Государственные органы
Важнейшим структурным элементом механизма является орган государства. В отличие от государственных организаций орган государства характеризуется следующими признаками: а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др. ); 6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах; в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные); г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке; д) действует от имени государства; е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах; ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе. В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные. По способу создания органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями (например, исполнительные
органы, органы прокуратуры и др. ). По объему властных полномочий органы государства делятся на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления не входят в государственную систему. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные полномочия на всю территорию государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона. По широте компетенции выделяют органы обшей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (Правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции и др. ). По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (парламент, Правительство, Центральная избирательная комиссия) и единоначальными (Президент, Уполномоченный по правам человека). Можно также выделить органы, которые действуют в обычных и чрезвычайных условиях. Последние чаще всего временные органы. В федеративных государствах принято деление на общефедеральные органы и органы субъектов федерации. Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства. Данные требования не остаются неизменными в различных государствах и на разных этапах их развития. Например, в Советском государстве наиболее важными были следующие принципы: партийного руководства; подчинения работы аппарата политике; широкого участия масс в управлении делами государства; демократического централизма; социалистической
законности; интернационализма; научного планирования и др. В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся: 1. легальный порядок образования и действия; 2. принцип законности и конституционности; 3. оптимальность построения и структуры государственного аппарата; 4. эффективность деятельности; 5. профессионализм работы государственных служащих, соблюдение ими этических стандартов; 6. приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: а) признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата; б) основным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством; 7. разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами. Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата. После перехода ряда бывших социалистических государств в постсоциалистическое состояние важное значение приобрел принцип разделения властей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|