Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Общее понятие о методике




Целью занятия является ознакомление с программой и планом лекци­онного курса и практических занятий по методике преподавания истории и усвоение специфики методики преподавания истории как учебного предмета.

План:

1. Общее представление о методике преподавания истории как учебной дисциплины.

2. Ознакомление с программой и планом лекционного курса и практических занятий, выявление специфики практических занятий.

3. Основные требования к зачету и экзамену по методике препо­давания истории. Ознакомление с возможными вопросами и заданиями.

Литература

Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. — С. 3—16.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 7—11.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М., 1996.

Короткова М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории // Пре­подавание истории в школе. — 1997. — № 1.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 8—17.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей/ Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 39—45.

Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V—VI клас­сах. /Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970. — С. 3—14.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История». — М., 1986. — С. 6—13.

Методика преподавания истории: Программа. — М., 1992.

Стражев А.И. Методика преподавания истории. — М., 1964.

Содержание занятия:

1. В начале занятия дается общее представление о методике пре­подавания истории как учебной дисциплине. Особое внимание сле­дует обратить на следующие вопросы: задачи и функции методики


обучения истории; основные факторы процесса обучения истории; связь методики обучения с психолого-педагогическими и специаль­ными науками; методы научного исследования.

Задания: 1. Методика обучения истории дает ответы на вопросы: «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Какова, на ваш взгляд, их взаимосвязь? Как вы понимаете следующее положение: «Учитель учит — ученик учится; ученик не только объект, но и субъект обучения»? 2. Вспомните из лекционного курса основные факторы процесса обучения истории и соотнесите их с основными задачами методики. 3. Какова, на ваш взгляд, роль факторов «познавательные возможности учащихся» и «результаты обучения» в решении основ­ных задач методики обучения истории? 4. Какие факторы определя­ют отбор содержания учебного исторического материала? Как реша­ется задача «Чему учить?» в разных типах школ? 5. Проанализируй­те взаимосвязь всех факторов процесса обучения истории. 6. Какова роль методики обучения истории в цикле психолого-педагогических дисциплин? 7. Раскройте связь методики с другими науками. 8. Вспомните из психолого-педагогических курсов (педагогики, пси­хологии и т.д.), какие методы исследования, включая эксперименталь­ные, можно применять при изучении методики истории.

2. Необходимо изучить программу и план лекционного курса и
практических занятий (см. предисловие).Следует обратить внима­
ние на специфику практических занятий, дополняющих и развиваю­
щих лекционный курс. Итогом практических занятий должно стать
формирование практических умений для работы в школе в качест­
ве учителя истории. Для этого необходимо: безукоризненно владеть
содержанием учебного исторического материала урока (включая са­
мые новые сведения, гипотезы, версии по различным вопросам
школьных исторических курсов, а также новые источники знаний);
глубоко знать содержание госстандарта, программ и учебников, учеб­
но-методической литературы; уметь комплексно осмысливать урок
с учетом знаний по психолого-педагогическим дисциплинам.

Практические занятия следует максимально приблизить к прак­тике работы школы. Это можно сделать при выполнении практичес­кой части работы на занятии и подготовке домашних заданий; мо­делировании частей уроков и целых уроков на занятиях в аудито­рии с последующим их разбором; посещении и анализе уроков ис­тории в школе; подготовке к педагогической практике.

3. На занятии излагаются основные требования к зачету и экза­
мену по курсу методики преподавания истории, дается список ос­
новной и дополнительной литературы. По книге «Методика
обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания» следует ознако­
миться с вопросами к экзамену.


Перспективные задания:

1. На основе собственного опыта, вспомнив лучшие уроки в шко­
ле, подготовьте урок истории на тему «Афинская демократия при
Перикле» и после составления конспекта попытайтесь выступить в
роли учителя истории. Литература для разработки урока:

Литература

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. — М.;

1993. — С. 185—186.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996.
Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. — М., 1988.

С. 186—190.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. — М., 1997. — Ч. 2.

Древняя Греция: Книга для чтения / Под ред. С.Л. Утченко. — М., 1974.

Елисеев Г.А., Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древнего мира. — М., 1998. — С. 216—221.

Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. — М., 1991.

Петрова Н.Г. Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь. — М., 1996.

Трухина Н.Н. История Древней Греции. — М., 1993. — С. 117—125.

Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А. Черкасова. — М., 1991.

2. Разработайте урок истории на тему «Древняя Русь в IX—X ве­
ках», подготовьте его конспект. Литература для разработки урока:

Литература

Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. — С. 31—50.

Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории / Сост.

B. Соколов, В. Хитров. — М.; 1993. — С. 6—20.

История Отечества / Под ред. Б.А. Рыбакова, А.А. Преображенского. — М., 1993. — С. 43—47.

История СССР в художественно-исторических образах с древнейших вре­мен до конца ХVIII века: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шеста-ков. — М., 1985. — С. 32—41.

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII—ХV вв. — М., 1995. —

C. 27—42.

Методическое пособие. 8 класс / Под ред. А.А. Преображенского. — М., 1989. — С. 58—61.

Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. — М., 1996. — С. 19—25.

Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. — М., 1987. — С. 69—99.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. / Сост. И.В. Бабич и др. — М.,

1994. — Т. 1. — С. 25—37.
Черникова Т.В. История России IХ—ХVII вв. — М., 1997. — С. 18—29.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...