Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины, последствия, факты




Если вы решили твердо Самолет угнать на Запад, Но не можете придумать, Чем пилотов напугать, Почитайте им отрывки Из сегодняшней газеты, - И они в страну любую Вместе с вами улетят.

Г.Остер «Вредные советы»

 

В этом разделе книги мы попытаемся рассказать Вам, Уважаемый читатель, что такое экранное насилие, какое влияние оно оказывает на современных подростков, какие изменения происходят в поведении и развитии подростков под воздействием насилия на экране.

Наверно, никто сегодня не станет спорить с утверждением, что в жизни современного человека информация играет очень важную роль. Львиную долю этой информации несут медиаисточники - средства массовой информации (телевидение, Интернет, пресса, радио). Важное значение средства массовой информации имеют не только в жизни взрослых, но и детей, для которых знакомство с миром происходит не только при непосредственном общении с новыми людьми и наблюдениях за ними, но и посредством общения с произведениями массовой культуры (фильмами, компьютерными играми, популярной музыкой и т.д.).

Как известно, в произведениях медиакультуры (кинофильмах, статьях в газетах и журналах, телепередачах, компьютерных играх и сайтах и т.д.) находят свое отражение все социальные, моральные, культурные процессы, происходящие в обществе. И это отражение касается не только происходящих событий, но и чувств, мыслей, переживаемых каждым зрителем, читателем, пользователем или слушателем.

И, к сожалению, с насилием ребенок может встретиться не только в школе или на улице. Многочисленные сцены насилия и жестокости ребенок практически ежедневно видит на экране телевизора, в Интернете, узнает о нем из криминальной хроники в прессе и т.д. К примеру, американские ученые подсчитали, что до достижения 18 лет молодые люди становятся свидетелями примерно 200 000 актов насилия, которое ежедневно и ежечасно транслирует телевидение [Оранж, Флинн, 2007, с. 45]. Что уж говорить об Интернете, где любой желающий может найти сколько угодно таких сцен, подсчет которых - весьма проблематичное занятие.

Российские экраны здесь не являются исключением из правил. Многие специалисты в области медиатехнологий отмечают, что отечественные СМИ уже ничем не отличаются от западных по количеству сцен жестокости и агрессии. А знает ли Уважаемый читатель, что в среднем на один час эфирного времени обычного российского канала приходится четыре сцены насилия и эротики, то есть каждые 15 минут наши дети становятся их свидетелями? Эти данные были получены в результате экспертных телепросмотров различных каналов российского телевидения [Собкин, 2001, с. 20].

Даже в, казалось бы, вполне безобидных мультипликационных фильмах, которые транслируются по всем телевизионным каналам, дети видят акт насилия каждые две минуты. Что уж говорить о бесконечном показе или описании трупов, перестрелок, ограблений и т.д., регулярно мелькающих в программах криминальной хроники, показ которых неоднократно повторяется в течение дня…

Е.С. Полат, говоря об опасностях Интернет, отмечает, что «передачи о распространении наркотиков часто служат не столько средством отвращения от них, сколько указанием конкретной информации, где и у кого можно эти наркотики достать. В ряде случаев информационные передачи о криминале служат учебным пособием по изготовлению или способам хранения и применения оружия. Вспомним недавно прошедшую по ТВ информацию о задержании в США террориста, собиравшегося взорвать несколько зданий с применением ядерного оружия, способ изготовления которого он нашел в Интернете» [Полат, http://www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm]. Иными словами, в кинофильмах или компьютерных играх, например, криминального жанра, обилие постоянно демонстрируемого жестоких сцен может привести к формированию неоправданной терпимости по отношению к ним.

Когда-то, во времена существования советского ТВ все материалы, выходившие в эфир, подвергались достаточно строгой цензуре. О видеомагнитофонах, DVD, а тем более – Интернете никто еще не слышал, и практически вся детская и подростковая аудитория смотрела две-три программы. Да и в кинотеатрах существовал непреклонный запрет на просмотр фильмов детьми. Надпись «Детям до 16 лет смотреть запрещается» воспринималась очень серьезно и работниками кинотеатров, и родителями, отправлявшими в кино свое чадо. Кстати, если мы попробуем с Вами, Уважаемый читатель, посмотреть сейчас подобный фильм, то будем искренне удивлены: что такого увидели кинопрокатчики в киноленте, что могло бы навредить ребенку? Ведь современные дети видят на экранах сцены гораздо более жесткие и фривольные, и порой даже не обращают на них внимания….

