Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы и понятийный аппарат семиотики




Кафедра современного русского языка

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Запах как семиотический субкод художественного текста

 

 

Работу выполнила Праздничная А.В.

Факультет филологический (ОДО)

Научный руководитель доктор филологический наук,

профессор Пономаренко И.Н.

Нормоконтролер кандидат филологический наук,

доцент Шемелева Т.В.

 

Краснодар 2013


Содержание

 

Введение

1. Семиотика и семиотические системы в современных лингвистических исследованиях

1.1 Теоретические основы и понятийный аппарат семиотики

1.2 Становление семиотики в синхроническом и диахроническом аспектах

1.3 Художественный текст как сложный семиотический знак

1.3.1 Специфика художественного текста

1.3.2 Семиотические характеристики художественного текста

2. Семиотика запаха в художественных текстах

2.1 Запах - биологический и социальный знак

2.2 Запах в художественном тексте как средство экспликации авторского замысла

2.2.1 Тексты русской классической литературы XIX века

2.2.2 Художественные тексты советского периода

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Семиотика находит свои объекты повсюду - в языке, математике, художественной литературе, в архитектуре, искусстве. Но везде её непосредственным предметом является информационная система и элементарное ядро такой системы - знаковая система. И каковыми бы ни были эти системы - они предмет семиотики.

Меняется не наука, а информационный мир вокруг нее, и семиотика фиксирует эти изменения, создавая единый информационный мир. Именно поэтому, возникает необходимость в их исследовании и изучении природы знаков и знаковых систем.

Сегодня уже ни у кого не вызывает удивления многообразие форм передачи информации, основным инструментом которых являются именно знаки.

Знаки широко вошли в окружающий нас мир. Они окружают нас повсюду. Часто мы воспринимаем смысл знаков так же непосредственно, как видим образы, слышим звуки, чувствуем запахи.

Изучение художественного текста как феномена культуры, репрезентирующего сложный семиотический код, создавая возможность его новой интерпретации, опирается на новую оценку лингвистических особенностей современного социокультурного пространства.

Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что потенциал многоаспектного исследования художественного текста, особенно интерпретирующего имплицитный смысл, связан с поисками новых направлений исследования, одним из которых является семиотический код в лингвистике текста. Этот подход позволяет описать текст как сложный знак и раскрыть потенциал языковых единиц в создании скрытых смыслов.

Объектом нашего исследования выступают тексты и текстовые фрагменты, объективирующие предметную область "знак-запах" посредством вербально-семиотических единиц, синтезирующих информационно-смысловое пространство художественного текста.

Предметом исследования является функционально-смысловая знаковая специфика художественного текста прагматические и семиотические средства актуализации запаха как культурного кода, а также система образно-символических, метафорических, концептуальных и прагматических элементов, формирующих данные единицы культурного пространства.

Целью нашего исследования является реализация субкода "запах" в пространстве художественного текста, который и сам является сложным знаком.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие исследовательские задачи:

проанализировать типологию знаков и рассмотреть запах как особый семиотический знак;

описать семиотический аспект как один из подходов к изучению художественного текста;

рассмотреть прагматику запаха как знака и единицы художественного текста.

Для достижения поставленной цели и задач используются следующие методы: контекстуального, сопоставительного и интерпретативного анализа, а также гипотетико-дедуктивный анализ художественного текста.

Материалами для исследования послужили художественные тексты, в пространстве которых реализован "запах" как семиотический и текстовый знак.

Новизна работы заключается в том, что знак "запах" рассматривается как субкод, самостоятельный язык, способный продуцировать эксплицитные и имплицитные смыслы.

Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования.

Композиционно работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованных источников.

Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первой главе рассматриваются основные теоретические понятия семиотики, процесс становления ее как науки и области её применения в сегодняшней науке; а также понятие "художественного текст", его основные характеристики в собственно лингвистическом и социокультурном аспектах.

