Запах - биологический и социальный знак
Главу, посвященную роли запахов в жизни человека, начнем цитатой из миниатюры Валентина Пикуля "Душистая симфония жизни" из его сборника исторических миниатюр "Кровь, слезы и лавры". ". Из глубины веков дошли до нас первые благовония, сохранившие ароматы древности в усыпальницах египетских фараонов. Библейская Суламифь, соблазнявшая Соломона, плясала перед ним, излучая ароматы возбуждающих масел, пропитавших ее гибкое тело. В древних Афинах любая красавица знала, что руки должны пахнуть мятой, а лицо - пальмовым маслом. Изнеженные патриции гордого Рима буквально купались в благовониях, они опрыскивали ими не только свою одежду, но даже улицы, по которым должен проехать император. Города средневековья погибали среди отбросов и помойных канав, даже короли бывали вымыты дважды: при их рождении и перед их погребением. Женщины не ведали даже примитивной гигиены и, чтобы заглушить неприятный запах, окружали себя сильно пахнущими духами, вплоть до резкого мускуса, а путники той мрачной эпохи, еще не видя города, догадывались о его близости по запаху духов и помоев. Алхимики искали не только "секреты" золота и фарфора, но составляли остропахнущие мастики и эссенции, не боясь смешивать воедино мочу младенцев с настойкой из лепестков герани, порошок истолченных болотных жаб они перемешивали с цветами индийской пачули. В лавках Парижа времен Екатерины Медичи открыто торговали ядовитыми духами, чтобы отравить соперника или соперницу; тогдашние дамы знали, каким запахом привлечь кавалера, а какие духи способны вызвать в мужчинах отвращение. По аромату духов можно было определять сословное положение человека, ибо простая швея не имела права пользоваться духами, какие употребляли маркизы. Мода на запахи менялась, как и мода на одежды, и самые знатные дамы в понедельник благоухали иначе, нежели в субботу. "
Ольфакция - наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации. В романе Патрика Зюскинда "Парфюмер" утверждается: "Кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей". И это соответствует действительности. Под ольфакторной культурой мы понимаем личностное образование, характеризующееся уровнем развития способностей к постижению, интерпретации и обогащению окружающей среды посредством запахов, степенью восприятия и использования их как способа познания себя и мира. Ольфакторная культура рассматривается нами как подсистема невербальной культуры и компонент культуры невербальной коммуникации личности, наряду с визуальной, аудиальной, кинетической и др. Для современного человека обоняние - третьестепенное чувство. В отличие от животных, 90% информации человек получает через зрение, около 5% - с помощью слуха, на обоняние же приходится лишь около 2%. Казалось бы, обоняние потеряло высокий статус в обеспечении двух важнейших функций - питания и размножения. На самом же деле запахи влияют на людей гораздо сильнее, чем принято думать. Даже тогда, когда они не воспринимаются сознанием, как, например, феромоны - вещества, делающие нас привлекательными для противоположного пола. Они интенсивно образуются в области носогубной складки и верхней губы. Феромоны человек не осознает как запахи - просто вдыхает и бессознательно анализирует. Существуют ароматы, которые одному человеку кажутся восхитительными, другому - неприятными, а третий их просто не различает. От влияния этих запахов может зависеть обучаемость человека, его память, интеллектуальная работоспособность или умение различать оттенки цвета и вкуса.
Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние, вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты, обморока (от сероводорода, бензина и пр.); они способны изменять температуру кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от нее, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности, раздражительности. Обоняние - самое интимное из человеческих чувств, но очень информативное. Запах помогает хранить воспоминания надежнее, чем зрение и слух. Человек способен распознавать больше оттенков запаха, чем звуков. Запахи играют огромную роль в нашей жизни. Запахи прочно связаны с эмоциями и слабо - с логическим мышлением, речью. Известно, что обонятельные ощущения воздействуют на человека на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев, вдыхая окружающие ароматы, люди не в полной мере осознают их социальную значимость в жизни. И лишь когда по каким-то причинам у человека что-то не в порядке с обонянием, он начинает понимать, насколько важно восприятие запахов для психологического комфорта. Известно, что и наша симпатия или антипатия к человеку может зависеть от его запаха, который, подобно отпечаткам пальцев, у каждого абсолютно индивидуален и определяется множеством факторов, в том числе и набором генов. Древние народы относились к ароматам с большим уважением. При археологических раскопках найдены ароматические вещества, которые приготовлены 5 тысяч лет назад. В Древнем Египте знали, что каждая часть тела источает свой запах, и средства для умащивания готовили отдельно. Умели приготовлять и духи: более или менее приятные ароматы исходили от самих людей и их одежд, они струились из гробниц и наполняли дома жителей этой страны, а во время праздничных шествий даже вода в сточных канавах наполнялась благоуханиями. Знания о запахах имелись и в древней Индии. Древние римляне, особенно женщины, имели обыкновение сильно душиться и окружать себя сильными запахами, такими как нард (нежное ароматное растение, близкий родственник валерианы. Обладает сладковато-пряным ароматом, с оттенками дерева и валерианы. Маслом из нарда Мария Магдалина умащала ноги Христа перед Тайной Вечерей).
По характеру влияния на человека специалисты разделили запахи на пять групп: освежающие или успокаивающие; стимулирующие положительные эмоции; притупляющие восприятие; вызывающие отвращение (запахи гниения, разложения органики, выделений, горелой резины, шерсти, запахи многих химикатов); вызывающие состояние нервной возбудимости. Умение применить ароматы в жизнедеятельности с максимальной эффективностью и учетом пространственно-временного контекста наряду с знаниями о специфике их использования во все времена было важнейшим признаком владения культурой запахов. Культурно-исторический анализ трансформации отношений к запахам позволяет сделать вывод о том, что культурная роль запахов, которые выполняли и выполняют определенные функции в жизни человека, возросла. Что является означаемым запаха как знака? Какой смысл может нести запах, и в частности, запах духов? Настроение. Отсюда делается вывод, что духи существуют для воздействия не столько на других людей (как принято думать), сколько на себя самого: они формируют то состояние души, которое человек хочет испытать (закон обратимости означаемого и означающего). В этом смысле запахи напоминают знаки, которые при сознательной их реализации также вводят самого человека в нужную ему эмоцию. Разные духи формируют разные состояния. Один класс духов способствует эротическому состоянию. Есть духи, которые стимулируют агрессивность, релаксацию, задумчивость. Большая группа духов является допингом для нервной системы (человек, надушенный такими духами, испытывает "боевой задор", в нем появляется особая энергетика). Этот запах как бы стимулирует "пружинящую походку" в течение дня. За многие века люди выделили шесть основных запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый (как запах скипидара) и запах гари. Запахи - важная область восприятия человеком действительности. С помощью запахов издавна привлекали внимание. Потому что запах, как и вкус, мы поглощаем. Но в отличие от пищи, если она нам не нравится - мы можем ее выплюнуть, с запахом так сделать невозможно. И неприятный запах мы отождествляем с предметом, который его источает.
Несмотря на постоянную актуальность проблемы культурного интерпретации значимости запахов, отечественная наука также уделяет недостаточно внимания изучению роли запахов в управлении впечатлением, почти не рассматривает проблему влияния на интерпретацию запахов гендерной идентичности субъекта, не придает значения роли запахов как средству презентации социальной и гендерно-ролевой идентичности личности. Литературы, необходимой для изучения ольфакторной культуры, чрезвычайно мало. Однако запах - не просто биологическое и психологическое явление. Запах - феномен культурный (а значит, социально-исторический). Запахи наделены культурно-соответствующими значениями и участвуют в общественной жизни, облегчая процесс идентификации мира и взаимодействия с ним. Следовательно, исследование истории запахов в культуре представляет собой не что иное как проникновение в саму суть человеческой культуры. С течением времени меняется не только образ жизни человека, но и набор запахов, эту жизнь сопровождающих, претерпевают изменения и нормы восприятия. Оценка одного и того же запаха варьируется не только в принципиально разных культурах: даже внутри одной культуры один и тот же запах может оцениваться по-разному. Сдвиг от "биологического" к "социальному" восприятию запаха произошел еще в XIX в. "Положительная" и "отрицательная" оценка запаха никак не связана с его объективными свойствами. Как и слово, запах - знак, всего лишь идеальная форма. Культура определяет, какие запахи будут значимым, а к каким быстро "принюхаются", перестав их замечать; от нее зависит, что будет считаться "ароматом", а что "зловонием". [9, с.60]. Существует множество социально обусловленных запахов, связанных, например, с профессиональной деятельностью людей: прачечная пахнет иначе, чем булочная, больница иначе, чем конюшня, запахи кухни отличаются от запахов столярной мастерской, а маляра никогда не спутаешь по запаху с медсестрой. Существуют запахи роскоши и нищеты, детства и старости. У каждого человека запах детства будет свой, связанный с воспоминаниями именно его жизни: у одного это запах молодых яблок, у другого - запах свежих опилок и молодой травы, у третьего - сена и парного молока, у четвертого - чая и свежей выпечки… Каждое поселение имеет свой собственный запах: портовые города пахнут иначе, чем континентальные, южные иначе, чем северные… Жилища разных людей тоже пахнут по-разному, не говоря уже о самих людях.