Как известно, «после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятых возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих сцены насилия» [Федоров, 2001, с.8]. Тысячи российских мальчишек и девчонок атаковали видеосалоны, стремясь увидеть диковинные шедевры западного кинематографа. А попасть домой к счастливым обладателям видеомагнитофонов было сродни поездке за границу.

В прессе и на телевидении широко обсуждались проблемы «видеобума», захлестнувшего страну. Одной из самых обсуждаемых тем в подростковой среде стали рассказы об увиденных видеофильмах. Обмен видеокассетами происходил во дворах, в школах, где на перемене самые предприимчивые школьники (в основном – старшеклассники) нередко и приторговывали заветными коробками, на которых фломастером было старательно выведено «Рембо», «Красная жара», а то и просто «Джеки Чан», «Чак Норрис» и т.д.

Прошли годы… Уже и в помине нет видеосалонов, а старые видеомагнитофоны вместе с увесистыми кассетами пылятся на чердаках и в кладовках. Настало время DVD, многоканального и спутникового телевидения, Интернета. На экранах и мониторах появились новые герои, все быстрее замелькали дни и события…

И, к сожалению, «медианасилие все сильнее проникает в российское общество, где на практике не существует ни эффективной системы возрастных рейтингов для просмотра и продажи аудиовизуальной продукции, ни системы контроля по отношению к демонстрации сцен насилия на экране» [Федоров, 2004, с.139]. Сегодня все мы довольно часто становимся зрителями и наблюдателями экранного насилия, которыми изобилуют современные средства массовой коммуникации: телевидение, пресса, Интернет, кинематограф и т.д. Здесь «острые конфликты непрерывно изобретаются и множатся, а физическое насилие является приоритетным способом их разрешения. Отступление от правды жизни неизбежно отражается на содержании той картины мира, которую реально видит на «большом экране» типичный кинозритель» [Тарасов, 2005, с.173].

Так что же представляет собой экранное насилие или как его все чаще называют - медианасилие? Впервые определение этому понятию дал российский исследователь К.А.Тарасов. Он определил насилие на экране как изображение взаимодействия человека с экраном, «в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц)» [Тарасов, 2002, с. 69]. Проще говоря, об экранном насилии можно говорить в случаях, когда, скажем, на экране телевизора или компьютерном мониторе происходят события, связанные с действиями или поступкам против воли человека.

Многие современные исследователи с обеспокоенностью констатируют, что медианасилие (то есть насилие, транслируемое СМИ) оказывает негативное влияние на современную аудиторию – взрослых и особенно детей. К примеру, выявлено, что воздействие экранного насилия на подрастающее поколение связано с целым рядом причин, среди которых выделяют потребность детей и подростков в общении, необходимость самоутвердиться, завоевать авторитет, повышенную внушаемость и склонность подражать экранным кумирам и т.д.

Негативное влияние медианасилия на ребенка стало общепризнанным фактом. К его последствиям многие исследователи относят:

- изменения в поведении, связанные с агрессией и жестокостью;

- смещение жизненных ценностей, где главным становится стремление доминировать над окружающими людьми;

- стремление подражать отрицательным экранным героям в общении, манерах;

- повышение риска криминогенного и асоциального поведения и многие другие.

Попробуем рассмотреть эти факторы подробнее.

К примеру, «экранное насилие» может оказывать значительное влияние на ребенка, воспринимающего кино как историю, близкую к реальной жизни. Именно здесь кроется одна существенная причина роста агрессивности и жестокости в детской и молодежной среде. Современными исследователями было выявлено, что эти явления во многом связаны с постоянно увеличивающимся потоком медиаинформации, содержащей насильственные действия. Например, известно, что «подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди важных социальных причин многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики» [Тарасов, 2002, с.76].

В самом деле, отношение несовершеннолетней аудитории к сценам насилия на экране во многом определяет их отношение к реальным людям. Если учесть, что именно с «переходным» возрастом связан интерес и растущая популярность экранного насилия, то можно, наверное, объяснить растущую агрессивность многих подростков.

