Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление семиотики в синхроническом и диахроническом аспектах




 

Вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще древнегреческий философ Платон сравнивал язык с инструментом и полагал, что слова отражают природы обозначаемых ими предметов и имен. Аристотель, напротив же, утверждал, что имена и предметы не связаны с природой вещей.

В Средние века возобладала теория божественного происхождения языка, а в конце XVII - начале XVIII в. в философии возобладало направление - рационализм.

Родоначальником его был французский математик Рене Декарт. Он отвергал идею божественного происхождения языка. Предпосылкой для рождения языка Декарт считал врожденные, имеющиеся у человека от рождения, представления.

Еще один известный философ - рационалист - английский просветитель Джон Локк. Он считал, что не существует врожденных принципов и что всё человеческое знание происходит из опыта. Локк пишет, что слова "не что иное, как символы наших дней".

Следует отметить, что именно Локк ввел термин "знак" для обозначения слова как базисной единицы языка.

Во второй половине XVIII в. сенсуалистическая теория получила дальнейшее развитие благодаря работам французского философа и лингвиста Этьена Кондильяка. Кондильяк высказал мнение, что предпосылкой мышления является инстинкт, что мышление базируется на языке, который изобретают люди для реализации своих мыслительных способностей.

Развитиесемиотики непосредственно связано с философией языка как самостоятельной дисциплиной в начале XIX в. Основы её заложил немецкий филолог Вильгельм Гумбольдт, который представлял язык как вечный процесс духовного творчества. Его идеи оказали большое влияние на развитие языкознания и способствовали появлению в конце XIX - начале XX в. нового направления, получившего название лингвистический структурализм.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839-1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ - Ч. Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р. Карнап, А. Тарский и др.

Основоположником также можно считать швейцарского языковеда Фердинанда де Сосюра. Он выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

синтактику - внутренние свойства знаковых систем;

семантику - отношение знаков к обозначаемому;

прагматику - полезность знака с точки зрения пользователя.

Соссюр пришел к заключению, что лингвистика может рассматриваться как составная часть науки, названной им семиологией (семиотика), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих.

Знаменитый " Курс общей лингвистики" был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин "семиология" и сейчас используется в некоторых традициях как синоним семиотики.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как "универсальную алгебру отношений", т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

Можем сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике, в каком-то смысле, является её областью, однако исторически семиотика сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике XX в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие как "знак", "коммуникация" и "семиозис", сыграли огромную роль.

В XX в. семиотика получила дальнейшее развитие и разделилась на несколько школ: французская школа семиотики и структурализма (Р. Барт, Ю. Кристева, Ц. Тодоров, Ж. Деррида, К. Леви-Строс); семиотическое направление Умберто Эко; Тартуско-Московская семиотическая школа (В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Ю.М. Лотман, А.А. Зализняк, Т.В. Цивьян); Польская семиотическая школа (М. - Р. Майенова, Е. Фарино, Ст. Жулкевский, Е. Пельц, А. Богуславский); школа Рурского университета г. Бохума (В. Кох, У. Фигге, К. Аймермахер, М. Флейшер); семиотические работы российских ученых, не объединенных в группы и направления (Ю.С. Степанов, Б.А. Успенский).

В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты - Л. Ельмслев, С.О. Карцевский, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др.; и литературоведы - В.Я. Пропп, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я. Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена.

Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р. Барт, А. Греймас, К. Леви-Стросс, У. Эко и др.

В отечественной науке взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, В.А. Успенский и др.) и Тарту (Ю.М. Лотман, Б.М. Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

По мере развития семиотики понятие ‘знак’ постепенно отходило на второй план, уступая место понятию ‘текст’ - интегративному знаку, проводнику функции и значения, применяемому для обозначения любой связной последовательности знаков-высказываний. Выход за пределы исследования только внутрисистемных отношений наметился в ходе последующего развития семиотики. Традиционно она различает два уровня в сообщении: денотативный (фактическое сообщение) и коннотативный (дополнительное значение, социокультурно обусловленная символическая нагрузка).

Любой язык представляет собой комбинацию денотативного и коннотативного - такова динамическая реальность семиотической системы. Внимание к коннотативным означающим, повлекшее за собой дискуссию о семиотике коммуникации и семиотике сигнификации (первая настаивала на соссюрианском тезисе предопределенности означаемого и означающего, не интересовалась дополнительными значениями, разрушающими структуру кода, без которого коммуникация невозможна (Л. Прието, Ж. Мунен); а вторая наполняла жестокий семиотический базис реальным социокультурным содержанием, перенося внимание на сам процесс порождения смысла (Ельмслев, Р. Барт) - означало переход от изучения знаковых систем, непосредственно осознаваемых и сознательно используемых людьми к неосознаваемым знаковым системам; по существу, это переход к семиотическому изучению социального бессознательного, открытию для семиотики новых областей исследования.

В связи с этим сегодня особенное внимание уделяется сфере междисциплинарных исследований - семиотики культуры, исследующей культуру как иерархию знаковых систем и имеющую свою логику развития, фиксируемую семиотическими практиками (начало этим исследованиям положила Московско-Тартусская школа семиотики). Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретации текстов, в результате чего композиция и корреляция отдельных семиотических систем определяют тип культуры. Сегодня семиотика представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать самые разнообразные сферы человеческой деятельности.

В современной российской семиотике культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М. Николаева, Ю.С. Степанов, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и др.).

После перестройки (1990-е гг.) чудесным образом все изменила в духовной жизни нашего общества. Все ранее запретное стали печатать, в изобилии появились книги и статьи по семиотике. Новое издательство "Языки русской культуры" интенсивно пропагандирует труды по семиотике. Поднимается волна активного интереса к семиотическим исследованиям. Диапазон семиотических исследований все больше расширяется.

На данный момент карта семиотических исследований содержит следующие области:

) общая семиотика

(Наиболее оформленными направлениями семиотики за рубежом являются: - американская школа Ч.У. Морриса;

во Франции - этнографическая школа К. Леви-Стросса; семиология Л. Барта; психоаналитическая семиотика Ж. де Лакана; семиология кино К. Метца;

в Италии - семиология кино П.П. Пазолини.)

) биосемиотика (семиотика клетки, фитосемиотика, зоосемиотика), изучение систем сигнализации (коммуникации) животных$

) социальная семиотика;

) семиотика политики;

) семиотика культуры (структурная антропология, этносемиотика, семиотика фольклора);

) лингвосемиотика - изучение естественного языка с его стилистикой;

) семиотика концептов;

) семиотическая логика (абстрактная семиотика);

) математическая (алгебраическая) семиотика;

) компьютерная семиотика (теория коммуникации);

) когнитивная семиотика;

) медиасемиотика;

) семиотика рекламы;

) семиотика текста (нарратология);

) визуальная семиотика;

) семиотика фотографии;

) киносемиотика;

) семиотика театра;

) музыкальная семиотика;

) семиотика архитектуры;

) семиотика искусства и др.

Рубеж XX и XXI веков ознаменовывается поисками новых выразительных средств в искусстве. Практически нельзя не принимать во внимание семиотический анализ при изучении современной художественной культуры. И как следствие усилился интерес к семиотике и знаковым системам, в том числе и в языке.

В наше время семиотика продолжает оставаться востребованной и динамично развивающейся дисциплиной; семиотика проявляет интерес к самым новым полям знания; она по-прежнему служит мостом между различными науками (естественными и гуманитарными) и искусствами (словесностью, музыкой, живописью, театром и т.д.). За каждой из этих отдельных отраслей стоят определенные исследовательские коллективы, научные центры и международные сообщества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...