В обществе, где внешность определялась социальным положением человека, духи подчеркивали не только принадлежность своего владельца к той или иной социальной прослойке, но и характеризовали его вкус и воспитание. Французский путешественник маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1838 г., обратил внимание на запах чужой страны. В Петербурге он поселился в гостинице. "Воздух комнаты был насыщен каким-то странным запахом гипса, извести и пыли, смешанный с запахом мускуса". В Москве на гуляниях возле Новодевичьего монастыря опять: "…запах кожи, спиртных напитков, кислой капусты, пива, сала от солдатских сапог, мускуса и амбры от господ смешивались самым невыносимым образом и не давали возможности дышать". [8, с.60]. Таким образом, запахи даже естественного происхождения могут превратиться в социальную метку статуса, невоспитанности, дурного или хорошего вкуса, чистоплотности или её отсутствия. В современном обществе, когда нормативные представления о чистоте сильно изменились, появилась новая тенденция - уничтожить запах тела вообще. Но сегодня искусственные запахи не присоединяются к естественным, а лишь замещают их. Следовательно, запахи становятся социальными не только потому, что наряду с природными ароматами появились культурно созданные, но и потому, что многие запахи приобретают социальный смысл, становятся социальным субкодом. Умберто Эко дает определение кода "как системы, устанавливающей репертуар противопоставленных друг другу символов, правила их сочетания, окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то одному означаемому". Аналогичное утверждает и Христо Кафтанджиев, для которого код - это "система правил, на базе которых функционирует рекламная коммуникация". [38, с.62]. Отечественный исследователь Л.Ф. Чертов, используя тот же информационный подход, тем не менее, более подробно описывает природу кода - его генетическую связь с информацией: код - это "набор правил, норм, ставящих в соответствие определенным сигналам или знакам некоторые фиксированные "значения", под которыми могут пониматься какие-либо состояния источника информации, канала связи (например, другие сигналы и знаки) или приемника информации, в частности определенные психические образы: понятия, представления и т.п.". Другими словами, "код является как раз той самой "метаинформацией" (по терминологии Ю.А. Шрейдера), без которой невозможна любая интерпретация поступающих извне сигналов". [42, с.62]. Одним из первых дополнительный элемент в информационную модель коммуникации включил Роман Якобсон, но трактовал код широко - как инструмент создания сообщения, что очевидно размывало границы понятий "код" и "язык".Р. Якобсон, как известно, связывал с кодом и особую функцию - метаязыковую, которая позволяет говорящему пояснять смысл сообщаемого. Таким образом, важной характеристикой кода является его способность управлять процессом познания реципиента, задавать направление этого процесса и одновременно ограничивать его ход, определяя границы множества векторов. Собственные типологии кодов предложили Умберто Эко и Христо Кафтанджиев. У. Эко выделял 14 групп кодов, в состав которых входят на правах составляющих субкоды: ) коды, считающиеся "естественными" (зоосемиотика, сигналы обоняния, тактильная коммуникация, вкусовые коды); ) паралингвистика (медицинская семиотика, паралингвистика - тип голоса, параязык, языки свиста и барабана); ) кинезика и проссемика; ) музыкальные коды (формализованные семиотики; системы, основанные на звукоподражании; коннотативные системы; денотативные системы; стилистические коннотации); ) формализованные языки; ) письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды; ) естественные языки; ) визуальные коммуникации (сигналетика; хроматические системы; одежда; визуально-вербальные системы; прочие системы); ) семантика; ) структура сюжета; ) культурные коды (этикет; системы моделирования мира; типология культур; модели социальной организации); ) эстетические коды и сообщения; 13) массовые коммуникации; 14) риторические и идеологические. [42, с.62]. В составе коммуникативных кодов мы выделяем, во-первых, субкод сигнализации