Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление экранного насилия




(рекомендации родителям подростков)

Никогда вопросов глупых Сам себе не задавай, А не то еще глупее Ты найдешь на них ответ. Если глупые вопросы Появились в голове, Задавай их сразу взрослым. Пусть у них трещат мозги.Г.Остер «Вредные советы»

В предыдущем разделе мы уже говорили с Вами, Уважаемый читатель, о негативном влиянии экранного насилия на подрастающее поколение, одним из видов которого становится в современных условиях Интернет-зависимость. Безусловно, преодоление этой проблемы требует вмешательства специалистов: психологов, педагогов, медиков. Однако профилактика и предупреждение этого явления во многом зависит и от позиции родителей.

Следует заметить, что вряд ли ребенок захочет сознательно контролировать свое время, проводимое у компьютера, или станет принципиальным противником экранного насилия, если его родители будут занимать другую позицию. Поэтому заинтересованным проблемами своего ребенка без медиаграмотности, наверняка, обойтись будет трудно – ведь им нужно суметь обсудить с ребенком и интересную компьютерную игру, и новости сайта, и проблемный фильм. Да к тому же - убедительно разъяснить, что увлечение компьютером может иметь и положительные и отрицательные последствия, наконец, привлечь его внимание не только к развлекательной, но и к образовательной стороне компьютерной техники: попробовать найти и ознакомить свое чадо с интересной, познавательной информацией в сети, показать образовательные порталы, приобрести действительно развивающие игры и т.д. Словом, постараться обратить возможности медиа на пользу здоровья и развития, а не во вред ребенку. Для этого родителям необходимо овладеть информацией, например, о том, как правильно выбирать компьютерные игры для своего ребенка. Но для начала хочу рассказать Вам одну историю.

Одна моя приятельница вместе с десятилетним сыном посетило довольно крупный торговый центр для того, чтобы выбрать игрушку для очень популярной компьютерной приставки Xbox Kinect, позволяющей игроку в интерактивном режиме без помощи каких-либо приспособлений управлять машиной, играть в волейбол, участвовать в футбольном матче и т.д.

Для того, чтобы купить подходящую и интересную игрушку, наши покупатели обратились за помощью к продавцу-консультанту. Тот с удовольствием стал показывать популярные новинки, среди которых мама нашего геймера с удивлением обнаружила коробку с игрой, на которой красовался боец с крепко сжатыми кулаками и соответствующим выражением лица. Мама продолжила изучение внешнего вида коробки и увидела хорошо знакомый ей знак «18+», который, как, наверное, уже догадался читатель, свидетельствует о том, что данная игрушка подходит взрослым людям, достигшим совершеннолетия.

Но дальше произошло самое интересное. Когда мама поинтересовалась у продавца, почему он предлагает ей игру, в которую ребенок сможет играть только через 7 (!) лет, находчивый консультант с уверенностью заявил, что этот знак вовсе не означает каких-либо возрастных ограничений! Маме, которой так и не удалось узнать, что же, по версии продавца означает эта таинственная цифра со знаком +(ну не время же суток, в которое можно играть), пришлось уйти из магазина без покупки…

 

Да, неосведомленности продавца-консультанта можно только удивляться, ведь о рейтинговых системах возрастных ограничений известно даже непрофессионалам! Многие родители тоже, хотя бы в общих чертах имеют о них представление! Нисколько не сомневаясь в полной информированности нашего Уважаемого читателя, все-таки позволим себе остановиться на рейтинговых информационных системах поподробнее.

Самой известной рейтинговой системой информирования о возрастных ограничениях для компьютерных игрушек к началу ХХI века стала система Elspa, которая нашла широкое распространение во многих странах западной Европы.

В 2003 году на смену Elspa пришла пантъевропейская система PEGI (The Pan European Game Information), которую поддерживают крупнейшие разработчики игр и производители игровых приставок Play Station, Xbox, Nindendo. Кстати сказать, компьютерные игры, которые можно увидеть на прилавках российских магазинов и у многочисленных продавцов, снабжены именно этой информационной системой.