Профессором А.В.Федоровым в ходе экспериментального исследования было выявлено, что доля поклонников экранного насилия в возрастной группе от 12 до 13 лет увеличивается почти втрое, скажем, по сравнению со школьниками младшего возраста. Причем наиболее активный интерес к сценам насилия проявляют мальчики: по сравнению с младшим школьным возрастом процент популярности подобных сцен возрастает в 10 (!) раз [Федоров, 2004, с. 89]. Чаще всего основными факторами привлекательности сцен экранного насилия для подростков выступают динамика действия, интересный сюжет, стремление развлечься перед экраном телевизора и т.п.

Еще одной значимой причиной интереса к сценам экранного насилия выступает способность последних компенсировать то, чего не хватает подростку в реальной жизни. И это понятно: где, как ни в интересном и очень страшном фильме или компьютерной игре можно получить острые ощущения или, скажем, представить себя сильным, бесстрашным или непобедимым героем? К примеру, подросток, отличающийся в жизни робостью и застенчивостью, стремится уравновесить эти особенности своего характера при помощи просмотра боевиков, где персонажи – сплошь смельчаки и герои. Именно возможность представить себя на месте такого героя позволяет подростку забыть о своих недостатках.

По проценту отведенных страниц или эфирного времени, криминал и насилие занимают в отечественных масс-медиа второе место после рекламы. Экранное насилие и жестокость, постоянно присутствующее в фильмах, программах, компьютерных играх и т.п. могут действовать как «прививка» аудитории. Попробуем разобраться, что же это такое.

Будучи опытными родителями, мы с Вами, Уважаемый читатель, знаем, что в детстве ребенку делают целый ряд различных прививок – от коклюша, столбняка, гриппа и т.д. Делая такую прививку, мы знаем, что она представляет собой очень маленькую дозу антигенного вещества, которое вырабатывает у ребенка иммунитет к тому или иному опасному заболеванию.

Сцены насилия, довольно часто мелькающие на экранах телевизора, на сайтах, страницах газет и т.д. действуют на человека аналогично антигенному веществу. Постепенно страшные кадры и события перестают казаться зрителям, в том числе – и юным, чрезвычайными и начинают восприниматься как обыденное явление.

Нужно признать, что такая «прививка» имеет долгосрочное и довольно эффективное действие: снижает «шоковый порог» взрослой и детской аудитории - порог чувствительности по отношению к проявлению насилия, и превращает последнее в привычную картину. Одновременно у аудитории развивается равнодушие и безразличие к жертвам насилия, которое позволяет рассматривать насильственные действия как вполне приемлемый способ решения возникающих в жизни проблем. Неслучайно в ходе экспериментов, проведенных А.Бандура и Р.Уолтерс, было выявлено, что «сцены насилия на телевидении и киноэкране увеличивают количество проявлений агрессивного поведения и в отношении детей, и у самих детей» [Бандура, Уолтерс, 1999, с. 64]. Было установлено, что особенно разрушительным эффектом обладают передачи реалистического содержания, такие, как прямые трансляции поединков агрессивных видов спорта и различные криминальные хроники.

Основным механизмом как насильственного поведения, так и поведения жертвы выступает механизм подражания: чем младше ребенок, тем легче он усваивает модель жертвенного или насильственного поведения [Защита детей…, 2007, с. 33].

Иными словами, насилие, которое видит ребенок на экране, может стать образом жизни. Девиз «Здесь и сейчас» принимает порой чудовищные формы в сознании некоторых юных зрителей и понимается ими как вседозволенность и призыв к любым действиям, в том числе – насильственным и жестоким. Тем самым в обыденном сознании подрастающего поколения снимаются психологические барьеры, которые не позволяют развиваться агрессии и жестокости. Стремление решать все возникающие конфликты при помощи силы или численного превосходства становится для некоторых подростков жизненной позицией, одним из принципов выживания в жестоком мире, убеждением, что «побеждает сильнейший», и «жизнь – это джунгли, где каждый - за себя».

