Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема урока 4. Колониальные захваты европейцев




План изучения нового материала:

1. Владения португальцев в Азии и Африке.

2. Завоевание Мексики и Перу.


3. Колониальная политика европейцев в Америке.

4. Работорговля.

5. Последствия Великих географических открытий.

Основные факты, проблемы, понятия, идеи:

Освоение европейцами других регионов. Португальские колонии в Азии и Африке. Европейские колонии в Индии. Кортес и Писар-ро. Завоевание Мексики и Перу. Открытие Бразилии. Испанские колонии в Америке. Колониальная торговля, торговые компании. Работорговля. Американское золото в Европе. Термин колонии в по­нимании людей XVI в. Английские, французские и голландские поселения в Америке. Последствия Великих географических открытий. Основные приемы и средства:

Вариант I. Конспективное повествование с элементами сюжет­ного рассказа о завоеваниях европейцев.

Вариант II. Аналитическая беседа или описание по картинам М.Г. Рейтера «Вступление Кортеса в Мехико» и Е.А. Львова «Тор­говля неграми в Новом Свете».

Вариант III. Локализация исторических событий по карте и за­полнение контурных карт по ходу изучения нового материала, срав­нение карт по ходу изучения нового материала, сравнение карт ев­ропейцев 1490 г., XVI в., современных карт.

Вариант IV. Характеристика Кортеса, Писарро, Лас Касаса. Установление связей:

Внутрипредметные связи: состав участников экспедиций, «но­вые люди» в Европе — конкистадоры, мореплаватели; цели участ­ников экспедиций. Внутрикурсовые связи: торговля в средние века, основные торговые пути; центры мировой торговли, ее особен­ности.

Тема урока 5. Морская торговля и борьба за колонии

План изучения нового материала:

1. Морская торговля и торговые компании.

2. Англия и Испания в борьбе за колонии. Елизавета I и Ф. Дрейк.

3. Гибель «Непобедимой Армады». Победа Англии.

4. Колониальная политика Англии к концу XVI — началу XVII в. Основные факты, проблемы, понятия, идеи:

Европейские торговые компании. Англия в районе важнейших морских путей. Борьба Англии и Испании за моря. Ф. Дрейк. Ги­бель «Непобедимой Армады» и подрыв могущества Испании. Пер-138


вые колонии Англии в Америке. Вытеснение португальцев анг­личанами из Индии.

Основные приемы и средства:

Вариант I. Характеристика торговых компаний.

Вариант II. Объяснение с элементами характеристики причин борьбы Англии и Испании.

Вариант III. Аналитическая беседа с элементами повторения.

Вариант IV. Образная характеристика Елизаветы I Тюдор и Ф. Дрейка.

Вариант V. Локализация исторических событий и явлений по карте, сравнение карт с целью выявления колониальных изменений к XVII в.

Вариант VI. Сюжетный рассказ с элементами описания на осно­ве хроники о царствовании королевы Елизаветы.

Вариант VII. Просмотр диафильма «Из истории борьбы евро­пейских держав...». Установление связей:

Внутрикурсовые связи: развитие мануфактурного производства в Англии; «огораживания» и их последствия. Внутрипредметные связи: результаты Великих географических открытий; колонии Ис­пании в Америке и Азии.

5. Рассматриваются пути планирования форм уроков при так на­зываемом блочном обучении. В больших поурочных темах учитель выделяет следующие этапы:

1) введение в тему (установочная лекция);

2) самостоятельная работа учащихся (лабораторно-практические занятия, уроки-конференции, обучающие экскурсии);

3) углубление знаний, создание условий для оперирования ими (обучающие семинары, групповая работа);

4) итоговое обобщение темы (итоговые семинары, собеседова­ния, зачет).

Вопросы и задания: 1. Обдумайте темы уроков к каждому этапу планирования. Соотнесите различные формы уроков с каждым эта­пом. 2. Разработайте различные варианты изучения темы (раз­личные типы и формы уроков). В качестве примера приводим пла­нирование темы «Революция 1905—1907 гг. в России».

Вариант I

1. «Год 1905» — киноурок.

2. «Революция в российском обществе» — лекция (2 часа).

3. «Декабрьское вооруженное восстание в Москве» — экскурсия.


4. «Социальные силы революции» — семинар.

5. «Облик и типы российских революционеров» — конференция.

6. «Начало российского парламентаризма» — лекция.

7. «Поражение революции» — семинарское занятие.

8. «Итоги революции» — зачетный урок.

Вариант II

1. «Революция наступает» — лекция.

2. «Апогей революции» — лабораторное занятие с документами.

3. «Манифест или Конституция?» — урок-дискуссия.

4. «Революция отступает» — лекция.

5. «Конец революции» — семинар.

6. «Партии в революции» — пресс-конференция.

7. «Российский парламент» — ролевая игра.

8. «Люди и теории» — урок-суд. Вопросы и задания: в чем вы видите разницу этих вариантов?

Разработайте свой собственный вариант по этой теме.

6. Обсуждаются модели с игровой, дискуссионной и исследова­тельской деятельностью и группы вопросов: 1. В чем отличие раз­личных игровых уроков — игр-реконструкций, игр-обсуждений и игр-соревнований? 2. Как можно использовать в игре проблемную ситуацию? 3. Какие уроки с дискуссионной деятельностью вам из­вестны? Чем отличается семинар, структурированная дискуссия (с групповой работой) и проблемно-проектная дискуссия? 4. Есть ли отличие в уроках с исследовательской деятельностью? В чем раз­ница между практическим и лабораторным занятием? В чем суть исследовательского урока? 5. Приведите примеры новых технологий на уроках истории.

Перспективные задания:

1. Подготовьте конспект нетрадиционного урока или урока по новой технологии. 2. Разработайте индивидуальные задания на урок по трем уровням сложности для сильного, среднего и слабого учени­ка. 3. Составьте эталоны ответов на эти задания. 4. Продумайте, как сделать так, чтобы термины и понятия, изучаемые на уроках исто­рии, постоянно находились в работе и не забывались учениками. Предложите свои способы, в частности, в игровой деятельности. Оз­накомьтесь со способами работы в этом направлении опытных учителей:

— У преподавателя в руках мяч. Он называет дату, или историчес­кое понятие, или имя выдающегося исторического деятеля и броса­ет мяч учащемуся. Тот называет событие, дает определение или ука-140


зывает, чем знаменито историческое лицо и возвращает мяч учите­лю. Введение в игру мяча повышает интерес у ребят и задает игре быстрый тем.

—Учащимся раздаются небольшие листочки, на которых они по сигналу учителя за 1—2 минуты должны написать как можно боль­ше исторических понятий, имен, географических названий, не объ­ясняя их. Выигравший получает отличную оценку. Усложненный вариант этой игры, когда надо написать термины, понятия на опре­деленную букву.

—Учитель пишет на доске слово из 5—6 букв. На каждую букву учащимся предлагается за две минуты придумать как можно боль­ше исторических терминов, понятий.

—Учитель называет группу исторических терминов, геогра­фических названий, имен. Учащиеся должны поднять руку и ска­зать «нет», если слово выходит за рамки темы. Кто правильно и бы­стрее всех сказал, тот получает фишку.

—Вызванным к доске учащимся раздаются карточки с понятия­ми. Учитель называет тему и ученики начинают к ней подбирать карточки. Выигрывает тот, кто быстро и правильно подобрал кар­точки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...