Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случай 2. Ч. М., 41 г. Чечня, июль 2003-январь 2004.




По результатам психодиагностики: выраженный стресс, дезинтеграция личности. Установка к подчеркиванию имеющихся проблем. Склонность к дисфории, злопамятность, ригидность мышления.

Жалобы: Беспокоит страх перед обществом, перед народом. Приехал, 2 недели из дома не выходил. ТВ не смотрел, читал газеты, смотрел в окошко. Было ощущение, что свалился с другой планеты. От вида людей кружилась голова, затуманилась. Как пьяный был. Чувствуешь себя неуверенно в нормальном обществе. Там одна дорога была и та заминирована. Не могу привыкнуть, что люди спокойно ходят, машины ездят. К человеку боюсь подойти, чувствую себя запуганным, боязливым. Зовут на концерт - не хочу. Кошмары снятся (война, покойники, родители умершие).

Голова устает - мысли лезут всякие навязчивые….. Капилляры на глазах лопаются, глаза стали слезиться на улице. Боюсь за себя, нервы расшатаны. Могу обидеть человека, потом жалею. Я с детства жестокий человек.

В голове пустота. Рассеянность. 2 дня спать не хочется.

Вообще ничего не хочется. Апатия.

В процессе терапии стал увереннее себя чувствовать. Легче общаться с людьми, ходить по городу. Апатии меньше. Аппетит улучшился.

1.на этапе отреагирования Ч.М. переживал вновь те болезненные моменты, события войны.

2.на этапе называния своих состояний, чувств Ч.М. пытался определить что с ним сейчас происходит, назвать эти состояния, придать им вербальную форму.

3.на этапе рисунка мы также пытались извлечь тот ужасный, травмирующий материал, описывать его, проговаривать, посмотреть на это со стороны.

4.на этапе осознания Ч.М.. прорабатывал тот травмирующий материал, который был неосознанным, скрытым от сознания. Это существенно облегчает состояние, так как данный материал уходит из активной памяти и перестает быть столь болезненным (можно сравнить с процессом заживления раны и оставшимся шрамом). Стал чувствовать себя увереннее.

Случай 3. С. Н., 36 лет.

По результатам психодиагностики: выраженный стресс, дезинтеграция личности. Выраженная ипохондрическая симптоматика. Общая напряженность, беспокойство. Демонстративность, эмоциональная незрелость.

Жалобы: Проблемы со сном, раздражительность, головные боли каждый день, контузия.

Часто просыпаюсь, долго не могу заснуть.

Раздражительность, злость в конфликтных ситуациях, аж трясет.

Забывчивость (заметил после 6-ой командировки).

В случае экстремальной ситуации появляется 2 выбора: либо бей, либо беги.

Выбор «бей» как в тумане. Тумблер щелкает, очнулся - человек уже лежит. Какой-то звук может заставить очнуться. Сейчас стараюсь не попадать в такие состояния.

Когда оттуда приезжаешь, то словно струна натянутая внутри - не знаешь как ослабить. Здесь депрессия. Там чувствуешь себя как дома, организм собирается, все направлено на выживание, нет депрессии.

В процессе терапии уменьшились головные боли, стал лучше спать, уменьшилась раздражительность. Хорошо уже от того, что ты можешь рассказывать об этом, что это кому-то надо.

1.на этапе отреагирования С.Н.. переживал вновь те болезненные моменты, события войны. Встречалось сопротивление, нежелание вспоминать.

2.на этапе называния своих состояний, чувств С.Н. пытался определить что с ним сейчас происходит, назвать эти состояния, придать им вербальную форму.

3.на этапе рисунка мы также пытались извлечь тот ужасный, травмирующий материал, описывать его, проговаривать, посмотреть на это со стороны.

4.на этапе осознания С.Н. прорабатывал тот травмирующий материал, который был неосознанным, скрытым от сознания. Это существенно облегчает состояние, так как данный материал уходит из активной памяти и перестает быть столь болезненным (можно сравнить с процессом заживления раны и оставшимся шрамом).

Случай 4. Г. А., 37 лет.

По результатам психодиагностики: выраженная ипохондрическая симптоматика, выраженная депрессия, общее напряжение. Жестокость, злобность, ригидность мышления.