Подобная жизненная позиция находит свое отражение и в виртуальном мире. Здесь, как свидетельствуют результаты научных исследований, ситуация такова: только 17 % компьютерных игр, наиболее популярных среди подростков, не содержат сцен насилия. Преимущественно это игры спортивной тематики [Федоров, 2004, с. 67]. Остальные же игры содержат насилие и жестокость, представленную с разной степенью реалистичности. Попробуем и мы с Вами, Уважаемый читатель, провести небольшой обзор компьютерных игрушек, которые так любят современные подростки.

Возьмем компьютерную игру военной тематики, например - «Metal of honor» («Медаль за отвагу»). Подобные игрушки особенно любят мальчики: в них перестрелки, погони, драки, словом, все, чтобы чувствовать себя супергероем. По правилам игры за каждого побежденного противника Ваш ребенок получает призовые очки, за каждый взорванный дом – вознаграждение…

А вот описание еще одной занимательной игры с красноречивым названием «Школьные войны»: «Вы играете за школьную банду. Выбирайте цвет команды и громите соседские банды. Захватываете масти на территории. Так же можете захватывать масти, захваченные соперниками. Для захвата - просто садитесь и ждете. Каждый захват приносит вам нового единомышленника» [http://www.min2win.ru/gm.php?id=454]. Комментарии, как говорится, излишни…

В «Российской газете» от 19 июля 2011 года была опубликована статья Н.Юрьевой под названием «Белоснежка и семь грехов», в которой повествуется о продаже компьютерных дисков с насилием и порнографией. Приведем небольшую выдержку из этой статьи:

«Диски с игрой под названием «Grand theft auto 4 без ограничений продаются в магазинах Москвы и по всей России.

Именно такой диск в магазине продали столичному третьекласснику. Родители о содержании в игре эротики, призывов к насилию и нецензурной брани узнали только тогда, когда ребенок прошел несколько уровней в игре и перешел к управлению физическими действиями "героя" при его посещении публичного дома» [http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/07/19].

 

Не секрет, что производство и продажа компьютерных игр преследует коммерческие цели, приносящие, кстати сказать, большие доходы. Продажа подобной продукции детям, к сожалению продолжается. Причем «производители компьютерных игр в погоне за прибылью стараются любыми способами завуалировать информацию о педагогической нежелательности продажи и использования таких игр детьми. К примеру, на диске, в котором множество сцен насилия, эротики или порнографии, где постоянно звучит нецензурная брань, нарисовано лишь несколько значков с символами, которые призваны информировать о содержании диска, но непонятны для большинства покупателей» [http://www.rg.ru/gazeta/rg/2011/07/19].

Между тем, известно, что медианасилие надолго остается в памяти ребенка, способно вызывать угнетенное эмоциональное состояние или наоборот, повышенную агрессию. Поэтому современные родители, приобретая ту или иную компьютерную игрушку или фильм для своего ребенка, должны быть хорошо информированы о содержании таких символов. Их описания являются общепринятыми во многих странах мира, в том числе и в России. Более подробно о том, как правильно выбирать компьютерные игры для своих детей, мы расскажем Вам, Уважаемый читатель, во втором разделе следующей главы

Конечно же, мы согласны с мнением, что играть в компьютерные игры с элементами насилия и совершать насилие в жизни - разные вещи. Однако, как мы уже знаем, интерактивное включение в процесс насилия вызывает неизбежное привыкание к нему, притупление чувства сострадания, сопереживания и т.д. Ведь «в виртуальном мире ничего не стоит выстрелить в человека из пистолета или автомата. Взорвать его гранатой, разрезать электропилой, разнести на части бомбой и т.д.» [Федоров, 2004, с.70]. Неслучайно многие родители в разных странах мира, всерьез обеспокоенные негативным влиянием компьютерной жестокости, подают в суд на медиакомпании, занимающиеся рекламой и распространением таких компьютерных игр [Оранж, Флинн, 2007, с. 46].

А что же наши подростки? Как они сами оценивают современные компьютерные игрушки? Для примера приведем фрагмент небольшого эссе, написанного одним из подростков на тему виртуального насилия:

«Хотя компьютерные игры – дело увлекательное, я заметил, что в некоторых играх очень много крови, насилия и жестокости. Я провел свое расследование и выявил игры, где насилия больше всего: Это: «Suffering» и «Punisher». В игре «Suffering» нужно убивать монстров и чудовищ. Там вы находитесь в старом городе с полным войском чудовищ. Большой набор оружия и почти в каждый момент вам надо набирать очки, с помощью которых вы сможете превращаться в чудовище. В игре «Punisher» вам предстоит играть за беспощадного героя по имени Каратель. Он одет в плащ и футболку с черепом. Вам можно будет мучить людей.

