Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 25. Методика проверки, повторения и обобщения на уроках истории




Целью занятия является раскрытие на конкретных примерах смысла, функции повторения и проверки знаний и умений на уроках истории. В процессе выполнения практической работы необходимо овладеть уме­нием планировать повторение и проверку в различных видах и формах.


План:

1. Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся.

2. Типичные ошибки при проведении проверки и их анализ.

3. Формы и приемы проверки знаний и умений.

4. Место закрепления на уроке и методика его проведения; оцен­ка результатов обучения.

5. Цель и формы повторения и обобщения на уроках.

6. Повторительно-обобщающие и итоговые уроки.

Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 252—266.

Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. — С. 152—170.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в шко­ле. — М., 1999.

Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. — М., 1958.

Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. — М., 1960.

Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII—Х клас­сах. — М., 1987.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 183—193.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — С. 112—119.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 236—244.

Пасман Т.Б. Контрольные тесты // Преподавание истории в школе. — 1996. — № 7.

Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних ве­ков // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 6.

Содержание занятия:

1—2. Проверка знаний и умений учащихся содержит в себе две функции: контрольно-учетную и обучающую. Таким образом, про­верка знаний, являясь показателем результативности процесса обучения, одновременно служит предпосылкой к дальнейшему его развитию. Можно проанализировать типичные ситуации из прак­тики.

Ситуация I

Преобладание контрольно-учетной функции проверки, когда учитель стремится спросить как можно больше учащихся, поставить


побольше оценок. Погоня за количеством оценок придает проверке формальный характер, затягивает изучение нового материала на уроке.

Ситуация II

Преобладание обучающей функции проверки. В этом случае учителя интересует только качество ответа, он задает учащимся очень много дополнительных вопросов, делает добавления сам, тре­бует от учеников глубоких рецензий. Оценок в таких случаях вы­ставляется очень мало, так как у доски стоит только один ученик, опрос затягивается.

Ситуация III

Учитель отказывается от проверки как отдельного этапа урока и привлекает знания учащихся по изученному материалу по ходу объ­яснения новой темы.

3. Вопрос раскрывается на основе книги: Короткова М.В., Сту-деникин М.Т. Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Опи­сания. — М., 1999.

Вопросы и задания: 1. Приведите примеры нарушения учителем основных методических требований к проведению проверки знаний и умений учащихся. Эти требования включают в себя:

• отбор содержания материала для проверки, исходя из целей обучения;

• полноту содержания проверки и объем (проверка главного, ос­новного);

• принцип тематической связи вопросов и заданий;

• разнообразие видов и форм проверки;

• соотношение вопросов и заданий на всех уровнях познаватель­ной самостоятельности учащихся;

• результативность проверки: сколько оценок поставлено и ка­чество ответов учащихся;

• активность класса во время проверки: рецензирование ответов, дополнительные вопросы и задания, работа учащихся в тетрадях;

• обязательное подведение итогов проверки знаний и умений;

• предварительное обоснование проверки при организации до­машнего задания.

2. От каких факторов зависит планирование учителем проверки зна­ний и умений учащихся? 3. В чем отличие формы, вида и приема знаний и умений учащихся? 4. Как учитель организует проверку знаний и умений в случае:

когда проверяемый материал представляет целостный образ и
связан единой сюжетной линией;


• когда необходимо проверить знание деталей, отдельных эпи­зодов;

• когда нужно проверить дробный материал (признаки, причин­но-следственные связи, даты и др.);

• если на проверку отведено очень мало времени и новый мате­риал очень объемен;

• если материал проверяемого параграфа очень велик и спросить его весь невозможно;

• если нужно выделить главное в изученном материале, чтобы актуализировать его содержание при изучении новой темы;

• если надо изложить и систематизировать объемный материал;

• когда нужна опора на изученное для устного ответа у доски;

• необходимость достижения цели запоминания статистическо­го, хронологического, теоретического и другого материала?

5. Продолжите перечень положительных результатов проведения
письменно-графических приемов проверки (составление планов,
таблиц, схем и т.д.):

• весь класс участвует в работе посредством выполнения анало­гичных заданий в тетрадях;

• преобразование и обобщение материала без предварительной подготовки;

• использование составленных образцов как наглядных пособий для устного ответа;

..............................................................................

6. В чем положительные и отрицательные стороны устной провер­
ки у доски:

• легко оценить;

• образцы ответа;

• эталоны приемов в развернутом виде;

• занимает много времени;

• трудно привлечь всех учащихся класса?

7. В каких случаях учитель сам рецензирует ответ, а в каких рецен­
зируют ответы учащиеся:

• если дается образец ответа;

• материал сложен;

• учитель экономит время;

• материал несложен;

• есть достаточно времени?

• учитель обучает рецензированию.

