.

Вот зазвучала с силой речь —

И выдох изменяется:

Перестаёт наш воздух «течь»

Он «с силой выгоняется».

Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних рёбер грудной клетки).

Упражнение «Насос». Накачивайте воображаемую «шину», сопровождая движения рук, двигающих поршень «насоса», звукоподражательными: ССССССССС! ССССССССС! ССССС!

При экспрессивной волевой

И быстрой речи видим сами:

Ритм выхода опять иной –

«Выталкивается рывками».

Третий вид дыхания обслуживают эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.

Упражнение «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движение рук звукоподражателями: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! ….

Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФФФФФФФФ!...).

Ведь надо только захотеть,

И приложить старание.

Чтоб ловко и легко уметь

«Переключать» дыхание.

Лишь в нужный ритм «переключишь» —

И ты свободно зазвучишь.

Непременно придумайте сами подобные упражнения, как это с увлечением елают все занимающиеся тренингом:

«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй типы дыхания).

«Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! (первый, второй виды дыхания).

«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).

«Косить траву косой» на звуке «С»: СССС! СССС! ССС! (второй вид дыхания).

«Натирать пол щеткой» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ-ШШ! (второй вид дыхания).

«Выключающийся пылесос» ЖЖШШШШШ… Когда пылесос выключается, получается «запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).

«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид дыхания).

Упражнение «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» острый, короткий, как движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС…ССССС…ССССС…

 

Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.

Упражнение «Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! Р…РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬРЬ…

Упражнение «Звонок». Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…

Упражнение «Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указано ей природой.

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.

 

Голос и дикция

Голос – это удивительный оркестр, который состоит из инструментов, единственно способных передать всю тончайшую внутреннюю жизнь человека. Однако, забывая об этом, часто актёр или чтец, начиная говорить громче, чётче, медленнее, напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И тогда к чему и сила, и гибкость, и выразительность голоса, «если душа и ухо слушателя не принимают его».[8]

Надо знать о том, что восприятие речи это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость исполнителя непременно передастся слушателям, зрителям, и те либо инстинктивно временами отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу спектакля, выступления чтеца.

Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также и психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, подчиняющийся актёру, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придаёт уверенность, вызывает творческое самочувствие.

Поиски свободного звучания голоса связаны с восприятием чувства атаки. Атака, или начало звучания - это момент установки голосовых связок на определённый тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно, сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.

При твердой же атаке, когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, "металлическим", малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.

Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнутся связки. Не использованный в фонации "дикий" воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется. Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в "маске", рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона. Стон — это свободный, беспрепятственно льющийся звук.

Упражнение "Стон".

Спокойно напряженье снять, Свободно, мягко зазвучать и отыскать удобный тон поможет упражненье "стон".

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность "постонать", и вы на звуке "М" тихо стонете. Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — свободный, тянущийся, монотонный.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует—стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному "М" гласные звуки "А, О, У, Э, И, Ы". МммАммОммУммЭммИммЫмм...

Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона (на М).

А теперь произносите во время "стона" слоги с согласными "Б" или "Д: БАмммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм... ДАнннДОнииДУнннДЭнннДИнниДЫннн...

Это напоминает звон колоколов: удар — бон! И отзвук — ммм... удар—дон! и резонанс—ннн... Вот и звоните в колокола: БУммм-БОммм! БУммм-БОммм! БУммм-БОммм!..

ДИньнь-ДОннн! ДИньнь-ДОнкн! ДИньнь-ДОннн!..

Произносите "на стоне" целые фразы, типа: Мам, меду нам.

Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.

Ax, больной я, ай-ай-ай!

Молока мне; мама, дай...

Такой характер речи в состоянии мышечного расслабления (релаксации) будем условно называть формой речи № 1. Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а также напряжение с органов артикуляции и голосообразования.

Формой речи № 2 назовем речь диаметрально противоположного характера: волевую, уверенную, экспрессивную. Задача тренинга и состоит в том, чтобы при переходе от формы речи № 1 к форме речи № 2 сохранять ту же свободу мышц фонационных путей, которая уже натренирована в вариантах упражнения "стон". Значит, и при экспрессивной речи надо сохранять мягкую атаку звука. С тем, чтобы натренировать мягкую атаку и сохранять ее во всех звучаниях речи, проделайте ряд упражнений на "переключение" дыхания во все три вида выдыхания.

Упражнение "Коварное "ам-ам"! "Больны". Зовите маму, что­бы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая).

Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (Она не откли­кается.) Еще активнее звучит фраза — приказом, требованием: Ам-Ам! Мам!

Коварное междометие "ам-ам" (сокращенное обозначение слова "есть") может подвести. Если, активно требуя от мамы еды, излишне напряжетесь, и междометие зазвучит на твердой атаке, это дезориентирует маму: она превратно поймет вашу просьбу.

Так, не смущайте того, к кому вы будете обращаться с просьбой "ам-ам". Следите за тем, чтобы это коварное "ам-ам" звучало непременно на мягкой атаке. При твердой атаке слышен всегда своеобразный глухой щелчок в глотке.