Если долго играть в такие игры, то захочется повторять все, что делают герои в жизни» [Челышев, 2006, с.94].

 

Такая реакция подростка на сцены виртуального насилия неслучайна: воспринимая различную медиаинформацию (телепередачи, фильмы, сайты и т.д.), аудитория (в особенности – юная) усваивает нормы, ценности определенной социальной группы, вырабатывает определенные жизненные установки и рассматривает полученную информацию через призму этих ценностей и ориентаций. Так, например, несколько лет назад в печати был описан случай, когда подростки после просмотра одноименного сериала начали играть в «Бригаду». Последствия этой «игры» оказались очень плачевными и для самих горе – игроков, и для их родителей….

Примечательно: специалисты по психиатрии, заинтересовавшиеся феноменом перенесения криминальных моделей поведения, характерных для героев кинофильмов и компьютерных игр, пришли к выводу о том, что преступления воспринимаются некоторыми подростками лишь как захватывающая игра. А раз речь идет об игре, где как известно «все понарошку», значит и играть в нее, по мнению некоторых подростков, вполне безопасно…

Исследователь проблемы медианасилия Д.В. Жмуров комментирует это следующим образом: «отличительной чертой патологического подражания является то, что насилие в реальной жизни становиться продолжением кинофильма, сюжеты которого были дополнены собственной болезненной фантазией» [Жмуров, http://www. zhmurov.by.ru]. И хотя слепое подражание тому, что увидено на экране – случай достаточно редкий, связанный с патологическими изменениями психического состояния человека, однако элементы подражательности тому, что происходит на экране, безусловно, может присутствовать у многих детей и подростков. Например, важным фактором здесь может выступать стремление быть похожим на сильного героя (особенно, если он совершает насилие во имя победы добра над злом). Здесь проявление насилия может быть легко оправдано тем, что «зло должно быть наказано».

Еще один фактор, оказывающий наиболее значительное влияние на восприятие сцен экранного насилия и жестокости – присутствие в фильме популярных и известных актеров: «Если на экране мой любимый актер, то ему многое можно позволить и простить, ведь он так хорошо играет!».

Ну и наконец, притягательность сцен насилия может быть связана с возможностью развлечься. Что может быть интереснее для подростка, чем, скажем, интересный боевик или детектив с драками, погонями, перестрелками, поисками убийцы и т.п.? Здесь можно так увлечься и вжиться «в роль», что при просмотре подобных сцен (ну как здесь без них?) многие подростки (преимущественно, мальчишки), невольно начинают уворачиваться от ударов, и «нападать» на экранного соперника с крепко сжатыми кулаками, сидя перед экраном… [Челышева, 2008]. А с появлением новых игровых приставок, где игрок, стоя перед экраном телевизором, может имитировать движения виртуального героя или интерактивно вступать с ним в борьбу, эффект присутствия в виртуальной ситуации еще более увеличился. И если, скажем, подросток не играет в виртуальный теннис или бадминтон, а участвует в жестокой драке, то можно предположить, что эти действия вполне могут повториться и в реальной жизни….

Так как подростки, как мы уже выяснили, ориентированы больше на сверстников, чем на взрослых, в фильмах, компьютерных играх и телевизионных программах им импонируют герои близкого с ними возраста, схожими чертами характера, манерами поведения и т.д.

С этим связана еще одна серьезная проблема. Произведения экранной медиакультуры (фильмы, компьютерные игры, рекламные ролики и т.д.), способны формировать определенные стереотипы героев, которые далеко не всегда близки представителям юной аудитории. Дело в том, что в произведениях массовой медиакультуры, в том числе – и адресованных подростковой аудитории, обычно предлагаются определенные положительные или отрицательные стереотипы персонажей. Как правило, в экранных медиапроизведениях положительно изображаются материально благополучные, примерные, уверенные в себе или талантливые подростки, упорно добивающиеся успехов в школе, в спорте, в технике, искусстве, моде и т. п. К числу отрицательных стереотипных героев чаще всего относят юных наркоманов, преступников, беспризорников и просто неудачников. Получается, что обыкновенному школьнику (не ставшему ни «звездой», ни преступником), ведущему обычную жизнь, довольно трудно найти близких по духу единомышленников в экранном мире. Тогда и здесь – у экрана, подросток чувствует себя одиноким, оставаясь один на один со своими проблемами и трудностями…