животных. На изображение животных могут наслаиваться дополнительные приемы, например, антропоморфизация (наделение животного атрибутами, аксессуарами и пр. человека). Возможны приемы инструментализации (использование животного в качестве средства, например транспортного), деперсонификации (лишение животного в рекламном образе одушевленности) и танатализации (изображение мертвого животного). Используются и обратные приемы, например наделение человека чертами животного (бестиаризация). Изображения животных могут быть фотографическими или рисованными, анимационными. Во-вторых, невербальная семиотика с ее составными элементами (мимика, кинесика, проксемика, гаптика, аускультация, окулесика, ольфакция, гастика, хронемика) заполняет основной объем пространства рекламного текста во всех видах рекламы - печатной, телевизионной, радийной и пр. Обратите внимание на гендерную и субкультурную характеристики поворота и наклона головы, взгляда. В-третьих, паралингвистические субкоды с физическими характеристиками голоса (тон, тембр, темп, высота) коррелируют с психологическими качествами личности и даже с комплекцией человека. В-четвертых, естественные (национальные) и искусственные языки, а также символьные системы записи, формализованные языки и криптограммы. Известно, что каждое языковое сообщество пользуется определенными средствами общения - языками, их диалектами, жаргонами, стилистическими разновидностями языка. Любое такое средство общения можно назвать кодом. В самом общем смысле код - этосредство коммуникации: естественный язык (русский, английский и т.п.), искусственный язык типа эсперанто или типа современных машинных языков, азбука Морзе, морская флажковая сигнализация и т.п. В лингвистике кодом принято называть языковые образования: язык, территориальный или социальный диалект, городское койне. Наряду с термином "код" употребляется термин " субкод ". Он обозначает разновидность, подсистему некоего общего кода, коммуникативное средство меньшего объема, более узкой сферы использования и меньшего набора функций, чем код. Например, такие разновидности современного русского национального языка, как литературный язык, территориальный диалект, городское просторечие, социальный жаргон, - это субкоды, или подсистемы единого кода (русского национального языка). Субкод или подсистема также может члениться на разновидности и тем самым включать в свой состав субкоды (подсистемы) более низкого уровня и т.д. Например, русский литературный язык, сам являющийся субкодом по отношению к национальному языку, членится на две разновидности - кодифицированный язык и разговорный язык, каждая из которых обладает определенной самодостаточностью и различается по функциям: кодифицированный язык используется в книжно-письменных формах речи, а разговорный - в устных, обиходно-бытовых формах. В свою очередь кодифицированный литературный язык дифференцирован на стили, а стили реализуются в разнообразных речевых жанрах; некое подобие такой дифференциации есть и в разговорном языке. Совокупность кодов и субкодов формирует социально-коммуникативную систему, которая используется в данном языковом сообществе. Где каждый код и субкод, образуя систему, имеет свои функции, не пересекаясь с функциями других кодов и субкодов (тем самым все они дополняют друг друга функционально). Стоит отметить, что уделив внимание языковому коду и дав представление о "субкоде", мы можем представить масштаб этой единицы и четко разграничить для себя те пространствах, в которых данная подсистема может быть употребима. Причем не следует забывать, что "субкод", как и многие языковые понятия надо разграничивать в широком и узком смысле. Так "субкод" в широком смысле будет представлен как одна из форм существования языка, а в более узком смысле как разновидность языка, коммуникативная подсистема более низкого функционального уровня и меньшего объема, нежели "код". Важно, что "код" и его разновидность как "субкод", являются составной частью семиотической системы, необходимые в художественном тексте в качестве способов воздействия на читателя и его восприятие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|