Итак, чем же эта информационная система может быть полезна для покупателей? Прежде всего, она оповещает его о возрастных ограничениях, которые предъявляются к той или иной компьютерной игре. Для этого в системе действует несколько значков со знаком «+». Всего таких знаков пять: 3+, 7 +, 12+, 16+, и 18+. Наверняка наш Уважаемый читатель уже догадался, что знаки говорят пользователям о том, что игра предназначена для детей старше 3-х, 7-ми, 12-ти, 16-ти или 18 лет, и, соответственно этому можно судить о содержании данной игрушки.

Кроме того, на обложке компьютерной игрушки (обычно на оборотной стороне) находятся так называемые дескрипторы, представляющие собой специальные указатели-картинки, которые также могут помочь покупателям лучше ориентироваться в содержании той или иной игрушки.

Таких дескрипторов может быть несколько в зависимости от содержания игры. Например, картинка с изображением сжатого кулака указывает на то, что в игре есть жестокие действия (драки, убийства и т.д.), а картинка с изображением шприца – на то, что в содержании игры присутствует показ употребления наркотиков или упоминание о них. Картинка, на которой изображен паук, может подсказать родителям, что в компьютерной игре есть страшные сцены, которые могут оказать сильное действие на психику ребенка. Более подробно со всеми символами и их значениями можно ознакомиться в приложении 4 или на сайтах:

http://www/pegi.info, а также http://gametraff.ru/publ/roditeljam_vozrastnoe_ogranichenie/1-1-0-8.

Идентификаторы, указывающие на возрастные ограничения компьютерной игры, а также значки – картинки, значение которых Вы уже знаете, помогут Вам не ошибиться в выборе игрушки для ребенка.

Кроме изучения специальных знаков информационной системы, родителям полезно внимательно посмотреть на упаковку компьютерной игры. На ней, как правило, изображены иллюстрации, по которым можно определить, насколько реалистична графика той или иной игры (именно так и сделала мама в истории, которую мы только что рассказали). Причем необходимо учитывать, что даже присутствие на картинках известных персонажей из мультфильмов не гарантирует отсутствия насилия и жестокости в игре, ведь любого вымышленного персонажа разработчики игры могут представить в самых разных жизненных ситуациях. На деле забавный герой, которого мы не раз видели на телеэкране, может предстать совершенно в ином виде в компьютерной игрушке. Так, в прессе описывались истории о том, как сказочные персонажи из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» при покупке диска для ребенка оказались героями мультфильма порнографического содержания.

Очень красноречивым может быть описание игры, также присутствующее на обложке. Описание – это кратное содержание сюжета, аналогично тому, как описываются художественные фильмы. Как правило, в таких описаниях можно узнать, какие действия предстоит предпринимать игроку для того, чтобы выиграть. Помните, в предыдущей главе мы приводили примеры описания некоторых игрушек? Поэтому, Уважаемый читатель, обратите внимание не только на иллюстрации, но и на текст...

Словом, родители современных подростков должны быть хорошо осведомлены о том, какие возрастные ограничения имеет тот или иной фильм, компьютерная игра и т.д. Согласно подписанному недавно Президентом Российской Федерации Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (см. приложение 1), вся информация в СМИ, будь то выпуск периодического печатного издания или копия аудио-, видео- или кинопродукции, должна содержать соответствующие знаки, которые информируют аудиторию о возможных ограничениях. Кроме того, радио- или телевизионная программа обязана сопровождаться сообщением об ограничении ее распространения. Вторая глава Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» как раз и посвящена классификации информационной продукции.

Еще одна сфера, тесно связанная с компьютерными технологиями, в которой Ваш ребенок может стать жертвой насилия – это различные социальные сети и сайты сомнительного содержания.

Как известно, по количеству информации, с Интернетом не может сравниться ни один информационный ресурс в мире. Мы уже обсуждали с Вами, Уважаемый читатель эти широкие возможности, которые, наряду с положительными моментами (как, впрочем, и все в этом мире) имеет оборотную сторону.