Безусловно, не на всех подростков сцены насилия воздействуют одинаково (что, кстати, подтверждено научными исследованиями). Неоднозначная реакция на сцены экранного насилия обусловлена целым рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

- степень восприимчивости (чем больше восприимчивость подростка, тем более сильное негативное влияние на его эмоциональное состояние может оказать определенная сцена);

- возраст аудитории (дошкольники и младшие школьники более остро реагируют на такие сцены и, соответственно, стараются их избегать) и т.д.

Но даже говоря об одной возрастной группе, например, о подростках, нельзя утверждать, что на них медианасилие действует одинаково. Здесь многое зависит от пола, особенностей характера ребенка, условий, в которых он живет, традиций семьи и т.д.

По-разному воспринимают экранное насилие девочки и мальчики. Мальчики более подвержены «эффекту агрессии» и наиболее часто сравнивают себя в собственном воображении с агрессором. Девочки во время просмотра чаще представляют себя жертвой.

Страшные сцены, увиденные в фильме или телевизионной передаче, могут вызвать у некоторых подростков чувство страха перед агрессией и насилием, или даже привести к психологическому шоку. К примеру, дети, которых пугает насилие, стремятся избегать подобных сцен, чтобы не испытывать негативные эмоции.

Наверняка, Вам, Уважаемый читатель, приходилось наблюдать, как они это делают: выходят или выбегают из комнаты, выключают телевизор или переключаются на другую программу во время демонстрации насилия. И хотя подростки изо всех сил стараются показать, что им совершенно не страшно, им бывает очень трудно скрыть за показным равнодушием свое волнение и переживания. Особо восприимчивые школьники после просмотра плохо спят, их мучает бессонница, ночные кошмары.

А иногда сцены экранного насилия, наоборот, способны стать своеобразным стимулятором, «пусковым механизмом» агрессивного поведения и проявления жестокости. Например, известно, что агрессивные дети отдают предпочтение программам и фильмам со сценами насилия и жестокости: им нравится наблюдать, как другие люди ведут себя агрессивно. Ребенок, посмотрев тот или иной фильм, становится раздражительным, грубым, или как говорят многие родители – «неуправляемым». К примеру, исследования, проведенные А.В.Федоровым, свидетельствуют о том, что 39 % школьников нравится смотреть, как люди дерутся, причиняют друг другу боль и т.д. При этом 48 % школьников всегда сочувствуют жертве, а 45% сопереживают «плохому парню» [Федоров, 2004].

В исследованиях Д.В.Жмурова отмечается, что существует взаимосвязь между интересом к медианасилию и асоциальными условиями жизни ребенка, к которым относится, например, неблагополучная семейная обстановка [Жмуров, http://www. zhmurov.by.ru]. Подростки, для которых насилие является неотъемлемой частью окружающего их социального окружения, больше интересуются насилием на экране: детям нравятся те фильмы и программы, которые близки их жизни, созвучны их жизненному опыту.

Ребенок с самого раннего детства приобщается к тем фильмам или программам, которые смотрят его родители. Это означает, что немаловажную роль в воспитании критического отношения ребенка к медианасилию может сыграть семья, А ведь некоторые родители почему-то уверены, что при помощи фильмов с реалистическим насилием можно воспитать сильную волю и характер…. «Пусть видит, что бывает в жизни, а не растет маменькиным сынком!» - считают они. – «Ну, а если ребенку страшно, так над этим можно только посмеяться!». Такие насмешки, безусловно, ранят детское самолюбие: ведь никому не хочется казаться трусом! Кроме этого, родители, сами порой того не желая, воспитывают в ребенке равнодушное отношение к чужой боли и страданиям, создают ситуации терпимого отношения к насилию как к обыденному явлению.