Для того чтобы скорее понять, ощутить разницу в звучании голоса на мягкой атаке и слишком твердой, обратим внимание на простые жизненные явления. Чтобы ребенок заснул при напевании "колыбельной", мать стремиться передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние и голос ее звучит непременно с мягким атакированием. А чтобы ребенок напрягся и произвел необходимый акт, мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междометия "а! а!". Ведь именно на основе слухового восприятия как слухо-мышечного процесса и рождены эти действия.

В этом упражнении в первом случае "воздух сам вытекает в природу", во втором — "с силой выгоняется", в третьем — "рывками выталкивается".

Главное — натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы. А это самое важное в речи. Она (диафрагма) будет успевать опирать все звуки речи, выравнивать их в звучании, создавать "опору" звука, обеспечивать музыкальную кантилену речи. Для этого полезно включить упражнения, используемые междометия. Междометия

21являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуя на его волю или чувства.

Упражнение "Собака". Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну.

Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: "Ав-ав!" (что в переводе на язык людей означает "Я здесь!"). Не "облаивайте" зло своего друга, подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: "облаять" и "подать голос". В первом случае - эмоция злости, ведущая к твердой атаке, которую следует избегать. Во втором — эмоция радости и легкого удивления, ведущие к мягкому атакированию звука. Значит, в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия: 1) не имитировать "собаку", то есть не искажать тембр своего голоса; 2) "подлаивать" на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная о том, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет стульев... Рука помогает формированию звука. Затем пересчитайте в более быстром темпе: Ававававав-авав... Успевайте и в быстром темпе непременно "подлаивать". Этим тренируется третий вид выдыхания (когда воздух "рывками выталкивается").

Упражнение "В пляс". Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они "пустились в пляс": Гоп-ляля! ГОп-ляля! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! ГОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп!..

Звуки междометий летят весело, свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх - в головной резонатор, но на низких тонах голоса.

Упражнение "Две собаки".

Первая: Эта кость моя. Отдай! Вторая: Ты за это мне полай.

Голос!

Первая: Аф!

Вторая: Голос!

Первая: Аф!

Вторая: Кость твоя, мой друг Гав-гав. Целевая установка: тренировка опоры звука на мягкой атаке.

Упражнение "Команды". Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напраааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!..

При усилении звука не поставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз. Так как команда произносится в побудительной интонации, то голос все равно не сколько повысится.

Упражнение "Прыгуны". Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — "Алле - гоп!" Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывай те руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют. Упражнение "От стона к лаю".

От "стона" к "лаю" переход

Продуманный и верный ход:

Соединяет он бесспорно

Свободу звука и опору.

На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! — требуете все более активно, не забывая "подлаивать": На стоне: Ах, больной я. Ай-ай-ай!

Молока мне, мама, дай.

Но мама несет очень маленькую чашечку молока, останавливаете ее приказом:

Мало! Мало! Поскорей

Молока еще налей!..

От "стона" перешел к приказу.

И что ж? Как будто по заказу,

Звук диафрагма "оперла"

И напрягаться не дала.

Свободен голос, благозвучен?!

Так, значит, я уже обучен

Звук диафрагмой опирать

И напряжение снимать

При самой экспрессивной речи.

А это всех побед предтеча.

Дыхание должно легко "переключаться" с первого вида выдыхания на третий. Этот навык понадобиться актеру, когда возникнет необходимость изменить темп, ритм звучания речи, вызванный иным характером действия.

В первых же упражнениях необходимо выработать ощущение, что говоришь "диафрагмой". Так ведь оно и должно быть: она, диафрагма, тоже "артикулирует".

Упражнение "Наша река". Вы — два ленивых, флегматичных человека — ведете диалог:

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй: Наша река широка, как Ока?

Как? Как Ока??

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

Оба вместе: Во кака наша река!!

Ощущение такое, что, открыв и не закрыв рот (ведь тугодумы ленивые, еле ворочают языком, хотя и спорят), говорите диафрагмой. Это хорошо ощутимо особенно при выделении ударных слов: "Ока", "Как", "Так".

После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди-холерики. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает "подпереть" каждое слово.

Придумайте другие обстоятельства, когда можно разговаривать с отключенной ротовой артикуляцией (при ослабленной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.

Упражнение "У зубного врача". Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!...

Два часа ждать? Ерунда.

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя — не стану есть.

Активная "артикуляция" диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, "опоре" звука.

Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. "Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке — таким будет и все звучание голоса".[9]

Итак, запомним:

Избави бог на "твердой" говорить.

При напряжении нельзя творить,

В атаке мягкой голос зарожден-

Ты, говорящий, будешь награжден:

Твой голос выразит все точно до конца,

Все, чем наполнена душа творца.

