Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности медиаобразования в преодолении негативного влияния экранного насилия





Медиаобразование и семья

Если ты весь мир насилья Собираешься разрушить, И при этом стать мечтаешь Всем, не будучи ничем, Смело двигайся за нами По проложенной дороге, Мы тебе дорогу эту Можем даже уступить. Г.Остер «Вредные советы»

Итак, по количеству свободного времени детей и подростков одно из первых мест занимает общение со средствами массовой коммуникации. Телевидение, Интернет, сотовая телефонная связь, пресса становятся неизменными спутниками практически каждого ребенка и взрослого. Поэтому в современных условиях становится очевидным, что современному человеку необходимы не только традиционные знания, но и знания, связанные с медиа.

Известный американский киноактер Граучо Маркс сказал: «Телевидение делает нас образованнее. При виде включенного телевизора я ухожу в соседнюю комнату и принимаюсь за чтение». Эту фразу чаще всего вспоминают, когда речь идет о телевизионных программах и фильмах сомнительного качества, которых, как мы с Вами, Уважаемый читатель, знаем, в телеэфире предостаточно. И если старшее поколение, как и Г.Маркс, привычно тянется к любимой полке с книгами, то многие дети и подростки, к великому сожалению, предпочитают этому полезному занятию другие виды медиа, например компьютерные игры, общение в социальных сетях и т.д. Да и отличить нескончаемые развлекательные программы, многолетние реалити и «мыльные оперы» от высокохудожественных медиапроизведений, могут далеко не все…

В предыдущей главе книги мы достаточно подробно рассказывали о том, что сегодня очень трудно представить себе ситуацию, при которой эффективно работали бы запреты на просмотр детьми и подростками фильмов, программ или продажа компьютерных игр с компонентами насилия и жестокости, поскольку любой фильм, сайт или компьютерная игра, как правило, без них не обходятся. В связи с этим вряд ли можно утверждать, что, запретив школьникам и молодежи смотреть на экранах сцены насилия, дабы «оградить их неокрепшую психику», мы сможем вырастить гуманистов, неспособных на насилие по отношению к окружающим людям, природе и т.д. К тому же такие запреты едва ли можно назвать жизнеспособными в условиях все возрастающего интереса молодежной аудитории к масс-медиа.

Наиболее действенным путем решения проблемы может стать развитие умения школьников самостоятельно, критически оценивать различные медиатексты (телепередачи, фильмы, интернетные сайты и т.д.); пробуждение их способности к восприятию и аргументированной оценке получаемой информации. Решение этих и других вопросов, касающихся закономерностей функционирования медиа в обществе и занимается специальное направление в педагогике – медиаобразование. В этой главе книги мы попытаемся раскрыть некоторые реабилитационные и релаксационные возможности медиаобразования, которые можно успешно применять в процессе семейного воспитания подростков, а также поговорим о том, как преодолеть негативное влияние сцен насилия, которые он ежедневно видит на экране, как избежать последствий, связанных с изменением поведения, характера.

Однако, прежде всего нам необходимо рассказать Уважаемому читателю о том, что же такое медиаобразование.

Медиаобразование как педагогическое направление появилось достаточно давно. Многие нынешние родители, наверняка помнят школьные киноклубы, где ребята смотрели и обсуждали интересные фильмы, или кружки любительской фото- и киносъемки, которые существовали практически в каждом Дворце пионеров и школьников. Здесь ребята учились фотографировать и проявлять фотографии. А как мы с Вами помним, это было делом не таким простым, как сейчас. Нужно было уметь управляться с трудными настройками фотоаппаратуры, добиваясь хорошего качества снимков, смешивать реактивы в правильной пропорции, и затем, закрывшись в темной ванной комнате с зажженной красной лампочкой, очень осторожно проявлять фотографии. Что уж говорить о киносъемке: этот процесс был сродни чуду, и редкие счастливчики – обладатели видеокамер, могли сравниться, разве что с обладателями видеомагнитофонов.

