Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2. Моделирование урока истории (деловая игра)




Целью занятия является ознакомление с важнейшими проблемами кур­са методики преподавания истории на основе моделирования учебной си­туации на уроке; моделирование урока и его обсуждения позволит чле­нам группы составить представление о своих потенциальных возможно­стях и коммуникативных способностях.

План:

1. Моделирование урока.

2. Анализ урока. Определение основных проблем курса методи­ки преподавания истории.

3. Как готовиться к семинарским и практическим занятиям; пра­вила конспектирования.

Содержание занятия:

1. При проведении подобных практических занятий главное вни­мание следует уделить не недостаткам в проведении уроков, а вы­явлению наиболее существенных проблем. В частности, необходи­мо обратить внимание на сложности при составлении конспекта уро­ка, трудности при отборе учебного материала, соотношение образ­ного и теоретического в его содержании; необходимость повторе­ния из педагогики и теории обучения материала о структуре урока и его планировании; проведение анализа урока по отдельным эта­пам с учетом логики его построения; выявление основных мето­дических проблем при проведении урока: выбор приемов и средств обучения при планировании урока, постановка познавательных за­даний, работа с учебником на уроке, отработка терминологии, ис­пользование доски и др.

2. На занятии заслушивают несколько подготовленных аль­тернативных вариантов изучения отдельных вопросов урока. Ре­зультаты обсуждения моделирования ситуации конкретного урока истории помогают определить те основные методические проблемы, изучение которых планируется на практических за­нятиях.

3. В заключение можно познакомиться с памяткой по подготов­ке к семинарам и практическим занятиям:

— прочитайте рекомендуемую литературу, свои записи, относя­щиеся к вопросам занятия; выделите основные теоретические по­ложения, ведущие идеи, подберите к ним соответствующие идеи и факты;


—наметьте логическую последовательность изложения вопро­са; доказательство; продумайте тезис (то, что доказывается), аргу­менты (то, с помощью чего ведется доказательство), логическую смысловую связь между тезисом и аргументами;

—во время изложения вопроса можно идти от факта к тезису (от частного к общему), либо от тезиса к фактам (выдвижение положе­ния и подтверждение его фактами); пользуясь аналогиями, прово­дите параллели, сравнивайте факты и события, опираясь на свой опыт или опыт известных педагогов и методистов;

—подумайте, во всем ли ваша собственная точка зрения совпа­дает с позицией авторов книг, рекомендованных к занятию; сфор­мулируйте свои сомнения и вопросы, полезные для обсуждения всех участников занятия;

—используйте знания, полученные на занятиях по базовым ис­торическим дисциплинам, а также факты и примеры из педагогичес­кой, научно-популярной, художественной литературы и других ис­точников;

—выступайте по существу вопроса, кратко, связно, соблюдая ло­гическую последовательность.

Для более четкой организации своей дальнейшей работы можно рассказать правила конспектирования, которые необходимо приме­нять при составлении конспектов.

—Конспект представляет сбой сжатое изложение текста книги или статьи, в нем выделяется самое основное, существенное в изучае­мом произведении. Тезисы более сжаты и категоричны, чем кон­спект. Тезисы или конспект составляются после того, как изучае­мый материал (текст) целиком прочитан, обдуман.

—Приступая к конспекту, надо указать автора, полное название, место, издательство, год издания, количество страниц в книге. Сле­дует записывать страницы конспектируемого текста, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро найти в книге нужное место.

—Конспект делится на части в соответствии с заранее продуман­ным планом. Пункты плана можно записать в тексте или на полях.

—Все записи желательно делать ручкой разных цветов. Напри­мер, важнейшие мысли записывать красным, даты — черным, во­просы, свои мысли на полях на полях — зеленым и т.д.

—При конспектировании используются различные способы вы­деления текста. Наиболее важные идеи, мысли, положения, ключе­вые слова подчеркиваются, выделяются не только разным цветом, но и различным размером букв, замечаниями на полях.

—Целесообразно допускать сокращение часто повторяющихся в изучаемой теме слов, понятий, имен, не затрудняющих чтения. Так, сокращенно пишут крестьянство — «кр.»; Великая Отечественная


война — ВОВ; Петр I — П-I и т.д. Однако не желательно сокращать фамилии и наименования. Для краткости записей можно также со­ставлять небольшие таблицы, графики, схемы.

— Продолжите работу над конспектом во время семинара: допол­ните выступлениями товарищей, выводами преподавателя, исправь­те ошибки и неточности.

Перспективное задание:

С учетом предложенных рекомендаций подготовьте краткий кон­спект научно-популярной статьи, раздела или темы книги по теме спецкурса или спецсеминара.

Занятие 3. Позитивные тенденции развития историчес­кого образования в дореволюционной России (семинар)

Целью занятия является показ достоинств учебных программ и учеб­ников дореволюционной школы, выявление положительных тенденций преподавания истории в гимназиях XIX в.

План:

1. Школьные программы и учебные планы XIX — начала XX в.: достоинства и недостатки.

2. Позитивные черты учебников истории на примере пособий Д.И. Иловайского, М.Н. Коваленского, Р.Ю. Виппера, А.Ф. Гарт-вига и др.

