Насилие на экране и в жизни
Стр 1 из 14Следующая ⇒ И.В. Челышева
Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания
Научно-популярное издание
УДК 371.68 ББК 74.9 Ч 41
Рецензенты: А.В.Федоров, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, А.А.Левицкая, кандидат педагогических наук, доцент
Ч 41 Челышева И.В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2011. 128 c. ISBN 978-5-91241-144-1 В издании представлен анализ проблемы детского, подросткового и семейного насилия в сфере межличностного общения со сверстниками и взрослыми; механизмов влияния экранного насилия на сферу отношений в семье; отношений несовершеннолетней аудитории к экранному насилию, изменений в поведении, развитии подростков, происходящих под воздействием насилия на экране и в реальной жизни. Научно-популярное издание направлено на оказание помощи родителям в семейном воспитании детей и подростков, испытывающих негативное влияние экранного насилия, умения решать возникающие семейные проблемы ненасильственными методами, проявляя взаимное уважение и доверие. В издании представлены методические рекомендации для родителей, подборка материалов для проведения бесед с подростками; нормативно-правовые документы, касающиеся доступа несовершеннолетней аудитории к произведениям медиакультуры, содержащим насилие и жестокость. Также в издании раскрыты реабилитационные и релаксационные возможностей медиаобразования (специального направления в педагогике, выступающего за изучение школьникам и студентами средств массовой коммуникации), которые можно успешно применять в процессе семейного воспитания подростков.
В приложение вынесены: текст Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», мысли известных людей о семье, родителях, воспитании детей; рекомендации для родителей; словарь основных терминов медиаобразования, примерные темы и вопросы для обсуждения фильмов с подростками и т.д. Издание адресовано широкой аудитории читателей: родителям, учителям, студентам педагогических вузов и всем тем, кто интересуется проблемами медиа и медиаобразования. Chelysheva, Irina. The teenager and screen violence: problems of family education. Taganrog: Stupin Publ., 2011, 128 p. * Данное научно-популярное издание написано при финансовой поддержке гранта РГНФ по подготовке научно-популярных изданий (2011) «Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания», № проекта 11-46-93005к. Руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент И.В. Челышева.
© Челышева Ирина Викториновна, Irina Chelysheva, 2011 Содержание
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1.Насилие на экране и в жизни …………………………..….……..7 1.1. Семья, сверстники, школа в жизни современного подростка…………….7 1.2. Насилие и семейное воспитание подростка……………………………….24 1.3. Экранное насилие и несовершеннолетняя аудитория: причины, последствия, факты……………………………………………..42
Глава 2. Возможности медиаобразования в преодолении негативного влияния экранного насилия………………………………………………….…60 2.1. Медиаобразование и семья………………………………………………....60 2.2. Преодоление экранного насилия (рекомендации родителям подростков)………………………………………………………………………75
Заключение……………………………………………………………………….91 Литература……………………………………………………………………….94 Приложения………………………………………………………………….…..97
Моим горячо любимым родителям… Введение Эта книга адресована родителям самых обыкновенных подростков: – мальчишек и девчонок, которые переживают трудный переходный возраст; - мальчишек и девчонок, чья жизнь неразрывно связана с экраном телевизора и компьютерным монитором; - мальчишек и девчонок, которые, как и все их сверстники, уверены, что только они смогут научить этот мир жить правильно…
Повзрослев, мы все, наверное, вспоминаем собственное детство. Автор этих строк не отличалась в детстве особым послушанием. Бедные родители! Наверное, очень трудно иметь ребенка, который во что бы то ни стало так и норовит настоять на своем, сделать все в точности до наоборот… Совершенно не приемля физических наказаний, мои родители всегда старались убедить меня, приводя доводы, доказательства, аргументы… Сейчас эти доводы кажутся очевидными и разумными, а тогда было твердое убеждение, что только я знаю, как надо жить, какие фильмы смотреть, как правильно поступать … Став мамой двоих сыновей, я стала все чаще вспоминать, как поступали мои родители в том или ином случае. И каждый раз, совершая ту или иную ошибку в воспитании (без которых, кстати, не обходятся даже родители - профессиональные педагоги), я с благодарностью и удивлением осознавала, что у моих родителей, оказывается, была железная выдержка и воистину ангельское терпение. Многие родители очень любят говорить: «Вот будут у тебя свои дети, тогда…». В самом деле, воспитание становится наиболее значимой и важной проблемой тогда, когда появляется собственный ребенок. Как правильно воспитывать своих детей? Этим вопросом задается каждый родитель, вне зависимости от возраста, образования и жизненного опыта. Ну и конечно, проблема семейного воспитания вызывает неизменный интерес исследователей, педагогов, психологов. Семейное воспитание всегда вызывает много споров, горячих дискуссий, обсуждается в прессе, на телевидении, в научной литературе, но исчерпывающего и единственно верного ответа на этот животрепещущий вопрос пока нет. На первый взгляд, вроде бы, это просто: все без исключения родители стараются воспитать своих детей добрыми, порядочными, справедливыми людьми, отдают много сил для осуществления этой высокой цели. Но, увы, в реальной жизни воспитание оказывается намного сложнее, чем представлялось: дети никак не хотят слушать своих родителей, то и дело совершают глупые и нелепые поступки, не отвечают предъявляемым требованиям взрослых, грубят, делают все по-своему…. Вот здесь мамам и папам и приходится решать сложный вопрос: какие средства и пути найти для того, чтобы ребенок вырос достойным человеком, и титанические усилия родителей не пропали зря?