Кроме просмотра и обсуждения кинофильмов, любительской фото- и киносъемки, родители нынешних подростков, наверняка могут вспомнить многочисленные газеты, которые неизменно висели в каждой классной комнате. Члены классной редколлегии увлеченно готовили репортажи и очерки о жизни класса и школы, описывали регулярно проходившие субботники и сборы макулатуры и металлолома, в общем, вели хронику школьной жизни.

Снимая собственные документальные репортажи, горячо обсуждая новые и старые фильмы на уроках литературы, истории, или в стенах школьных и студенческих киноклубов, рисуя очередную газету для школы, мы и не представляли себе, что были включены в процесс образования на материале произведений медиакультуры, то есть в процесс медиаобразования. Да и честно сказать, делали мы это не ради какой-то высокой цели, а потому, что нам это было интересно. Играя в знатоков кинематографа и великих операторов, в фотокорреспондентов и кинопостановщиков, мы осваивали сложный и противоречивый мир медиакультуры с его тайнами и загадками.

Нынешние школьники гораздо раньше нас, взрослых, привыкают к премудростям новых медиаизобретений. Как известно, современный школьник ежедневно проводит за монитором компьютера или экраном телевизора до 5 часов, постоянно подвергаясь при этом информационному воздействию. Немудрено, ведь они – нынешние девчонки и мальчишки, живут в век информационных технологий, которые окружают их с раннего детства, становятся практически естественной средой обитания.

Привычное с детства телевидение, Интернет, который едва ли не с первого класса становится одним из главных источников информации… У Уважаемого читателя может возникнуть резонный вопрос: а стоит ли задумываться над специальным образованием, которое бы позволяло подрастающему поколению изучать его закономерности, если и без этого подрастающее поколение уделяет медиа слишком много внимания?

Этот вопрос, наверное, так и остался бы открытым и весьма спорным, если бы не понимание, что увиденное на экранах и мониторах зачастую воспринимается как зеркальное отражение всего, что происходит в мире. А если о чем-то не рассказали в вечерних новостях, так может его и вовсе не было? И поэтому мы с Вами, Уважаемый читатель, начинаем все чаще задумываться над тем, как помочь нашим детям самостоятельно и критически относиться к информации, которую предлагают нам телевизионные каналы, о том, как уберечь наших детей от опасностей и негатива в Интернете, оставаясь такими добрыми и отзывчивыми, какими мы их воспитывали… . Нужно сказать, что задумываемся об этой важной проблеме не только мы – родители, но и современные исследователи. Приведем лишь несколько мнений:

 

«Без должной подготовки к взаимодействию с той лавиной СМИ, которая обрушивается на современного человека, очень трудно оградить ребенка от бездумного их потребления, от зомбирования, пустого времяпрепровождения, формирования желания постоянного пассивного развлечения» [Журин, 2004, с. 29].

«Сегодня в школе изучают основы безопасности жизнедеятельности в окружающем мире, а безопасность в мире масс-медиа подчас становится гораздо актуальнее, поскольку негативная информация может привести к самому страшному – массовому информационно-психологическому психозу, зависимости от средств коммуникации» [Возчиков, 2000, с. 5].

 

Таким образом, в связи с увеличением количества времени, проводимого школьниками у экрана, в настоящее время, перед обществом встает непростая задача взаимодействия с миром экранных медиа. Именно эти задачи и решает специальное направление в педагогической науке – медиаобразование.

Целью медиаобразования является развитие медиаграмотности (медиакомпетентности) взрослых и детей. Это понятие включает в себя:

- умение владеть компьютером, видеомагнитофоном, фотоаппаратом, видеокамерой и т.д.,

- осуществлять поиск необходимой информации в огромном медиапотоке;

- самостоятельно осмыслить, проанализировать сообщения, передаваемые при помощи медиа, отличить истинные высказывания от ложных;

- создавать собственные фильмы, программы, сайты, журналы и т.п.

И кроме всего прочего, медиакомпетентность предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей взрослой и детской в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиа [Челышева, 2008].

Первые две задачи наши дети, как мы уже выяснили, успешно решают без особого труда, (и, признаем, частенько без помощи взрослых), так как овладевают медиа с ранних лет, да и нужную информацию ищут достаточно быстро. А вот с проблемой самостоятельно мыслить и анализировать, отличать истинную информацию от ложной, справляются далеко не все (да и мы – взрослые, здесь не исключение).