3. Дореволюционные концепции преподавания истории.

Литература

Аверьянова Г.Д. Проблема организации содержания и методов обучения в русской гимназии. — М., 1973.

Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий в доре­волюционной России. — Одесса, 1917.

Алешинцев И.А. История гимназического образования в России ХVIII и ХIХ веков. — Спб., 1912.

Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы в био­графиях замечательных педагогов и по уставам правительства. — Спб., 1905.

Вессель Н.Х. Учебный курс гимназий. — Спб., 1867.

Виппер Р.Ю. Учебник древней истории. — М., 1906.

Виппер Р.Ю. Учебник по новой истории. — М., 1919.

Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй поло­вины ХIХ века. — Л., 1954.

Гартвиг А.Ф. Учебник русской истории. — М., 1914.

Горбунов П. Программные и учебные планы. — М., 1899.


Жаринов Д.А., Никольский М.Н. Былое вокруг нас: Книга для чтения. М., 1912.

Иванов К.А. История древнего мира. — Спб., 1917.

Иванов К.А. Очерки по методике истории. — Спб., 1917.

Иловайский Д.И. Древний мир и средние века. — М., 1867.

Иловайский Д.И. Руководство по всеобщей и русской истории. — М., 1883.

Кареев Н.И. О школьном преподавании истории. — Спб., 1917.

Коваленский М.Н. Русская история для средней школы. — М., 1908.

Коваленский М.Н. Учебник русской истории. — М., 1913.

Коваленский М.Н. Очерк всеобщей истории. — М., 1902.

Константинов И.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и ре­альные училища (с конца ХIХ века по 1917 г.). — М., 1956.

Корнилов И.П. Очерк истории русской школы, ее современное состояние и на каких незыблемых началах она должна быть утверждаема. — Спб., 1901.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. Параграфы 1—2.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. Главы 1—2.

Программы и объяснительные записки по русской и всеобщей истории. — Спб., 1913.

Учебные планы и программы предметов в мужских гимназиях. — Спб., 1890.

Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школы в России. — Спб., 1909.

Шульгин В.Я. История древнего мира. — Киев, 1859.

Содержание занятия:

При проведении семинара необходимо обратить внимание на принципы построения и концепции программ и учебников, распре­деление часов на курсы истории; характер учебных текстов и дру­гих компонентов учебных пособий; систему обучения истории в мужских гимназиях. Для анализа и выявления системы обучения следует рассмотреть учебные планы разных периодов. Надо иметь в виду, что в первый класс гимназии дети поступали после 4-летней подготовительной гимназии или домашнего обучения. Заканчива­ли гимназию в основном в 18—20 лет.

Учебный план мужских гимназий 90-х годов XIX в. (13 часов в неделю)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Элементарный курс русской истории  
  История древнего мира  
  История средних веков. Русская история до Ивана IV  

Продолжение

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Новая история до смерти Людовика ХIV. Русская ис­тории до 1725 г.  
  Новая история. Русская история (окончание)  
  История Греции и Рима (повторение с дополнени­ем). Повторение русской истории  

Учебный план мужских гимназий 1901—1902 гг. (20 часов в неделю)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Первый концентр Элементарный курс русской истории  
  Элементарный курс русской истории  
  Второй концентр Восток и героическая Греция  
  История Греции и Рима  
  Средние века и русская история до XV века  
  Новая история и русская история до середины XVIII века  
  Новая история и русская история (окончание)  
  Третий концентр Русская история и история Греции и Рима  

Учебный план мужских гимназий 1913—1914 гг. (26 часов в неделю)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Вводный концентр Элементарный курс русской истории  
  Элементарный курс русской истории (первое полу­годие) Восток и героическая Греция (второе полугодие)  
  Первая ступень История Греции и Рима  
  Русская история до эпохи Ивана Грозного. История средних веков по 2 часа

Продолжение

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Русская история до середины XVIII в. Новая исто­рия до конца XVIII в. по 2 часа
  Русская история до XX в. Новая история до конца XX в. Вторая ступень История средних веков 2 ч. во втором полуг. 4 ч. в первом полуг.
  Русская история Новая история 1 2
  Русская история (окончание) История античной культуры 2 2

Учебный план мужских гимназий 1915 г. (18—19 часов в неделю для 7- и 8-летней гимназий)

 

Класс Название курса Кол-во часов в неделю
  Младшая ступень Вступительные беседы. Русская история до конца XII в.  
  Русская история XIII—XVII вв.  
  Русская история XVIII—XIX вв.  
  Старшая ступень Древняя история до конца V в. по Р. Хр. 3 (2)
  Русская история до конца XV в. Средние века до кон­ца XV века  
  Русская история XVI—XVII вв. Новая история XVI— XVII вв. 3 (4)
  Русская история XVIII—XIX вв. Новая история XVIII— XIX вв. 3 (4)

Результатом обсуждения этих проблем должно стать выяснение положительного опыта методики преподавания истории в дорево­люционной школе.

Задание:

Подготовьтесь к семинару с учетом рекомендаций занятия 2.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...