Совсем недавно в России стала отмечаться еще одна дата - 9 февраля, которая определена международным сообществом как День безопасного Интернета. Мы уже говорили о том, какие опасности могут подстерегать ребенка в Интернете, о том, что такое Интернет-зависимость, геймерство, Интернет-преступность. Но даже, казалось бы, безобидные социальные сети, чаты, которых сегодня достаточно много, также могут таить в себе ситуации, связанные с насилием, ведь на самом деле, никто не знает, что скрывается под «никами» того или иного собеседника, и какие у него на самом деле намерения… . Поэтому родителям необходимо предпринимать все возможные меры для того, чтобы ребенок избежал неприятных для него и его безопасности историй и жизненных ситуаций. Для этого необходимо усвоить несколько несложных правил.

 

Правило № 1. Ваш ребенок должен знать, что в Интернете нельзя публиковать свою личную информацию, включая адрес, телефоны, имена и место работы родственников и т.д., ведь неизвестно, как этой информацией кто-либо пожелает воспользоваться…

Правило № 2. Если человек, с которым происходит общение в социальных компьютерных сетях, не знаком лично с Вами и с Вашими детьми, то контакты с ними должны быть особенно осторожными. На деле этот человек может оказаться совершенно не тем, за кого себя выдавал…

Правило № 3. Не нужно отвечать на письма и сообщения тех людей, чьи имена Вам или Вашим детям не знакомы. Лучшим выходом в подобных случаях является удаление письма или блокировка неизвестного Вам пользователя в социальной сети или в системе электронной почты.

Правило № 4. О любой опасной ситуации, которая возникает в процессе общения в Интернет, как то угрозы, шантаж или настойчивые предложения встретиться и т.п., Ваш ребенок должен сообщить Вам. Для того, чтобы он так поступил, он должен быть уверен в том, что Вы всегда придете ему на помощь и поддержите его.

Правило № 5. Каждый родитель должен быть в курсе не только того, с кем общается и дружит ребенок во дворе и в классе, но и на сайтах. Самыми «опасными» местами для подростка в социальных сетях могут стать так называемые «лички» - личные сообщения, которые видят только те пользователи, которые друг с другом общаются в данный момент. Поэтому следует объяснить своему ребенку, что лучше всего обмениваться мнениями на форуме, где, как правило, присутствует достаточно много собеседников.

Правило № 6. Если Ваш ребенок является завсегдатаем социальных сетей и блогов, постарайтесь ввести в практику совместное обсуждение наиболее интересных для него тем. Ваше мнение может оказаться для него интересным и полезным. Для того, чтобы быть в курсе контактов ребенка, станьте его не только реальным другом в жизни, но и виртуальным другом в сети, Так у Вас будет больше возможностей пообщаться с ним, а также узнать о происходящих событиях в виртуальном пространстве.

Правило № 7. Участие в он-лайн играх очень захватывает многих подростков. Однако многие такие игры включают азартные элементы и разного рода торги. Если Вы замечаете, что ребенок просит Вас дать ему денег «на игру», постарайтесь разобраться в ее содержании. Лучшим способом для этого является заинтересованность: проявите интерес к игрушке, которой увлечен Ваш ребенок, постарайтесь быть в курсе дела ее основных событий. А дальше – решайте сами, насколько полезной может стать такая игра для ребенка и его развития.

Правило № 8. Мир медиа таит в себе не только опасности, но и огромные возможности для образования и развития. Поэтому активнее раскрывайте вместе с ребенком не только игровые (развлекательные), но и познавательные ресурсы Интернета. Ведь наряду с общением и развлечением, Интернет может предложить взрослым и детям массу полезной и нужной информации.

Правило № 9. Учите ребенка критически относиться к медиаинформации, в том числе - и информации в Интернет. Обратите его внимание на то, что и здесь есть много недостоверных фактов, которые необходимо проверять и подвергать критическому анализу.

Правило № 10. Любые взаимоотношения должны строиться на доверительной и партнерской основе. И семейные отношения здесь не являются исключением. Для того, чтобы помочь ребенку ориентироваться в виртуальном пространстве и уберечь его от возможных опасностей, Вы сами должны научиться жить в этом мире. Постарайтесь узнать больше об Интернете, которым так интересуется Ваш ребенок. Это сможет стать вашим общим увлечением и поможет сохранить и упрочить доверительные отношения в семье.