Как известно, изучение окружающего мира начинается в семье. Наблюдая за поведением и общением родителей, ребенок учится вести себя, усваивает определенные нормы и ценности. Точно также происходит и при освоении мира медиа, ведь дети с раннего возраста стараются подражать взрослым. Как говорится, «в задаче спрашивается»: что будет смотреть ребенок к наступлению подросткового возраста, если в его семье заведено смотреть «все подряд»? Понятно, что этот вопрос скорее риторический, так как ответ на него очевиден…

Между тем, мировой опыт медиапедагогики свидетельствует о том, что медиаобразование открывает большие возможности для развития ребенка, его интеллектуального и творческого потенциала, способностей, самостоятельного мышления. Еще в 2000 году Советом Европы были разработаны Рекомендации Парламентской Ассамблеи по медиаобразованию, в которых отмечалось: «Медиаобразование позволяет людям реализовать их право на свободу выражения и право на получение информации. Это является не только преимуществом для личного самосовершенствования, но также способствует межличностному участию в обществе. В этом смысле медиаобразование формирует в людях демократическое гражданство и политическую осведомленность» [http://assembly.coe.int/Documents/WorkingDocs/Doc00/EDOC8753.htm].

Неслучайно во многих странах мира – в Канаде, Австралии, Великобритании, Франции и других существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. Например, в ряде стран оно включено в школьные программы, а в Австралии и Канаде изучение основ медиаобразования начинается еще в дошкольном возрасте. Также зарубежными исследователями в последние годы выпущено большое количество книг и брошюр для родителей, посвященных освоению медиамира.

В предыдущих разделах этой книги мы уже говорили, что для того, чтобы помочь своему ребенку не стать жертвой насилия в школе или на улице, родителям необходимо хорошо разбираться в жизненной ситуации своего ребенка – его окружении, возможных проблемах и трудностях. Аналогичная ситуация должна иметь место и в случаях общения подростка с миром медиа. Но как это сделать, с чего нужно начинать?

А начнем мы с Вами, Уважаемый читатель, с результатов интересных исследований, проведенных несколько лет назад в ряде стран. Эти исследования выявили, что 28 % опрошенных взрослых считают себя новичками в Интернете, тогда как детей в этой категории оказалось всего 7 % [Оранж, Флинн, 2007, с. 2009].

Что же это означает? А это означает то, что дети и подростки гораздо лучше знают о мире Интернета, чем взрослые (то есть их родители), и, соответственно, лучше владеют его возможностями. Следовательно, там, где ребенок чувствует себя как рыба в воде и ориентируется достаточно легко, взрослому и разобраться-то бывает достаточно трудно.

К сожалению, в России медиаобразование не является обязательным школьным предметом. Знакомство и освоение с закономерностями медиа проводится в формах спецкурсов, медиакружков, факультативов, медиастудий, а многие учителя используют возможности медиапедагогики в ведении различных учебных предметах школьного курса. А что касается семейной медиапедагогики, то этот вопрос вообще очень редко поднимается в педагогической и научно-популярной литературе, а если он и обсуждается, то, чаще всего, ограничивается указанием на негативные стороны медиа и необходимость ограничить контакты детей с телевидением, компьютером и Интернет. Но, увы, как показывает жизнь, такие указания в наше время малоэффективны… .

А что касается родителей, так они (то есть мы) занимаются стихийным самомедиаобразованием всю жизнь, как и наши собственные дети. Результаты такого самообразования довольно разные: одни довольствуются «мыльными операми», принимая их за высокохудожественные произведения, другие – предпочитают классику, третьи – смотрят «все подряд» и т.д.

Многие родители интуитивно пробуют учить ребенка цивилизованному общению с медиа, пробуя разные способы: кто-то обсуждает с ребенком интересный фильм, кто-то учит снимать на видео красивые пейзажи, кто-то демонстрирует на домашнем видео лучшие классические фильмы…

Нужно признать, Уважаемый читатель, что медиаграмотности в России пока даже не учат даже учителей (за очень редким исключением). Поэтому изучение закономерностей средств массовой коммуникации подрастающим поколением становится очень важной проблемой, интерес к которой возникает сегодня не только у ученых и исследователей, но и у родителей современных школьников.