Жалобы: Приехал, плохо стало. Плохо сплю, ноги болят, голова болит. До войны не было.

В 10 м от меня был мощный взрыв. На моих глазах подорвался сапер на фугасе.

Увидел разорванное тело. Шок был. В ушах зазвенело. Голова чугунная стала, ничего не чувствовала в тот момент, в пределах часа. Он к смерти шел. Я мог бы его остановить. Человека жалко. Мог бы я оказаться на его месте. Тяжело - смерть товарища.

Сейчас: глаза закрываю, и автоматы, пулеметы….я там. 2 месяца как вернулся, кошмары снятся.

Но я бы еще поехал. В Ирак, например, да куда Родина пошлет. Там совсем другая жизнь. Тут расслабуха. Там постоянное напряжение, всегда готов к худшему. Тыла нет.

В процессе терапии появилось спокойствие, уменьшились головные боли, стал менее раздражительным.

1.на этапе отреагирования Г.А. переживал, вспоминал вновь те болезненные моменты, события войны.

2.на этапе называния своих состояний, чувств Г.А.. пытался определить что с ним сейчас происходит, назвать эти состояния, придать им вербальную форму.

3.на этапе рисунка мы также пытались извлечь тот ужасный, травмирующий материал, описывать его, проговаривать, посмотреть на это со стороны.

4.на этапе осознания Г.А. прорабатывал тот травмирующий материал, который был неосознанным, скрытым от сознания. Это существенно облегчает состояние, так как данный материал уходит из активной памяти и перестает быть столь болезненным (можно сравнить с процессом заживления раны и оставшимся шрамом).

Случай 5. К. Д., 27 лет.

По результатам психодиагностики: общая напряженность, психосоматический тип реагирования на стресс, агрессивность, жесткость, депрессия.

Жалобы: Кости ног болят, головные боли постоянные, пол головы как пустая. Памяти нет. Сон плохой. Поначалу в комнату не могли войти когда спал, просыпался сразу (если находишься в горячей точке, то это нормально). Валерианку пил.

Черствый стал, мало, что трогает.

Там много, что видел: грузовая машина трупов - но меня это не трогало. Человек, если не близкий, мне все равно.

Сейчас не могу ходить на кладбище. Не переношу запах трупов(если с утра труп, то весь день как разбитый). Когда криминальные трупы, то спокойно отношусь, а если просто дома кто-то умирает, то действует.

Бывает апатия, ничего не хочется. В такие моменты нужен стресс, иногда сам провоцирую на скандал или напиваюсь. Трезвый плакать не могу. Если драка, то никого не бью, охота просто порвать, наверное, жестокий я.

В снах то сам стреляешь и не можешь выстрелить, то бежишь - убежать не можешь. Беспомощность.

Сейчас грустно, не хочется ни с кем общаться.

В процессе терапии уменьшились головные боли и улучшилось настроение.

«Общение с вами ни к чему не обязывает, можно признать свою слабость, сбросить груз с больной головы на здоровую». Улучшился сон.

1.на этапе отреагирования К.Д. переживал вновь те болезненные моменты, события войны.

2.на этапе называния своих состояний, чувств К.Д. пытался определить что с ним сейчас происходит, назвать эти состояния, придать им вербальную форму, отделить от себя.

3.на этапе рисунка мы также пытались извлечь тот ужасный, травмирующий материал, описывать его, проговаривать, посмотреть на это со стороны.

4.на этапе осознания К.Д. прорабатывал тот травмирующий материал, который был неосознанным, скрытым от сознания. Это существенно облегчает состояние, так как данный материал уходит из активной памяти и перестает быть столь болезненным (можно сравнить с процессом заживления раны и оставшимся шрамом).

Данная работа дает нам следующие результаты:

-облегчение состояния

повышение уверенности в себе

восстановление картины настоящего

осознание травмирующего опыта и включение его в настоящую жизнь, как части своей жизни

осознание своих эмоций, связанных с полученным травматическим опытом

осознавание и связывание соматических проявлений с вытесненными преживаниями

отреагирование своих эмоций

называние их, определение (страх, тревога, дискомфорт, раздраженность, беззащитность)

Выводы:

Таким образом, мы видим в результате проведенного исследования и терапии у всех пациентов улучшения состояния, положительную динамику, что соответствует поставленным задачам и целям.