 

Как известно, задача воспитания состоит не только в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных ошибок, но и научить его сознательно делать важный выбор в своей жизни. Поэтому Уважаемый читатель, наверняка, согласится с мнением, что знать правила безопасности в виртуальных сетях и уметь помочь выбрать своему ребенку подходящий по возрасту фильм или игру – это только полдела. Важно, чтобы ребенок не только не подвергается опасностям медиамира, которых, как мы выяснили, достаточно много, но и мог сознательно и самостоятельно ориентироваться в потоке информации. Для этого ему необходимо быть медиакомпетентным, медиаобразованным.

Поэтому позволим себе изложить ряд очень важных, на наш взгляд, положений, которые смогут помочь мамам и папам подростков остаться для своих детей добрыми друзьями, советчиками и помощниками во всех делах, – в том числе и в нелегком деле приобщения к миру медиа; в развитии медиакомпетентности, которая позволит подрастающему поколению самостоятельно осуществлять правильный выбор в огромном пространстве произведений медиакультуры.

Известный российский исследователь Е.А.Бондаренко считает, что именно в среднем школьном возрасте интерес к специфике языка и профессиональным особенностям того или иного типа массовой коммуникации (при наличии минимальной базы умений и знаний) совпадает с реальной физической возможностью попробовать свои силы в интересующей области (удержать видеокамеру без дрожи кадра, быть в состоянии освоить технику монтажа и звукозаписи, компьютерную верстку для школьных печатных изданий или компьютерный дизайн для Web – страниц)» [Бондаренко, 2002, с. 12]. Мы уже говорили о том, что для этого возраста характерна интенсивность и кратковременность увлечений, обостренное эмоциональное восприятие собственных удач и ошибок; нереалистичная (заниженная или завышенная) самооценка. Поэтому для медиаобразовательной деятельности в подростковом возрасте нужно выбирать наиболее оптимальные методы и приемы, которые давали бы возможность варьировать и разнообразить формы занятий с детьми в семье, пробуждая интерес к медиакультуре.

Мы уже обращали Ваше, Уважаемый читатель, внимание на то, что в подростковом возрасте зачастую наблюдается неустойчивость интересов подростков, которая находит свое отражение в частой смене увлечений, хобби и т.д. Причем, чаще всего для них не так важен результат деятельности, как сам ее процесс, который доставляет подростку огромное удовольствие.

Так вот, важным условием возникновения стабильного интереса подростков к любой деятельности (учебной, творческой, исследовательской, игровой и т.п.), им необходимо создать «ситуацию успеха», то есть ситуации, когда ребенок чувствует, что его деятельность успешна, что у него все получается. В этом случае занятия, увлекающие подростка, смогут дать ему ощущение движения вперед, саморазвития, легкости познания мира медиа. Поэтому родителям необходимо помнить о том, что положительные эмоции от процесса деятельности (в том числе – и медиаобразовательной) возможны только в том случае, если все творческие начинания ребенка находят поддержку.

Для подростков характерно заметное развитие кри­тичности мышления. Если в младшем школьном возрасте ребенок полагался на авторитет учителя или родителей, то теперь он хочет самостоятельно убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения, суждения. Само по себе это ценное качество мышления, его следует развивать. Одним из средств формирования критич­ности в мышлении могут стать произведений массовой медиакультуры, тем более, что самостоятельное и критическое осмысление представляет собой очень важный аспект освоения медийного пространства.

Помните, мы говорили с Вами о том, что, несмотря внешнюю «взрослость» и самостоятельность, ребенку в подростковом возрасте нередко нужна помощь взрослых в решении важных для него проблем, которая невозможна без взаимного доверия и уважения? А ведь опыт по-настоящему взрослого поведения берет свое начало в семье и оказывает значительное влияние на взаимоотношения с окружающим миром. Так вот, общение с миром медиа здесь не исключение. Поэтому чуткость и тактичность становятся важными условиями всего процесса семейного воспитания подростка, в том числе – и на материале произведений медиакультуры.