На материале каких медиа реализуются возможности медиаобразования?

Каким образом разные медиа влияют на ребенка?

Какие средства, методы и приемы можно использовать в семейном воспитании, чтобы ребенок смог ориентироваться в огромном информационном потоке?

Как уберечь его от экранного насилия и жестокости?

 

Эти и многие другие вопросы очень волнуют многих мам и пап современного медийного поколения. Попробуем ответить на некоторые из них. И начнем мы, Уважаемый читатель с небольшого обзора мира медиа, который так хорошо знаком нашим детям. Обозревать мы его будем, конечно же, с взрослой позиции, то есть с точки зрения того, какое информационное пространство окружает нашего ребенка, и того, как оно оказывает влияние.

На одном из первых мест по популярности и степени влияния на современных подростков находятся экранные произведения медиакультуры

Экранные искусства (телевидение, кинематограф, Интернет, компьютерные игры, видео – словом все, что связано с экраном или монитором) еще называют техногенными или синтетическими, то есть связанными с техникой и объединяющими в себе возможности нескольких традиционных искусств.

В самом деле, экран объединяет в себе возможности многих традиционных искусств, позволяет человеку при помощи современной техники перемещаться в пространстве и во времени. Экранные искусства обладают такой отличительной чертой как массовость, воздействуя на боль­шую аудиторию, и объединяя ее общим настроением.

Еще одна черта экранной медиакультуры - информа­тивность, максимальная насыщенность определенным содержанием. Например, киноискусство информативнопо своей природе, большую популярность оно завоевало благодаря своей повествовательной способности, возможности «втяги­вать» зрителя в иной мир, мир событий, которые происходят на экране. В самом деле, иногда события интересного фильма так захватывает наше воображение, что все происходящее вокруг, перестает существовать. Мы сосредоточены на той информации, которую предлагает нам экран.

Экранные медиаискусства являются одним из важных факторов социализации. Это значит, что во многом благодаря этим искусствам современный человек усваивает общепринятые нормы поведения в обществе, социальные и поведенческие стереотипы, системы ценностей и т.д.

Зрительская аудитория самого разного возраста приобретает значительный опыт общения с множеством телеканалов, интернетных сайтов, интерактивных компьютерных программ и т.д., ведь зрителями сегодня являются все – и дети, и взрослые. А так как зрительский опыт в области экранных искусств, как правило, накапливается стихийно, зачастую «самообразование» подобного типа не связано с активной творческой позицией в различных аспектах деятельности, и ограничивается тем, что зрительская аудитория «поглощает» ту информацию, которую ей предлагают экранные медиаканалы.

Экранные медиаискусства, как мы уже с Вами выяснили, могут оказывать на человека неоднозначное влияние. С одной стороны, они могут предоставлять нужную и полезную информацию, служить источником знания и важным воспитательным ресурсом. С другой – экран способен оказывать негативное воздействие на человека (как, к примеру, сцены насилия и жестокости, заведомо ложная информация и т.д.). Именно поэтому каждому человеку необходимо уметь самостоятельно оценивать то, что он видит на экране, то есть быть медиакомпетентным.

Экранные медиаискусства передают аудитории определенные информационные сообщения - медиатексты. Фотография, телепрограмма, фильм, статья в журнале или сайт в Интернете – все это медиатексты, которые включают огромное количество специальных знаков и символов (букв, цифр, иллюстраций и т.д.).

В медиаобразовании существует еще целый ряд важных, понятий и терминов. Понятно, что в этом разделе мы не сможем подробно рассказать о каждом, поэтому для родителей мы вынесли краткий словарь основных терминов медиапедагогики в приложение 5.

