Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действие закона во времени. Обратная сила закона




Действие закона во времени. Обратная сила закона

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по

своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

1. с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут

применяться;

2. с момента, указанного в самом акте;

3. по правилам, установленным действующим законодательством. Так, федеральные законы

вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы

Президента Российской Федерации и правительственные акты - по истечении семи дней после

официального опубликования; акты исполнительных органов власти - при наличии двух условий:

а) после регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, если имеют

межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан, б) после

опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального

опубликования ведомственных актов являются газета " Российские вести" и " Бюллетень

нормативных актов федеральных органов власти".

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1. истечения срока, на который был принят;

2. официальной отмены или признания утратившим силу;

3. принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему

правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4. вступления в силу международного договора, которому противоречат акты

внутригосударственного значения или их части;

5. признания акта неконституционным;

6. приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент Российской

Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации,

федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод

человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции

РФ).

К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе

закона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие

общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с

тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или

смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуемость

деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом

законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает

распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

 

Федеральные органы исполнительной власти

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки, перечисленные в данном определении, позволяют выра­зить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных (законодательных, судебных) и негосударственных органов.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т. е. коллектив людей, соот­ветствующим образом организационно оформленный. Для органов ис­полнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать ус­тановленным требованиям в отношении профиля и уровня профессио­нальной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структу­ру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управле­ния и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и рас­пределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пре­делах установленной численности работников и фонда оплаты труда. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов ис­полнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так — «сверху» «вниз» на феде­ральном и региональном уровнях управления.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии со­здаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управле­ния. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный харак­тер, но, будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента — решение Совета Безопасности), императивны.

Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством Российской Федерации и означает пределы территории, на которую распространяется действие его актов управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...