И, наконец, при освоении подростком особенностей и закономерностей медиамира нельзя не учитывать, что особую ценность для ребенка в этот период развития представляет общение и совместная деятельность со сверстниками (об этом мы подробно рассказывали в первой главе). Поэтому многие из упражнений и игровых моментов можно организовать не только со своим ребенком, но и активно привлекать к этому занятию его друзей. Будет очень здорово, если творческий пыл совместной деятельностью сможет увлечь подростков. В этом случае, возможно, многие из заданий, которые Вы предложите ребятам, станут неотъемлемой частью их общения и важной составляющей их саморазвития, ведь многие творческие начинания и свершения начинаются именно с игры.

В настоящее время в профессиональной медиапедагогике существует целый комплекс методик, направленный на анализ произведений экранной и печатной медиакультуры, который успешно используется в работе со школьниками разных возрастов и студенчеством. Понятно, что эта работа может быть достаточно трудной для родителей, да и осуществлять полный комплекс приемов и методов работы с медиатекстом в условиях семейного воспитания не всегда возможно. Однако общие принципы обсуждения фильма, телевизионной рекламы или телепередачи, которые будут описаны в этом разделе книги, могут быть полезны нашему Уважаемому читателю.

Одним из самых распространенных методов семейного воспитания выступает беседа. Именно доверительный, задушевный разговор зачастую заставляет задуматься над серьезными жизненными проблемами, а мудрый совет приходит на помощь в непростых жизненных ситуациях. И, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются родители, беседа остается очень действенным средство воспитания подростка.

Тема экранного насилия может и, как нам кажется, обязательно должна обсуждаться в семье. Ведь именно во время беседы родители имеют возможность не только высказать свое отношение к этому явлению, но и услышать мнение ребенка, так как зачастую, высказывая его, подросток может рассказать Вам, Уважаемый читатель, и о тех проблемах, которые волнуют его именно сейчас.

Конечно, лучше всего, если такая беседа будет происходить после совместного просмотра того или иного фильма, так как «совместный просмотр – это не только совместное времяпрепровождение, но и возможность общения с детьми, помогающее «строить добрые, доверительные отношения, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы» [Повышение социальной компетентности…, 2006, с. 3].

Выбирая тот или иной фильм для совместного просмотра и обсуждения, необходимо помнить о том, что, прежде всего, он должен быть интересным и доступным подросткам, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.

Непосредственно перед просмотром фильма можно попробовать акцентировать внимание ребенка на тех вопросах, которые Вы собираетесь затем обсудить. К примеру, можно попросить ребенка обратить особое внимание на следующие проблемы:

- на образы и поведение героев, которые для ребенка наиболее приемлемы или неприемлемы;

- на эмоциональные переживания героев фильма и события, которые с ними связаны;

- на позитивные (негативные) события, которые могут случиться и в жизни подростка и т.д.

Центральные темы обсуждения фильма также могут быть самыми разными. Например, это может быть обсуждение характеров и поведения главных героев, обсуждение ключевых (главных) эпизодов, которые повлияли на дальнейшие события и т.д.

Беседа о фильме, телевизионной программе или компьютерной игре может строиться в форме обсуждения, дискуссии, диалога. В любом случае необходимо обратить внимание на то, чтобы это обсуждение не превращалось в монолог родителей. Подросток обязательно должен иметь возможность высказать свое мнение о произведении медиакультуры, его героях, ситуациях, попытаться сделать самостоятельные выводы. Конечная цель беседы или обсуждения заключается в том, чтобы помочь ребенку понять, что существует множество разных способов решения жизненных проблем, и каждый может выбирать из них тот, который считает самым верным. Ведь в будущем ребенку самому придется выбирать, как строить свои отношения с окружающим миром – на основе насилия и злобы, или, наоборот, - доброты и сердечности…

В настоящее время существует целый ряд фильмов, посвященных проблеме детского и подросткового насилия. И, пожалуй, классическим примером здесь может стать фильм Р.Быкова «Чучело».

В самом деле, до сих пор, нас, взрослых, этот фильм заставляет снова и снова задумываться над проблемами равнодушия, детской жестокости, милосердия. Кстати, в приложении 6 можно ознакомиться с некоторыми темами и примерными вопросами для обсуждения этого фильма с подростками.