Несколько интересных исследований были посвящены изучению влияния медианасилия и его взаимосвязь с интеллектуальным развитием ребенка. Результаты этих исследований довольно интересны: к примеру, выявлено, что «более развитые в познавательном плане дети подвержены влияниям в меньшей степени» [Жмуров, http://www. zhmurov.by.ru].

Как можно заметить, Уважаемый читатель, существует множество разных факторов, которые скрывают корни интереса или отвержения медианасилия современным подростком. Но в любом случае, насилие, происходящее на экране, оказывает воздействие на психику.

Например, согласно данным опросов, проведенных среди учителей средних школ, современные дети стали меньше играть и больше драться, причем очень жестоко, агрессивность детей заметно возросла. Исследования, проведенные Н. Брушлинской, показали, что регулярный просмотр экранных сцен насилия и жестокости приводит к тому, что у 43,3 % опрошенных отмечается снижение порога чувствительности к жестокости; у 43 % - стимулируется агрессивно-насильственное поведение, а у 42, 4 % - происходит обесценивание человеческой жизни и нравственных ценностей [Брушлинская, 2002, с. 54].

Между тем, замечено, что 45 % школьников, смотрящих телевизор более 3-х часов в день, наиболее часто проявляют агрессивность, а 20 % -могут представлять опасность для общества. Агрессивность детей, которые проводят перед телевизором 1 час в сутки, в пять раз превышает уровень агрессивности школьников, «телесмотрение» которых носит нерегулярный характер [Оранж, Флинн, 2007].

С возрастанием популярности компьютерных он-лайн игр и Интернета многие исследователи все чаще говорят о новом феномене аномального поведения, своеобразной форме насилия, которому подвержены, преимущественно подростки и молодежь – Интернет-зависимости.

Почему же Интернет – зависимость (профессионалы называют ее Интернет-аддикцией) многие исследователи относят к насилию? Ведь в сущности, ребенка никто не принуждает играть к компьютерные игры или часами просиживать на страницах разного рода сайтов и в социальных сетях?

Дело в том, что насилие тесно связано с зависимостью: эмоциональной, экономической, материальной и т.д. К примеру, подросток – жертва психологического насилия, ставший объектом насмешек со стороны сверстников, становится эмоционально зависимым от своих обидчиков, так как его чувства и эмоции практически целиком поглощены происходящим.

Так и ребенок, зависимый от Интернет, зачастую сам не понимая, что с ним происходит, становится жертвой компьютера. В литературе описаны случаи, когда Интернет-зависимые пользователи годами не выходили из дома, бросали учебу и работу, теряли всякий интерес к реальной жизни, окружающим людям. Ни с кем не общаясь, кроме виртуальных друзей, такие пользователи в прямом смысле попадали в виртуальную паутину, добровольно обрекали себя на многомесячное заключение в четырех стенах [Челышева, 2008, с. 33].

Мы уже отмечали в предыдущей главе нашей книги, что в подростковом возрасте активно развивается воображение ребенка, и, кроме того, для этого возраста характерно всецелое увлечение понравившимся занятием, и посвящение ему всего свободного времени. Такой ребенок, к примеру, увлекшийся Интернетом, день за днем много времени проводит за компьютером, играя в различные игры или листая странички Интернета, и, постепенно, все, что происходит вокруг него в реальном мире отходит на второй план. Уже достаточно широко известно, что длительное «сидение» за компьютером может привести к негативным последствиям, которые пагубно сказываются на состоянии здоровье и взрослых, и детей. Особую озабоченность вызывают ситуации, когда пользователи начинают не просто увлекаться, например, компьютерными играми, а «с головой» уходят в виртуальный мир, теряя интерес к миру реальному, становятся зависимыми от событий, происходящих на мониторе.

Последние годы ученые все чаще говорят об «электронном бродяжничестве» - бесцельном переключении сайтов, тем, блогов и т.д. Психологический механизм этого явления связан со стремлением познать мир, пусть и виртуальный, открыть для себя что-то новое и интересное. Неслучайно «электронному бродяжничеству» особенно часто подвергаются дети и подростки, которым, вследствие их любознательности или простого любопытства, очень хочется посмотреть, что же скрывает та или иная ссылка, о чем говорят в том или иной блоге и т.д.