"При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой ата­ки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е - из голосовой щели, И - протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадает в такие места, из которых их никак не вытащишь".[10] Надо научиться "собирать" звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение "Колыбельная". Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

 

М М М М

 

М М М

 

А затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными:

 

а а а а о о о о у у у у

 

а а а о о о у у у

 

Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий "белый" звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О. Упражнение "Гудок". Слитно, как гудок, тяните гласный:

УУУУУУУУ... "Гудок" не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении "хоботка". Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание уууОуууАуууЭуууИуууЫууу...

Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА! уЭ! уИ! уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.

Упражнение "Дудочка".

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

И я иду, иду

И дую в дудочку — ДУДУ!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Следите за собранностью губ "в рупор", за легким возвращением губ из положения их при произнесении гласных А, И, Я — в положении на гласном У.

Упражнение " Буква У"*.

Уля с Юлей букву "у"

Уронили вдруг в траву

Пусть лежит упавший звук!

Уля, Юля, — живо в круг!

Целевая установка упражнения: тренировка собранности звука на гласных У. Ю. При команде "живо в круг!" не забыть "подлаивание", которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией.

Упражнение "Бабушки". Для верного звучания гласного А (это значит — близкого, собранного, "опертого") полезно "передразнить" подруг, ахающих по любому поводу:

"Ахти! Ахти! Ахтушки! —

Разахалися бабушки.

"Ахти — ах! Ахти — ах!"

Не держатся на ногах.

Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить "разошедшегося" человека, передразниваем его междометиями: "Ах-ах-ах!— скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно"— или что-нибудь в этом роде",

Упражнение "Хохлатки". Представьте, что вы "хохлатки". Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки—это крылья хохлатки, которые отходят от боков при "кудахтании". Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и "кудахтайте!":

Кудах-тах-тах!

Кудах-тах-тах!

Кудахтают хохлатки.

Куда?

Ах-ах!

Куда?

Ах-ах!

Попрятались цыплятки?

На ударных гласных (указаны черточкой) руки отходят от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко отходят "крылья" на междометии "Ах-ах!", как будто звук отбрасывает в сторону от боков "крылья". Это приносит свободу звучания. Ищите и "кудахтайте" с верой в то, что делаете. Упражнение раскрепощает глотку, опирает звук, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.

Упражнение "Птичий двор". Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-

тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д.

Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело —зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...

Упражнение "Айда гулять". Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:

Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля!

Аида гулять!

Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально по­добранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но, тем не менее, с мягким атакированием. Междометие «ай-да» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.

Упражнение "Победительницы". Приветствуйте своих друзей (девушек — волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:

Ай да Аля!

Ай да Уля!

Ай да Оля! Ай да Юля!

Ай да Эля! Аи даИя!

Спорт - родная вам стихия!

Просто чудо-мастера!

Браво, девушки! Ура!

Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе и голосо-речевой аппарат. Упражнение "Частушки".

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича —

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — "гармонь". Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей "гармоники". Движения свободные.

Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи — все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута — встанете и действительно пойдете в пляс!

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

Да с парнями "гопака"!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..

Пляшем, сердце веселя...

Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх — в головной резонатор.

Упражнение "Междометия". Целевые установки упражнений с междометиями заключаются в свободном и непосредственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.

 

Ах, какой цветок пахучий!

Ой-ой-ой! Да он колючий?!

(С подтекстом "Чуть не укололся. Хорошо, что слегка дотронулся! ")

Ах, какой зверек прекрасный!

Э-э-э! Да он зубастый?!

(С подтекстом "Хорошо, что успел отдернуть руку»)

Ой, как дует из окошка!

Эй-эй-эй! Прикрой немножко!

(Волево приказываете.)

Ах, какая красота!

Посмотри-ка ты сюда.

Видишь, бабочка какая?

Разноцветная такая,

Что неможно глаз отвесть!

Сколько красок в мире есть!

Ой! Вспорхнула, улетела...

Эй, взгляни! На кустик села.

(Восприятие сопровождается различными эмоция­ми: радостного изумле­ния, восхищения, огорче­ния, удовлетворения.)

Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!

В стену гвоздь забить хочу.

Ой, летит мой гвоздь в кусты!..

Погоди ж, найду, где ты!

(Действие сопровождает­ся различными эмоциями и проявлением воли.)

Упражнение "Рыболов"

Рыболову рыболов

Говорил про свой улов:

— Нынче мой улов не мал.

— Сколько рыбы ты поймал?

— Два карасика, плотву.

— И всего-то? Ну и ну!

— С ними вот таких лещей!

— Хей!

— И метровых два ерша.

— Ша!

— Да! И щуку метров двух. - Ух!

— Вот такую камбалу!

— У-у!

— И горбушу — метров семь!

— Э, заврался, брат, совсем.

Упражнение "Шутка". Представьте, что вам запрещено говорить и петь "по-человечьи". Только "по-собачьи". Послушно и радостно выполняете приказы своего "дрессировщика". Ведь он помогает вам закрепить навык "опоры звука".

Дрессировщик:

Приветствую, друзья!

Группа:

Ав-ав!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...