Во второй главе запах рассматривается не только как биологический, но и как социальный феномен; дается определение кода и субкода как лингво-семиотических систем.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по проблеме исследования.


Семиотика и семиотические системы в современных лингвистических исследованиях

 

Теоретические основы и понятийный аппарат семиотики

Семиотика - ( греч. semeion - знак) научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. В поле зрения семиотики находятся естественные и искусственные языки (в том числе язык научной теории, 'языки' кино, театра, музыки), все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализации в природе и обществе и, конечно, художественный текст. [29, с.61]

Под семиотикой будет пониматься наука о знаковых системах, передающих информацию в пределах некоторого социума (т.е. наука о коммуникативных знаковых системах). Важными для семиотики понятиями, хотя, возможно, и лежащими за ее пределами, являются понятия социума и индивидуума, рассматриваемые как сети коммуникационных каналов (К-социум и К-индивидуум). При понимании семиотики как науки о коммуникативных системах в нее не войдет много важных явлений, связанных со знаковыми системами. Эти явления можно назвать квазисемиотическими. Научную дисциплину, изучающую как семиотические, так и квазисемиотические явления можно назвать эписемиотикой.

Знаковой системой называют множество знаков, отличающихся между собой по крайней мере по одному какому-нибудь признаку, вместе с набором правил использования этих знаков при передаче сообщений. Знаковая система, упорядоченная набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образует язык - систему коммуникационных знаков.

Комбинация знаков тоже является знаком, который в этом случае называется составным или сложным. Например, в естественном языке знаками являются буквы алфавита, из которых образуются сложные составные знаки - слова, предложения. Любой текст, написанный на каком-либо естественном языке, является сложным знаком.

Все знаки условно делятся на конвенциональные, образные и натуральные.

Натуральные (естественные) - знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы, следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т.д.

Для натуральных, или естественных, знаков характерна, во-первых, тесная связь между предметом, выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов и явлений, на которые он указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или явлений природы.

Образные знаки, в отличие от естественных, уже не являются частью того, что они обозначают, хотя внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом остается. Так, например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит.

Понятие образного знака тесно связано с понятием символа. Это слово имеет много значений. В логике, математике оно употребляется как синоним слова "знак". В других случаях - в искусстве, в религии - символ понимается как некий образ, представленный знаком и одновременно как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства образа. Художественные символы широко используются в литературе, поэзии, религиозных мифах.

Конвенциональные знаки представляют собой наиболее представительную группу. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация, цветовые коды, нотная запись.

семиотический запах художественный текст

Множество знаков, дополненных набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образуют систему, на которой строится тот или иной язык общения. Различают языки естественные, возникшие стихийно на определенном этапе развития человека, и искусственные, специально разработанные для конкретных целей (языки программирования, языки библиографических описаний, математический язык и др.). Кроме того, существуют языки, основанные на системах образных знаков (Язык музыки, язык танца, язык мимики и жестов и т.п.)

В искусственных языках, как правило, каждому знаку всегда соответствует один смысл, а смыслу, в свою очередь, - один денотат. Это особенно важно для алгоритмических языков: при машинной обработке текста программы каждый знак должен быть интерпретирован вполне определенным образом.

В естественных языках знаки, обозначающие совершенно разные объекты, могут совпадать. Это явление называется омонимией - совпадение знаков, обозначающих различные сущности. Например, в русском языке есть два разных слова, имеющих одинаковое написание: "лук". Это слова-омонимы, одно из них обозначает огородное растение, другое - оружие.

Еще одно явление, часто встречающееся как в естественных, так и в искусственных языках, носит название синонимия - обозначение разными знаками одной и той же сущности.

Важно подчеркнуть, что указанные выше отношения между знаком, его смыслом и обозначаемым им предметом (явлением, процессом) характерны не только для естественного языка, где в качестве знаков выступают слова, но и вообще для любой знаковой системы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...