8. В чем состоят положительные и отрицательные стороны устной
фронтальной проверки в форме беседы:

• формальный характер;

• возможность подсказки;


• трудность выставления оценок;

• активность класса;

• большой охват материала;

• разноуровневый дифференцированный опрос;

• экономия времени?

9. В чем преимущества ответов учащихся с применением нагляд­ных средств, различных типов источников (практический вид про­верки)? 10. В чем положительные и отрицательные стороны:

• тестированной проверки;

• письменной проверки;

• докладно-реферативной.

11. Назовите возможные способы проверки знаний и умений учащихся с помощью компьютера. В чем плюсы и минусы такой про­верки?

Для примера приводим анализ проверки знаний и умений учащихся по теме: «Крымская война» (приложение № 7).

4. Помните, закрепление — это вторичное восприятие и осмыс­ление материала, изучаемого на уроке. Задания: 1. Проанализируй­те методические условия проведения закрепления знаний:

• материал, подлежащий закреплению на уроке, — это образы главных фактов и теоретический материал;

• образы закрепляются в конце урока, чтобы у учащихся созда­валось целостное представление, а теоретический материал — в про­цессе его изучения;

• вопросы для проведения закрепления должны быть разнооб­разны по содержанию и по уровню познавательной самостоятель­ности учащихся;

• формы проведения закрепления — фронтальная и индивиду­альная.

2. Проанализируйте приемы закрепления нового материала:

• вопросы к учащимся в процессе беседы по изучаемой теме;

• варианты составления рассказа (устно, письменно, по картине, по диафильму);

• выполнение хронологических и картографических заданий;

• составление различных вариантов планов по изучаемому мате­риалу;

• составление таблиц и логических схем;

• анализ иллюстративного и иного наглядного материала, кото­рый ранее не демонстрировался.

3. Какие из оценок знаний, форм контроля обязательны, а какие за­
висят от принятой учителем системы обучения:

• текущие;

• за четверть;


• семестр;

• за год;

• зачетная система;

• тематический учет знаний?

5—6. Эти вопросы рассматриваются по плану: задачи повторе­ния и обобщения; методические требования к проведению повто-рительно-обобщающих уроков; примеры повторения и обобщения на уроках.

Вопросы и задания: 1. Дополните следующий перечень задачами, которые ставит учитель перед повторительно-обобщающими уроками:

• актуализация и развитие знаний учащихся на эмпирическом и теоретическом уровнях;

• создание целостной картины событий, явлений, процессов, ко­торые ранее изучались по частям;

• выделение главных действующих лиц изучаемого периода;

• пополнение теории новыми фактами, образов — новыми пред­ставлениями;

• развитие умений учащихся;

• систематизация и обобщение знаний и умений.

2. Какие требования к повторению и обобщению на уроке вам из­
вестны, кроме перечисленных:

• смысловая перегруппировка материала, выделение главных опорных пунктов для повторения и обобщения;

• материал должен содержать образы главных фактов и теоре­тические сведения, но не повторять все, что уже изучалось в теме;

• повторение должно быть целенаправленным;

• включение в повторяемый материал новых фактов, раскрытие новых сторон и связей, но не на уровне простого воспроизведения;

• разнообразие приемов и форм повторения, переключение с одно­го вида деятельности на другой в процессе повторения и обобщения;

.................................................................?

3. Приведите примеры повторения и обобщения на уроке с исполь­
зованием следующих приемов:

• развернутая повторительно-обобщающая беседа;

• составление повторительно-обобщающих, хронологических и синхронистических таблиц;

• работа с наглядно-иллюстративным материалом;

• прослушивание докладов, сообщений по теме;

• постановка проблемы и организация дискуссии по изученному;

• урок-путешествие по странам, изучаемым в данной теме мате­риалу;

• работа с документальным материалом или первоисточниками по изученной теме.


В заключение можно изучить примеры повторительно-обобщаю-щих уроков. Темы их названий могут быть оригинальны и разнооб­разны, например: «Египет — сын тысячелетий»; «Мир феодальных государств раннего средневековья»; «Москва не сразу строилась...»; «Твой XVIII век»; «Рай, превращенный европейцами в ад»; «От го­рячей войны к войне холодной»; «Талант — начало мятежа».

Вот задания по подготовке учащихся к некоторым из повтори-тельно-обобщающих уроков. По этим образцам разработайте соб­ственные.

Тема. Причины объединения Франции в средние века (6 класс)

Задание. Составьте в образной форме картинный план путе­шествия по Сене и Луаре в XIII в., включив в него известные знания об изменениях в хозяйственной и социальной жизни страны.

Тема. Первобытные земледельцы и скотоводы (5 класс)

Задание. Напишите отчет археолога о раскопках у села Три-полье на Украине и на основе анализа найденных предметов воссоздайте картину жизни земледельческого племени в пе­риод неолита.