1. облегчение состояния

2. повышение уверенности в себе

.   восстановление картины настоящего

.   осознание травмирующего опыта и включение его в настоящую жизнь, как части своей жизни

.   осознание своих эмоций, связанных с полученным травматическим опытом

.   осознавание и связывание соматических проявлений с вытесненными преживаниями

.   отреагирование своих эмоций

.   называние их, определение (страх, тревога, дискомфорт, раздраженность)

Однако, мы не можем за столь короткий отрезок времени судить о последующих результатах. Это лишь скорая помощь пострадавшим. Мы ограничены в возможностях и во времени в пределах работы в стационаре. Мы убеждены, что нужно больше времени, чтобы проработать травматическую ситуацию и оказать психологическую помощь травмированному.

В норме этот травмирующий опыт должен быть отреагирован и переработан, поэтому наша цель - создать условия для адекватного отреагирования и понимания случившегося.

Любой человек попав в условия войны получает сильнейший стресс, поэтому является необходимым - говорить об этом.

Человеку порой достаточно выговориться, чтобы почувствовать облегчение.

Однако близкие и родные иногда не могут взваливать груз переживаний на «свои неподготовленные плечи». Зачастую именно они оказывают «медвежью услугу» больному подталкивая его к скорейшему выздоровлению и вхождению в жизнь. И человек оказывается в тисках: он испытывает тяжелые переживания да еще и чувство вины, что не может соответствовать норме, не может адаптироваться к жизни. Здесь нужно информировать семью о том, что происходит с больным, и что спешкой делу не поможешь, а только терпением и пониманием. В таком случае семья, близкие люди могут оказывать терапевтический эффект.

Средства для активизации эмоциональной жизни больного - это собственные терапевтические качества психолога (эмпатия, сострадание, эмоциональный отклик, поддержка, умение слушать и слышать и т.п.).

И поскольку все силы человека направлены на выживание (в горячих точках), то определенные психические функции, которые обычно интегрированы с другими, действуют в той или иной степени обособленно или автоматически и находятся вне сферы сознательного контроля индивида и процессов воспроизведения памяти.

Психолог играет роль посредника в этом процессе интеграции психических функций, оживления, оздоровления травмированной психики.


Заключение

В заключении хотелось бы сказать: «Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим» говорил В.Франкл.

Измениться самому - это тяжелая, долгая работа. Порой это измеряется годами. Это не всем под силу. И прежде, чем человек подойдет к этой черте (своему травматическому опыту), ему предстоит долгий путь подготовительной работы, буквально выращивания себя вновь, «своими руками», становление себя на новом уровне, и лишь потом воссоздание своей жизни.


Литература

 

1.  Бурно М.Е. Клиническая психотерапия, М.: Академический проект, 1999.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания, М.: МГУ, 1984.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений, М.: МГУ,1976.

.   Вовин Р.Я., Аксенова Затяжные депрессивные состояния. - М. 1982

.   Изард К.Э. Психология эмоций, С-Пб.: Питер, 1999.

.   Калшед Д. Внутренний мир травмы, М. 2002.

.   Карвасарский Б.Д. Неврозы, - М., Медицина, 1990.

.   Кискер, Фрайбергер, Розе, Вульф Психиатрия, психосоматика, психотерапия. - М. 1999

.   Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология, М.: Медицина, 1984.

.   Московский психотерапевтический журнал № 2 1996

.   Салливан Х.С. Депрессия, интернет-ресурс

.   Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине, М.: Медицинское информационное агенство, 2001.

.   Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. - М. 2002

.   Тарабрина Н.В. Практикум по психологии ПТСР. - СПб: Питер, 2001.

.   Тэхкэ В. Психика и ее лечение. - М. 2002

.   Урсано, Зонненберг, Лазар Психодинамическая психотерапия (краткое руководство).- М. 1992

.   Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

.   Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск, 1991.

.   Ялов А..М. Интегративно-динамическая модель групповой психотерапии. - СПб, 1992.

.   Ялом И. Мамочка и смысл жизни (психотерапевтические истории) М.: Эксмо, 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...