Краткий словарь основных терминов
Адресат медиаобразования – школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.). Ассоциация – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста. Библиотека электронная – сложная информационная система, представляющая собой особый вид вещательных услуг. Видеомания – болезнь человека информационной эры, при которой экран заменяет зрителю реальность. Гиперсреда – метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, мультипликации, фотографий или исполняемой документации. Грамотность аудиовизуальная – система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звуко-зрительных сигналов. Формирование аудиовизуальной грамотности является основой построения системы медиаобразования. Графика компьютерная – технология создания подвижных изображений с помощью компьютерной техники. Жанр – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.). Задачи медиаобразования – обучить грамотно ''читать'' медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности и т.д. Игры компьютерные – разновидность игр, в которых игровое поле находится под управлением компьютера и (или) воспроизводится на экране дисплея. Они строятся на основе модельного описания обстановки игры и различных игровых ситуаций, включающего перечень вовлеченных в игру объектов и отношения между ними, а также правила игры, в частности условия перехода с одного уровня игры на другой, более высокий. Компьютерные игры отличаются высокой динамичностью, зрительной наглядностью, способностью к нарастанию сложности и разнообразия по мере роста мастерства и тренированности игроков.
Интернет – глобальная информационная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, учреждений и фирм, а также частных пользователей. Информатизация образовательной деятельности – процесс обеспечения сферы образования методологией, практикой разработки и использования НИТ (новых информационных технологий), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей воспитания и образования. Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Искусства экранные (аудиовизуальные) – группа искусств, объединенных по способу их восприятия, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.). Произведения аудиовизуальных искусств обращены одновременно к зрению и слуху и, как правило, опираются не на одну знаковую систему. В них, как и в традиционных, присутствует авторский замысел, для воплощения которого необходима соответствующая аппаратура. Аудиовизуальные тексты могут подвергаться многократному тиражированию при помощи техники. Кафе виртуальное – диалоговая страница, на которой клиенты могут обмениваться мнениями по интересующим их проблемам; виртуальная комната, в которой происходит живой обмен мнениями.
Кинообразование – процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники. Киноработа (устарев.) – специально организованная работа с кинопроизведением. Кинотекст – сообщение, изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм). Масс-медиа – средства массовой информации. Медиа – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором) и объектом (массовой аудиторией). Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере образования и воспитания, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д. Медиавосприятие – восприятие медиареальности, чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов). Медиаграмотность – умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст. Медиаискусства (техногенные искусства – устарев.) – искусства, основанные на медиаформе (т.е. форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, телевидения, видео-арта, компьютерной графики и т.д.). Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура или аудиовизуальная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. Медиаобразование (современные трактовки): - система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития, в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей;
- процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники; - обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких как, например, математика, физика, география и т.п.; - подготовка обучающихся к жизни в информатизированном пространстве. Медиатека (библиотечный медиацентр, центр информации) – структурное подразделение, которое включает в себя информационные и технические средства (книги, кино- и видеоматериалы, компьютерные программы и т.д.). Имеет целью создание благоприятных условий индивидуализации, развития творческих способностей учащихся, способствует познавательной, коммуникативной и креативной деятельности. Пользователи медиатеки имеют возможность работать с информационным материалом, пользуясь имеющимися техническими средствами, создавать собственные средства информации. Медиатека организуется чаще всего на базе библиотеки. Медиатекст – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки медиатекста – навыки смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных единиц, ощущения между ними ассоциативных и семантических связей.
Медиаязык – комплекс средств и приемов экранной выразительности. Методика медиаобразования – процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса. Методы медиаобразования – способы работы педагога и ученика, при помощи которых достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные, наглядные, репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые. Модель – любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, план и т.п.) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя". Монтаж ассоциативный – одна из разновидностей кинематографического монтажа, в основе которой, как правило, лежит яркий образ – сравнение, метафора. Ассоциативный монтаж требует от авторов фильма отточенного мастерства, учета особенностей зрительского восприятия, поскольку ассоциации должны быть одновременно и неожиданными и понятными, убедительно выражающими мысль создателей фильма. Музей виртуальный – собрание Web-страниц, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Существуют плоская и трехмерная версии музея. Мультимедиа – компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей. Мультимедийные средства – совокупность средств для обработки и представления аудио-, видео и печатной информации и компьютерные средства для обработки информации. Мышление аудиовизуальное – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста. Мышление клиповое – невозможность установить связь между разнородной информацией. Мышление критическое – процесс анализа, ориентированный на понимание скрытой составляющей сообщений, результатами которого являются интерпретация и оценивание этой скрытой составляющей, а также принятие позиции по отношению к сообщениям. Новые информационные технологии (НИТ) – в образовании представляют собой совокупность новых средств и методов обработки информации, внедряемых в учебный процесс. Обеспечивают создание, хранение, передачу и отображение информации. Образование аудиовизуальное – целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями школьников в области экранных искусств. Его содержательные компоненты предполагают использование нескольких видов деятельности учащихся: восприятие произведения медиакультуры; художественно-творческая деятельность в области экранных искусств; интерпретация результатов их восприятия; приобретение знаний, развивающих вышеперечисленные виды деятельности.
Пиктография – серия рисунков, в последовательном соотнесении которых передается информация о событиях, взаимосвязях с окружающим миром, о чувствах и ощущениях автора. Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности. Сети компьютерные – совокупность автономных ЭВМ, соединенных линиями передачи данных для взаимного согласованного обмена информацией. Различают локальные (в пределах небольших территорий) и глобальные (охватывающие значительное пространство) компьютерные сети. Система коммуникативная – особая эстетическая информация, поступающая из медиаисточника на нескольких уровнях: звукозрительном, художественном, философском. Способности медиакоммуникативные – способности к восприятию, созданию и передаче сообщений посредством технических и семиотических средств. Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для обмена ею между субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникатором, массовой аудиторией). Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (радио, телевидения, компьютера и т.д.). Тренинг аудиовизуальный – специальные упражнения или комплекс упражнений, позволяющие выявить семантику единиц медиаповествования, мысленно двигаться в экранном пространстве вслед за камерой (изменением проекции монитора); выполнять творческие виды работы, связанные с произведениями медиакультуры: коллаж, рекламные плакаты, афиши; выявить акценты художественного повествования в фотографии, музыке, литературе и т.д. и умение их использования в построении нового пространства. Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленные на достижение совместного результата. Формы медиаобразования – интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательные предметы в специализированных учебных заведениях, спецкурсы. Фотофильм (слайд – фильм) – подборка и демонстрация фотографий, слайдов, посвященных какой-либо теме, событию и т.д. С помощью монтажа ряд фотографий (слайдов) способен создать сюжет. Используется в медиаобразовании в основном как учебный материал.
Приложение 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|