К примеру, в произведениях киноискусства информация передается при помощи зрительных образов, составляющих серию кадров и звукового сопровождения (голос, шумы, музыка и т.д.). По мнению О.А. Баранова и С.Н. Пензина - известных российских медиапедагогов, «экран может увеличить, укрупнить самые, казалось бы, мелкие стороны и детали изучаемых фактов и событий. Даже знакомый привычный объект, представленный на экране в новом фоне и в новых связях, воспринимается как бы заново, переосмысливается, отчетливо выступают его детали и связи между ними. Яркий и наглядный образ сильнее действует на сознание человека, чем абстрактные рассуждения. Экранный образ пробуждает эмоции, а все, что переживается, оставляет более сильные впечатления и становится достоянием личности [Баранов, Пензин, 2005, с. 68]. Неудивительно, что кинематографическое искусство уже долгие годы сохраняет высокий уровень популярности у зрительской аудитории.

Многими исследователями достаточно давно выявлено, что кинематограф обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Неслучайно образование и воспитание учащихся средствами кинематографа (кинообразование) является одним из традиционных направлений в системе медиапедагогики. Его история насчитывает более ста лет. Кинообразование сегодня осуществляется в киноклубах, медиацентрах, детских любительских киностудиях и т.д.

С появлением телевидения у кино-, а позже, и медиаобразования открылись новые перспективы. В современных условиях телевидение становится одним из самых популярных видом медиа для детей всего мира, важным источником информации. Так, например, по данным исследований, проведенных в нашей стране, телевидение занимает первое место по прокату кинокартин. Второе место - у видео, и лишь на третьем - традиционный кинематограф [Федоров, 2001, с. 39].

По уровню популярности телевидение к концу ХХ столетия обогнало кино и прессу. А.В. Федоров пишет: «самым большим влиянием на аудиторию обладает телевизионная массовая культура, ориентированная на создание многомесячных (а то и многолетних) циклов передач и сериалов» [Федоров, 2007, с. 210]. Это подтверждают социологические исследования. Так, например, известно, что современный ученик средней школы, получая интерпретации одного и того же факта от учителя и при помощи телевизионного экрана, зачастую отдает предпочтение телевидению. Но, к сожалению, далеко не всегда, информация, полученная школьником при помощи телеэкрана, является полностью достоверной, и существует опасность получения «искаженной естественнонаучной картины мира, разрушения нравственных устоев и национального самосознания («западнизация» образа жизни и стиля мышления)» [Журин, 2004, с. 24-26].

Еще одной существенной тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь - на телевидении, является «смешение» жанров, стирание граней между реальными событиями и срежессированными фактами. Молодежная аудитория с трудом может отличить реальные событии от мнимых, которые подаются в реалистической манере. Особенно обострилась эта проблема с появлением на российских телеканалах различных реалити-шоу. Именно поэтому необходимо развивать у детей и подростков самостоятельную, критическую оценку того, что они видят на экране, то есть формировать «критическую автономию» по отношению к медиа.

В самом деле, информационный ресурс современного телевидения огромен. С появлением кабельных сетей и спутникового вещания телевидение приобрело многоканальный характер, где разные телекомпании имеют своеобразный имидж и т.д. Школьнику бывает очень трудно разобраться во все увеличивающемся потоке информации. Да и к тому же, уменьшается количество специально подготовленных для детей и юношества телевизионных программ. Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских и юношеских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. То есть, в основном подростки и молодежь смотрят те же программы, что и взрослая аудитория. Поэтому формы и жанры «взрослого» телевидения - сериалы, мыльные оперы, телефильмы, комедии, шоу - хорошо знакомы каждому ребенку.

К сожалению, коммерческий характер многих программ, ориентировка на рей­тинг, существенно изменили отношение к телевидению взрослой аудитории. Многие относятся к телевидению очень скептически, считая его лишь транслятором бесконечной вереницы развлекательных программ. Основания такой позиции, конечно же есть, и они подтверждаются научными фактами. Например, группой ученых под руководством А.В. Шарикова был осуществлен анализ современного состояния экранных медиа на примере российского телевидения, который показал, на отечественном ТВ развлекательный характер фильмов и телевизионных программ становится одним из главных показателей популярности.