Тема. Русская культура XV—XVI вв. (7 класс)

Задание. Представьте, что вы экскурсовод по Московскому Кремлю, специалист по русскому зодчеству XVI в. Вы прово­дите экскурсию, привлекая памятники московского архитек­турного ансамбля, созданные в XV—XVI вв., раскрываете ис­торию их создания, назначение и архитектурные особенности. Подготовьте устно эту экскурсию.

Тема. Деятельность революционных народников (8 класс)

Задание. Расскажите свою историю вернувшегося из ссылки героя картины И. Репина «Не ждали».

Тема. Революционное движение в 20—30-х годах XIX в. (8 класс)

Задание. Составьте таблицу «Деятельность революционных кружков», включив в нее годы функционирования, числен­ность, состав, цели и средства борьбы, основные направления работы участников кружков.


Перспективные задания:

1. Продумайте и напишите фрагмент плана-конспекта урока, по­священный проверке знаний и умений учащихся. 2. Составьте фраг­мент закрепления на уроке и внесите его в план-конспект. 3. Подго­товьте ответы на вопросы: каким образом проверка связана с пре­дыдущим материалом и тем, что будет изучаться на уроке? Как это в ней отразилось? Поясните логику составленной вами проверки: последовательность вопросов и заданий, отбор материала, сочета­ние разных уровней познавательной самостоятельности учащихся, связность различных форм проверки, итог и переход к новому ма­териалу. Объясните факторы, повлиявшие на ваш выбор приемов проверки. Как связаны задачи и выбор форм проверки? В чем вы видите плюсы и минусы вашей проверки? 4. Разработайте виктори­ну для проверки знаний учащихся, например, такого характера:

1) Что старше: карта или глобус; чем карта отличается от глобу­са? Можно ли сказать, что глобус представляет цельный макет Земли?

2) Что такое «Веселый Роджер»? Зачем и когда его использо­вали?

3) Кто такие флибустьеры? Что за прогулку на доске они иногда устраивали?

4) Какая река считается самой длинной на планете? Где она про­текает?

5) Какую реку греки называли Танаисом и Сигрисом?

6) Одним из притоков Днепра является река Березина, а против устья Днепра в Черном море лежит остров Березень. Как произошли эти названия?

7) Кто из мореплавателей назвал океан Тихим и почему?

8) Город Смоленск возник на том месте, где проходил древний торговый путь «из варяг в греки». Почему город получил такое на­звание?

9) Кто из русских путешественников оставил такую запись: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к го­лове и бивням привязывают большие кованые мечи, да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по 12 человек в доспехах, да все с пушками, да со стре­лами»?

 

10) Рукопись этого путешественника его спутники доставили ве­ликому князю. Кто был этот князь?

11) В каком городе и когда этому путешественнику поставлен памятник?


12) Самая высокая египетская пирамида и Санкт-Петербургские Исаакиевский собор и Петропавловская крепость. Что выше?

13) Ученые выяснили, что четыре тысячи лет назад в Вавилоне умели варить пиво, примерно в это же время пивом услаждали себя фараоны Египта. Как ученым удалось об этом узнать?

Ответы:

1) Карта старше глобуса и подробнее его, но глобус точнее от­ражает земную поверхность; глобус дает объемное изображение Земли, а карта плоское; глобус представляет цельный макет Земли.

2) «Веселый Роджер» — это пиратский флаг с черепом и костя­ми на черном фоне; его морские разбойники поднимали на мачте перед боем, чтобы нагнать страху на противника.

3) Флибустьеры — это пираты, занимавшиеся разбоем в Кариб­ском море; казнь на пиратских судах называлась прогулкой на дос­ке — пленнику завязывали глаза, связывали руки за спиной и за­ставляли идти по доске, выставленной за борт.

4) Самая длинная река планеты Нил и протекает она между дву­мя африканскими пустынями.

5) Греки называли Танаисом нижнее течение Дона до впадения в него Северского Донца и сам этот приток. Среднее течение Дона вверх до устья реки Чир и сам Чир назывались Сигрисом.

6) В древности Днепр называли Борисфеном; предполагают, что оба наименования являются славянской переделкой этого древнего названия реки.

7) Более трех месяцев плыл Магеллан по океану без единого шторма, поэтому и назвал его Тихим.

8) Ладьи, пострадавшие от волока по суше, прежде чем опустить в воды Днепра смолили около города, который и получил название Смоленск.

9) Запись оставил Афанасий Никитин.

 

10) Иван III.

11) В Твери в 1966 г. Афанасию Никитину поставлен памятник.

12) Высота египетской пирамиды 150 метров, Исаакиевского со­бора — 104 метра, Петропавловской крепости — 122,5 метра.

13) При раскопках одной из пирамид было найдено несколько амфор, на дне которой археологи обнаружили следы неизвестной жидкости; анализ показал, что это было пиво.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...