Занятие 1. Общее понятие о методике
Целью занятия является ознакомление с программой и планом лекционного курса и практических занятий по методике преподавания истории и усвоение специфики методики преподавания истории как учебного предмета. План: 1. Общее представление о методике преподавания истории как учебной дисциплины. 2. Ознакомление с программой и планом лекционного курса и практических занятий, выявление специфики практических занятий. 3. Основные требования к зачету и экзамену по методике преподавания истории. Ознакомление с возможными вопросами и заданиями. Литература Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. — С. 3—16. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. — С. 7—11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М., 1996. Короткова М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 1. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 8—17. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/ Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 39—45. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V—VI классах. /Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970. — С. 3—14. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История». — М., 1986. — С. 6—13. Методика преподавания истории: Программа. — М., 1992. Стражев А.И. Методика преподавания истории. — М., 1964. Содержание занятия: 1. В начале занятия дается общее представление о методике преподавания истории как учебной дисциплине. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы: задачи и функции методики
обучения истории; основные факторы процесса обучения истории; связь методики обучения с психолого-педагогическими и специальными науками; методы научного исследования. Задания: 1. Методика обучения истории дает ответы на вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Какова, на ваш взгляд, их взаимосвязь? Как вы понимаете следующее положение: «Учитель учит — ученик учится; ученик не только объект, но и субъект обучения»? 2. Вспомните из лекционного курса основные факторы процесса обучения истории и соотнесите их с основными задачами методики. 3. Какова, на ваш взгляд, роль факторов «познавательные возможности учащихся» и «результаты обучения» в решении основных задач методики обучения истории? 4. Какие факторы определяют отбор содержания учебного исторического материала? Как решается задача «Чему учить?» в разных типах школ? 5. Проанализируйте взаимосвязь всех факторов процесса обучения истории. 6. Какова роль методики обучения истории в цикле психолого-педагогических дисциплин? 7. Раскройте связь методики с другими науками. 8. Вспомните из психолого-педагогических курсов (педагогики, психологии и т.д.), какие методы исследования, включая экспериментальные, можно применять при изучении методики истории. 2. Необходимо изучить программу и план лекционного курса и
Практические занятия следует максимально приблизить к практике работы школы. Это можно сделать при выполнении практической части работы на занятии и подготовке домашних заданий; моделировании частей уроков и целых уроков на занятиях в аудитории с последующим их разбором; посещении и анализе уроков истории в школе; подготовке к педагогической практике. 3. На занятии излагаются основные требования к зачету и экза Перспективные задания: 1. На основе собственного опыта, вспомнив лучшие уроки в шко Литература Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. — М.; 1993. — С. 185—186. С. 186—190. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. — М., 1997. — Ч. 2. Древняя Греция: Книга для чтения / Под ред. С.Л. Утченко. — М., 1974. Елисеев Г.А., Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древнего мира. — М., 1998. — С. 216—221. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. — М., 1991. Петрова Н.Г. Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь. — М., 1996. Трухина Н.Н. История Древней Греции. — М., 1993. — С. 117—125. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А. Черкасова. — М., 1991. 2. Разработайте урок истории на тему «Древняя Русь в IX—X ве Литература Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. — С. 31—50. Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории / Сост. B. Соколов, В. Хитров. — М.; 1993. — С. 6—20. История Отечества / Под ред. Б.А. Рыбакова, А.А. Преображенского. — М., 1993. — С. 43—47.
История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца ХVIII века: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шеста-ков. — М., 1985. — С. 32—41. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII—ХV вв. — М., 1995. — C. 27—42. Методическое пособие. 8 класс / Под ред. А.А. Преображенского. — М., 1989. — С. 58—61. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. — М., 1996. — С. 19—25. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. — М., 1987. — С. 69—99. Хрестоматия по истории России: В 4 т. / Сост. И.В. Бабич и др. — М., 1994. — Т. 1. — С. 25—37.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|