В самом деле, если мы с Вами, Уважаемый читатель, попробуем вспомнить развлекательные и, скажем, познавательные телепрограммы, которые транслирует современное телевидение, то программ первого типа, наверняка сможем назвать гораздо больше. Поэтому можно согласиться с мнением исследователей о том, что «на фоне общего снижения интеллектуального уровня и глубины многих передач идет сокращение и исчезновение содержательных передач для детей и юношества, развивающих любознательность и интеллект ребенка, подростка, юноши и девушки» [Шариков, Фазульянова, Петрушкина, 2006, с. 75]. Но, как известно, спрос определяет предложение. Есть желание развлекаться – пожалуйста! Неслучайно некоторые ученые называют наше телевидение страной невыученных уроков!

А ведь с первых лет появления регулярного телевещания были замечены потенциальные возможности ТВ для образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Наряду с учебными телепрограммами, которые, кстати сказать, помогли не одному поколению школьников лучше освоить учебную программу, на телеэкранах существовали циклы научно-популярных программ, передач о научных открытиях, культурно-просветительских альманахов и т.д. Подобные программы на телевидении и сейчас продолжают выходить в эфир и вызывают неизменный интерес у подрастающего поколения. Большинство таких передач для детей и юношества носят интерактивный характер, то есть включают активное взаимодействие юного зрителя с телеэкраном. В настоящее время существует целый ряд игровых форм интерактивного телевидения, когда аудитория может выступать не только в роли зрителей, но и в роли активных участников.

Телевизионные интерактивные программы составляют часть телевизионного представления, в которых есть «играющие» и есть «зрители». Сюда можно отнести многие конкурсные программы, лотереи, реалити-шоу и т.д. В большинстве случаев такие программы сопровождаются голосованием телезрителей, «прямой» телефонной связью с участниками программ и т.д. Безусловно, сами по себе лотереи и развлекательные телевизионные шоу не способствуют развитию медиакомпетентности, самостоятельного мышления, воображения, и наиболее продуктивными в плане развития и самореализации, а также повышения интеллектуального уровня российских телезрителей (особенно юных), выступают игры и программы, представляющие собой некое подобие викторин: «Кто хочет стать миллионером?», «Самый умный» и т.п. В них, наряду с азартом и элементами игры, присутствует развивающий элемент, возможность проявить себя в интеллектуальном плане.

К началу ХХI века видеотехника, как и телевидение, есть практически в каждой российской семье. Руководствуясь своим вкусом, без труда можно составить собственную видеотеку, а если есть видеокамера – и снимать собственные фильмы. Видео позволило открыть новые возможности для медиаобразовательной деятельности. Сюда можно отнести «возможность любых комбинаций с изобразительным рядом, позволяющих без особых проблем осуществить на практике интенсивный поток трансформаций, объемов, предметов, деталей, светоцветовых гамм, впечатывание одних кадров (или части кадра) в другие и т.д.» [Федоров, 2007, с. 70]. Кроме того, в продаже, наряду с художественными фильмами, можно приобрести диски с лучшими видеоэкскурсиями по музеям и выставкам мира, «побывать» в разных странах, познакомиться с культурой и обычаями других народов, познакомиться с жизнью и творчеством великих ученых, изобретателей, деятелей культуры и искусства и т.д. Причем многие из этих фильмов предназначены для широкого круга зрителей, и будут интересны как для взрослых, так и для детей. А интересно, Уважаемый читатель, сколько у Вас подобных фильмов в домашней видеотеке?

И, конечно, по количеству самой разнообразной информации, вряд ли какой-нибудь источник сравнится с Интернетом. Необъятный океан сообщений, событий, фактов и вымыслов – все это можно найти в виртуальном пространстве!

Компьютерные технологии, в том числе - игровые, открывают современному молодому поколению широкие возможности. Они одновременно выступают как:

1) источник информации (чтение научной и художественной литерату­ры, изучение интерактивных каталогов и т.д.);

2) средство общения (знакомство, переписка с помощью электронной почты и т.д.);

3) форма отдыха и развлечения (компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д.);

4) техническое средство обучения (изучение таблиц, справочников, географических карт и т.д.).