Как мы уже отмечали, тема дружбы становится одной из центральных для подростка. Поэтому предлагаем вниманию родителей еще один фильм, которые рассказывает о непростой судьбе мальчика – сироты, который снял режиссер А. Прошкин. Называется этот фильм «Спартак и Калашников», он рассказывает о трогательной дружбе мальчика и собаки. Интерес к подобным фильмам обусловлен тем, что они сняты на основе реальных событий. После просмотра фильма, который, без сомнения, не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей, можно обсудить целый ряд жизненно важных вопросов о дружбе и предательстве, доброте и жестокости, словом, тех вопросов, которые зачастую очень волнуют подростков.

Элементы беседы с подростками на тему экранного насилия могут быть включены и в другие виды работы с произведениями медиакультуры - творческие задания, упражнения, конкурсы и т.д. Представим вниманию Уважаемого читателя небольшой обзор заданий и упражнений, которые можно осуществлять в процессе семейного воспитания.

Итак, начнем мы свой рассказ с телевизионной рекламы, ведь она так часто мелькает на телеэкранах, и нередко вызывает целую гамму эмоций (от бурного восторга - до скептической улыбки) не только взрослых, но и искушенных телевизионными программами детей. Кстати сказать, сцены насилия в рекламе тоже довольно часто встречаются.

На примере анализа рекламных роликов можно познакомить подростка с тем, какие приемы используются для привлечения внимания покупателей к тому или иному товару, развивая тем самым аналитические способности ребенка, умений отличать достоверную информацию от ложной, видеть скрытое или явное насилие в ролике, который длится всего несколько минут, однако способен оказать достаточно сильное влияние на зрителей.

Работа над анализом рекламного медиатекста может проводиться следующим образом. Можно, к примеру, попросить подростка ответить на некоторые вопросы: «В чем заключалась цель автора рекламы?», «Какой вид текста (сказка, повествование) положен в основу рекламного медиатекста для достижения этой цели? Почему?», «О чем этот медиатекст? (например: о людях или вещах; личностях или группах)», «Какие действия описаны в рекламном медиатексте?» и т.д. Ответы и обсуждения таких вопросов смогут способствовать самостоятельному осмыслению самого рекламного медиатекста, а также его составных частей, приемов, которые здесь используются.

Не исключено, что поначалу подобные вопросы могут поставить ребенка в тупик, ведь для многих зрителей (причем, не только подросткового возраста) реклама стала настолько привычным атрибутом телевизионного действа, что на нее практически не обращается внимания. Хорошим решением проблемы здесь будет совместное обсуждение.

Другим вариантов этого задания на материале рекламы может стать интересная игра «Дешифровальщик». Ее можно проводить в виде конкурса, победителем которого становится тот, кто лучше всех сможет распознать тайный смысл рекламных роликов.

Подростки очень любят тайны и секреты, поэтому такая игра вызовет более живой интерес, чем простое обсуждение вопросов. Основные этапы этого расследования могут быть такими (их можно записать):

1. Опиши, что происходит в рекламе?

2. Зафиксируй выделенные события (действия персонажей) в виде подписей. Кого из персонажей можно назвать агрессивным? Почему?

3. В левом поле страницы напиши, что ты узнал из текста кроме событий (действий). Это могут быть мысли и чувства персонажей, описание места действия, воспоминания персонажей (возвраты в прошлое), их отношение к определенной проблеме. То есть, описывай все, что ты смог увидеть в рекламном тексте помимо действительно происходящих событий.

4. В правом поле страницы запиши все, что ты заметил о том, как ведется повествование: от чьего лица ведется рассказ (чьими глазами ты видишь события)? Меняется ли темп повествования - ускоряется или замедляется? Что ты узнал о персонажах рекламного ролика?

5. Для чего и для кого сделана эта реклама? К чему стремится ее автор?

Особое внимание во время обсуждении следует уделить возможным агрессивным действиям персонажей, особенностям поведения, которые указывают на их стремление доминировать над другими, подчинять других своей воле.