Трудно перечислить все приемы, которые применяют для этого родители: в ход идут уговоры, заискивания перед ребенком, маленькие хитрости, угрозы, в общем, все - от лояльного и доверительного отношения с детьми до жестких наказаний и строгих запретов. Апробация этих средств занимает массу времени, сил, нервов обоих сторон, а эффективность порой оставляет желать много лучшего… Кажется, обсуждению педагогических приемов и «методов эффективного воздействия» на непослушных детей не будет конца: взрослые говорят об этом в кругу семьи, на работе, на отдыхе. Естественно, при этом мамы и папы с большей охотой рассказывают о своих педагогических победах, нежели о неудачах. А о случаях насилия над ребенком вообще предпочитают не говорить. Между тем, увы, это явление в практике семейного воспитания не такое уж редкое… В современной научной литературе встречается несколько трактовок понятия насилие. Например, в педагогическом словаре под насилием понимается «общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью принуждения, представляющего угрозу жизни и здоровья, подчиняют себе других» [Педагогический энциклопедический словарь, 2004, с. 161]. Исследователи В.А. Ситаров и В.Г. Маралов считают, что насилие – это «форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства» [Ситаров, Моралов, 1997, с. 7].
По мнению Е.Н. Волковой, насилие трактуется как «физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы и т.д., вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую ее физическому или психическому здоровью и целостности» [Защита детей..., 2007, с. 28]. Как можно заметить, сравнив формулировки, предложенные разными авторами, насилие включает в себя преднамеренные физические, психологические или иные действия, произведенные против воли человека. По отношению к несовершеннолетним детям и подросткам выделяют такие виды насилия как физическое, психологическое, сексуальное, а также пренебрежение нуждами ребенка. Приведем краткую характеристику этих видов. Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений. Сексуальное насилие – сексуальное поведение, вовлекающее ребенка в сексуальные действия или сексуальную эксплуатацию. Психологическое насилие – унижения, оскорбления, издевательства над ребенком. Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действие со стороны родителей (или лиц, их заменяющих), или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию. Пренебрежение нуждами детей также рассматривается как вид насилия. Это – неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию детей или создающее серьезный риск для этого [Защита детей…, 2008, с. 24-26]. Не меньшую озабоченность современных психологов, педагогов, ученых и родителей вызывает экранное насилие, которое демонстрируется практически всеми средствами массовой информации. Многочисленные исследования доказали, что оно оказывает негативное влияние не только на детскую, но и на взрослую аудиторию, становится сегодня одним из факторов, который способствует агрессии и жестокости современного человека, в том числе – и по отношению к членам своей семьи. Когда речь заходит о семейном воспитании, пожалуй, самым проблемным возрастом, с которым сталкиваются мамы и папы в процессе воспитания, является подростковый период. Возникает вопрос: как нам, родителям, помочь своим детям справиться с трудностями, которых так много в сложном «переходном возрасте», оставаясь при этом верными друзьями и мудрыми советчиками для своих детей? Как поддержать подростка, которому и так приходится нелегко, в ситуации все возрастающего потока негатива и насилия, которыми переполнены фильмы, компьютерные игры, сайты в Интернете?
В этой книге мы попробуем поразмышлять вместе с родителями современных подростков о проблеме семейного насилия, его возможных последствиях и путях преодоления, а также о том какое влияние в этом процессе играет экранное насилие и жестокость.
ГЛАВА 1. Насилие на экране и в жизни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|