В последнее время интерес молодых пользователей компьютерных сетей все больше привлекают так называемые он-лайн игры и общение в социальных сетях. Интернет и компьютерные игры, которые также относят к экранным медиа, в настоящее время находятся на пике популярности у учащихся всех возрастов. Среди основных причин здесь можно назвать доступность практически любой информации, новизну, большие релаксационные возможности, приближенность виртуальной реальности к жизненным условиям (то есть к объективной реальности) по эмоциональности и эстетическим канонам и т.д. Да, ассортимент компьютерных игр достаточно широк: от развивающих и логических, до «стрелялок» и «гонок». Как и другие экранные медиа, компьютерные игры, наряду с развивающим потенциалом, имеют и отрицательные стороны.

Итак, экранные искусства (кино, телевидение, видео, компьютерные технологии) завоевывают все большую популярность у школьников и молодежи. Значительная часть аудитории Интернет, компьютерных игр, впрочем, как ТВ и видео – подростки, так как именно в подростковом возрасте наступает «пик» интереса к медиакультуре. На сегодняшний день некоторые подростки, к сожалению, пополняют армию «всеядных зрителей», потребляющих без всякого выбора огромный объем кино- и видеопродукции, не задумываясь над художественными особенностями, моральными принципами, заложенными в фильме, компьютерной игре или телепрограмме. Причин такой «всеядности» достаточно много. Это и низкое качество некоторых транслируемых на нашем телеэкране фильмов и программ, и ориентация на развлечение при просмотре ТВ или видеофильмов, и многое-многое другое. Однако среди причин такого явления как «всеядность» кроется еще одна, связанная с воспитанием зрительской (экранной, медийной) культуры в семье…

Увы, у многих школьников (в том числе – и у подростков), отношение к экранным искусствам носит лишь потребительский характер. Герои фильмов, к примеру, воспринимаются многими юными зрителями весьма поверхностно, в основном, симпатии или антипатии к ним основаны на мнении других людей, пользующихся авторитетом у подростков - сверстников или взрослых. А что касается популярности многих фильмов, программ или компьютерных игр, то она чаще всего связана с веянием «моды» или увлечением приятелей или одноклассников. Ну и конечно же, немаловажную роль здесь играет присутствие захватывающего сюжета, который позволяет можно отдохнуть, расслабиться или посмеяться от души… А как мы с Вами. Уважаемый читатель, знаем, при нынешних учебных нагрузках, для подростка это немаловажно.

Однако развлечение – это ведь еще не вся жизнь, правда? Об этом мы не устаем повторять нашим детям, которые пока совершенно уверены, что им никогда не придется так много трудиться, делать так много дел, и иметь так много забот, сколько у нас, взрослых… Соглашаясь со справедливым мнением М. Кипнис, заметим, что поколение, которому предстоит жить в эпоху новых технологий, - «это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать его творческую индивидуальность» [Кипнис, 2004, с. 60]. Поэтому особое значение развитие «грамотного» чтения произведений медиакультуры, включающее самостоятельное, критическое осмысление экранных медиатекстов, выработку собственной позиции и определении ценностного содержания увиденного и услышанного на экране приобретает в детском и подростковом возрасте.

Ученые выявили, что обучение «грамотному» чтению медиатекстов и их критическому осмыслению может способствовать адекватной оценке сцен насилия, свидетелями которых являются школьники на экране и в жизни, развитию их медийной культуры. Это связано с несколькими факторами.

Во-первых, умение самостоятельно оценивать медиаинформацию предоставляет юной аудитории возможность получить новые знания о механизмах интеллектуального освоения мира и его основных закономерностях. Во-вторых, вдумчивое и критическое отношение к информации позволяет подросткам развивать мыслительные умения высокого уровня, передает чрезвычайно значимые для современного человека и общества ценности, такие, как открытость, ответственность, честность, толерантность и многие другие.

Какие же формы и методы работы используются в современном медиаобразовании школьников?