Как показывает практика, подростки с интересом включаются в работу, и, будьте уверены, Уважаемый читатель, постараются досконально выяснить, какая же информация скрывается за общеизвестными рекламными медиатекстами, и попытаются угадать их скрытый смысл и подтекст. А поможет им в этом природная любознательность и характерная для этого возраста жажда расследовать неизведанное.

После обсуждения можно совместно с подростком обобщить полученную информацию. При этом обратите внимание ребенка на то, результаты ваших расследований могут получиться разным. Это происходит потому, что восприятие одной и той же информации у разных людей может быть различным. Мнение одного человека о медиатексте может не совпадать с мнением другого: эта разница зависит не только от восприятия, но и от возраста, жизненного опыта, уровня самостоятельности и критичности мышления и других факторов.

Приведем еще один интересный пример игры на материале рекламы, которая называется «Озвучка».

Подросткам предлагается посмотреть рекламный материал и придумать собственный вариант их озвучивания. Нужно сказать, что многие подростки предлагают достаточно креативные варианты озвучивания, придумывая оригинальные и остроумные выражения и фразы, подбирая интересное музыкальное оформление

После того, как подросток овладеет первоначальными навыками выполнения этого творческого упражнения, можно немного усложнить задание, предложив им расставить необходимые акценты, привлекая внимание зрителя к основной идее ролика или, наоборот, изменить ее. Например: «Попробуй подобрать музыку или озвучить текст героев так, чтобы стало понятным, какие кадры в ролике являются главными», «Дополни диалог главных персонажей таким образом, чтобы их конфликта не произошло. Найди для этого добрые слова», «Если кто-то персонажей ведет себя агрессивно, попробуй переозвучить его роль таким образом, чтобы он миролюбивым и мягким человеком» и т.д.

Так, играя и соревнуясь с взрослыми и друзьями, ребенок не только сможет лучше разбираться в тонкостях медиамира, но и получит ценный жизненный опыт общения, которого порой так ему не хватает, к примеру, сможет научиться решать возникающие проблемы мирным путем, не вступая в конфликты.

В силу возрастных особенностей подростков, родителям бывает довольно трудно обсудить с ними фильм или телевизионную программ в ходе беседы. Поэтому попробуем предложить им еще одну игру - «Расследование».

В ходе такой игры подростки должны попробовать выявить неблаговидные, незаконные, жестокие действия персонажей, которые могут в некоторых фильмах подаваться в «шутливой» и «веселой» форме. Для проведения «расследования» можно создать несколько групп:

- «следователи» собирают наиболее яркие факты, увиденные в фильме,

– «обвинители» составляют обвинение главных отрицательных героев

– «адвокаты» готовятся защищать героев фильма.

Обычно в результате подобного расследования разгораются жаркие дискуссии, во время которых необходимо помнить, что каждый участник игры имеет право на собственное мнение. Во время такой дискуссии можно попросить подростков самих проанализировать, какие последствия для человека могут наступить в результате просмотра фильмов, в которых содержатся насилие и жестокость. Рассуждения на такие серьезные и злободневные темы могут способствовать развитию аргументированного мнения о том, что такое экранное насилие.

На основании своего практического опыта, хотелось бы предложить Уважаемому читателю еще одно интересное задание, которое понравится подросткам и их родителям - «Письмо от имени…». Это задание помогает лучше понять характер, поступки и душевное состояние героев того или иного фильма, программы, компьютерной игры и т.д.

В первом варианте выполнения задания участникам предлагается написать «письмо» от имени героев произведений медиакультуры. После выполнения задания участники читают свои «письма», а остальные игроки пытаются угадать, от имени какого персонажа оно написано.

Давайте попробуем и мы с Вами, Уважаемый читатель, угадать, от имени какого героя написано вот это «письмо»:

«Когда я его встретила, меня постигло разочарование. Я ведь хотела увидеть прекрасного и отважного принца на белом коне, а пришел спасать меня зеленый великан, да еще привел с собой смешного друга, который все время болтает и рассказывает без конца разные истории. Но потом я поняла, что мой спаситель – настоящий герой: отважный, смелый и очень добрый. Я уверена, что нас впереди еще ждут интересные приключения и путешествия, которые вы сможете увидеть в новых фильмах о нас!».