На деле такое «бродяжничество» нередко приводит к нарушению чувства времени, информационным перегрузкам, отвлечению внимания от окружающей действительности и т.п. [Гулевич, 2008, с. 207]. Однако даже длительные ежедневные путешествия по Интернету не могут привести к доскональному его изучению, так как объемы информации здесь огромны, и ее количество увеличивается с каждым днем.

Признаки Интернет-зависимости во многом схожи с теми, которые наблюдаются у жертв насильственных действий в реальной жизни. Например, известно, что пользователь, зависимый от компьютерных игр или сети Интернет отличается пониженной физической активностью, апатией; у него часто наблюдается нарушения сна, ухудшение общего самочувствия. Поведение такого пользователя отличает замкнутость, трудности в общении, сниженная самооценка и т.д.

Почему же пользователи предпочитают так называемое сетевое общение? Почему они теряют интерес к общению «вживую»?

Реальное общение, как известно, представляет собой обмен информацией (словами, жестами, мимикой) с окружающими людьми. Мы, взрослые, знаем, что многие, давно знакомые люди, способны даже без слов понимать друг друга.

В отличие от реального, виртуальное общение носит «безличный» характер: собеседники, даже при многолетнем общении видят друг друга только на фотографиях или общаются посредством веб-камеры. Присвоив себе вымышленное имя, так называемый «ник», можно скрыться от чужих любопытных глаз и представиться собеседникам в любом образе, скажем, брутального героя или неотразимой красавицы. Такие эксперименты очень привлекательны, в особенности для подростков, которым, как мы с Вами уже знаем, во что бы то ни стало, хочется казаться взрослыми.

Да и к тому же, виртуальное общение, на первый взгляд, более удобно, ведь можно выбирать, когда и с кем общаться, сознательно уходить от неприятных тем, а в случае опасности – и вовсе заблокировать слишком навязчивого собеседника. Словом, виртуальное общение ни к чему не обязывает, не налагает ответственности, и не требует особых душевных затрат. Это намного проще, чем настоящее общение, которому нужно уделять гораздо больше времени, да и эмоции придется проявлять реальные, настоящие. К тому же, реального собеседника придется не просто слушать, а сопереживать, вникать в его непростую жизненную ситуацию и т.д.

В научной литературе по проблеме Интернет, такие взаимоотношения получили название «легкой социальности». «В самом деле, нет ничего легче, чем выразить сочувствие том, с кем никогда не увидишься, реальные взлеты и падения которого - лишь пустой звук. Друг в общепринятом смысле, тот, кто разделяет минуты радости и помогает перенести удары судьбы, разве есть у него что-то общее с типом, скрытым под псевдонимом, который заявляет о своем понимании, несмотря на то, что ни разу не смотрел вам в глаза?» [Керделлан, 2008, с. 32]. Такой уход от реальности может весьма негативно сказаться на развитии социальной активности, особенно когда речь идет о подростке, для которого вряд ли виртуальные друзья смогут заменить живое общение с настоящим, преданным, готовым всегда прийти на помощь другом.

С Интернет-зависимостью тесно связаны такие явления как геймерство, хакерство и Интернет-преступность [Защита детей, 2007, с. 111]. Интернет-преступность, по мнению специалистов, связана с мошенничеством, вовлечением детей и подростков в связи с криминальным миром. Огромную роль здесь играет виртуальный характер общения, который не позволяет ребенка видеть, кто же с ним общается на самом деле.

Среди наиболее распространенных методов воздействия на детскую и подростковую психику специалистами выделяются:

- вхождение в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для махинаций, сексуального удовлетворения, других видов насилия;

- производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, которые могут нанести вред физическому или психологическому здоровью ребенка [http://school3.vsevnet.ru/protect_nasilie.html].

Наиболее опасным явлением для подростков может стать геймерство, называемое в широкие кругах игроманией.

Игромания представляет собой серьезную проблему, так как зачастую толкает подростков на асоциальные и криминальные действия. Игромания может проявляться по-разному – от чрезмерного увлечения виртуальным миром (это называют «виртуальным синдромом») до пагубного пристрастия к азартным играм. В средствах массовой информации нет недостатка в материалах, описывающих случаи вымогательства или кражи денег, которые подростки затем проигрывали в автоматах за считанные минуты. Притягательность электронных игр здесь тесно связ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...