Нужно сказать, что методов изучения мира медиакультуры в процессе медиаобразования применяется достаточно много. Прежде всего, это так называемые словесные методы, к которым относятся рассказы, беседы, объяснение, дискуссии (Вы, Уважаемый читатель, наверняка вспомнили сейчас о том, как обсуждали с сыном или дочерью интересную программу или фильм. Как раз такое обсуждение и представляет собой традиционный словесный метод медиаобразования).

Кроме словесных существует целый ряд наглядных методов - иллюстрация и демонстрация медиатекстов (сайтов, телепрограмм, фильмов, фотографий и т.д.). Сюда относится, к примеру, просмотр семейного фотоальбома, любительской домашней видеосъемки и т.д.

Практические методы медиаобразования подразумевают выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа: например, изготовление газеты своими руками или съемку фильма.

Кроме перечисленных, в медиапедагогике широко используются игровые методы. Уже достаточно давно известно, что игра обладает могучим развивающим потенциалом, недаром ей придается огромное значение в педагогике и психологии. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность дальнейшей жизнедеятельности, отношения с окружающими и самим собой.

Очень интересной игровой формой семейного медиаобразования может стать психодрама, представляющая собой своеобразный театр, в котором отрабатывается уме­ние чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние челове­ка, умение войти с ним в продуктивный контакт. Источником сюжетов для подобных игр детей с раннего возраста могут служить как жизненные ситуации, так и произведения медиакультуры - мультфильмы, телепередачи и т.д. Наверняка Вам, Уважаемый читатель, приходилось наблюдать за своими детьми, с ранних лет увлеченно играющими в героев любимых мультфильмов. Да и для подростка игра имеет не менее важное значение, чем, скажем, для младшего школьника. Многие ребята с интересом продолжают играть в своих любимых киногероев, как правило, выбирая более взрослых героев для подражания.

Предлагая своему ребенку принять участие в подобной игре, можно без труда изменить ее правила. Например, при просмотре фильма с подростком можно использовать при­ем «замены ролей». Для этого можно предложить представить, как могут разворачиваться события фильма, если его герои поменяются друг с другом местами (и при этом нужно постараться воспроизвести образ другого - его поведение, речь и т.д.). Затем можно попробовать разыграть с ребенком эту импровизированную сценку.

Пожалуй, самым трудным для родителей, становится ситуация, когда происходит обсуждение с ребенком фильма, где демонстрируются сцены насилия и жестокости. Ведь в этом случае взрослому нужно суметь объяснить, что не всегда герой фильма, проявляющий агрессию прав (даже если он – герой положительный). Однако и здесь можно предложить небольшое задание в игровой форме. Попробуйте попросить своего ребенка представить себя в позиции человека, проявляющего агрессию и попробовать изменить ход дальнейших событий, не прибегая к агрессивным словам и действиям. Проигрывание подобной си­туации дает возможность подростку понять всю бесперспективность, неле­пость агрессивного поведения, осознать его отрицательные стороны, научить самостоятельно преодолевать состояние агрессив­ности, и тем самым, активизировать процессы саморегуляции поведения, которые так необходимы ребенку в этом возрасте.

Интерес к играм, где ребенок может почувствовать себя в роли другого (например – персонажа кинофильма) определяется тем, что ребенок может не только вообразить, представить себя в роли кинематографического или мультипликационного героя, но и почувствовать его отношение к миру и происходящим событиям. Такое представление (в медиаобразовании оно называется идентификацией) - необходимый компонент для лучшего понимания того или иного произведения медийной культуры, а также важная составная часть его самостоятельного осмысления.

Именно поэтому игра в медиаобразовательном процессе выполняет особую роль, так как она позволяет не только приобрести практический опыт общения в медиа, но и научиться на примере героев произведений медиакультуры анализировать собственные поступки, критически оценить уровень своей терпимости и уважения к окружающим людям. Именно поэтому игровые методы медиаобразования можно назвать универсальными, ведь в форме игры можно организовать дискуссию (предложив участникам побыть в ролях известных актеров, кинокритиков, телеведущих и т.д.), создать домашнюю газету (превратившись на время в «репортеров», «художников», «дизайнеров» и т.д.).

Словесные методы медиаобразования так





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.