 

Конечно же, Уважаемый читатель догадался, что это письмо написано от имени принцессы Фионы из мультфильма «Шрек»!

Впрочем, «письма» можно писать не только от лица главных или второстепенных героев, но и от имени неодушевленных предметов, у которых тоже (при условии включения воображения и фантазии) может быть свой взгляд на происходящие события. Помните сказки Г.Х.Андерсена, в которых он описывал события с точки зрения самых разных неодушевленных предметов, например, швейной иглы? Ведь ее в реальной жизни очень трудно представить такой эмоциональной и привередливой, какой она предстала благодаря таланту великого сказочника!

Второй вариант этого задания может заключаться в подготовке «писем» от имени аудитории фильма, компьютерной игры или телепередачи. Такие письма могут быть написаны от имени человека любого возраста, профессии, культурного уровня и т.д. Нужно сказать, что варианты выполнения могут быть достаточно интересными. Приведем пример выполнения этого задания:

«Уважаемые работники телеканала!

К вам обращается домохозяйка из города N Клавдия Ивановна Мышкина. Пишу вам со слезами на глазах! Разве так можно относиться к зрителям?

Дело в том, что последние четыре года я смотрела ваш сериал. Но скажите на милость, разве можно такой интересный фильм заканчивать на 721 серии? Ну, ничего же не понятно, с кем осталась главная героиня, почему не показали свадьбу? А как же злодейка–сестра, совсем, что ли, ей плохо? Надо же было подробно на этом остановиться, показать хотя бы еще серий 100… А еще телевизионщики называются!

Если вы не собираетесь дальше показывать фильм, хотя бы в письме подробно опишите, что и с кем стало, а то прямо сердце не на месте. Жду ответа, как соловей лета!».

 

Как нам уже хорошо известно, подростки очень любят принимать участие в разных конкурсах и соревнованиях. Этот интерес можно поддержать при помощи викторины «Угадай фильм», которую вполне реально организовать, например, на праздновании дня рождения своего ребенка.

Для проведения викторины все участники делятся на команды. Им нужно посмотреть фрагменты из кинофильмов и мультфильмов, которые Вы заранее подготовите, и угадать название демонстрируемого фильма. Нужно сказать, что здесь также может быть несколько вариантов, например, кроме названия, необходимо рассказать о событиях, которые были в фильме далее, перечислить фамилии актеров, которые снимались в главных (второстепенных) ролях, разыграть сценку из фильма и т.д.

В случае, если одна команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. В конце викторины нужно обязательно подвести итоги и наградить тех участников, которые дали больше всех правильных ответов. Наверное, будет излишним обращать внимание нашего Уважаемого читателя, что для создания хорошего настроения фрагменты лучше подбирать позитивные, веселые, смешные, то есть те, которые смогут вызвать улыбку и радость детей.

Если подобные викторины и игры придутся по душе подросткам, можно предложить им самостоятельно организовать конкурс «Фильм года».

По аналогии с известными конкурсами фильмов, может быть учреждено несколько номинаций конкурса: «Лучший сценарий», «Лучшая мужская (женская) роль», «Лучший костюм», «Лучшее музыкальное сопровождение», «Самый добрый фильм» и т.д. Задача каждого участника состоит не только в том, чтобы выдвинуть понравившийся фильм на ту или иную номинацию, но и доказать, что он лучший.

Автор этих строк проводила такие конкурсы с друзьями своих сыновей. Практика показала, что с подготовительной работой (то есть выбором фильма по номинациям) ребята справляются обычно без труда, а вот на стадии обсуждения Ваша помощь может понадобиться. Поэтому, если Вы сумели установить дружеские отношения со своим ребенком и его друзьями, можете попытаться попробовать свои силы в качестве арбитра. И если такое доверие Вам будет оказано, надеемся, что мнения всех участников будут учтены, ведь многие из них впервые выступают в роли кинокритиков, и им просто необходимо Ваше поощрение и признание!





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.